Рабочая программа по технологии

Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа учебного курса «Технология» для 5-8 классов составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ;

  • Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации»,

  • Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» № 696 от 01.07.2013 г.,

  • Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан»,

  • Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (5-8 классы),

  • Приказ от 17.12.2010 г. № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования",

  • Образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 12 (приказ № 157 от 17.08.2012г.);

  • Примерная программа основного общего образования по _технологии_ и программа курса «__Технология___» под редакцией А.Т.Тищенко, Н.В.Синицы.- М.:Вентана-Граф, 2012.

  • Учебный план МБОУ СОШ № 12 городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан на 2015/2016 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

• технологическая культура производства;

• распространенные технологии современного производства;

• культура, эргономика и эстетика труда;

• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

• основы черчения, графики, дизайна;

• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства

• знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;

• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека

• методы технической, творческой, проектной деятельности;

• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

В процессе обучения технологии учащиеся:

познакомятся:

• с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

• с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;

• с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;

• с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;

• с экологичностью технологий производства;

• с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);

• с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (машин, инструментов);

• с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда;

культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;

• с производительностью труда; реализацией продукции;

• с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;

овладеют:

• навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

• навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования,

• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, информации, объектов социальной и природной среды;

• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;

• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;

• навыками организации рабочего места;

• умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека.

Каждый компонент рабочей программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. Все виды практических работ направлены на освоение различных технологий.

В программе предусмотрено выполнение школьниками проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану дается в конце каждого года обучения.

Место предмета «Технология» в учебном плане МБОУ СОШ № 12

Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 12, утвержденному приказом директора школы от 31.08.2015г. № 230 в 2015/2016 учебном году на изучение предмета «Технология» отводится в 5-7 классах - 68 ч, из расчета 2 ч в неделю, в 8 классах - 34 ч, из расчета 1 ч в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В результате обучения учащиеся овладеют:

• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

• навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:

познакомиться:

• с основными технологическими понятиями и характеристиками;

• с назначением и технологическими свойствами материалов;

• с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов м получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

• с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получение продукции;

• со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;

выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

• рационально организовывать рабочее место;

• находить необходимую информацию в различных источниках;

• применять конструкторскую и технологическую документацию

• составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;

• выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;

• конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов

• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;

• осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

• находить и устранять допущенные дефекты;

• проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов

• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

• распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;

• формирования эстетической среды бытия;

• развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;

• получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

• изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

• изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;

• контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;

• выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;

• оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;

• построения планов профессионального образования и трудоустройства.

Результаты изучения учебного предмета

Общие результаты технологического образования состоят:

• в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;

• в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

• в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;

• в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.

Изучение технологии призвано обеспечить:

• становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;

• развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

• формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;

• приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:

• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации

• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

• планирование образовательной и профессиональной карьеры;

• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации

• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса Технология» являются:

• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов

• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия яли технологического процесса;

• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;

• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:

В познавательной сфере:

• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;

• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах

• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

• применение общенаучных знаний по предметам естественно математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности

• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

• планирование технологического процесса и процесса труда;

• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии

• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;

• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений

• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены

• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

• выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения

• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

• документирование результатов труда и проектной деятельности;

• расчет себестоимости продукта труда;

• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере:

• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

• осознание ответственности за качество результатов труда;

• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги.

В физиолого-психологической сфере

• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся по учебной программе

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого разделадолжен:

знать/понимать

основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

уметь

рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.

Требования по разделам технологической подготовки

В результате изучения раздела «Создание изделий из текстильных материалов» ученик должен:

знать/понимать: назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов;

уметь: выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий; проводить примерку изделия; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для: изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.

В результате изучения раздела "Кулинария" ученик должен:

знать/понимать: влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека;

уметь: выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака, обеда, ужина; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.

В результате изучения раздела "Технология домашнего хозяйства" ученик должен:

знать/понимать: характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; инженерные коммуникации в жилых помещениях, виды ремонтно-отделочных работ; материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера; назначение основных видов современной бытовой техники; санитарно-технические работы; виды санитарно-технических устройств;

уметь: планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для: выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенических средств; выполнения ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для ремонта и отделки помещений; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.

Основное содержание предмета учебного плана ОУ

Раздел 1. Создание изделий из текстильных материалов

Тема 1. Свойства текстильных материалов. Элементы материаловедения. Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве. Натуральные волокна животного происхождения. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе.

Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения. Дефекты ткани. Сравнительные характеристики свойств хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.

Свойства искусственных волокон. Свойства тканей из искусственных волокон (прочность в сухом и влажном состоянии, сминаемость, воздухопроницаемость). Использование тканей из искусственных волокон при производстве одежды. Краткие сведения об ассортименте тканей из искусственных волокон. Синтетические волокна, технология их изготовления и эксплутационные свойства.

Практические работы Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Выполнение образца полотняного переплетения.

Распознавание в тканях волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти. Определение лицевой и изнаночной сторон тканей саржевого и атласного переплетений. Составление коллекции тканей саржевого и атласного переплетений.

Варианты объектов труда. Образцы ткани. Образец полотняного переплетения.

Образцы хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.

Коллекция тканей из синтетических волокон.

Тема 2. Элементы машиноведения

Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Назначение, устройство и принцип действия регуляторов бытовой универсальной швейной машины. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или неправильной ее установкой.

Приспособления к швейной машине (лапка для петель, лапка для штопки, лапка для потайного стежка). Характеристика и области применения краеобметочной машины. Челночное устройство универсальной швейной машины.

Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки.

Практические работы Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей. Замена иглы в швейной машине. Уход за швейной машиной, чистка и смазка. Выполнение зигзагообразной строчки. Обработка петель.

Варианты объектов труда. Швейная машина. Образцы машинных строчек.

Тема 3. Конструирование швейных изделий

Краткие сведения из истории одежды. Современные направления моды. Народный костюм как основа в построении современных форм одежды. Понятия силуэта и стиля в одежде. Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.

Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью. Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок. Конструкции юбок. Мерки, необходимые для построения основы чертежа конической, клиньевой и прямой юбок. Прибавки к меркам на свободу облегания. Условные графические изображения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.

Виды легкого платья и бельевых изделий. Требования, предъявляемые к одежде. Выполнение расчетных формул и построение чертежа основы изделия с цельнокроеным рукавом в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.

Практические работы Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.

Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Выбор модели юбки в зависимости от особенностей фигуры. Моделирование юбки выбранного фасона. Подготовка выкройки юбки к раскрою.

Снятие мерок. Построение чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

Варианты объектов труда. Чертеж и выкройка фартука. Виды отделок.

Чертеж и выкройка юбки.

Чертёж и выкройка изделия с цельнокроеным рукавом.

Тема 4. Моделирование швейных изделий.

Понятие о моделировании одежды. Виды художественного моделирования одежды. Способы моделирования одежды. Моделирование плечевой одежды. Моделирование юбки. Подготовка выкройки к раскрою. Выбор модели изделия из журнала мод с учётом индивидуальных особенностей фигуры. Способы копирования выкройки из журналов. Поиск в Интернете современных моделей швейных изделий.

Практические работы Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою. Способы моделирования конических, клиньевых и прямых юбок. Моделирование юбки выбранного фасона. Подготовка выкройки юбки к раскрою. Эскизная разработка моделей. Моделирование плечевой одежды. Построение выкройки модели.

Варианты объектов труда. Чертеж и выкройка фартука. Чертеж и выкройка юбки. Чертеж и выкройка ночной рубашки.

Тема 5. Технология изготовления швейных изделий.

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва. Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения.

Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий.

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука и головного убора. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса и бретелей. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

Назначение и конструкция стачных, настрочных и накладных швов, их условные графические обозначения и технология выполнения. Особенности раскладки выкройки на ткани в клетку и в полоску. Способы обработки нижнего и верхнего срезов юбки. Особенности влажно-тепловой обработки шерстяных и шелковых тканей.

Подготовка ткани к раскрою. Раскрой ткани. Подготовка деталей кроя к обработке. Способы перевода меловых линий. Сборка изделия. Проведение примерки, выявление и исправление дефектов. Обработка изделия после примерки. Обработка горловины обтачкой. Обработка швов ручным и машинным способами. Обработка срезов рукавов и низа. Художественная отделка изделия. Художественное оформление народной одежды. Приемы влажно-тепловой обработки тканей из натуральных и химических волокон. Контроль качества готового изделия.

Практические работы Организация рабочего места для ручных работ. Выполнение ручных стежков, строчек и швов. Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Подготовка юбки к примерке. Примерка юбки, выравнивание низа изделия, выявление и исправление дефектов, подгонка изделия по фигуре. Стачивание деталей изделия. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Художественное оформление изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

Раскрой ткани. Перевод меловых линий. Соединение деталей изделия. Примерка плечевого изделия. Обработка горловины. Обработка срезов рукавов и низа. Влажно-тепловая обработка изделия.

Варианты объектов труда. Образцы ручных стежков, строчек и швов, фартук, головной убор. Юбка коническая, клиньевая или прямая. Изделие с цельнокроенным рукавом.

Раздел 2. Художественные ремесла

Тема 1. Декоративно-прикладное искусство

Понятие «декоративно-прикладное искусссво». Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны. Традиционные виды рукоделия: вышивка, вязание, плетение, роспись по дереву и тканям. Инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремёслах. Отделка одежды вышивкой, тесьмой, изготовление сувениров к праздникам.

Экскурсия в музей.

Тема 2. Лоскутное шитье.

Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент. Возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды.

Практические работы Изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья. Подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре, подготовка их к работе. Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги для выкраивания элементов орнамента. Раскрой ткани с учетом направления долевой нити. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.

Варианты объектов труда. Прихватка, салфетка, диванная подушка, табуретница.

Тема 4. Вязание крючком.

Краткие сведения из истории старинного рукоделия - вязания. Узоры для вязания крючком. Вязанные изделия в современной моде. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Технология выполнения различных петель. Вязание полотна. Вязание по кругу.

Практические работы Изготовление образцов вязания крючком и сувениров

Тема 5. Вязание на спицах.

Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель. Ассортимент изделий, изготовленных в технике вязания на спицах; материалы и инструменты для вязания; условные обозначения, применяемые при вязании на спицах.

Практические работы: набор петель; выполнение простых петель; изготовление образцов чулочного и платочного вязания; убавление, прибавление и закрывание петель; изготовление изделия в технике вязания на спицах.

Вариант объекта труда: образцы вязания на спицах.

Тема 6. Вышивание.

Материалы и оборудование для вышивки. Технология выполнения прямых, петлеобразных, петельных, крестообразных и косых ручных стежков. Приемы выполнения счетных швов. Художественные особенности: построение композиции, колоритное решение рисунка.

Материалы и оборудование для вышивки атласными лентами. Швы, используемые в вышивке лентами. Профессия вышивальщица.

Практические работы Выполнение вышивки по схеме. Зарисовка схемы, разработанной на уроке. Подбор ткани и инструментов для работы. Выполнение образцов вышивки.

Варианты объектов труда. Салфетка, закладка, пояс.

Тема 7. Ручная роспись тканей.

Понятие о ручной росписи тканей. Подготовка ткани к росписи. Виды батика. Технология батика. Профессия художник росписи по ткани.

Практические работы Выполнение образца росписи ткани в технике батика.

Раздел 3. Технология домашнего хозяйства

Тема 1. Интерьер кухни, столовой.

Понятие об интерьере, требования к интерьеру кухни. Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления. Влияние электробытовых приборов и технологий приготовления пищи на здоровье человека.

Практические работы: Выполнение эскиза интерьера кухни. Выполнение макета кухни.

Варианты объектов труда. Интерьер кухни.

Тема 2.Интерьер жилого дома

Понятие о жилом помещении. Зонирование пространства жилого дома. Понятие о композиции в интерьере. Подбор штор, занавесей, мебели предметов декоративно- прикладного искусства.

Варианты объектов труда. Эскизы оформления окон портьерами.

Организация зон отдыха, детского уголка. Использование современных материалов в отделке детской комнаты. Оформление детской комнаты в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Практическая работа. Выполнение эскиза планировки детской комнаты.

Тема 3. Комнатные растения в интерьере

Понятие о фитодизайне как искусстве оформления интерьера, создания композиций с использованием растений. Роль комнатных растений в интерьере. Размещение комнатных растений в интерьере. Солнцелюбивые и теневыносливые растения. Влияние комнатных растений на микроклимат помещения. Проблема чистого воздуха. Подбор и посадка комнатных растений.

Практическая работа. Пересадка комнатных растений. Уход за растениями в кабинете технологии. Выполнение эскиза планировки детской комнаты с комнатными растениями.

Тема 4. Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере.

Роль освещения в интерьере. Понятие о системе освещения жилого помещения. Естественное и искусственное освещение. Типы ламп. Типы светильников. Современные системы управления светом. Типы освещения.

Предметы искусства и коллекции в интерьере. Оформление и размещение картин. Понятие о коллекционировании. Размещение коллекций в интерьере. Профессия дизайнер.

Практические работы Выполнение электронной презентации «Освещение жилого дома». Систематизация книг.

Тема 5. Гигиена жилища.

Значение в жизни человека соблюдения и поддержания чистоты и порядка в жилом помещении. Виды уборки, их особенности и правила проведения. Современные натуральные и синтетические средства, применяемые при уходе за посудой, уборке помещения.

Практические работы Генеральная уборка кабинета технологии.

Подбор моющих средств для уборки помещения.

Тема 6. Экология жилища.

Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации. Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилища.

Практические работы Ознакомление с системой фильтрации воды.

Изучение конкструкции водопроводных сместителей.

Тема 7. Водоснабжение и канализация в доме.

Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Устройство сливных бачков различных типов.
Приёмы работы с инструментами и приспособлениями для санитарно-технических работ. Экологические проблемы, связанные с утилизацией сточных вод. Профессии, связанные
с выполнением санитарно-технических работ.

Практические работы Ознакомление со схемой системы водоснабжения и канализации в школе и дома. Определение расхода и стоимости горячей и холодной воды за месяц.

Раздел 4. «Электротехника»

Тема 1. «Бытовые электроприборы»

Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины и др.

Электрические бытовые приборы для уборки и создания микроклимата в помещении. Современный многофункциональный пылесос. Приборы для создания микроклимата: кондиционер, ионизатор-очиститель воздуха, озонатор.

Электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Электрическая и индукционная плиты на кухне. Принцип действия, правила эксплуатации. Преимущества и недостатки. Пути экономии электрической энергии в быту. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами. Назначение, устройство, правила эксплуатации отопительных электроприборов. Устройство и принцип действия электрического фена. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников и стиральных машин-автоматов, электрических вытяжных устройств. Электронные приборы: телевизоры, DVD, музыкальные центры, компьютеры, часы и др. Сокращение срока службы и поломка при скачках напряжения. Способы защиты приборов от скачков напряжения.

Практические работы Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне. Поиск информации об истории электроприборов. Изучение принципов действия и правил эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника.

Изучение потребности в бытовых электроприборах для уборки и создания микроклимата в помещении. Подбор современной бытовой техники с учётом потребностей и доходов семьи. Оценка допустимой суммарной мощности электроприборов, подключаемых к одной розетке и в квартирной (домовой) сети. Ознакомление с устройством и принципом действия стиральной машины-автомата, электрического фена. Изучение способов защиты электронных приборов от скачков напряжения.

Раздел 5. «Семейная экономика»

Тема 1. Бюджет семьи.

Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи. Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Способы защиты прав потребителей. Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета.

Практические работы Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Анализ потребностей членов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых расходы семьи с учётом её состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг в целях минимизации расходов в бюджете семьи. Анализ качества и потребительских свойства товаров. Планирование возможной индивидуальной трудовой деятельности.

Вариант объекта труда: рекламные справочники по товарам и услугам, сборники законов Российской Федерации.

Раздел 6. Современное производство о профессиональное самоопределение

Тема 1. Сфера производства и разделение труда

Сфера и отрасли современного производства; основные структурные подразделения производственного предприятия; разделение труда; приоритеты направления развития техники и технологий в лёгкой и пищевой промышленности; влияние техники и технологий на виды и содержание труда; понятия о профессии, специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника.

Практические работы: анализ структуры предприятия легкой промышленности; анализ профессионального деления работников предприятия; ознакомление с деятельностью производственного предприятия или предприятия сервиса; экскурсия на предприятие швейной промышленности.

Варианты объектов труда: устав предприятия; сведения о кадровом составе предприятия и уровня квалификации работников.

Тема 2. Профессиональное образование и карьера

Роль профессии в жизни человека; виды массовых профессий сфера производства и сервиса; региональный рынок труда и его конъюнктура; профессиональные качества личности и их диагностика; источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования; возможности построения карьеры профессиональной деятельности. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности. Источники получения информации о профессиях, путях и об уровнях профессионального образования. Здоровье и выбор профессии

Практические работы Ознакомление по Единому тарифно-квалификационному справочнику с массовыми профессиями. Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда. Поиск информации в различных источниках, включая Интернет, о возможностях получения профессионального образования. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства

Варианты объектов труда: единый тарифно-квалификационный справочник, справочники по трудоустройству, справочники об учебных заведениях, сборники диагностических тестов, Интернет.

Раздел 7. Кулинария

Тема 1. Санитария и гигиена.

Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.

Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола. Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, с горячей посудой и жидкостью, ножом и кухонными приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком

Практические работы Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.

Варианты объектов труда. Таблицы, справочные материалы.

Тема 2. Физиология питания.

Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах. Минеральные соли и микроэлементы, содержание их в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека. Значение солей кальция, калия, натрия, железа, йода для организма человека. Суточная потребность в солях. Понятия о микроорганизмах; полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты; заболевания, передающиеся через пищу. Органолептические методы определения качества пищевых продуктов. Первая помощь при пищевых отравлениях

Практические работы Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах. Составление меню, соответствующих принципам рационального питания.

Тема 3. Бутерброды, горячие напитки.

Значение хлеба в питании человека. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезки. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов. Профессия пекарь. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления, подача кофе. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка.

Практические работы Приготовление и оформление бутербродов. Приготовление горячих напитков. Соблюдение правил безопасного труда при работе с ножом и горячей жидкостью.

Тема 4. Блюда из яиц.

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при кулинарной обработке яиц. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в мешочек, вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд

Практические работы Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц. Вареные яйца, омлет.

Тема 5. Блюда из овощей

Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка их к заморозке. Хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей. Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью. Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд

Практические работы Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей. Салаты из сырых овощей и вареных овощей. Овощные гарниры.

Тема 6. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

Виды круп и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий. Требования к качеству каши. Технология приготовления блюд из бобовых. Причины увеличения веса и объема при варке. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд.

Практические работы Приготовление и оформление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.

Варианты объектов труда. Рецепты блюд с использованием гречневой крупы, гарниры из риса и макаронных изделий.

Тема 7. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку

Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.

Практические работы Разработка меню завтрака. Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток.

Тема 8. Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря

Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в них белков, жиров, углеводов, витаминов. Виды рыбы и нерыбных продуктов моря, продуктов из них. Маркировка консервов. Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Оттаивание мороженой рыбы. Вымачивание солёной рыбы. Разделка рыбы. Санитарные требования при обработке рыбы. Тепловая обработка рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря. Подача готовых блюд. Требования к качеству готовых блюд

Практические работы Определение свежести рыбы органолептическим методом. Приготовление блюда из рыбы. Приготовление блюд из морепродуктов.

Варианты объектов труда Рецепты блюд из вареной рыбы.

Тема 9. Блюда из мяса

Значение мясных блюд в питании. Виды мяса и субпродуктов. Признаки доброкачественности мяса. Органолептические методы определения доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции. Оттаивание мороженого мяса. Подготовка мяса к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке мяса. Виды тепловой обработки мяса. Определение качества термической обработки мясных блюд. Технология приготовления блюд из мяса. Подача к столу. Гарниры к мясным блюдам.

Пратические работы Определение доброкачественности мяса и мясных продуктов. Приготовление блюда из мяса.

Тема 10. Блюда из птицы

Виды домашней и сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Способы определения качества птицы. Подготовка птицы к тепловой обработке. Способы разрезания птицы на части. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке птицы. Виды тепловой обработки птицы. Технология приготовления блюд из птицы. Оформление готовых блюд и подача их к столу.

Практические работы Определение качества мяса птицы; первичная обработка птицы. Приготовление блюд из домашней птицы

Вариант объекта труда: блюдо из птицы.

Тема 11. Заправочные супы.

Значение супов в рационе питания. Технология приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов. Виды заправочных супов. Технология приготовления. Подача к столу.

Практические работы:

Технология приготовления заправочного супа.

Тема 12. Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду.

Составление меню на обед. Сервировка стола к обеду. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

Практические работы Составление меню обеда. Сервировка стола к обеду. Составление меню, расчёт количества и стоимости продуктов.

Варианты объектов труда: эскиз и сервировка стола.

Тема 13. Блюда из молока и кисломолочных продуктов

Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Натуральное (цельное) молоко. Молочные продукты. Молочные консервы. Кисломолочные продукты. Сыр. Методы определения качества молока и молочных продуктов. Посуда для приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. Молочные супы и каши: технология приготовления и требования к качеству. Подача готовых блюд. Технология приготовления творога в домашних условиях. Технология приготовления блюд из кисломолочных продуктов

Практические работы Определение качества молока. Приготовление блюд из молока и кисломолочных продуктов.

Варианты объектов труда Рецепты блюд из молока и кисломолочных продуктов.

Тема 14. Изделия из жидкого теста.

Виды блюд из жидкого теста. Продукты для приготовления жидкого теста. Пищевые разрыхлители для теста. Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Технология приготовления теста и изделий из него: блинов, блинчиков с начинкой, оладий и блинного пирога. Подача их к столу. Определение качества мёда органолептическими и лабораторными методами.

Практические работы Приготовление изделий из жидкого теста.

Тема 15 Виды теста и выпечки

Продукты для приготовления выпечки. Разрыхлители теста. Инструменты и приспособления для приготовления теста и формования мучных изделий. Электрические приборы для приготовления выпечки. Дрожжевое, бисквитное, заварное тесто и тесто для пряничных изделий. Виды изделий из них. Рецептура и технология приготовления пресного слоёного и песочного теста. Особенности выпечки изделий из них. Профессия кондитер.

Практические работы Приготовление песочного теста. Приготовление слоёного теста.

Тема 16. Сладости, десерты, напитки.

Виды сладостей: цукаты, конфеты, печенье, безе (меренги). Их значение в питании человека. Виды десертов. Безалкогольные напитки: молочный коктейль, морс. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу. Профессия кондитер сахаристых изделий.

Практические работы Приготовление сладких блюд и напитков

Тема 17. Сервировка праздничного сладкого стола. Праздничный этикет.

Меню сладкого стола. Сервировка сладкого стола. Набор столового белья, приборов и посуды. Подача кондитерских изделий и сладких блюд. Правила поведения за столом и пользования десертными приборами. Сладкий стол-фуршет. Правила приглашения гостей. Разработка пригласительных билетов с помощью ПК.

Практические работы Разработка меню. Приготовление блюд для праздничного сладкого стола. Сервировка праздничного сладкого стола. Разработка приглашения на праздник с помощью компьютера.

Раздел 8. Технология творческой и опытнической деятельности

Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность.

Оформление и формулировка проблемы. Выбор темы проекта. Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснование и выбор лучшего варианта и его реализация. Оформление технологического этапа проекта. Расчет себестоимости изделия. Экологические обоснования. Подготовка проекта к защите. Защита проекта.

Примерные темы:

Планирование кухни-столовой.

Приготовление воскресного завтрака для всей семьи.

Наряд для завтрака.

Лоскутное изделие для кухни-столовой.

Сбор коллекции образцов декоративно-прикладного искусства края.

Изготовление сувенира. Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.

Выполнение изделия с вышивкой в технике «крест».

Выполнение элементов народного костюма.

Изготовление изделия в технике вязания крючком.

Оформление интерьера декоративными растениями. Блюда национальной кухни для традиционных праздников.

Сервировка праздничного стола.

Изготовление сувенира в технике художественно росписи ткани.


Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Одной из главных форм контроля на уроках трудового обучения является соблюдение правил поведения в мастерской и правил безопасного труда при выполнении практических работ. Такая форма контроля как устный зачет по правилам работы с инструментами и на оборудовании, без сдачи которого обучающиеся не допускаются к дальнейшему выполнению практической работы, позволяет сохранить прочные знания по теме, способствует осмыслению выполняемых практических действий. Применение самоконтроля по выявлению допущенных ошибок и причин их возникновения способствует повышению качества выполняемой работы.

Итоговый и промежуточный контроль обучающихся для систематизации и обобщении знаний, осуществляется в виде тестовых заданий. Закрепление умений и навыков осуществляется выполнением практических работ по темам. Применение метода проектов предполагает в качестве итогового контроля защиту проекта.

Для стимулирования и контроля, взаимоконтроля, самоконтроля деятельности обучающихся используются следующие приемы: положительные отметки, похвала и порицание, взаимопомощь при выполнении практической работы, самопроверка лабораторных работ, тестов, кроссвордов, соревнование. Одним из приемов стимулирования на выполнение качественного изделия может служить постоянно действующая выставка работ учащихся, выполненных в ходе учебной деятельности.

Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся


ОТМЕТКА «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

ОТМЕТКА «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает

незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

ОТМЕТКА «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного

материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами,

затрудняется подтвердит ответ конкретным примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.

ОТМЕТКА «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не

может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может

ответить на дополнительные вопросы учителя.

Нормы оценки практической работы

Организация труда

ОТМЕТКА «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и

технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд и соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально

организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила ТБ, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.

ОТМЕТКА «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены

незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые

исправились самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила ТБ.

ОТМЕТКА «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены

нарушения трудовой и технологической дисциплины, правил ТБ.

ОТМЕТКА «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены

грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, ТБ, которые

повторялись после замечаний учителя.

Приемы труда

ОТМЕТКА «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было

нарушений правил ТБ, установленных для данного вида работ.

ОТМЕТКА «4» ставится, если приемы труда выполнялись в основном правильно,

допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушений правил ТБ.

ОТМЕТКА «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения правил ТБ.

ОТМЕТКА «2» ставится, если неправильно выполнялись многие работы, ошибки

повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме или

поломке инструмента (оборудования).

Качество изделия (работы)

ОТМЕТКА «5» ставится, если изделие или другая работа выполнены с учетом

установленных требований.

ОТМЕТКА «4» ставится, если изделие выполнено с незначительными отклонениями от заданных требований.

ОТМЕТКА «3» ставится, если изделие выполнено со значительными нарушениями

заданных требований.

ОТМЕТКА «2» ставится, если изделие выполнено с грубыми нарушениями заданных

требований или допущен брак.

При выполнении тестов, контрольных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся: выполнил 90 - 100 % работы

Оценка «4» ставится, если учащийся: выполнил 70 - 89 % работы

Оценка «3» ставится, если учащийся: выполнил 30 - 69 % работы

Оценка «2» ставится, если учащийся: выполнил до 30 % работы


Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


  1. Учебник «Технология» 5, 6, 7 класс, авторы: А. Т. Тищенко, Н. В. Синица,В. Д. Симоненко, под ред. И. А. Сасовой, М.: Вентана-Граф, 2012.

  2. Симоненко, В. Д. Технология: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / В. Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2010.;

  3. Технология. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., перераб./Под ред.В.Д.Симоненко. - М.: Вентана-Графф,2013.

  4. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко для учащихся (вариант для девочек) 7,8 классов. Г,П.Попова- Волгоград: Учитель,2009.;

  5. Программа по технологии: 5-8 классы /А.Т.Тищенко, Н.В.Синица.-М.:Вентана-Граф, 2012.

  6. Программы средних образовательных учреждений. Трудовое обучение. 1-4кл. Технология 5-11кл./ Под ред. Симоненко В. Д., Хотунцева Ю. Л. М.: Просвещение, 2007.

  7. Метод проектов в технологическом образовании школьников. И.Н.Сасова- М.: Вентана-Граф,2003.;

  8. Рабочая тетрадь. Технология. 5,6,7 класс. Вариант для девочек: В 2ч.- Саратов: Лицей, 2005.;

  9. Учебные пособия: «Лен», «Шерсть», «Ткани растительного происхождения», «Ткани животного происхождения», «Ткани искусственного происхождения»

  10. Коллекция образцов тканей

  11. Печатные пособия, разработанные по каждому разделу программы (демонстрационный материал, наборы сюжетных картинок, раздаточный материал, карточки с заданиями, тесты.)

  12. Наглядные и демонстрационные пособия и инструменты для выполнения практических работ.

  13. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (бытовые швейные машины, утюг).




Список литературы

1. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы :- М.: Просвещение, 2010.

2.Технология. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., перераб./ Под ред.В.Д.Симоненко. - М.: Вентана-Графф,2010.-208с.

3.Технология. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., перераб./Под ред.В.Д.Симоненко. - М.: Вентана-Графф,2010.-208с.

4.Технология.8 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2007-281с

5.Предметные недели в школе 5-11 класс

6.Журнал «Школа и производство»

7.Асмолов А.Г., Бурлова Г.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя.- М. : Просвещение, 2010.

8.Байгундина Э. Домоводство.- М.: Премьер, 1992.

9.Бердник Т. О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики.-Феникс, 2001.

10.Воскресенская И. Развивающие игрушки своими руками. -Сибирское университетское издательство, 2008.

11.Еременко Т.И. Иголка-волшебница.- М.: Просвещение, 1988.

12.Литвинец Э.Н. Сделай сам.- М.: Знание, 1991.

13.Лихачева Т.Г. Моя подружка - мягкая игрушка- М.: Академия и Кº, 2000.

14.Лобзина А.Я. Дидактический материал по обслуживающему труду.- М.: Просвещение, 1983.

© 2010-2022