Виды орнаментов и их применение. Украшение тесьмой головного убора

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема урока: Виды орнаментов и их применение. Украшение тесьмой головного убора

Цели урока: 1 Дидактическая Опираясь на полученные знания, закрепить умения и навыки по теме вязание крючком. Ознакомить учащихся с видами орнаментов дать необходимые понятия об аппликации, ее видах, технологии выполнения и применения

2 Воспитательная: Воспитать добросовестное отношение к труду.

3 Развивающая: Развить и выработать навыки быстрого вязания крючком, сформировать и развить у учащихся художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и творческое искание.

Материалы: крючки, пряжа, ножницы, клей, кисточки, шаблоны узоров.

Наглядные пособия и дидактический материал: плакаты, головные уборы, кроссворды, схема №1, №2.

Межпредметные История-история орнамента, Черчение, рисование-чертеж и рисунок орнамента.связи: Математика-знание счета, О.Б.Ж.- знание правил по техники безопасности,

Методы обучения: 1Словестный: беседа, обьяснение.2 Демонстрационный.3 Практическая работа.

Тип урока: Интегрированный урок.

Ход урока.

1 Организационный момент.

-Приветствие.

-Контроль посещения.

-Готовность к занятию.

2. Сообщение нового материала.

Слово «орнамент» в переводе с латинского означает «художественное украшение». Самостоятельного значения орнамент не имеет. Им украшают, оформляют изделия прикладного искусства, одежду, предметы быта и т.д.

Орнамент всецело зависит от формы, назначения и материала, из которого выполняется украшаемое им изделие.

Характерная особенность орнамента- ритмическое чередование элементов или группы элементов, соразмерность его частей. С помощью орнамента изделию можно придать определенный смысл, значение.

Для построения орнамента можно использовать геометрические формы, растительные мотивы, изображения животного мира, а также космогонические мотивы.

Сегодня мы на уроке познакомились с видами казахского национального орнамента для украшения головных уборов, а на практической работе мы оформим головные уборы тесьмой, связанной крючком. Но прежде чем приступить к изучению новой темы, мы должны вспомнить виды вязания, инструменты и принадлежности используемые при работе и правило техники безопасности.

  1. На доске вы видите, что зайчик летит на воздушных шарах, и не может приземлиться, давайте поможем зайчику, отгадав ребусы, ответив правильно на вопросы. Если вы затрудняетесь в решении ребуса, можно использовать подсказки-загадки.

  2. Улитка не знает вид вязки, спуталась с дороги, давайте поможем ей.

  3. Мы с вами изучили 4 вида вязки крючком. Я вам раздам карточки, с описанием вида вязки, вы должны будете правильно дать название вида и выбрать правильный образец вязания.

Вы все правильно ответили, и мы можем перейти к новой теме. Откройте тетради и запишите новую тему урок.

Орнамент пришел к нам из далекой древности, основу казахского орнамента составляют знаки, символы, узорные мотивы. Развиваясь на протяжении веков казахский орнамент дошел до нас, сохранив свою самобытность и своеобразие. В нем четко прослеживаются зооморфные, растительные, космогонические, геометрические мотивы.

К зооморфным мотивам в казахском орнаменте относятся рогообразный узор, известный под названием кошкар муйиз- барании рога, и его вариации: кос муйиз-двойные рога, кыныр муйыз- кривые рога, сынык муйиз-сломанные рога и т.д. зооморфные являются также табан-сиед, еркеш-горб, каз муйиз-гусинная шея.

Определенный смысл и значения заложены в растительных мотивах казахского орнамента. Все они, как в отдельности, так и в сочетании друг с другом, например переплетение цветка и бутона, раскрывают понятие единства. Растительные мотивы жапырак- листья, уш жапырак- тритистник, шпыршык-бутон, гуль-цветок характерны для вышивки гладью, золотом. Они украшали настенные ковры, головные уборы, детали костюма.

Казахи в прошлом безошибочно ориентировались в степи, определяли днем и ночью точное время, могли предсказывать те или иные явления природы. Эти знания, а так же представление о строении мира, Вселенной легли в основу космогонических мотивов казахского орнамента. По мнению народных мастеров солнце символизирует - шенбер, четыре стороны света - торт кулак - крестовина, космогонические явления так же мугыла- луч солнца, изображение звезд, луны иногда внутренняя плоскость узора мугыла заполняется листьями, раскрывая символику этого узора как источник жизни на земле.

Многочисленные геометрические мотивы казахского орнамента это суйир-ромб, ирек-зигзаг, тумарша- треугольник, многогранник и пересекающие линии. Традиционно они применяются в сочетании с растительными узорами. Все мотивы казахского орнамента: зооморфные, растительные, космогонические, геометрические - свободно сочетаются друг с другом, что позволяет создать практически неограниченное число орнаметальных композиций.

Всякий цвет имел свою символику: голубой - означал небо; белый - радость, счастье, желтый- знание, мудрость; красный - огонь, солнце; зеленый - юность, весну; черный - землю. Давайте приглядимся к изделиям, и мы заметим, что везде присутствует в основном рогообразный орнамент, поэтому рогообразные занимают главенствующее положение. Обратим внимание на головные уборы. У каждого народа имеется несколько разновидностей мужских и женских головных уборов. Жгучий зимний холод, летний зной в казахской степи заставляли предъявлять особые требования к одежде. Она должна была защищать от холода и жары. Пот головному убору различали положение человека в обществе. У знатных людей шапки были из дорогой кожи и тканей, у бедных - попроще. По головному убору, не видя женщину, можно было определить, принадлежит он6 девушке молодой или пожилой женщине. Рассмотрим некоторые виды головных уборов казахского народа. Калпак- исключительно мужской головной убор. Он самый древний из войлочных головных уборов. Различают 2 вида калпаков - ак калпак,, получил свое название, благодаря белому войлоку, из которого он шьется, поля цельные, закрученные. Айыр калпак имеет поля с двух сторон разделенные надвое (айыру-разделить). Взрослые казахи постоянно носили круглую тюбетейку, а все остальные уборы поверх неё. Наиболее простым украшением тюбетейки была узорная строчка на околышке. Борик- шапка с меховой опушкой. Борик шьют из дорогой кожи меха. Казахи название каждому виду борика в зависимости от материала из которого он сшит. Например, «сусар борик»- борик из куницы, «кундыз борик» - бррик из бобра, или нутрии, «камшат борик»- борик из соболя или выдры. Тымак- треук, вот пожалуй и все, мужские головные уборы не отличались разнообразием.

Девушки носили головные уборы двух типов: тюбетейку(такия) и теплую шапку с меховой опушкой (борик), отделанную по околышку мехом выдры, лисицы, бобра. К макушке обычно пришивали пучок перьев филина, игравшей роль оберега. Девичья такия шилась из дорогих материалов, по цвету такия должна была сочетаться с камзолом. По форме она была выше тюбетейки, объемнее. Такию обычно украшали орнаментом из шитой золотом или серебром тесьмы бисером, бусинами. Как правило, головной убор сверху украшали пучком перьев филина. Касаба - красивый женский головной убор, нередко заменял саукеш в комплекте свадебного наряда, носили после свадьбы, скошенная слечка на затылочной части.

Саукеле - самый древний и красивый вид казахского головного убора и самый нарядный в гардеробе невесты. Верхняя часть имела конусообразную форму. Наружная часть обшивали парчой. Лобную и затылочную части украшали национальным орнаментом из металла, драгоценных камней. Нижняя часть саукеле изготавливалась по размеру головы и была шире верхней. Её густо обшивали золотыми и серебряными бляшками, драгоценными камнями, позолоченной тесьмой, бусинками. Наверху саукеле возвышались перья филина - оберег. Обязательным к саукеле длинные подвески жактау, прикрепленные с боковых сторон доходящих до пола, состояли из нитей кораллов, бирюзы, серебряных пластинок, монет. Не менее важная часть саукеле - желек, сшитый из легкой воздушной ткани. Он напоминал фату. Её закрепляли на верху саукеле. Желек расшивали узорами.

Кимешек- женский головной убор. Его носили молодые и пожилые женщины. Шили из белой ткани, молодым из тонкого белого шелка. Часть кимешека, покрывающую грудь и спину, называют «кундук». Лицевую сторону кимешека, которые носили молодые женщины, украшали вышивкой, узорами, золотом, серебром.

Закрепление новой темы


  1. Иллюстрация. Назовите виды головных уборов изображенных на картине?

  2. Раздаются карточки с орнаментами, нужно назвать орнамент и определить к какому мотиву он относится?

  3. Вставить пропущенные буквы в кроссворд «головные уборы»

  4. Игра «Моркой бой». Заполняются карточки с цифрами 5,5,5,10,10,10,15,15,20,,п,п,п. команда задает квадрат например 1а, у другой команды, то какая цифра в этом квадрате, такой балл получает, если правильно ответит на вопрос. П-30, балл без вопроса.

4. Вводный инструктаж-разбор схем.

5. Практическая работа-вязание тесемки, украшение тесемкой головного убора.

Текущий инструктаж-целевые обходы.

-Правильность чтения схемы.

-Правильность вязания тесьмы.

-Помощь при нанесения орнамента на головной убор.

-Помощь при украшение орнаментом.

6. Закрепление новой темы.

-Что означает слово орнамент?

-Какие виды орнамента вы использовали при украшении?

-Какие виды женских головных уборов вы знаете?

7. Заключительный инструктаж.

-Анализ характерных ошибок.

-Оценка каждого ученика.

-Домашнее задание.

8. Уборка рабочего места.


© 2010-2022