Тематический план и рабочая программа по предмету «Технология», 7 класс

Программа со­ставлена в соответствии с утвержденным минимумом содержания обучения в основной школе и предназна­чена для учащихся 7 классов общеобразователь­ных школ. Программа имеет традиционную структуру, рассчитана на изучение основных разделов трудового обучения   Программа со­ставлена в соответствии с утвержденным минимумом содержания обучения в основной школе и предназна­чена для учащихся 7 классов общеобразователь­ных школ. Программа имеет традиционную структуру, рассчитана на изучение осн... В программе много внимания уделено обучению школьников приемам обработки различных конструкционных материа­лов, творческим работам. Знания и умения технологии обработки различных материалов необходимы каждому человеку. В процессе изучения «Технологии» учащиеся освоят общетрудовые уме­ния по технологии обработки древесины и металлов, позна­комятся с элементами машиноведения, овладеют приема­ми обработки материалов на станках. Учебный предмет «Технология» призван подгото­вить учащихся к активной самостоятельной трудовой жизни, к созидательной и преобразующей деятель­ности.
Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематический план.

№ п. п.

Разделы и темы программы

Кол - во часов

Раздел I. Технология обработки древесины. 26 часов.

1.

Физико-механические свойства древесины.

2

2.

Конструкторская документация.

2

3.

Технологическая документация.

2

4.

Заточка дереворежущих инструментов.

2

5.

Настройка рубанков, фуганков, шерхебелей.

2

6.

Отклонения и допуски на размеры деталей.

2

7.

Шиповые столярные соединения.

2

8.

Разметка и запиливание шипов и проушин.

2

9.

Соединение деталей шкантами и шурупами с нагелями.

2

10.

Точение конических деталей из древесины.

2

11.

Точение фасонных деталей из древесины.

2

12.

Художественное точение древесины.

2

13.

Профессии рабочих и машины в лесотехнической промышленности.

2

Раздел II. Технология обработки металлов. 26часов.

14.

Классификация и маркировка сталей.

2

15.

Термическая обработка сталей.

2

16.

Чертежи цилиндрических деталей. Сечения и разрезы.

2

17.

Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ - 6.

2

18.

Виды и назначение токарных резцов.

2

19.

Управление токарно-винторезным станком.

2

20.

Приёмы работы на токарно-винторезном станке.

2

21.

Технологическая документация для изготовления изделий на станках

2

22.

Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка.

2

23.

Резьбовые соединения. Элементы резьбы.

2

24.

Изображение и обозначение резьбы на чертежах.

2

25.

Инструменты и приёмы нарезания наружной резьбы.

2

26.

Инструмент и приёмы нарезания внутренней резьбы.

2

Раздел III. Культура дома (ремонтно-строительные работы). 6 часов.

27.

Основы технологии оклейки помещений обоями.

2

28.

Основы технологии малярных работ.

2

29.

Основы технологии плиточных работ.

2

Раздел IV. Творческие проекты. 10 часов.

30.

Основные требования к проектированию изделий.

2

31.

Элементы конструирования.

2

32.

Экономические расчёты при выполнении проекта.

2

33.

Изготовление изделий творческих проектов.

2

34.

Защита проектов. Заключительное итоговое занятие.

2

Итого часов:

68



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №30»







Рабочая программа образовательной области

«Технология»



Класс 7

Часов 68








Программу разработал: учитель технологии

Толмачев Ю. П.


Программа рассмотрена на заседании МО учителей технологии, и ИЗО

(протокол №______ от _____________20___г.).


г. Чита 20___ г.

Замечания.







































Пояснительная записка.

Введение.

Учебный предмет «Технология» призван подгото­вить учащихся к активной самостоятельной трудовой жизни, к созидательной и преобразующей деятель­ности. Он поможет развить мышление, способности, сформировать творческую индивидуальность в про­цессе участия школьников в различных видах учеб­но-трудового процесса.

Развитие личности подразумевает стремление че­ловека к саморазвитию и самореализации, которые осуществляются в соответствии с возникающими или поставленными задачами разного уровня сложности. Исходя из этого уровень развития личности учащего­ся можно измерять, учитывая сложность решаемых им учебных задач.

Если учебную деятельность рассматривать как де­ятельность по решению возникающих задач, то каж­дая задача имеет целью не только изменение объекта деятельности, но и изменение самого субъекта дея­тельности.

Роль учителя заключается в том, чтобы помочь учащемуся в самореализации. Если самореализация будет для школьника значима, он многого добьется в плане своего трудового и личностного становления.

Правильно организованная учебная деятельность учащихся приводит к обоснованной мотивации уче­ния, потребности в самостоятельном овладении зна­ниями и умениями, к формированию познавательных интересов, превращению их в мощный стимул нравственного, трудового и интеллектуального самовоспитания.

В процессе своей работы учитель должен реализовать следующие образовательные и воспитательные задачи:

  • формирование системы научных знаний, позво­ляющей осуществить общий взгляд на объекты преобразования или применения, осознать их мес­то, роль и значение в технологической и общей картине мира;

  • раскрытие научной, практической, социальной, мировоззренческой значимости изучаемых техно­логий и вида труда, а также оценка этой значимос­ти с точки зрения возможных личных перспектив учащихся;

  • предоставление учащимся максимально возможной самостоятельнос­ти; поощрение их активности и инициативы в про­цессе познания и созидания; проблемная включен­ность школьников в учебно-трудовую деятель­ность;

  • формирование умения учиться: развитие общеин­теллектуальных, общетрудовых умений, составля­ющих основу саморегуляции, самоуправления, вы­сокой культуры труда и важных качеств личности;

  • многоаспектная мотивированность для учащихся учебно-трудовой деятельности на основе формиро­вания потребностей и операциональной стороны деятельности в их единстве и взаимообусловлен­ности;

  • систематическое включение учащихся в коллектив­ные формы учебной и трудовой деятельности, кото­рые позволяют организовать общение, сотрудниче­ство и способствуют развитию познавательной ак­тивности, формированию творческого мышления.

Образовательная область «Технология» в системе общего образования знакомит учащихся с основными технологическими процессами современного производства и обеспечивает их подготовку к дальнейшей трудовой деятельности.



Назначение и содержание программы.

Программа со­ставлена в соответствии с утвержденным минимумом содержания обучения в основной школе и предназна­чена для учащихся 7 классов общеобразователь­ных школ. Программа имеет традиционную структуру, рассчитана на изучение основных разделов трудового обучения, составлена на основании стандартной Программы для образовательных учреждений «Технология» 2000 года; Программы для общеобразовательных учреждений «Технология», научные руководители: Ю. Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко, 1997 года и в соответствии с содержанием учебника «Технология» для 7 класса под редакцией В. Д. Симоненко.

В процессе изучения «Технологии» учащиеся освоят общетрудовые уме­ния по технологии обработки древесины и металлов, позна­комятся с элементами машиноведения, овладеют приема­ми обработки материалов на станках. Научатся делать простые ремонтные и строительные работы в квартире и завершат учебный год выполнением творческого проекта.

В программе много внимания уделено обучению школьников приемам обработки различных конструкционных материа­лов, творческим работам. Знания и умения технологии обработки различных материалов необходимы каждому человеку. Актуальность изучения наиболее распро­страненных технологий материального производства особен­но возросла в условиях перехода России к социально-ориен­тированной рыночной экономике, в которой, следовательно, будет развиваться служба домашнего сервиса, без нее невоз­можно отремонтировать сложную бытовую технику. Но уметь выполнять несложные ремонтные работы в доме, изготавли­вать простые предметы должен уметь каждый, поскольку в современном обществе мужчина должен быть развит и физи­чески, и интеллектуально.

Творчество - это деятельность по созданию новых по за­мыслу материальных и культурных ценностей. Благодаря ему мир неузнаваемо изменился. Все блага нашей жизни созданы на основе технологии и технических средств, изобретённых творческими людьми. Завершается изучение технологии в 7 классе выполнением индивидуального или коллективного творческого проекта. В процессе его выполнения учащиеся освоят алгоритм решения изобретательских задач, являющийся одним из ведущих в поиске и создании новых изделий и услуг.

Знания и умения.

Знания. Составление и чтение технологической документации на обработку тел вращения. Правила и приёмы работы на токарном станке по дереву. Обработка и изготовление деталей из древесины с конической и фасонной поверхностью. Назначение и устройство токарно-винторезного станка. Виды и назначение токарных резцов. Приёмы работы на токарно-винторезном станке. Устройство и назначение горизонтально-фрезерного станка. Виды резьбовых соединений. Приёмы нарезания наружной и внутренней резьбы. Требования к проектированию. Элементы конструирования. Правила техники безопасности для изучаемых видов работ. Иметь понятия о мозаике и чеканке.

Умения. Читать чертежи изготовляемых деталей. Обтачивать детали с фасонной и конической поверхностью на ТСД - 120. Наладка и настройка токарно-винторезного станка ТВ - 6. Управлять токарно-винторезным станком. Обрабатывать цилиндрические поверхности с подрезанием торцов и отрезанием заготовки. Производить наладку и настройку горизонтально-фрезерного станка. Нарезать внутреннюю и внешнюю резьбу. Производить простейшие ремонтно-строительные работы в жилых помещениях. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении работ. Конструировать изделия. Выполнять экономические расчёты.



Методы обучения:



  • словесный (объяснение, лекции);

  • наглядный (образцы материалов, инструментов и изделий, схемы, технологические карты);

  • практический (показ, изготовление);

  • диалогический (диалог: учитель - ученик);

  • игровой (игровые ситуации);

  • проблемно - поисковый (поиск ответов на поставленный вопрос);

  • коллективный (работа в парах, группах);

  • иллюстративный (показ наглядных пособий).



Формы обучения:



  • беседа;

  • практические занятия;

  • учебно-деловые игры;

  • наблюдение;

  • домашние задания;

  • творческие проекты.



Содержание разделов и тем программы.

Раздел 1. Технология обработки древесины.

Занятие 1. Физико-механические свойства древесины.

Физические свойства древесины (плотность, влажность, цвет, запах). Механические свойства древесины (твёрдость, прочность, упругость). Прочность на растяжение, сжатие и изгиб. Действующие нагрузки и допустимая прочность. Производственная влажность древесины. Естественная и искусственная сушка древесины.

Занятие 2. Конструкторская документация.

Конструкторские задачи. Конструкторские документы (чертёж детали, сборочный чертёж, чертёж общего вида, электромонтажный чертёж, схемы и инструкции). Детали формы вращения. Конструктивные элементы деталей. Последовательность выполнения чертежей деталей и изделий. Спецификация.

Занятие 3. Технологическая документация.

Определение технологической документации. Технологический процесс. Технологическая операция и технологический переход. Понятие установа. Содержание технологической, операционной и маршрутной карт.

Занятие 4. Заточка дереворежущих инструментов.

Заточной станок, его назначение и устройство. Правила заточки инструментов. Заточка стамесок, долот и ножей для стругов. Правка и доводка лезвий заточенных инструментов. Прифуговка зубьев пил. Заточка зубьев пил. Развод зубьев пил. Техника безопасности при заточке инструмента.

Занятие 5. Настройка рубанков, фуганков, шерхебелей.

Настройка и крепление ножа на стругах с деревянной колодкой. Настройка и крепление ножа на стругах с металлической колодкой. Назначение стружколомателя. Правила очистки засорившегося летка. Правила безопасности при очистке летка.

Занятие 6. Отклонения и допуски на размеры деталей.

Номинальный размер. Наибольший и наименьший допустимые размеры. Верхнее и нижнее отклонения от номинального размера. Допуск на размер. Соединение (посадка) вала с отверстием. Подвижные (с зазором) и неподвижные (с натягом) посадки.

Занятие 7. Шиповые столярные соединения.

Применение шиповых соединений. Элементы шипового соединения. Шип, гнездо, проушина. Виды шипов. Виды шиповых соединений. Размеры шиповых соединений.

Занятие 8. Разметка и запиливание шипов и проушин.

Разметка шипов и проушин. Последовательность изготовления шипового соединения. Пилы для выпиливания шиповых соединений. Запиливание шипов и проушин. Инструменты для выдалбливания проушин. Последовательность выдалбливания проушины. Обработка шипов и проушин в размер. Склеивание шипового соединения. Зачистка поверхностей после склеивания.

Занятие 9. Соединение деталей шкантами и шурупами с нагелями.

Соединение изделия шкантами. Определение диаметра шканта и сверла. Последовательность сборки деталей шкантами. Разметка и высверливание отверстий на торце. Разметка и высверливание отверстий на пласти. Сборка изделия. Соединение деталей шурупами в нагель.

Занятие 10. Точение конических деталей из древесины.

Черновое точение конуса полукруглой стамеской. Чистовая обработка косой стамеской. Контроль размеров детали.

Занятие 11. Точение фасонных деталей из древесины.

Последовательность изготовления фасонных деталей. Разметка мест переходов различных поверхностей. Приёмы точения фасонных поверхностей. Точение фасонных поверхностей стамеской. Точение фасонных поверхностей профильным резцом. Контроль фасонных поверхностей. Шлифование поверхности.

Занятие 12. Художественное точение древесины.

Виды древесины для художественного точения. Изображение на чертежах деталей, имеющих форму вращения с фасонными поверхностями. Правила простановки размеров на чертежах сложнопрофильных тел вращения. Инструменты для художественных токарных работ. Приёмы точения изделий.

Занятие 13. Профессии рабочих и машины в лесотехнической промышленности.

Станочники механической обработки древесины. Понятие о машине, механизме, звене, кинематической паре. Классификация машин по выполняемым функциям (энергетические, технологические, транспортные, транспортирующие, математические).

Раздел II. Технология обработки металлов.

Занятие 14. Классификация и маркировка сталей.

Классификация стали по химическому составу. Конструкционная углеродистая сталь обыкновенного качества и её обозначение. Конструкционная качественная углеродистая сталь и её обозначение. Конструкционная легированная сталь и её обозначение. Инструментальная углеродистая сталь и её обозначение. Инструментальная легированная сталь и её обозначение. Быстрорежущая сталь и её обозначение.

Занятие 15. Термическая обработка сталей.

Сущность термической обработки сталей. Виды термической обработки (закалка, отпуск, отжиг). Контроль температуры закалки по цветам каления. Контроль температуры отпуска по цветам побежалости.

Занятие 16. Чертежи цилиндрических деталей. Сечения и разрезы.

Понятие о секущей плоскости. Получение сечения и разреза. Изображение сечений и разрезов на чертеже. Штриховка сечений и разрезов. Понятие о телах вращения. Понятие о фаске и её обозначение на чертеже. Обозначение метрической резьбы на чертеже.

Занятие 17. Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ - 6.

Механические передачи, применяемые в токарном станке. Ведущие и ведомые детали передач. Передаточное отношение. Устройство токарного станка. Передняя бабка и коробка скоростей. Суппорт. Задняя бабка. Главное движение и движение подачи.

Занятие 18. Виды и назначение токарных резцов.

Элементы токарного резца. Углы заточки резца. Классификация токарных резцов по направлению подачи, конструкции головки, способу изготовления, сечению стержня, виду обработки.

Занятие 19. Управление токарно-винторезным станком.

Управление станком. Наладка станка: закрепление заготовки в трёхкулачковом патроне, закрепление резца в резцедержателе. Настройка станка: установка частоты вращения и скорости перемещения суппорта. Скорость и глубина резания, подача. Правила безопасности при работе на станке.

Занятие 20. Приёмы работы на токарно-винторезном станке.

Обработка внешних цилиндрических поверхностей. Установка глубины резания при помощи лимба. Подрезание торца заготовки различными видами резцов. Обработка уступов. Прорезание наружных канавок. Отрезание заготовки. Правила безопасности.

Занятие 21. Технологическая документация для изготовления изделий на станках.

Операционная карта для изготовления изделий из металла на станках. Понятие об установе, переходе, рабочем ходе (проходе). Номинальный размер. Допускаемые отклонения. Наименьший и наибольший предельные размеры. Допуск на обработку.

Занятие 22. Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка.

Понятие фрезерования. Инструмент для фрезерования - фреза. Виды фрез. Виды работ, выполняемые на фрезерном станке. Устройство настольного горизонтально - фрезерного станка. Крепление заготовки и инструмента на станке. Установка частоты вращения шпинделя. Правила безопасности при работе на станке.

Занятие 23. Резьбовые соединения. Элементы резьбы.

Резьбовые соединения при помощи болта, шпильки, винта. Понятие о резьбе. Основные элементы резьбы: угол подъёма винтовой линии, угол профиля, наружный и внутренний диаметры.

Занятие 24. Изображение и обозначение резьбы на чертежах.

Изображение на чертежах наружной резьбы. Изображение на чертежах внутренней резьбы. Обозначение на чертежах наружной резьбы. Обозначение на чертежах внутренней резьбы. Изображение резьбовых соединений при помощи болта, шпильки и винта.

Занятие 25. Инструменты и приёмы нарезания наружной резьбы.

Круглая плашка и её устройство. Маркировка плашек. Закрепление плашки в плашкодержателе. Назначение фаски на стержне при нарезании резьбы. Закрепление заготовки в тисках. Приёмы нарезания резьбы круглой плашкой. Техника безопасности при нарезании резьбы.

Занятие 26. Инструмент и приёмы нарезания внутренней резьбы.

Ручные метчики и их устройство. Маркировка метчиков. Подбор сверла для сверления отверстия под резьбу. Закрепление заготовки. Приёмы нарезания резьбы метчиком. Дефекты при нарезании резьбы.

Раздел III. Культура дома.

Занятие 27. Основы технологии оклейки помещений обоями.

Обои и их виды. Клеи для наклеивания обоев, клейстер и его приготовление. Инструменты для обойных работ. Подготовка поверхности под наклейку обоев. Варианты оклейки стен обоями. Порядок оклеивания стен обоями. Правила безопасности при оклейке обоями.

Занятие 28. Основы технологии малярных работ.

Понятие о малярных работах. Материалы применяемые при выполнении малярных работ (пигменты, олифа, малярные краски, эмали, лаки, растворители, грунтовки). Инструменты для малярных работ. Приёмы окрашивания поверхностей. Нанесение на стены рисунка при помощи трафарета.

Занятие 29. Основы технологии плиточных работ.

Применение плитки для облицовки стен и настилки полов. Материалы для крепления плитки к стенам и полам. Приготовление цементного раствора. Приготовление казеиново-цементной мастики. Инструменты для выполнения плиточных работ. Технология выполнения плиточных работ. Правила безопасности при плиточных работах.

Раздел IV. Творческие проекты.

Занятие 30. Основные требования к проектированию изделий.

Понятие о стандартизации. Методы осуществления стандартизации (взаимозаменяемость, унификация, типизация, специализация, агрегатирование). Исторические примеры применения этих принципов.

Занятие 31. Элементы конструирования.

Алгоритм решения изобретательских задач. Теория решения изобретательских задач. Три стадии творческого процесса в АРИЗ. Решение конструктивно-технической задачи с помощью алгоритма.

Занятие 32. Экономические расчёты при выполнении проекта.

Себестоимость изделия. Системы оплаты труда (сдельная и повремённая оплаты труда). Расчёт повремённой оплаты труда.

Занятие 33. Изготовление изделий творческих проектов.

Подгонка и сборка отдельных элементов изделия. Полная сборка изделия. Выполнение отделки изделия. Контроль качества работы.

Занятие 34. Защита проектов. Заключительное итоговое занятие.

Обобщение результатов проектной деятельности. Доклады о результатах проектной деятельности. Подведение итогов выполнения творческих проектов. Итоги обучения учащихся в течение учебного года. Выводы по итогам работы за год. Сообщение учащимся годовых оценок с кратким комментарием. Предварительный план обучения на следующий учебный год. Постановка целей и задач в будущем учебном году.







Рекомендуемая литература для учащихся:

  1. Гушулей И. Н., Рига В. В. Основы деревообработ­ки. - М.: Просвещение, 1988.

  2. Крейндлин Л. Н. Столярные работы. - М.: Выс­шая школа, 1982.

  3. Справочник по трудовому обучению: Пособие для учащихся 5-7 кл. / Под ред. И. А. Карабанова. - М.: Просвещение, 1991.

  4. Технология: Учебник для 7 кл.: Вариант для маль­чиков / Под ред. В. Д. Симоненко. 5-е изд. - М.: Про­свещение, 2001.

  5. Федотов Г. Я. Волшебный мир дерева. - М.: Про­свещение, 1987.

Хвостов А. С, Новиков С. Н. Мастерим вместе с папой. - М.: Просвещение, 1991.

Рекомендуемая литература для учителя:

  1. Антонов Л. П., Муравьев Е. Н. Обработка кон­струкционных материалов. - М.: Просвещение, 1982.

  2. Афанасьев А. Ф. Резчик по дереву. - М.: Моск. ра­бочий, 1988.

  3. Бешенков А. К. Технология. - М.: Просвещение. 2001.

  4. Бешенков А. К., Казакевич В. М. Технология: Ме­тодические рекомендации по оборудованию кабине­тов и мастерских технического труда. - М.: Дрофа, 2002.

  5. Бобиков П. Д. Изготовление художественной мебе­ли. - М.: Высшая школа, 1983.

  6. Волков В. А. Электрик в доме. Инструмент // Зна­ние. - 1994. - № 3.

  7. Волков В. А. Домашний сантехник. - М.: Маши­ностроение, 1992.

  8. Гусарчук Д. М. 300 советов любителю художест­венных работ по дереву. - М.: Лесная промышлен­ность, 1985.

  9. Занятия по техническому труду / Г. Б. Волошин, А. А. Воронов, А. И. Гедвишло и др. - М.: Просвещение, 1985.

  10. Казакевич В. М., Поляков В. А., Ставровский Основы методики трудового обучения. - М.: Просве­щение, 1985.

  11. Капустин В. С. Проекты по технологии в 5-7 классах // Школа и производство. - 1998. - №1,4.

  12. Кругликов Г. И., Симоненко В. Д. Методика обуче­ния старшеклассников творческой деятельности. - Курск, Курский госпедуниверситет, 1998.

  13. Кулебякин Г. И. Столярное дело. - М.: Стройиздат, 1983.

  14. Метод проектов в образовательной области «Технология»: Методические рекомендации / Сост. А. И. Дубровская. - М.: МИПКРО, 1999.

  15. Методика обучения технологии. 5-9 кл. / Бешенков А. К., Бычков А. В., Казакевич В. М. и др. - М_: Дрофа, 2003.

  16. Мигур П. X., Рихвк Э. В. Обработка металла в школьных мастерских: Книга для учителя. - М. Просвещение, 1991.

  17. Муравьев Е. М., Симоненко В. Д. Общие основы методики преподавания технологии. - Брянск: НМЦ «Технология», 2000.

  18. Муравьев Е. М. Технология обработки металлов. - М.: Просвещение, 1998.

  19. Симоненко В. Д. Технология. - М.: Просвещение, 2001.

  20. Справочник по трудовому обучению. 5-7 кл. Под ред. И. А. Карабанова. - М.: Просвещение, 1992.

  21. Трудовое обучение. 4 класс / А. К. Бешенков, Е. В. Васильченко, А. И. Иванов и др. - М.: Просвещение, 1988.

  22. Федотов Г. Я. Забытые ремесла. - М.: АПО, 1992.

  23. Энциклопедический словарь юного техника. - М.: Педагогика, 1980.Тематический план и рабочая программа по предмету «Технология», 7 класс.

© 2010-2022