Урок по ДПИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗООМОРФНЫХ МОТИВОВ В ОРНАМЕНТЕ (5 класс)

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Азизмамадова Виктория Григорьевна

Урок3

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ТЕМА УРОКА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗООМОРФНЫХ МОТИВОВ В ОРНАМЕНТЕ

5 класс

Цели:

- расширить представление учащихся с одной из разновидностью орнамента -зооморфным; познакомив со способами выполнения такого орнамента;

- продолжить обучение приемам выполнения зооморфного мотива разными способами;

-развивать творческое воображение;

- воспитывать аккуратность.

Оборудование: репродукции изделий с зооморфным орна­ментом; образец зооморфного орнамента, предметно-технологическая карта изготовления орнамента «Рыбки» в технике мозаики, медиапроектор, слайды

Словарь: зооморфизм.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Приветствие.

  2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

1.Отгадывание кроссвордов, определение лучших кроссвордов)

III. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме

- Знакомство с новым словом: Что обозначает слово зооморфизм? (Ответы учащихся.)

В словаре дается следующее определение слова: но мы его узнаем попозже.

III. Постановка цели занятия пред учащимися.

Сегодня на уроке вы не только познакомитесь с этим новым орнаментом, но и выполните его.

IV. Организация восприятия и осмысления новой информации

1. Сообщение учителя с элементами беседы:

В орнаментах разных народов встречаются изображения, напо­минающие животных. Зверей в древности изо­бражали особенно любовно, проявляя при этом острую наблюда­тельность.

Посмотрите внимательно на репродукции и скажите, кто изображен на рисунках.

Да, на первом - олени, а на втором - птицы. Излюбленным мотивом мастеров всегда были оле­ни, птицы (рис. 1).

- Как вы думаете, почему олени?

( Способ передвижения людей, незаменимое животное в быту)

-Урок по ДПИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗООМОРФНЫХ МОТИВОВ В ОРНАМЕНТЕ (5 класс) А почему птица? (Урок по ДПИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗООМОРФНЫХ МОТИВОВ В ОРНАМЕНТЕ (5 класс)Птица в орнаменте символизировала приход весны, воз­рождение жизни. Мастерство в передаче движений очень хорошо видно в орна­ментах, показанных на рисунках (рис.2).


Рис. 1

Урок по ДПИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗООМОРФНЫХ МОТИВОВ В ОРНАМЕНТЕ (5 класс)Урок по ДПИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗООМОРФНЫХ МОТИВОВ В ОРНАМЕНТЕ (5 класс)

Урок по ДПИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗООМОРФНЫХ МОТИВОВ В ОРНАМЕНТЕ (5 класс)



Рис. 2


В Европе также в орнамент, состоящий из сложных переплете­ний лент, включали части тела зверей, птиц, мифических существ. Таким орнаментом украшали оружие, пряжки.

Вот такое использование черт животных в изображении назы­вается зооморфизмом.

Изображение животных в орнаменте с зооморфными мотивами очень значительно отличается от реального, оно упрощено. В неко­торых орнаментах

животные изображаются условно, с помощью геометрических фигур (рис. 3).

2 Первичная проверка понимания.

Упражнения на развитие творческого воображения. Задание: с помощью геометрических фигур изобразите ка­кое-либо животное.

Например:

Урок по ДПИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗООМОРФНЫХ МОТИВОВ В ОРНАМЕНТЕ (5 класс)

Рис.3

V. Организация усвоения способов деятельности

Я предлагаю вам построить орнамент с парой рыб, вписанных в окружность (рис 4).Урок по ДПИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗООМОРФНЫХ МОТИВОВ В ОРНАМЕНТЕ (5 класс)

Рис 4

Такой орнамент можно выполнить разными способами. Рас­смотрим два способа: мозаичный и двухцветный орнаменты.

I способ Мозаичный. Что обозначает данное слово?

Мозаика (от франц. mosaigue- посвященное музам) - изобра­жение или

оУрок по ДПИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗООМОРФНЫХ МОТИВОВ В ОРНАМЕНТЕ (5 класс)Урок по ДПИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗООМОРФНЫХ МОТИВОВ В ОРНАМЕНТЕ (5 класс)рнамент, выполненный из однородных или различных по материалу частиц (галька, камень, разноцветные кусочки стекла, цветная керамическая плитка, пластмасса, цветная бумага и т. д.) Это древний вид искусства. Хорошо известны мозаики из по­лудрагоценных камней и смальты в Италии, Византии

(рис. 5)

Рис. 5

Выполнение орнамента в технике мозаики требует большой точности и аккуратности (показ слайдов через медиапроектор).

Выполнять его начинают, как обычную аппликацию, с состав­ления эскиза. Затем эскиз переводят на фон, подбирают бумагу со­ответствующего тона, вырезают детали.

Подготовленные детали промазывают и накладывают на фон.

Так постепенно заклеивают все изображение. После этого ра­боту высушивают под грузом.

II способ

Двухцветный орнамент может быть выполнен с использовани­ем техники непрерывного вырезания. Сначала подготавливают фон. Затем изображение переводят на бумагу другого цвета, акку­ратно разрезают по всем линиям. После этого наклеивают все дета­ли на фон, немного их раздвигая (рис. 6)

Урок по ДПИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗООМОРФНЫХ МОТИВОВ В ОРНАМЕНТЕ (5 класс)

Рис.6

Вводный инструктаж. Алгоритм выполнения орнамента

( Самостоятельное знакомство с алгоритмом выполнения.)

Вопросы учащихся по выполнению орнамента.

Последовательность изготовления орнамента с зооморфными мотивами в технике мозаики:

  1. Переведите изображение рисунка на бума­гу, используя кальку или копировальную бумагу. Упростите рису­нок, используя образец.

  2. Разрежьте выкройку на детали.

  3. Выкройте детали из бумаги разного цвета.


  1. Вырежьте деталь фона несколько большую, чем орнамент.

  2. Подготовленные детали сложите на детали фона и проверьте
    правильность вырезания деталей, подбор цветов.

  3. Наклейте детали на фон.

Положите выполненную аппликацию под груз и высушите ее.

VI. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решение проблемных задач, построенных на основе обобщения ранее усвоенных знаний и умений.

Практическое занятие: выполнение орнамента «Рыбки» одним из предложенных способов.

VII. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащихся, оценка знаний.

1. Целевые обходы учителя:

- Контроль организации рабочего места.

- Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасной работы.

- Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

- Контроль объема и качества выполненной работы.

VIII. Подведение итогов урока.

  1. Выставка работ учащихся.

  2. Беседа с учащимися по вопросам.

-Какой способ изготовления орнамента вы выбрали и почему?

-Каким способом можно было бы выполнить данный орнамент?

-Для украшения чего можно было бы использовать этот орнамент?

-Какая из работ нам понравилась больше всего и почему?

IX. Домашнее задание к следующему уроку:

Составьте свой орнамент для оформления любимой вещи. Может быть, это будет подарок друзьям и родным?


© 2010-2022