- Преподавателю
- Технология
- Урок по ДПИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗООМОРФНЫХ МОТИВОВ В ОРНАМЕНТЕ (5 класс)
Урок по ДПИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗООМОРФНЫХ МОТИВОВ В ОРНАМЕНТЕ (5 класс)
Раздел | Технология |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Азизмамадова В.Г. |
Дата | 13.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Азизмамадова Виктория Григорьевна
Урок3
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
ТЕМА УРОКА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗООМОРФНЫХ МОТИВОВ В ОРНАМЕНТЕ
5 класс
Цели:
- расширить представление учащихся с одной из разновидностью орнамента -зооморфным; познакомив со способами выполнения такого орнамента;
- продолжить обучение приемам выполнения зооморфного мотива разными способами;
-развивать творческое воображение;
- воспитывать аккуратность.
Оборудование: репродукции изделий с зооморфным орнаментом; образец зооморфного орнамента, предметно-технологическая карта изготовления орнамента «Рыбки» в технике мозаики, медиапроектор, слайды
Словарь: зооморфизм.
Ход урока
I. Организационный момент.
-
Приветствие.
-
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
1.Отгадывание кроссвордов, определение лучших кроссвордов)
III. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме
- Знакомство с новым словом: Что обозначает слово зооморфизм? (Ответы учащихся.)
В словаре дается следующее определение слова: но мы его узнаем попозже.
III. Постановка цели занятия пред учащимися.
Сегодня на уроке вы не только познакомитесь с этим новым орнаментом, но и выполните его.
IV. Организация восприятия и осмысления новой информации
1. Сообщение учителя с элементами беседы:
В орнаментах разных народов встречаются изображения, напоминающие животных. Зверей в древности изображали особенно любовно, проявляя при этом острую наблюдательность.
Посмотрите внимательно на репродукции и скажите, кто изображен на рисунках.
Да, на первом - олени, а на втором - птицы. Излюбленным мотивом мастеров всегда были олени, птицы (рис. 1).
- Как вы думаете, почему олени?
( Способ передвижения людей, незаменимое животное в быту)
- А почему птица? (Птица в орнаменте символизировала приход весны, возрождение жизни. Мастерство в передаче движений очень хорошо видно в орнаментах, показанных на рисунках (рис.2).
Рис. 1
Рис. 2
В Европе также в орнамент, состоящий из сложных переплетений лент, включали части тела зверей, птиц, мифических существ. Таким орнаментом украшали оружие, пряжки.
Вот такое использование черт животных в изображении называется зооморфизмом.
Изображение животных в орнаменте с зооморфными мотивами очень значительно отличается от реального, оно упрощено. В некоторых орнаментах
животные изображаются условно, с помощью геометрических фигур (рис. 3).
2 Первичная проверка понимания.
Упражнения на развитие творческого воображения. Задание: с помощью геометрических фигур изобразите какое-либо животное.
Например:
Рис.3
V. Организация усвоения способов деятельности
Я предлагаю вам построить орнамент с парой рыб, вписанных в окружность (рис 4).
Рис 4
Такой орнамент можно выполнить разными способами. Рассмотрим два способа: мозаичный и двухцветный орнаменты.
I способ Мозаичный. Что обозначает данное слово?
Мозаика (от франц. mosaigue- посвященное музам) - изображение или
орнамент, выполненный из однородных или различных по материалу частиц (галька, камень, разноцветные кусочки стекла, цветная керамическая плитка, пластмасса, цветная бумага и т. д.) Это древний вид искусства. Хорошо известны мозаики из полудрагоценных камней и смальты в Италии, Византии
(рис. 5)
Рис. 5
Выполнение орнамента в технике мозаики требует большой точности и аккуратности (показ слайдов через медиапроектор).
Выполнять его начинают, как обычную аппликацию, с составления эскиза. Затем эскиз переводят на фон, подбирают бумагу соответствующего тона, вырезают детали.
Подготовленные детали промазывают и накладывают на фон.
Так постепенно заклеивают все изображение. После этого работу высушивают под грузом.
II способ
Двухцветный орнамент может быть выполнен с использованием техники непрерывного вырезания. Сначала подготавливают фон. Затем изображение переводят на бумагу другого цвета, аккуратно разрезают по всем линиям. После этого наклеивают все детали на фон, немного их раздвигая (рис. 6)
Рис.6
Вводный инструктаж. Алгоритм выполнения орнамента
( Самостоятельное знакомство с алгоритмом выполнения.)
Вопросы учащихся по выполнению орнамента.
Последовательность изготовления орнамента с зооморфными мотивами в технике мозаики:
-
Переведите изображение рисунка на бумагу, используя кальку или копировальную бумагу. Упростите рисунок, используя образец.
-
Разрежьте выкройку на детали.
-
Выкройте детали из бумаги разного цвета.
-
Вырежьте деталь фона несколько большую, чем орнамент.
-
Подготовленные детали сложите на детали фона и проверьте
правильность вырезания деталей, подбор цветов. -
Наклейте детали на фон.
Положите выполненную аппликацию под груз и высушите ее.
VI. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решение проблемных задач, построенных на основе обобщения ранее усвоенных знаний и умений.
Практическое занятие: выполнение орнамента «Рыбки» одним из предложенных способов.
VII. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащихся, оценка знаний.
1. Целевые обходы учителя:
- Контроль организации рабочего места.
- Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасной работы.
- Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
- Контроль объема и качества выполненной работы.
VIII. Подведение итогов урока.
-
Выставка работ учащихся.
-
Беседа с учащимися по вопросам.
-Какой способ изготовления орнамента вы выбрали и почему?
-Каким способом можно было бы выполнить данный орнамент?
-Для украшения чего можно было бы использовать этот орнамент?
-Какая из работ нам понравилась больше всего и почему?
IX. Домашнее задание к следующему уроку:
Составьте свой орнамент для оформления любимой вещи. Может быть, это будет подарок друзьям и родным?