• Преподавателю
  • Технология
  • «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

14

________________________________________________________________________________

Кот Анатолий Иванович, педагог дополнительного образования, МБУДО «Лянторский ЦДО» г.Лянтор, Сургутского района, ХМАО-Югры








«Использование деятельностных технологий обучения при реализации программ дополнительного образования

технической направленности».

При освоении программ технической направленности важнейшей проблемой является проблема компетентности.

Главное не информированность ученика, а его умение применять на практике полученные знания, умение решить проблемы, возникшие в практической деятельности. Решению данной проблемы способствует использование деятельностных технологий обучения, в частности, проектного метода.

В работе описана практика использования проектного метода, результаты, преимущества и целесообразность его использования.

Работа адресована педагогам дополнительного образования, реализующим программы дополнительного образования технической направленности.







  1. Краткая аннотация проекта

Настоящий проект - это представление опыта работы по использованию деятельностных технологий обучения при освоении программ дополнительного образования технической направленности. Целью данного проекта является эффективное обучение учащихся приемам учебной деятельности, способствующих развитию технических знаний, технических умений и навыков, технического мышления и, в конечном итоге, формированию технической компетентности. Формирование технической компетентности будет эффективным только в соответствующей образовательной среде, обеспечение которой требует применения особых подходов и технологий, создания специальных условий ввиду специфики технической деятельности. Реализацию требований обеспечивает применение деятельностной технологии и проектного метода как одного из её видов. Представляемый опыт работы помогает преодолеть противоречие между сложившимся способом получения готовых теоретических знаний и умением самостоятельно получать новые знания, умения в процессе решения проблемы и применять их на практике.

  1. Обоснование необходимости проекта

Современная модернизация образования направлена на подготовку не только высокопрофессионального специалиста, востребованного на рынке труда, но и человека, готового в различных ситуациях стремительно изменяющегося мира принять единственно верное решение, применить полученные знания на практике, то есть действовать компетентно. Школа наполняет головы своих учеников большим объемом информации, а вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, не учит. Педагоги и ученики тратят время и усилия на то, чтобы заучить готовую сумму теоретических знаний. Учиться становится не интересно и появляется известная школьная проблема снижения учебного мотива. К сожалению, это проблема не только общеобразовательной школы, но и учреждений дополнительного образования.

Проблемой государственного значения стала сохраняющаяся тенденция снижения числа выпускников школ, желающих поступать и обучаться в технических ВУЗах, осваивать инженерно-технические специальности. Перекос в сторону юристов и экономистов, отсутствие высококвалифицированных специалистов инженерно-технических специальностей, делает не возможным дальнейшее поступательное развитие экономики государства. Дополнительное образование должно закладывать фундамент решения этой государственной проблемы. Детям, освоившим программу технической направленности в учреждении дополнительного образования, получившим при этом основные технические знания, умения и навыки, освоившим технический язык, получившим навыки технического мышления, легче достичь высоких результатов при обучении в ВУЗе.

Существует и специфическая проблема, связанная с освоением программ технической направленности: кроме теоретических знаний обучающийся должен овладеть практическими техническими умениями и навыками, без которых теоретические знания не играют никакой роли. Уровень способностей овладеть этими навыками в отведенное для этого рамками календарно-тематического планирования время у обучающихся различный. Одному достаточно 2-3 занятий, другому требуется значительно больше. Не овладев простыми умениями и навыками, обучающийся не сможет освоить более сложные.

В ряду важнейших проблем при освоении программ технической направленности стоит проблема компетентности. На первом месте должна стоять не информированность ученика, а его умение применить на практике полученные знания, умение решить проблемы, возникшие в практической деятельности.

Передо мной встал вопрос, как реализовать названные проблемы в практическом обучении учащихся, которые осваивают в нашем Центре дополнительного образования программу по направлению «Слесарь по ремонту автомобилей», реализуя свой интерес к технике и технологиям, формируя основы своей технической компетентности. Разными приходят дети по уровню владения специфическими навыками и умениями. Перед началом освоения программы провожу собеседование с целью определения мотива учения, а также несложное тестирование для выявления уровня практических навыков и умений по владению инструментом (отвертка, гаечный ключ, специальные приспособления и т.д.) На примере группы СО9/1 2010-2011 учебный год

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ».

Выясняю, что высокий и средний уровень владения навыками и умениями сложился у детей в результате:

  • ребенок вместе с отцом проводит простое техническое обслуживание автомобиля;

  • выполняет дома работы по несложному ремонту бытовой техники, используя указанный инструмент.

11% - составляет группа риска, куда вошли дети с недостаточной готовностью к дальнейшему учению.

Как можно в процессе освоения программы обеспечить указанной группе учащихся успешное учение с учетом их индивидуальных возможностей? Для решения этой задачи я решил обратиться к использованию деятельностных технологий обучения. Деятельностный подход в обучении опирается на работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.

Основоположники этого подхода рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие. В этом смысле целью обучения является не столько вооружение учащегося знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела―компетентно. Соответственно знания должны быть средством обучения действиям. Усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а непосредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению. Известно, что человек, лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применил к решению каких-то реальных задач.

  1. Цели и задачи проекта

Цель проекта: формирование технической компетентности обучающихся путем использования деятельностной технологии обучения.

Задачи проекта:

  • освоить теоретический материал по данной проблеме;

  • установить условия эффективности применения деятельностной технологии обучения при формировании у обучающихся технической компетентции;

  • выявить практическую значимость применения деятельностной технологии при формировании технической компетентции;

  • обобщить и описать результаты реализации проекта.

  1. Основное содержание проекта

Разновидностью деятельностного подхода в обучении является метод проектов. На начальном этапе его внедрения стала задача: как имеющиеся теоретические разработки адаптировать для реализации программы по направлению «Слесарь по ремонту автомобилей». Но сначала надо было определиться: что мы понимаем под методом проектов. В процессе освоения теоретического материала в специальной литературе я столкнулся с множеством его определений. Е.С. Полат так определяет метод проектов: «Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом. Это совокупность действий учащихся с целью решения значимой для них проблемы, оформленной в виде некоего конечного продукта. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции знаний из различных предметных областей». Обобщив, приходим к главному: проект должен решать конкретную проблему и быть направлен на достижение заранее запланированного конкретного результата. Решение проблемы и достижение запланированного результата должны быть материализованы в проектном продукте, который обучающийся создает в процессе работы над проектом. Получение проектного продукта, выполненного качественно, имеет очень большое значение. В процессе работы обучающийся получает навыки работы с различным инструментом, изучает до мелочей решаемую проблему. Немаловажным является и то, что кабинет «Автодело» получает дополнительное учебно-наглядное пособие, которое используется затем педагогом в учебном процессе. Сегодня в кабинете «Автодело» нашего Центра имеется целый ряд таких пособий, выполненных обучающимися, которые уже закончили технические ВУЗы и работают на предприятиях города. При использовании этих пособий во время занятий обязательно делаю на этом акцент.

Приступая к организации проектной деятельности обучающихся, обязательно соблюдаю два обязательных правила:

1. Не предлагаю обучающемуся в качестве проекта работу, для выполнения которой у него нет никаких знаний и умений. Для работы над проектом он должен иметь определенный (это может быть и минимальный) уровень готовности.

2. Не может быть проектом работа очень знакомая, которая не потребует поиска новых решений и в конечном итоге не дающая возможности приобрести новые знания и умения.

В главе 2 «Обоснование необходимости проекта» мы говорили о проблемах, которые побудили нас к необходимости реализации представляемого проекта. В числе названных проблем - снижение мотива учения. Даже те обучающиеся, которые пришли обучаться к нам с большим желанием и серьезными намерениями, на определенном этапе демонстрируют снижение интереса (мотива) к учению. Подробный анализ причин этого не входит в рамки этой работы, а вот поиск решения этой проблемы и есть наша задача. И он напрямую связан с первым этапом работы над проектом. Что может заставить ребенка увлечься? Только интересная ему проблема. Моя задача как педагога - помочь ему найти её. Проблема должна быть такой, чтобы ученик её «присвоил», наделил её личностным смыслом, она должна его «захватить». Только в этом случае проблема будет мотивировать ученика на активную работу, возникнет первичный мотив к деятельности, возникнет стремление её преодолеть. Назовем этот этап ― проблематизация. Если мне и ученику удается обнаружить такую проблему и её сформулировать, значит начался первый этап нашей совместной работы над проектом.

После установления проблемы появляется необходимость определения и формулировки цели деятельности. Наступает второй этап работы, который мы называем ― целеполагание. На этом этапе проблема должна преобразоваться в личностно значимую цель и приобрести образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте. На этом этапе обучающийся создает образ ожидаемого проектного продукта, а также формулирует название (тему) проекта. Формулировка темы проекта должна заключать интригу, тем самым приглашая нас поучаствовать в решении проблемы. Например, один из обучающихся, выполнявших проект по проблеме, связанной с устройством двигателя внутреннего сгорания, так сформулировал тему проекта: «Двигатель внутреннего сгорания: просто и наглядно». Интрига заключается в том, что указанная тема для изучения является сложной, вместе с тем автор проекта заявляет, что это «просто». В результате опроса учеников могу сделать вывод о непосредственной связи предлагаемых тем с возрастными, личностными интересами и потребностями учеников. Для этого провожу работу по разработке ряда подтем в рамках некой текущей темы, которая позволяет мне реализовать принцип свободного выбора и принцип опоры на субъектный опыт учеников, так как ученики часто определяются с темой проекта, исходя из накопленных знаний и умений. Согласно наблюдениям это позволяет существенно повысить мотивацию на учебный процесс, что чрезвычайно важно, как мы выше отмечали, в нынешней ситуации развития негативного отношения учеников к обучению. Вернемся к упомянутому выше проекту. Цель проекта обучающимся была сформулирована следующим образом: найти способ быстрого и эффективного контроля и самоконтроля качества освоенного самостоятельного программного материала по направлению «Слесарь по ремонту автомобилей». Достижение этой цели поможет решить проблему проекта. Так возникла идея у автора получения проектного продукта в виде тестов по темам и разделам программы. В процессе реализации проблемы и работы над проектным продуктом у обучающегося возникла идея использования компьютерных технологий. Так проект стал межпредметным и парным, так как в качестве соавтора появился обучающийся из направления «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» (данная программа обучения реализуется в нашем Центре). Представленный выше проектный продукт в окончательном виде в полной мере соответствует цели проекта: быстро и эффективно с помощью компьютерных технологий позволяет произвести контроль качества подготовки обучающихся по программе обучения.

Наличие проблемы и понимание конечной цели работы позволяет нам приступить к разработке плана. Это является третьим этапом нашей работы, и называем мы его― планирование. На данном этапе происходит постановка задач, исходящих из цели и определение последовательности предстоящих шагов и сроков. В ходе реализации этого этапа работы необходимо определить совместно с обучающимся:

  • имеющиеся источники информации;

  • установить недостающие источники и способы их получения;

  • составить подробный план работы;

  • установить конкретные сроки реализации пунктов плана.

Следующий этап работы ― реализация имеющегося плана. Важно отметить, что в процессе работы над реализацией пунктов плана часто наблюдаю колебания мотива к деятельности. У одних обучающихся наличие четкого плана повышает мотив к деятельности, а других возникает ощущение легкости и доступности работы. На этом этапе для меня наиболее важным является найти способ поддержания мотива к работе, опираясь на личностно-ориентированный подход. При разработке долгосрочного проекта это может быть обусловлено и продолжительностью работы (более трех - четырех месяцев). В этом случае для стимулирования мотива к деятельности применяю прием «дробления» проблемы на более мелкие и легкие для исполнения. После каждой успешно реализованной подпроблемы даю высокую оценку труда ученика. И еще очень важный момент: при обращении обучающегося за помощью побуждаю его четко формулировать, какую помощь он желает получить от педагога. Это способствует тому, что он лучше понимает, что умеет делать самостоятельно и что должен помочь педагог.

Завершающим этапом работы является анализ допущенных ошибок, оценка своих достижений, перспектива работы. Кроме этого обучающийся должен оценить, какие изменения произошли в нем самом, чему он научился, что узнал, какой жизненный опыт приобрел. Это очень важный этап, назовем его рефлексия.

Итак, приступая к работе над проектом обучающийся должен четко представлять этапы своей работы. В специальной литературе эти этапы авторами описаны по - разному. Наш алгоритм имеет следующий вид:

  1. Проблематизация. Постановка проблемы.

  2. Целеполагание. Определение и формулировка цели деятельности.

  3. Планирование. Разработка конкретного плана и график реализации его пунктов.

  4. Реализация. Непосредственная работа.

  5. Рефлексия. Самоанализ: чему научился, какой опыт приобрел.

На каждом этапе обучающийся проделывает определенную работу под руководством педагога. Ниже предлагаю примерный план работы обучающегося второго года обучения и педагога при изучении темы «Двигатель внутреннего сгорания» с демонстрацией результатов работы на каждом из этапов, перечисленных нами выше.

Содержание этапа работы над проектом

Результат работы автора проекта на данном этапе

  1. Проблематизация

Изучение темы «Устройство двигателя внутреннего сгорания» является для учащихся сложной. Я хочу найти способ помочь, как быстро и эффективно можно освоить данный материал.

  1. Целеполагание

а) формулирование цели проекта

а) найти способ надежного и эффективного изучения темы «Устройство двигателя внутреннего сгорания». Достижение этой цели поможет решить проблему проекта, так как станет возможным наглядное и практическое ознакомление с данной темой, что позволит быстро и эффективно освоить материал.

б) создание образа ожидаемого проектного продукта

б) проектный продукт - действующая модель, собранная из деталей и агрегатов двигателя легкового автомобиля. Отдельные детали, агрегаты имеют поперечный разрез. Данный проектный продукт поможет достичь цели проекта, так как обучающиеся наглядно смогут увидеть принцип работы двигателя и это приведет к решению исходной проблемы.

в) формулирование названия (темы) проекта

«Двигатель внутреннего сгорания: просто и наглядно».

  1. Планирование

а) постановка задач, исходящих из цели

  • выяснить уровень теоретических знаний по теме;

  • установить источники информации для накопления недостающих знаний;

  • определить необходимые материальные ресурсы для создания проектного продукта (имеющиеся детали и агрегаты и недостающие), необходимые инструменты;

  • определить какие практические навыки и умения будут необходимы для реализации проекта.

б) определение последовательности предстоящих шагов и сроков

б) установить сроки исполнения каждого пункта плана.

  1. Реализация




На этапе реализации у обучающегося могут возникнуть различные проблемы. Предположительно некоторые их них:

  • отсутствие практических навыков работы со сложным инструментом;

  • возникшие трудности (либо другие причины) могут ослабить мотивацию ученика, снизить интерес к работе (Педагог, учитывая особенности ученика, должен найти способ для их поддержания).

  1. Рефлексия









Работа над проектом принесёт пользу ученику:

  • в процессе работы он получит навыки работы с различным инструментом (отвертки, ключи, сложный инструмент). Эти навыки пригодятся ему в дальнейшей жизни;

  • изучит до мелочей принцип работы и устройство двигателя легкового автомобиля. Эти знания и навыки в будущем позволят ему проводить несложную диагностику неисправностей и простой ремонт двигателя;

  • пользу получат и «потребители». Действующая модель позволит наглядно в деталях показывать принцип работы ДВС, повысит качество усвоения материала;

  • пользу получит кабинет «Автодело». Появится дополнительное учебно-наглядное пособие;

  • самым важным, на наш взгляд, будет бесценный опыт, который ученик получит в ходе работы, когда преодолеет с помощью педагога возникающие трудности: отсутствие первичных навыков, снизившийся интерес к работе и т.д. Полученный проектный продукт - это и «продукт» работы над собой.

Практика работы показала, что на различных этапах работы над проектом возникают особенности взаимодействия педагога и обучающегося. Никакая другая форма обучения не может сравниться с теми воспитательными возможностями, которые предоставляет мне проектная технология. Остановлюсь на главном. На первом этапе - проблематизации, важно знать, что не всякая проблема заставляет действовать. Процесс пойдет, когда проблема «зацепит» ребенка. Это кропотливая индивидуальная работа в форме беседы. В ходе этой беседы я должен выяснить учебные интересы, хобби, взаимоотношения, проблемы и т.д. В самом начале освоения проектной технологии обучения нами допускалась ошибка, которая заключалась в том , что обучающемуся предлагалась готовая тема и даже название проекта. Но такая тема не всегда представляет реальный интерес для ученика. Тогда вся работа превращается в тяжкую повинность. Потенциал проекта как деятельностной технологии обучения сводился к нулю. Лучше предложить какую-либо проблему в общих чертах и дать возможность обсудить её и домыслить либо самостоятельно выбрать проблему. Это наиболее сложный этап, трудность взаимодействия педагога и ученика обусловлена тем, что на этом этапе ученик практически не мотивирован к работе. Поэтому приходится проявлять педагогический такт, помочь найти среди его интересов то, что могло бы воплотиться в проекте.

На этапе целеполагания у обучающегося часто возникает большое количество идей, он не соизмеряет свои желания и свои возможности. Надо быть уверенным, что ученик сможет преодолеть возникшие трудности, если уверенности нет, сразу вношу ясность в цель работы.

На этапе планирования важно не начать планировать вместо ученика, иначе у ребенка возникает ощущение, что ему предстоит реализация чужого плана. Надо лишь показать алгоритм планирования. Для этого задаю ученику следующие вопросы:

  • что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта?

  • как ты будешь решать эти задачи?

  • когда ты будешь это делать?

  • что у тебя уже есть для выполнения этой работы, что ты уже умеешь делать?

  • чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать, чему тебе предстоит научиться?

Последовательно отвечая на эти вопросы, ученик сможет разработать план своего проекта. Хороший план - половина работы.

На этапе реализации обязательно возникают трудности. Появившиеся трудности могут заставить внести изменения в первоначальный план - это может вызвать разочарование у ребенка. Обязательно слежу, чтобы ученик не потерял мотив к работе. Выстраивая взаимодействие с обучающимся на этом этапе, обязательно учитываю его индивидуальные особенности. Самым увлекательным в работе над проектом является работа по созданию проектного продукта. Иногда процесс создания продукта затягивается из-за того, что эта работа очень увлекает автора, он постоянно что-то совершенствует, придумывает все более оригинальные решения. Необходимо лишь обращать внимание на время, оставшееся до защиты.

После выполнения указанных выше этапов и изготовления проектного продукта необходимо чтобы обучающийся написал отчет о работе, т. е оформил его письменную часть. Эта работа представляет для него значительные трудности. Они связаны с трудностью самооценивания, установлением причин того, что не получилось, оцениванием эффективности собственных действий. Замечено, что даже те ученики, которые хорошо владеют устной речью, с трудом излагают свои мысли на бумаге. В этой ситуации подробно обсуждаю каждую часть отчета и предлагаю ученику работать над письменной частью в соответствии с совместно выработанным алгоритмом. В целом для написания отчета отвожу приблизительно треть всего времени работы над проектом. Ещё раз подчеркну важность этого этапа работы, потому что именно здесь происходит формирование уровня самооценки обучающимся и педагог имеет возможность добиться, чтобы она была адекватной. В этом ещё один воспитательный потенциал деятельностной технологии. Выстраивая взаимоотношения с учеником, реализующим проект, опыт подсказывает, что здесь необходимо учитывать всё: возрастные возможности, индивидуальные особенности, личностные потребности. В нашем случае мы имеем дело с детьми старших возрастов (10-11кл.) В этом возрасте дети могут работать полностью самостоятельно на всех этапах проекта. Поэтому целесообразно, чтобы помощь педагога заключалась в промежуточной оценке этапов работы, совместном обсуждении вариантов решения возникающих проблем. Наиболее предпочтительной является роль эксперта-знатока. Такая позиция позволяет мне добиваться самостоятельности ученика, проявлять его активность. Даю советы, необходимую информацию тогда, когда ученик обращается ко мне.

После изготовления проектного продукта и написания письменного отчета о проделанной работе наступает заключительный этап - презентация. Здесь обучающийся не только представляет результаты своей работы, собственную компетентность, но и приобретает навык публичного выступления. Умение кратко и убедительно рассказать о себе сегодня востребовано в обществе. Моя задача - превратить этот этап работы в праздник науки, личных достижений обучающегося. Здесь всё важно: от оформления аудитории до внешнего вида. Презентация происходит на конференции, на которую приглашаем специалистов предприятий города, родителей, педагогов и обучающихся других направлений. По каждому проекту создается специальная группа экспертов, в задачу которой входит оппонирование автору. Презентация происходит в форме публичного выступления, в ходе которого автор знакомит с результатами своей работы. Проблемы, которые возникают, связаны с волнением, неумением вызвать интерес слушателей, нарушением регламента. Чтобы защита была успешной, обязательно репетируем выступление, а также даю обучающемуся конкретные советы:

  • учитывать интерес слушателей, их осведомленность о теме выступления;

  • попытаться не читать текст, это слишком скучно;

  • в заключение выступления еще раз подчеркнуть главные мысли;

  • проверить готовность оборудования и технических средств;

  • продумать внешний вид;

  • думать только об успехе.

Если всё удаётся сделать на высоком уровне, то, какое огромное удовлетворение получают обучающийся, родители, педагог (руководитель проекта) от хорошо сделанной работы.

При выстраивании учебного процесса с применением проектной технологии всегда помню о том, что в фокусе интересов ученика находится главным образом результат проекта, следовательно, мои профессиональные интересы сосредоточены на процессе работы как инструменте обучения и воспитания.

Поэтому в своей практике использую три типа проектов, которые основаны на ведущей деятельности обучающегося:

  1. Практико-ориентированный.

Данный тип проектов направлен на проведение конкретного дела, получение «материального» продукта, он развивает деятельностную компетентность.

  1. Исследовательский.

Основная работа при реализации такого типа проектов связана с анализом данных из различных источников, сравнением, обобщением информации. В ходе этой работы развивается в большей степени мыслительная компетентность.

  1. Творческий.

Данные проекты развивают творческую компетентность направлены на получение творческого продукта.

Подбирая определенный тип проекта, получаю возможность управлять активностью ученика на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него таким образом необходимые предметные знания и умения, а также необходимые компетентности. Под компетентностью понимаем знания, соединенные с опытом их практического применения. Важным здесь является и то, что выбирая тип проекта, т.е. доминирующую деятельность ученика, получаю возможность направленно воздействовать на самостоятельное, активное приобретение учащимся знаний, на формирование необходимых для него умений и навыков. Это позволяет реализовать цели обучения в интересной для ученика, а значит, и в эффективной форме. Например, автору упомянутого выше проекта «Двигатель внутреннего сгорания: просто и наглядно» был рекомендован практико-ориентированный проект. Проектным продуктом должна была стать действующая модель, собранная из деталей и агрегатов легкового автомобиля. Детали и агрегаты должны были иметь поперечный разрез, что позволяло наглядно увидеть принцип работы двигателя. Такой тип проекта мною был рекомендован потому, что обучающийся уже имел хорошие практические навыки работы с различным инструментом: угловая шлифмашина, сверлильный станок, ключи, отвертки, простые приспособления. Данные навыки ученик получил, работая с отцом в гараже. Правильно подобранный тип проекта для конкретного ученика позволил ему реализовать свои практические навыки и умения, получить дополнительные знания по свойствам металлов, устройству электродвигателя, детально изучить устройство двигателя ВАЗ-2103, создать проектный продукт, продемонстрировать свою компетентность, получить высокую оценку в глазах учащихся группы, повысить свою самооценку и статус в группе, дал опыт успеха.

По количеству участников проекты подразделяю на:

  • индивидуальные;

  • групповые.

По предметно-содержательной области:

  • монопроекты (в рамках одного направления);

  • межпредметные (в рамках двух и более направлений).

Количественно преобладают монопроекты. Интересным, но сложным по реализации является межпредметметный проект. Подобный проект нами был реализован. На стадии реализации проблемы и работы над проектным продуктом у обучающегося направления «Слесарь по ремонту автомобилей» возникла идея использования компьютерных технологий. Проект стал межпредметметным, так как появился еще один автор - обучающийся направления «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин». Специфические задачи, связанные с использованием компьютерных технологий, которые решал в данном проекте обучающийся направления «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» мы не рассматриваем, так как руководителем этой части проекта выступал педагог данного направления.

По количеству участников:

  • индивидуальные;

  • групповые.

По продолжительности:

  • мини-проекты. Реализуются в течение одного урока либо части урока (подготовка - 20 минут, презентация каждой группы- 5 минут).

  • краткосрочные. Реализуются в течение 4-6 уроков. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется дома. 1-й урок: определяю состав проектных групп, выдаю задания; 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации; 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценивание. Данному виду проектов придаю большое значение. На этих проектах впервые знакомлю обучающихся с данной формой обучения, «обкатывая» всю технологию и алгоритм действий, знакомлю с понятиями и терминологией.

  • долгосрочные (годичные). Выполняются в группах либо индивидуально. Поскольку работа над такими проектами рассчитана на длительный период, целесообразно иметь примерный план работы с указанием сроков выполнения его этапов. Такой план, составленный совместно с обучающимся, даст возможность контроля хода работы. Как правило, в процессе работы он незначительно корректируется. Примерный годовой план работы может иметь следующий вид:

№ п/п

Время проведения и тема

Содержание работы

1

Конец сентября - начало октября.

Тема: «Проблема, цель и тема проекта».

Обсуждение предложенных тем; выяснение проблем; определение целей проектов; ожидаемых результатов; предполагаемых проектных продуктов; уточнение формулировок тем проектов.

2

Конец октября - начало ноября.

Тема: «Утверждение темы проекта, типа проекта, плана работы»

Утверждение окончательных формулировок тем проектов; обоснование проблемы проекта; уточнение типа проекта.

Планирование работы.

Отчет о начале сбора информации по теме проекта.

Уточнение, какая помощь нужна в работе.

3

Ноябрь-январь.

Тема

«Работа над проектом».

Работа над проектом. Выяснение возникших трудностей и возможностей их преодоления.

4

Февраль-март.

Тема

«Работа над письменной частью проекта (отчетом)»

Отчет о ходе работы.

Обсуждение возникших проблем и способов их преодоления.

Уточнение соблюдения плана и графика работы.

Ознакомление с требованиями к письменной части проекта.

5

Апрель.

Тема: «Письменная часть проекта». (Отчет)

Подведение итогов работы над письменной частью.

Ознакомление с рекомендациями по проведению защиты проекта и презентации проектного продукта.

6

Конец апреля-начало мая.

Тема: «Защита проекта».

Защита проекта, презентация проектного продукта на конференции.

7

После защиты проекта.

Тема: «Подведение итогов защиты».

Обсуждение положительных и отрицательных сторон защиты.

Осмысление результатов работы.

Особое место среди долгосрочных проектов занимают так называемые экзаменационные проекты. Их выполняют обучающиеся третьего (выпускного) года обучения. Практика показывает, что за реализацию экзаменационного проекта берутся, как правило, обучающиеся, имеющие хорошую теоретическую и практическую подготовку, проявляющие живой интерес к предмету на протяжении всего периода обучения. На этом основании в специальном положении, являющемся локальным актом нашего учреждения (принятому и утвержденному по нашему предложению), закреплено положение об экзаменационном проекте, как форме итоговой аттестации.

Именно долгосрочный проект дает мне возможность в большей степени реализовать те проблемы, которые мы обозначили в самом начале данной работы. В частности, проблему мотива учения.

Работа над проектом способна сильно увлечь детей. Иногда эта работа настолько сильно увлекает ребенка, что он отдаёт ей всё основноё и свободное время, даже в ущерб общеобразовательным предметам. Были случаи, когда мы получали упрёки от учителей-предметников школ города по этому поводу. Конкретным примером может служить проект, выполненный группой обучающихся - выпускников. Приобретенный ими за максимально низкую цену легковой автомобиль «Москвич», находящийся в состоянии полной технической неисправности, был восстановлен до работоспособного состояния: двигатель, агрегаты трансмиссии, тормозная система, органы управления. Когда работа захватывает ребенка, формирование навыков, универсальных компетентностей проходит в увлекательной форме, а значит, полученные знания и опыт смогут быть легко перенесены на другие виды учебной работы. Этот аргумент мы используем в разговорах с учителями-предметниками и родителями детей. Мои наблюдения показывают, что у обучающихся, занятых проектной деятельностью, отсутствуют пропуски занятий без уважительных причин.

Одной из существенных проблем, с которой я сталкиваюсь в процессе обучения по направлению «Слесарь по ремонту автомобилей» является отсутствие у части обучающихся технических навыков и умений, необходимых для реализации практической части программы обучения. Это та часть (11%) детей, у которой эти навыки и умения не сформированы либо сформированы недостаточно. Решение этой проблемы возможно только путем вовлечения этих обучающихся в проектную деятельность. Работа над проектом предполагает самостоятельную работу ученика над созданием проектного продукта под руководством педагога. Если мне удалось сделать так, что проблема, которую я предложил ему неясным образом, захватила его, приобрела личностный характер, то в процессе изготовления проектного продукта во внеурочное время обучающийся самостоятельно (подчеркиваем) под моим руководством эти навыки сформирует, доведет их до высокого уровня. Руководя и управляя этим процессом, поправляю, подсказываю и контролирую правильное и грамотное формирование этих навыков. В частности, контролирую, как осваивается навык пользования гаечным ключом, отверткой, несложным инструментом, порядок затяжки резьбовых соединений, не допускает ли нарушения правил техники безопасности. Важно, чтобы не произошло неправильного формирования навыка, потому что исправлять труднее. При этом обязательно на уроке «публично» отмечаю рост его мастерства, которого он достиг, работая над проектом, стимулируя на дальнейшую успешную работу. Если бы мы использовали традиционный подход (классно-урочная форма) таких результатов нам достичь не удалось бы из-за нехватки времени.

Проведенное контрольное определение уровня владения основными навыками и умениями по окончании учебного года показало:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ».


Деятельностная технология и проектный метод как один из её видов позволяет нам комплексно решать проблемы, обозначенные нами в начале. Для доказательства данного тезиса обратимся еще раз к долгосрочному проекту по восстановлению технического состояния легкового автомобиля «Москвич», реализованному группой обучающихся - выпускников.

1. Проблема мотива учения. Интерес, который вызвала у обучающихся работа, способствовал тому, что этой работе они отдавали всё своё свободное время. Им приходилось обращаться за различными консультациями к педагогу как во время уроков, так и во внеурочное время. Проблема посещаемости занятий и интереса к учению на протяжении всего периода была решена сразу. В данном случае произошло совпадение интересов детей и требований педагога.

2. Проблема, связанная с необходимостью овладения практическими навыками обучающимися, имеющими недостаточный уровень их развития, был решен в процессе работы над проектом полностью. Перед началом работы обучающиеся обладали в большей степени средним уровнем, один обучающийся обладал низким уровнем развития специфических навыков и умений. По окончании работы по данному показателю один обучающийся имел средний уровень, остальные имели высокий уровень. Дополнительно обучающиеся получили новые знания и навыки: материаловедению, электрическому току, свойствам технических жидкостей, шиномонтажу, регулировочным работам. Один из них получил (под контролем отца) навыки работы электросваркой.

3. Доказательством решения проблемы обретения компетентностей может служить факт умелого использования обучающимся полученного навыка на практике. Для кабинета «Автодело» им были изготовлены при помощи сварочного аппарата специальные подставки для крепления демонстрационных плакатов.

4. Работа над проектом дала возможность реализовать интерес обучающихся к технике, убедила в правильности их намерений продолжать заниматься этим и дальше. Двое обучающихся из этого проекта поступили в ВУЗы на технические специальности.

Наше обращение к проектному методу обусловлено было желанием найти способ повышения интереса к учению, повышения качества подготовки обучающихся. Сегодня можно говорить о правильности выбранного решения: возрос интерес детей к учению и освоению программы. Это проявилось в результатах промежуточной и итоговой аттестации. Так, например, в 2007-2008 учебном году было 56% сдавших квалификационный экзамен на «отлично», а в 2009-2010 учебном году-84%. Другим показателем для нас является востребованность направления «Слесарь по ремонту автомобилей», другими словами, количество детей, желающих освоить программу данного направления. Здесь мы тоже имеем положительную тенденцию. Общаясь, наши ученики рассказывают сверстникам об интересных проектах, которыми они заняты в Центре. Это самая действенная и эффективная агитация, работающая на привлечение в наш Центр дополнительного образования детей, желающих освоить программу подготовки по направлению «Слесарь по ремонту автомобилей».

5.Ресурсы


Ресурсное обеспечение реализации проекта является достаточным для достижения цели. Материально-техническое оснащение кабинета «Автодело» соответствует требованиям для реализации программ подготовки второй квалификационной категории. Оборудование, инструменты, дидактический материал соответствует требованиям программы по направлению «Слесарь по ремонту автомобилей». Профессионализм автора проекта обеспечен предметной и информационной компетентностью.

  1. Целевая аудитория

Обучающиеся 9 - 11 классов школ города.

  1. План реализации проекта

Подготовительный

1. Изучение теоретических основ проблемы;

2. Информирование о проекте, его целесообразности и пользе на заседаниях МО и педагогическом совете;

3. Разработка плана;

4. Проведение стартовой диагностики субъектов образовательного процесса.

Основной этап

1. Обработка и систематизация собранного информационного материала;

2. Подготовка ресурсной базы для реализации проекта;

3. Непосредственное использование на уроках деятельностной технологии обучения;

4. Промежуточный мониторинг эффективности применения проекта.

Заключительный этап

1. Итоговый мониторинг эффективности проекта;

2. Оценка эффективности проекта;

3. Осмысление, анализ, рефлексия.

8.Ожидаемые результаты


  • повышение технической компетентности, умения применять на практике, полученные знания и умения, решать проблемы, возникшие в практической деятельности;

  • повышение мотивации учения;

  • повышение качества владения практическими навыками у обучающихся, имеющих низкий уровень их развития;

  • повышение деятельностной, мыслительной и информационной компетентностей;

  • появление приращений в предметных ЗУН (физика, химия, информатика);

  • увеличение числа желающих поступать на технические специальности.

9.Перспективы дальнейшего развития

Особенностью данного проекта является возможность его дополнения. В частности, при реализации проектной технологии происходит снижение роли оценка. Считаем, что при реализации программ дополнительного образования, надо иметь другие подходы. Необходимо сделать акцент на развернутую, выходящую за рамки отметки оценку деятельности учеников, давая им возможность увидеть свой личностный рост и прогресс в процессе обучения. Данная проблема, на мой взгляд, может быть решена в рамках критериального оценивания. Разработка данной проблемы могла бы стать хорошей перспективой дальнейшего развития проекта.

Публикации, распространение опыта.

10.Литература


  1. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. - М. 2003.

  2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». ― Самара, 2003.

  3. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина ― В.В. Давыдова. ― М., 1998.

  4. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании. Начальная школа: плюс-минус.-2001.-№1.

  5. Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. - М., 2005.

  6. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников.―М.: Генезис, 2005.

  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. ― М.: Народное образование, 1998.

  8. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/ Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

  9. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. ― Ярославль: Академия развития, 2008.

  10. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. ― Ярославль: Академия развития, 2008.

  11. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М., 2003.

  12. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. - М. Просвещение, 1996.



© 2010-2022