- Преподавателю
- Технология
- Разработка урока Качество семян
Разработка урока Качество семян
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Курочкина Т.А. |
Дата | 07.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МКОУ ЛИЗИНОВСКАЯ СОШ
«Определение чистоты семян»
Разработка урока по сельскохозяйственному труду в 6 классе
Форма урока: практическая работа
Разработчик урока
Курочкина Татьяна Андреевна
учитель Ι категории
2011год
Цели занятия:
1. Сформировать первоначальные знания и умения по технике определения качества семян, чистоты семян.
2. Воспитывать культуру труда, аккуратность, прилежность.
3. Воспитывать любовь и уважение к людям труда, занятых в сфере сельского хозяйства.
Оборудование:
-
Электронные весы
-
Чашки Петри
-
Металлические ложки
-
Шпатели
-
Разборная доска (лоток)
-
Навески определенной культуры: навеска гороха со склада с/х предприятия, навеска гороха продовольственного (покупного).
-
Образцы навесок ячменя разного качества, с разным сроком хранения.
-
Инструктивные карточки к работе, плакат с формулой для определения чистоты семян
-
Рабочая тетрадь, ручка, калькулятор.
Методы обучения:
1. Беседа
2. Демонстрация навесок с/х культур разного качества и их комментирование;
3. Показ приемов обращения с электронными весами, оборудованием.
4. Самостоятельная работа учащихся.
Тип занятия׃ комбинированное.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
На прошлом уроке мы с вами посетили зерновой склад нашего хозяйства, СХА «Свобода», где узнали какие сорта зерновых культур выращивают в хозяйстве. Ознакомились с условиями хранения семян, которые необходимо поддерживать для сохранения семян в хорошем состоянии. Ведь эти семена высеянные весной будут определять качество нового урожая. Нам показали как правильно брать пробы и средние образцы для анализа и какие для этого существуют приспособления (щупы); познакомили с правилами взятия навесок и с оборудованием, используемыми в контрольно-семенной лаборатории (разборные доски, шпатели, весы с разновесами, растильни, термостаты) .
На этом уроке мы будем учиться производить элементарный анализ качества семян. Качество семян имеет исключительно большое значение для получения высокого и высококачественного урожая в желаемые сроки. «Что посеешь, то и пожнешь», «От худого семени не жди хорошего племени»,- говорит народная мудрость.
Для посева необходимо брать тщательно отобранные, свежие, хорошо развитые, первосортные семена. Только от таких семян можно получить сильное и здоровое потомство. Семена незрелые или очень старые всходят медленно и дают слабо развитые растения. Посмотрите на эти образцы навесок ячменя, что вы можете сказать о качестве семян ячменя? (ученики указывают цвет семян в трех навесках, полноту семян, наличие сора. Выбирают образец с хорошим качеством семян). Вы и сами уже определили, что не от всех семян можно получит хороший урожай. Поэтому перед посевом необходимо произвести проверку семян, чтобы определить их чистоту, всхожесть и хозяйственную годность. Прежде всего, необходимо, чтобы посевной материал был чистосортным, высокой всхожести и совершенно освобожден от всякого рода примесей.
А пословица «Готовь сани летом, а телегу зимой» указывает нам на то, что определение качества семян, высеваемых весной, необходимо провести уже осенью перед закладкой на хранение. На этом уроке мы определим чистоту семян. Для этого у нас есть оборудование, с которым мы научимся работать и навески семян двух партий гороха -1) со склада хозяйства и 2)продовольственный горох. Проверим, достаточно ли чист горох, который мы покупаем в магазине, отвечает ли он нормам качественной продукции.
Для определения чистоты берут определенную навеску семян и отбирают чистые, здоровые семена. Чистота определяется в процентах массы чистых семян от общей массы взятой навески (формула на доске).
Чистота - один из важных показателей качества семенного материала, который должен быть чистым, свободным от примесей. Хороший посевной материал должен иметь семян основной культуры не менее 99% и отходов не более 1%; такая партия семян относится по чистоте к Ι классу.
Выполнение практической работы, согласно инструктивной карточке - Инструкция
Практическая работа «Определение чистоты семян»
-
Отвесьте нужное для анализа данной культуры количество семян (навеска) и высыпьте их на разборную доску или чистый лист бумаги.
-
Выделите чистые семена, взвесьте их и определите процент чистоты по формуле -
масса чистых семян / масса навески * 100 % (чистота семян - это отношение чистых семян к взятой навеске, выраженной в процентах).
-
Рассмотрите оставшийся при разборе сор. Определите, есть ли в нем семена сорняков, семена других культур, мертвый сор (песчинки, комочки земли и т.п.). Высчитайте засоренность в процентах - это отношение сора к взятой навеске семян, выраженной в процентах.
-
Сделайте вывод о чистоте семян данной культуры.
Величина необходимых для анализа навесок зависит от размера семян и составляет для
кукурузы, бобов, гороха, фасоли 200г,
для подсолнечника, люпина - 100г,
для ржи, пшеницы, овса, ячменя, гречихи, вики - 50г,
для проса - 20г, для льна - 10г,
для клевера красного и люцерны - 4г,
для многолетних злаковых трав - 2г.
И так давайте подведем итоги, назовем чистоту семян навески гороха в процентах (ученики называют получившиеся цифры своих расчетов). Чистота семян гороха со склада -- 88% ,
Засоренность - 12%. Какой мы можем сделать вывод?
Вывод - семена засорены, оценка «удовл.».
Каково ваше заключение по продовольственному гороху?
Чистота семян - 96%, засоренность - 4%.
Вывод - продовольственный горох по чистоте качественнее, чем горох со склада хозяйства. Но такая партия семян по чистоте не относится к первому классу как заявлено на упаковке данного продукта.
Подведение итогов
Можете ли вы сказать, что научились определять чистоту семян? Были ли у вас трудности при выполнении этой работы? Где могут пригодиться, полученные знания, умения в жизни? А можете ли вы назвать профессию, задачей которой является определение качества продукции? (лаборант). Можете ли вы доказать значимость этой профессии? А какие профессии вы можете назвать, связанные с с/х трудом?(ученики называют профессии своих родителей и родственников, работающих в СХА «Свобода»). Почему работа на земле почетна? Есть ли в классе те, кто планирует связать свою жизнь с землей?
На следующем уроке мы продолжим проводить анализ качества семян. Нам необходимо будет проверить всхожесть семян и хозяйственную годность семян гороха со склада нашего хозяйства. Наши результаты мы сравним с результатами, полученными в лаборатории хозяйства.