Структура урока «открытия» новых знаний

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Структура урока «открытия» новых знаний

(технология деятельностного метода по Л. Г. Петерсон)

I этап: мотивация к учебной деятельности (психологический настрой на урок)

Задача этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности.

Деятельность учителя по реализации данной задачи:

  1. создание условий для пробуждения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

  2. актуализация требований (мотивация) учебной деятельности («мне надо»);

  3. определение степени сложности учебной деятельности («смогу»).

II этап: актуализация и пробное учебное действие.

Задача этапа: актуализация знаний через пробное учебное действие.

Деятельность учащихся:

  1. анализ действий по заданной теме;

  2. определение наиболее оптимальных способов выполнения заданий;

  3. обоснование выбора способов действий.

Деятельность учителя:

  1. активизирует мыслительную деятельность обучающихся по выбору способов действий;

  2. проводит проверку домашнего задания в пределах развивающего обучения или предлагает задания, которые приближают обучающихся к восприятию новых знаний;

  3. организует работу по определению темы учебного занятия;

  4. совместно формулируют цели учебного занятия.

III этап: открытие новых знаний через учебное действие

Задача этапа: открытие нового через учебное действие.

Деятельность учащихся:

  1. построение новых способов действий на основе ранее полученных знаний, умений и навыков;

  2. освоение нового через активизацию мыслительных процессов (сравнение, синтез и т.д.);

  3. самостоятельное выполнение задания с применением новых знаний;

  4. обоснование выбора способов действий.

IV этап: выявление места и причины затруднения.

Задача этапа: осознание причины затруднений и определение «западающего звена» в цепочке действий.

Деятельность учащихся:

пошаговый анализ своих действий по выполнению задания;

выявление места затруднения;

определение причины трудностей.

V этап: планирование выхода из ситуации затруднения и реализация плана.

Задача этапа: поиск путей решения проблемы и выбор способов их реализации.

Деятельность обучающихся:

  1. формулировка будущих учебных действий, устраняющих причину возникших затруднений;

  2. выявление возможности проведения урока по возникшей проблеме;

  3. выбор наиболее эффективных способов и средств достижения новых знаний;

  4. использование предметных действий (алгоритмы, схемы, модели и др.);

  5. применение того способа действий, который позволяет решить учебную проблему;

  6. фиксирование способа действий в речи и схеме.

VI этап: первичное закрепление с формулированием проблемы.

Задача этапа: усвоение учащимися нового знания через способы действия.

Деятельность обучающихся:

  1. самостоятельное выполнение заданий с применением новых знаний;

  2. обоснование способов действий.

VII этап: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задача этапа: закрепление пробного учебного действия по новой теме.

Деятельность обучающихся:

  1. самостоятельное выполнение типовых заданий по новой теме;

  2. самопроверка по эталону;

  3. выявление ошибок и их причин;

  4. выводы обучающихся по данной теме.

VIII этап: включение в систему знаний.

Задача этапа: формирование системы знаний об окружающей действительности.

Деятельность обучающихся:

  1. выявление границ применимости новых знаний;

  2. самостоятельное составление заданий по новой теме;

  3. выводы о применимости знаний в окружающем мире и рекомендации по применению новых знаний.

IX этап: рефлексия учебной деятельности на уроке.

Задача этапа: самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя и одноклассников.

Деятельность обучающихся:

  1. соотнесение цели урока и результатов собственной деятельности;

  2. оценка полученных результатов обучающимися и учителем, установление степени их соответствия.


© 2010-2022