- Преподавателю
- Технология
- Структура урока «открытия» новых знаний
Структура урока «открытия» новых знаний
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пиканова Н.Н. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Структура урока «открытия» новых знаний
(технология деятельностного метода по Л. Г. Петерсон)
I этап: мотивация к учебной деятельности (психологический настрой на урок)
Задача этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности.
Деятельность учителя по реализации данной задачи:
-
создание условий для пробуждения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
-
актуализация требований (мотивация) учебной деятельности («мне надо»);
-
определение степени сложности учебной деятельности («смогу»).
II этап: актуализация и пробное учебное действие.
Задача этапа: актуализация знаний через пробное учебное действие.
Деятельность учащихся:
-
анализ действий по заданной теме;
-
определение наиболее оптимальных способов выполнения заданий;
-
обоснование выбора способов действий.
Деятельность учителя:
-
активизирует мыслительную деятельность обучающихся по выбору способов действий;
-
проводит проверку домашнего задания в пределах развивающего обучения или предлагает задания, которые приближают обучающихся к восприятию новых знаний;
-
организует работу по определению темы учебного занятия;
-
совместно формулируют цели учебного занятия.
III этап: открытие новых знаний через учебное действие
Задача этапа: открытие нового через учебное действие.
Деятельность учащихся:
-
построение новых способов действий на основе ранее полученных знаний, умений и навыков;
-
освоение нового через активизацию мыслительных процессов (сравнение, синтез и т.д.);
-
самостоятельное выполнение задания с применением новых знаний;
-
обоснование выбора способов действий.
IV этап: выявление места и причины затруднения.
Задача этапа: осознание причины затруднений и определение «западающего звена» в цепочке действий.
Деятельность учащихся:
пошаговый анализ своих действий по выполнению задания;
выявление места затруднения;
определение причины трудностей.
V этап: планирование выхода из ситуации затруднения и реализация плана.
Задача этапа: поиск путей решения проблемы и выбор способов их реализации.
Деятельность обучающихся:
-
формулировка будущих учебных действий, устраняющих причину возникших затруднений;
-
выявление возможности проведения урока по возникшей проблеме;
-
выбор наиболее эффективных способов и средств достижения новых знаний;
-
использование предметных действий (алгоритмы, схемы, модели и др.);
-
применение того способа действий, который позволяет решить учебную проблему;
-
фиксирование способа действий в речи и схеме.
VI этап: первичное закрепление с формулированием проблемы.
Задача этапа: усвоение учащимися нового знания через способы действия.
Деятельность обучающихся:
-
самостоятельное выполнение заданий с применением новых знаний;
-
обоснование способов действий.
VII этап: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задача этапа: закрепление пробного учебного действия по новой теме.
Деятельность обучающихся:
-
самостоятельное выполнение типовых заданий по новой теме;
-
самопроверка по эталону;
-
выявление ошибок и их причин;
-
выводы обучающихся по данной теме.
VIII этап: включение в систему знаний.
Задача этапа: формирование системы знаний об окружающей действительности.
Деятельность обучающихся:
-
выявление границ применимости новых знаний;
-
самостоятельное составление заданий по новой теме;
-
выводы о применимости знаний в окружающем мире и рекомендации по применению новых знаний.
IX этап: рефлексия учебной деятельности на уроке.
Задача этапа: самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя и одноклассников.
Деятельность обучающихся:
-
соотнесение цели урока и результатов собственной деятельности;
-
оценка полученных результатов обучающимися и учителем, установление степени их соответствия.