• Преподавателю
  • Технология
  • Пути решения проблемы преемственности между начальной и основной ступенями по русскому языку и литературе

Пути решения проблемы преемственности между начальной и основной ступенями по русскому языку и литературе

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пути решения проблемы преемственности между начальной и основной ступенями по русскому языку и литературе.


В искусстве преподавания зашифрована вся сложная внутренняя история современного растущего человека. Сегодняшнее обучение требует нового подхода к обучению и воспитанию. С учетом всех преобразований в своей каждодневной работе учитель пятого класса должен практиковать различные методы, способствующие быстрой и безболезненной адаптации детей.

В настоящее время стало очевидным то, что все более актуальным становится обучение через коммуникативно-деятельностный подход, для формирования функциональной грамотности. И самым важным становится не столько давать знания , а сколько научить детей мыслить самостоятельно, свободно. Научить самостоятельно добывать знания, и уметь применять их на практике.

Изменения ценностей, имеющие место в сегодняшнем обществе, бросают обескураживающий вызов тем, чьей задачей является подготовка детей к практической жизни в 21 веке.

В США думают, что 25% работы, которую будут выполнять люди следующего века, в настоящее время не сущес твует. Для того, чтобы эффективно работать в мире будущего, часто будут требоваться совершенно новый опыт и подходы.

Об этом и о многом другом следует не забывать, начиная обучать детей в младшем блоке, а особенно в период перехода учащихся из младшего звена в среднее.

Используя весь интеллект подрастающего поколения, их невероятные способности, переход детей в среднее звено сделать не только безболезненным, но полезным как детям, так и учителям.

Что касается детей, то следует обратить внимание на «готовность» учеников к обучению на том или ином уровне, в нашем случае- это переход к обучению из начальных классов в среднее звено.

«Готовность», включающая как созревание так и подготовку к обучению. Это понятие включает в себя и требования школы, и необходимость приспособления ребенка к иному процессу обучения.

Ответственность за готовность детей к учебному процессу в условиях средних классов в большей мере принадлежит школе и учителям.

Одинаковых учеников нет, каждый ребенок способен развиваться настолько, насколько позволяет его потенциал. Успех в данном случае зависит от обстановки, в которой он учится, и от организации самого процесса обучения. Необходимо создать в классе такую атмосферу, которая бы учитывала нужды каждого ребенка.

Обучение- это процесс всего общения между вовлеченными в этот процесс людьми.

Учитель- посредник между учеником и учебным материалом, следовательно, готовность среднего звена зависит от способности учителя заметить, понять и учесть особенности каждого ученика, от умения помочь своим подопечным.

Можно отметить два аспекта готовности преподавания:

  1. знание особенностей развития ребенка, что помогает заметить как проблемы, так и таланты и сильные стороны каждого ученика.

  2. хорошая подготовка в области методики преподавния, что помогает правильно оценить создавшуюся ситуацию и найти оптимальные способы ее решения.

Являясь тем человеком, который должен диференцировать учебные задачи для учащихся, в идеале учитель должен:

а) применять разнообразные методы презентации нового материала;

б) использовать знания, которые позволят учащимся осмысленно усвоить учебный материал соответственно их личному опыту и уровню развития;

в) предоставлять учащимся возможности демонстрировать свои достижения.

Если задаться вопросом: как учитель может помочь своим ученикам? Можно ответить. Ключом к успеху является его помощь в установлении необходимых связей между изучаемым материалом и личным опытом , а также знаниями детей.

Помимо этого ученики должны иметь возможность определить свои собственные цели и нужды, а также уметь выразить и обосновать свою точку зрения. Когда ученики имеют возможность рассуждать, проявляется разнообразие их мнений и оценок. Как правило, едва учитель отказывается от мысли, что существует единственная правильная точка зрения, появляется столько мнений и оценок, сколько учеников в классе. Становится очевидным различия в знаниях , восприятии мира, оценках школьников. Учитель получает больше информации об общем уровне их развития. Принимать и ценить разнообразие мнений и взглядов в классе- неотъемлемое требование программы, ее важнейший принцип.

Учеников каждого школьного класса характеризует такое же изобилие способностей, интересов, опыта и возможностей, какое присуще любому обществу. Хороший учитель должен учитывать эти различия при подготовке учебного материала и подборе подходящей методики обучения.

Учащиеся обладают разным багажом знаний и умений. Существуют различные подходы и стили преподавания. Часто подход зависит от предпочтения того или иного способа усвоения ребенком новой информации (зрительного, слухового, моторного), а также его личного опыта.

Некоторые дети предпочитают делать заметки в тишине, другие любят обсуждать изучаемый материал с другими учениками, а третьим нужно все проверить на практике.

Использование методик, которые поддерживают различные стили усвоения учениками нового знания, позволяет детям лучше узнать себя, осознать участие в учебном процессе. Знакомя учащихся со стратегиями изучения и моделируя их в классе, учитель получает возможность влиять на развитие детей.

При традиционной организации работы, когда столы и парты выстроены в ряды, в классе трудно вести диалог. Необходимо изменение привычной обстановки в классе для поощрения работы в парах, а также в больших и малых группах. Одноклассники еще лучше узнают друг друга, раскрывают такие стороны их индивидуальности, которые остаются в традиционной модели.

Поощряя совместную работу с одноклассниками, мы стимулируем активное участие ученика в работе класса. Роль учителя как единственного источника знания меняется на роль посредника и проводника. Опыт показывает, что коллективное знание класса может быть достаточно обширно, а помощь одноклассников друг другу - очень эффективной. Успешное использование таких методов работы невозможно без атмосферы терпимости, без доброжелательного внимания к разным мнениям. Чтобы поощрять независимость мысли, учитель должен дать понять ученикам, что ценны мнения и идеи каждого из них. Ограничить свободу выражения мнения- значит ограничить мысль.

Существует несколько стратегий, которые обеспечивают продвижение коллективного обучения и занимают очень мало времени в применении. Эти простые стратегии часто хороши для ознакомления учеников с работой в парах и малых группах.

1 Круглый стол

Принцип этой работы заключается в том, что лист бумаги и карандаш переходят по кругу. Один партнер пишет идею, затем передает другому. Тот дописывает свои идеи. Каждый участник должен быть вовлечен в процедуру и использовать различные цветные карандаши до тех пор, пока лист не пройдет через всех. Учитель должен зафиксировать индивидуальный вклад каждого.

2. Трехуровневое интервью

Партнеры берут интервью друг у друга по заданной теме. В группах из четырех человек три уровня можно провести следующим образом. А берет интервью у В, пока С берет интервью у Д. Роли меняются. В теперь берет интервью у А , и Д берет интервью у С. Все четверо делятся ответами.

Трехуровневое интервью может быть использовано в любом типе урока. Может быть использована :

  1. как предаврительный опрос;

  2. поделиться собственным опытом или высказать мнения;

  3. изложить изученное на уроке;

  4. сделать обзор домашней работы;

  5. испытать концепции в содержании.

Предсказания в парах

Возьмем русскую народную сказку «Царевна- лягушка». Разделим класс на пары, при помощи ручки и бумаги выполним следующую работу. Из нескольких отрывков сказки выписать слова:

а) относящиеся к описанию героев;

б) относящиеся к композиции сказки (волшебные помощники, запрет и нарушение запрета);

в) слова- символы.

Обсудить список с партнерами и прийти к идее «О чем эта сказка?».

Например:

сделайте предсказания.

Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно.

Загоревал Иван- царевич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать свою жену, Василису Премудрую.

Затем можно приступать к чтению сказки.

Свободная, нерпинужденная обстановка на занятиях способствует тому, что ученик не только свободно высказывает свои мысли, чувства, анализирует, сопоставляет, вступает в дискуссию, но и быстрее преодолевает барьер адаптации.

Дети не только из урока в урок учатся внимательно слушать друг друга, уважать мнение одноклассников, но и чувствуют непринужденность и свободу, ум становится живым и деятельным.

На основе всего изложенного можно сказать: «Живая мысль делает человека бодрее, здоровее, одновременно сильнее и мягче, менее замкнутым, более простым и откровенным». А для построения современного общества нужны люди именно с такими качествами, способными осмыслить все трудности и привести к светлым победам.

© 2010-2022