Конспект урока по самопознанию 7 класс

 Я веду уроки самопознания в школе, с каждым годом убеждаюсь, что это очень нужный и важный предмет. На уроках самопознания дети учатся любить себя и других, по новому смотреть на окружающий мир. Я предлагаю вашему вниманию конспекты уроков по самопознанию, которые я проводила в декаду Самопознания, которая проводится унас каждый февраль.  Во время проведения декады у нас проводится много мероприятий, направленных на духовно нравсвенное воспитание детей. Я надеюсь мой материал поможетучителям са...
Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока самопознания

Тема: « Мои друзья»

Ценность: ненасилие

Качества: помогай всегда, не вреди никогда, не обижать других.

Класс предшкольной подготовки

Цель: формировать начальные представления о ненасилии, как об одной из высших ценностей человечества.

Задачи: раскрыть значение понятий: «дружба», «друзья». «дружить»

Развивать стремление помогать друг другу, никогда не вредить, не обижать друг друга.

Воспитывать доброжелательное , чуткое отношение к друзьям.

Ресурсы:(материалы, хрестоматия, методическое пособие , мультфильм, музыкальное сопровождение

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Доброе утро, дети!. Я рада видеть всех Вас. Давайте друг другу улыбнёмся! Пусть день у Вас будет удачным!
Позитивный настрой.
Свет»
- Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь.
Представьте, что солнечный лучик проникает в вашу голову и отпускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучиком солнца в вашем сердце расцветает этот прекрасный цветок.
Представьте, что лучик пробегает по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Вся ваша голова наполнилась светом, в ней только добрые, светлые мысли.
Лучик становится все сильнее и ярче. Направьте лучик света всем вашим родным, друзьям. Пошлите свет и тем, с кем вы может быть, поссорились. Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя...
Теперь поместите этот лучик снова в ваше сердце. Весь Мир наполнился Светом и находится в вашем сердце. Сохраните его таким прекрасным. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

-Что вы почувствовали?

Учитель обращает внимание детей на доску, где расположены вразброс буквы, спрашивает детей: - Ребята, попробуйте из данных букв составить слово. (На доске - буквы, ребята складывают из букв слово «дружба».)

Учитель. Какое слово получилось?

Ученики. Получилось слово «дружба».

Учитель. Правильно ребята, получилось слово «дружба», и сегодня на уроке мы будем говорить о дружбе и о друзьях. Ребята, на прошлом уроке, я вас просила дома подготовить подарок для своего друга, который вы бы хотели подарить другу на день рождения.

2.Опережающее домашнее задание: Сделать своими руками, то, что вы хотели бы подарить своему другу на день рождение (рисунок, аппликация, поделка)

Проверка домашнего задания.

Воспитатель просит детей показать, что бы они приготовили в подарок своему другу. Просит рассказать кому они хотят подарить свой подарок и почему приготовили для своего друга именно такой подарок.

Беседа по вопросам:

  1. Что такое дружба?

2.Кого вы можете назвать своим другом?

3.А какими качествами обладают ваши друзья? Какие они - ваши друзья?

4.Какие чувства испытываете, когда встречаетесь с другом?

5. Ребята, а как вы думаете могут ли быть друзьями животные, птицы?

Анализ хода урока

3.Позитивное высказывание (цитата).

«Сила птицы в крыльях - сила человека в дружбе» (Казахская пословица) .

Вопросы:

- Почему так в народе говорят?

-Почему человек, у которого есть друзья, считается сильным?
Давайте хором произнесем эту замечательную казахскую пословицу


  1. Подарок детям.

Сегодня я дарю вам в подарок мультфильм « Самый большой друг»

Беседа по содержанию мультфильма.

Вопросы: 1. С кем дружила девочка?

  1. Почему Крокодил не любил девочку?

  2. Что задумал сделать крокодил?

  3. Куда отправилась девочка?

  4. Как крокодил пытался обмануть девочку?

  5. Кто обидел друзей девочки?

  6. Как вы думаете бегемот правда был самым большим другом девочки?

  7. Кто спас девочку от крокодил?

  8. Кто является её самыми большими друзьями?

- Ребята, а сейчас мы с вами поиграем, и выясним, какими качествами вы должны обладать, чтобы с вами хотели дружить и называли настоящим другом. . Я буду называть качества друга. А вы будете подымать сигнальные ладошки.

Если вы согласны вы подымаете ладошку зеленого цвета - это положительный ответ, т.е.

Если не согласны вы поднимаете ладошку красного цвета - это отрицательный ответ, т.е. несогласие.

Учитель называет слова:

Добрый

Хвастливый

Злой

Отзывчивый

Искренний

Враждебный

Рассудительный

Лживый

Ласковый

Любознательный

Общительный.

- Да, ребята, вы очень внимательны! Действительно, чтобы рядом с вами были настоящие друзья, вы должны учиться овладевать всеми этими качествами.

  1. Творческая работа

Ребята, а почему вы не выбрали такие слова, как враждебный, лживый, злой, хвастливый?

-Захочется ли Вам дружить с таким человеком?

Правильно ребята с такими детьми никто не хочет дружить, поэтому вам нужно стараться избавляться от таких плохих качеств, чтобы с вами хотели дружить.

- Почему распадается дружба?

- Что нужно сделать, чтобы дружба не распалась? Дети называют слова. Потом учитель предлагает сделать цветок дружбы. ( На столе лежат лепестки на которых написаны правила дружбы, дети читают и выбирают те, которые им подходят и приклеивают на цветок дружбы

• Уступать.

• Не бояться просить прощения, если обидел друга.

• Не грубить. Не злиться.

• Не жадничать.

• Помогать другу.

• Быть честным.

Учитель предлагает детям полюбоваться, какой красивый цветок у них получился. И ещё раз повторить. Правила дружбы

Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.

6.Исполнение песни

«Песенка о дружбе»

  1. Дружба крепкая не сломается

Не расклеится от дождей и вьюг

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит

Вот, что значит настоящий верный друг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит

Вот, что значит настоящий верный друг.

2.Мы поссоримся и помиримся

Не разлить водой шутят все вокруг

В полдень или в полночь

Друг прейдёт на помощь

Вот, что значит настоящий верный друг

Друг прейдёт на помощь

Вот, что значит настоящий верный друг

3.Друг всегда тебя, сможет выручит

Если ,что ни будь, приключится вдруг

Нужным быть кому то в трудную минуту

Вот, что значит настоящий верный друг

Нужным быть кому то в трудную минуту

Вот, что значит настоящий верный друг

7. Домашнее задание.

Учитель детям предлагает разрезные картинки с изображением героев мультфильмов, расположенных в разнобой. Детям даётся задание: расскрасить картинки, вырезать, и наклеять парами, кто с кем дружить: Маша и Медведь, Крокодил Гена и Чебурашка, Вини Пух и Пятачок.

8.Заключительная минута тишины. .

Звучит тихая спокойная музыка
Сядьте на свои места. Расположитесь удобно. Закройте глаза и вспомните о том, что было на занятие и все то, о чем мы сегодня с вами говорили.
Откройте глазки, поднимите головы.
Спасибо за занятие. Всем доброго дня!











План урока самопознания

Тема: «О доброжелательности»

Ценность: праведное поведение.

Качества: великодушие, щедрость, чуткое и внимательное отношение к окружающим людям

Класс 3

Цель: углубить представления учащихся о праведном поведении как общечеловеческой ценности.

Задачи:

-расширять представление о таких качествах как доброжелательность, отзывчивость, человечность;

-развивать навыки позитивного общения;

-воспитывать чуткое и внимательное отношение к

окружающим людям

Ресурсы: запись мультфильма

«Просто так»,

Презентация «О доброжела-

тельности», запись караоке

песни «Если

добрый ты»

Ход урока:

1.Организационныймомент.
Позитивный настрой. «Свет»

- Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь.
Представьте, что солнечный лучик проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине он превращается в бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый.
Представьте, что лучик солнца начинает распространяться по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите луч вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Лучик опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли. Направьте свет луча всем вашим родным, друзьям. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое повсюду... Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя...
Теперь поместите этот лучик солнца снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной.
Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

Что вы почувствовали?

Какие ощущения у вас возникли?

Я рада, что вы чувствуете себя хорошо, что вам комфортно. И вы готовы работать вместе со мной.

  1. Проверка домашнего задания.

Читают пословицы и поговорки о доброте.

Беседа по вопросам:

  • Чему учат эти пословицы и поговорки?

  • Что значит добрые пожелания?

  • Что же такое доброта? (отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям)

  • Какого человека можно назвать добрым?

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о доброжелательности. То есть мы будем рассуждать о том, как человек относится к человеку, к животному, к природе.

-Мы поговорим о доброжелательности.

Слайд 2

Что это за понятие "доброжелательность"? ( ответы детей)

  • Как вы понимаете смысл слова «доброжелательность»

придумайте синонимы к этому слову.

Слайд 3

  • Добродушный

  • Доброжелательный

  • Добронравный

  • Добропорядочный

  • Добросердечный

  • Добросовестный

После ответов детей на доске открывается запись:

Слайд 4

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ - это желание другим добра

Да, ребята, вы все правильно сказали, что это понятие состоит из двух слов: желание и добро.

- А какого человека можно назвать доброжелательным? (Человека, который к другим относится с любовью. Нужно верить, что вокруг в большинстве своем люди добрые, искренние, не желают вам боли и зла)

Анализ хода урока

  1. Позитивное высказывание (цитата) «Доброе намеренье - половина счастья». Народная мудрость

Вопросы:

-Как вы понимаете это высказывание?


  1. Подарок детям.

Просмотр и анализ мультфильма «Просто так ».

-Отчего менялось настроение у героев мультфильма?

-Почему мультфильм называется «Просто так»?

-Как можно дарить радость и доброту другим?

-Как вы думаете доброе намерение и доброе желание - одно и то же?

(ответы уч-ся)

-Когда человек совершает добрые поступки для других людей, ему самому становится хорошо и радостно.
Ситуация
- Сегодня на уроке я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Лиза (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Лизе что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя).
- Посмотрите на Лизу, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему?
- Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
- Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему?
Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты мне могут ее разгладить. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить».


- Нравиться ли нам, когда нас обижают?
- Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?
- Как быть добрее?

Творческая работа: Работа в группе. «Доброжелательное солнышко».

Давайте изготовим подарок друг другу «Доброжелательное солнышко». (Под музыку)

Возьмите основу - круг. Это солнышко. Выберете из предложенных лучиков только лучики с добрыми словами. Приклейте их по кругу. Вот какое солнышко

Вопросы: - Какие слова вы выбрали? Почему?

- Какие слова вы оставили? Почему?

Учитель предлагает детям поиграть в игру:
Учитель предлагает учащимся по хлопать в ладоши, если речь идет о добром деле, и потопать ногами, если речь идет о плохом. Учитель каждый раз проговаривает слова «хорошо или плохо...»


• Покормить птиц зимой?
• Утаить от родителей плохую отметку, полученную в школе?
• Сломать ветку на дереве?
• Помочь пожилому человеку донести тяжелые сумки?
• Изрисовать стену жилого дома краской из баллончика?
• Помочь библиотекарю подклеить старые книжки?
• Принять участие в субботнике по уборке территории школы?


  1. Исполнение песни

Исполнение песни « Если добрый ты».

1.Дождик босиком по земле прошёл,

Клёны по плечам хлопал.

Если ясный день - это хорошо

А когда наоборот- плохо.

Если ясный день - это хорошо

А когда наоборот- плохо.

2.Слышно как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны.

Если добрый ты- то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

Если добрый ты- то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

3 С каждым поделись радостью своей

Рассыпая смех звучно

Если песни петь с ними веселея

А когда наоборот скучно.

Если песни петь с ними веселея

А когда наоборот скучно.

7. Домашнее задание. Воспитатель раздаёт детям тесты и предлагает выполнить их дома.

ТЕСТ

Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ:

«да» или «нет».

Вопросы:

1.У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

3. Часто ли ты используешь злые шутки?

4.Сможешь ли ты отомстить или долго помнить о том, что тебя кто, когда-то обидел?

5. Нравиться ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?

6.Бросаешь ли ты игру, когда уже знаешь, что ты проиграешь?

7.Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

8.Заключительная минута тишины.

Играет медленная музыка.

Дети закрывают глаза.

Теперь ребята давайте мысленно отправим всем людям на земле добрые пожелания









План урока самопознания

Тема: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека»

Ценность: Любовь Качества: умение прощать, искренность, бескорыстное служение людям, сострадание.

Класс: 7



Цель: расширить представление о Любви, как об одной из высшей ценностях человечества.

Задачи: способствовать выявлению нравственных качеств личности; умение прощать, искренность, бескорыстное служение людям, сострадание. развивать у учащихся стремление к осмыслению себя, своих поступков и поведения; заставить задуматься о добром отношении к жизни, о желании творить добро, умении ценить людей.

Ресурсы:

Презентация, фотографии Ш.А Амоношвилии С.А.Назарбаевой, высказывания Ш.А.Амоношвили.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Позитивный настрой. «Свет»

- Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и отпускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый.
Представьте, что свет начинает распространяться по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать только хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и вашей голове только добрые, светлые мысли.
Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения,, на все живое повсюду... Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете... Свет внутри меня... Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя...
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной.
Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

-Ребята, что вы почуствовали?

-Ребята, расскжите, где вы побывали?

-Какие ощущения вы испытали?

  1. Проверка домашнего задания.

Заранее детям на выбор дается задание на дом сделать альбом добрых дел. (Учащиеся должны были записывать в альбом все добрые дела, которые они совершили в течение недели )

Беседа по вопросам:

  • Какие добрые дела вам удалось совершить в течение недели?

  • Легко ли совершать добрые дела?

  • Как менялось ваше настроение, когда вам удавалось совершить доброе дело?

  • Как люди отвечали вам на совершённые вами добрые дела?

Анализ хода урока

  1. Позитивное высказывание (цитата) Слайд № 1 Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека» сегодня мы будем говорить о доброте.

Слайд № 2

Главная цитата нашего урока «Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - Твори добро».

Ш.А. Амонашвили

Эти слова принадлежат великому человеку нашего времени, который всю свою жизнь посвятил воспитанию детей и служению добру.

Шалва Александрович Амонашвили - грузинский педагог и психолог, почетный академик Российской академии образования, руководитель лаборатории гуманной педагогики. Любовь к ребёнку, к человеку - вот основа гуманистической педагогики. Цель у эксперимента была одна - вырастить просто хороших людей. Сегодня по методике Амонашвили работают школы во многих странах мира. Основатель и президент республиканского детского благотворительного фонда "Бобек" Сара Алпысовна Назарбаева разработала курс программы

« Самопознание», в основе которого лежит гуманная педагогика Амонашвили. Шалва Александрович и Сара Алпысовна работают в тесном сотрудничестве. Слайд № 3и 4

Вопросы:

1. Как вы понимаете это высказывание?

2.Должен ли человек ждать награду за совершённое добро? Почему?

3. Нужно ли делать добро для людей, которые отвечают на него злом? Почему?

4.Что является наивысшей наградой для человека, который совершил добрый поступок?

5. Как вы считаете, что означает слово «добро»?

- В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так:

« Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Слайд №5

- Посмотрите, перед вами маленький росток, появившийся из жёлудя. Как будет выглядеть взрослое дерево через 15 лет. Перечислите всех, чья доброта помогла этому дереву вырасти. Слайд 6

(Доброта солнышка, земли, воздуха, ветерка и т.д.)

Слайд 7, 8
- Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.

(Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей и подружек и т.д.)


  1. Подарок учителя. Сегодня я вам хочу показать видеоролик, который называется «Бабушка всея руси» (просмотр видеоролика).

Беседа по вопросам:

1.Как называется видеосюжет?

2.О ком он рассказывает?

3.Чем занимается бабушка Тоня?

4.Куда идут деньги, которые выручает бабушка Тоня?

5.Сколько добрых дел сделала бабушка?

6.Какиеиз добрых дел, сделанных бабушкой, вам запомнились больше всего?

7.Можно ли назвать добро, которое совершает эта бабушка бескорыстным?

8. Можно ли сказать, что доброта бабушки Тони согревает детей?

9.Как вы думаете, что больше согревает детей подарки, которые дарит бабушка, или её доброта?

10. Встречались ли вам в жизни такие люди?

11.Как вы думаете, каждый ли человек способен на добрые поступки?

Ребята, я верю, что вы тоже в жизни совершали добрые дела и не один раз. Я предлагаю вам немного поиграть и вспомнить, какие добрые дела вы совершили.

- Перед вами Дерево Доброты, на нём пока совсем нет листьев и плодов. Слайды № 9,10

Задание «Дерево Добрых Дел»

- Вспомните и расскажите о своих добрых делах. (В результате на дереве появится столько сердечек, сколько добрых дел вспомнят дети.)

  1. Творческая работа с «волшебными» словами и приветствиями.

- Добрые слова мы говорим в приветствиях, пожеланиях друг другу. Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют «волшебными».

- Я предлагаю вам построить дом Доброты, который поможет вспомнить волшебные слова и приветствия. Посмотрите, у нас есть большой дом, но в нём совсем нет окон. Я предлагаю вам взять каждому по окошку, написать на нём волшебные, добрые слова, приветствия и приклеить на дом.

( Дети на маленьких окошках пишут добрые слова).

- Посмотрите, какой хороший дом мы построили, он приветливо светит своими добрыми окошками и ждёт гостей.

Ученики читают добрые пожелания, которые они написали на окошках.


  1. Исполнение песни «Твори добро»

Руки мои сильные

Я защищу слабого

Мысли мои верные

Я научу каждого

Глаза мои, моя душа

Добрая и чистая

Дарю ее тому

Кому больно одному

Твори добро на всей земле

Твори добро другим во благо

Не за красивое спасибо

Услышавшего тебя рядом

Твори добро на всей земле

Твори добро другим во благо

Не за красивое спасибо

Услышавшего тебя рядом

Я долечу до неба

Я накричусь досыта

Я расскажу все тайны дня

До светла

Я долечу до неба

Я накричусь досыта

Я расскажу все тайны дня

До светла

Твори добро на всей земле

Твори добро другим во благо

Не за красивое спасибо

Услышавшего тебя рядом


  1. Домашнее задание.

Написать эссе на тему: «Кто является для меня примерьм доброты в жизни» .

8.Заключительная минута тишины. Ребята, в память о нашем сегодняшнем уроке, я хочу вам подарить памятки с высказываниями известного педагог Шалва Александрович Амонашвили о доброте, я надеюсь, что они помогут вам в нужную минуту. Слайд № 11

А теперь ребята, расположитесь удобно, закройте глаза, и вспомните о том, что было на уроке, о чем мы с вами разговаривали. Всю любовь, что есть в ваших сердцах, мысленно пошлите своей семье!

Откройте глаза!

Спасибо за работу!




© 2010-2022