Эстетическое воспитание на уроках технологии

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учу видеть красоту

(Эстетическое воспитание на уроках технологии).


Важная роль в системе всестороннего гармоничного развития личности принадлежит эстетическому воспитанию, сущность которого заключается в целенаправленном формировании человека, способного воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное в жизни и искусстве, способного жить и творить по законам эстетического совершенства. Главная цель организации работы, направленной на овладение эстетической культурой, состоит не в том, чтобы готовить в школе будущих деятелей искусства, а в том, чтобы приобщить всех обучающихся к миру прекрасного, пробудить в них творческий интерес, вызвать стремление вносить красоту в повседневную жизнь.

Среди учебных дисциплин, непосредственно относящихся к области эстетического воспитания школьников, выделяются своей новизной уроки технологии у девочек. Этот предмет примечателен не только тем, что прямо вторгается в эстетику быта, но и тем, что подготавливает обучающихся в плане профориентации к работе в сфере обслуживания, дает возможность проявить свои творческие способности при выполнении проектной деятельности, развивает их коммуникативные стороны. Эти уроки дают им не только знания и навыки по различным направлениям, связанным с повседневным бытом современного человека, но и готовят к самостоятельной жизни.

Огромное значение для эстетического воспитания обучающихся имеет оформление кабинета: окраска стен, мебель, рациональное размещение оборудования и наглядных пособий, витрины с выставкой лучших работ учащихся, необходимые стенды. То есть вся та обстановка, в которой им приходиться работать не должна отвлекать учащихся, а напротив, втягивать их в увлеченную, творческую работу. Только в таких условиях можно учить создавать красивые изделия. Но учить нужно не только красиво делать, но и бережно сохранять, сделанное своими руками и руками других людей.

Внешний вид ученика: его осанка, костюм, прическа; умение аккуратно разложить свои вещи на рабочем месте, а после работы привести его в порядок - все это является предметом постоянного внимания учителя, важнейшим объектом эстетического воспитания. Немаловажное значение в этом вопросе играет и внешний вид учителя, его речь, манера держать себя, идеальный порядок на его рабочем столе, все это очень быстро воспринимается и впитывается учащимися. Если во время занятий в замечаниях учителя не было ни одного лишнего слова, ни одного небрежного жеста, ни одной ноты раздражения, значит, на уроке учитель все 40 минут помнил об эстетическом воспитании и бережно «растил» эстетическое чувство буквально ко всему, с чем соприкасались обучающиеся. Эстетическое воспитание на уроке не сводится только к внешней стороне, к внешнему порядку и культуре, к воспитанию у учащихся красиво и непринужденно держаться и говорить. Очень важно, вызвать у обучающихся, эстетическое отношение к самому содержанию учебного материала.

В рабочей программе по технологии 5 основных разделов: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»; «Технология ведения дома»; «Творческие, проектные работы»; «Электротехнические работы» и каждый в этом аспекте интересен по- своему.

Изучение раздела «Кулинария» включает в себя несколько основных компонентов: культуру питания, технологию приготовления пищи, сервировку стола и этикет. В культуру быта со школьных занятий переносятся знания о здоровом питании, технологии приготовления различных блюд, сервировке стола и этикете. Учащиеся с интересом включаются в эту работу, стараются узнать как можно больше, учатся красиво сервировать стол, узнают, как со вкусом оформить и украсить приготовленные своими руками блюда, проявляя при этом фантазию. Объясняю, что в сервировке стола главное не только сделать стол привлекательным и нарядным, но и создать для гостей максимальные удобства. Большинство учащихся, выбирая тему для проекта, останавливаются на этом разделе. Тематика проектов разнообразна: «Любимые блюда русской кухни», «Это вкусное слово «десерт»», «Удивительный бутерброд», «Овощи - лекари», «Праздничный салат», «Встречаем гостей», «Выпечка», «Остатки - сладки» и т.д. Можно с уверенностью сказать, что готовить любят все.

В разделе «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» учащиеся изучают такие темы, как «Материаловедение», «Конструирование и моделирование швейных изделий», где знакомятся с понятиями: пропорция, стиль, фасон, силуэт. Узнают, что при выборе фасона следует учитывать особенности фигуры, возраст и внешность человека. При выборе ткани - чтобы её основной тон подходил к цвету кожи, глаз, волос. Кроме этого нужно учитывать свойства ткани, её рисунок, особенности обработки. Девочки изучают цветовой круг, основные модные тенденции молодежной одежды, виды отделки, любят работать с журналами мод. Хорошая мода исходит из законов красоты, учитывает объективные достоинства и недостатки фигуры. Объясняю девочкам, что неправильно выбранный цвет и фасон могут неузнаваемо изменить фигуру и испортить её. Рассказываю об особенностях зрительного восприятия формы, цвета, линий, о зрительных иллюзиях и от чего они зависят. Все сказанное проверяем на практике. На уроках вспоминаем пословицы и поговорки, например: «Какова пряха, такова на ней и рубаха», «Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным» и тут же разбираем их и сопоставляем с действительностью. Например: пословица «По одежде встречай, а по уму провожай» - образно представляет человека, раскрывает его вкусы и самооценку. Наконец красота, изящество, элегантность одежды вызывает чувство эстетического удовольствия и у того, кто её носит и у тех, с кем этот человек общается. Чтобы показать связь современного костюма с народным, ищем сходство в деталях и элементах одежды, изучаем историю возникновения русского костюма и особенности его отделки. Шитье своими руками превращается в творческий процесс, где учащиеся воплощают свои идеи в конкретные изделия.

В процессе работы над изделием ученицы знакомятся с профессиями: художника-модельера, конструктора, технолога, швеи, тем самым готовятся к осознанному выбору профессии, связанной с изготовлением одежды.

Занимаясь рукоделием: вышивкой, лоскутным шитьем, вязанием девочки применяют полученные теоретические знания на практике, стараются не просто выполнить работу в данных техниках, но выполнить ее аккуратно, красиво, эстетично оформить. В последнее время заниматься рукоделием стало модно, а вещи, выполненные вручную, отличаются индивидуальностью и креативностью. Имея в доме компьютер и доступ к сети «Интернет» многие ученицы, посещая мастер-классы, самостоятельно осваивают новые виды рукоделия, тем самым расширяя тематику проектов. В последнее время появились такие проекты как: «Вышивка лентами», «Изделия в технике «изонить»», «Цветы их бисера», «Открытки в технике «квиллинг»». Учащиеся видят перед собой конечный результат, вещь, которой они могут пользоваться в быту, в которую вложили свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно и эстетически.

Изучая тему «Технология ведения дома», учащиеся знакомятся с понятием «интерьера». Беседуя с ученицами, я отмечаю, что люди издавна стремились украсить свое жилище цветами, картинами, панно, различными поделками. Эти вещи должны хорошо сочетаться между собой и дополнять убранство квартиры, находиться на своих местах и соответствовать хорошему вкусу. Ведь не зря гласит поговорка «Каково на дому, таково и самому». Выполняя проект «Мой уютный дом», сначала в виде макета, учащиеся применяют полученные на уроке знания о том, что при выборе цвета и рисунка обоев необходимо учитывать размер и назначение комнаты. Они уже знают, что белый цвет зрительно увеличивает пространство; вертикальные линии делают комнату выше, а горизонтальные длиннее и т.д. Я уверена, что став взрослыми, эти знания они применят на практике, выполняя ремонт в своей квартире.

В результате выполнения проекта у учащихся воспитывается трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, изобретательность; формируются положительные потребности и интересы, что способствует их самоопределению и самореализации.

Уроки технологии идеально вписываются в общую атмосферу творчества в школе. Они воспитывают чувство прекрасного, развивают художественный вкус, формируют начальные профессиональные навыки.

© 2010-2022