• Преподавателю
  • Технология
  • Коррекция и развитие познавательных процессов и формирование навыков трудовой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках ремесла

Коррекция и развитие познавательных процессов и формирование навыков трудовой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках ремесла

Раздел Технология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Петрова Татьяна Анатольевна,

Учитель трудового обучения

1 категории

Специальная коррекционная

школа - интернат г. Астана


КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

НА УРОКАХ РЕМЕСЛА

Основной задачей обучения и воспитания обучающихся в специальной (коррекционной) школе является подготовка их к самостоятельному труду, поэтому, на первый план выступают такие конкретные задачи, как формирование соответствующих профессионально-трудовых умений и навыков, воспитание ряда нравственных, личностных качеств, обеспечивающих успешное включение воспитанников специальной (коррекционной) школы в производительный труд.

Исправление недостатков трудовой деятельности обучающихся и повышение на этой основе общего уровня их развития являются одной из наиболее важных для специальной (коррекционной) школы проблем. От ее решения зависит продуктивность труда воспитанников в период обучения, а также смогут ли они в будущем найти себе занятие.

Посредством специальных коррекционных методов и приёмов я активизирую и совершенствую психические процессы детей с ограниченными возможностями здоровья, что способствует повышению уровня их трудовой подготовки, позволяет решить главный вопрос школы по социальной реабилитации выпускников.

Обучение воспитанников ремеслу направлено на достижение следующих целей: 1)создание условия для формирования необходимых компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленные на социализацию и интеграцию их в общество; 2)развитие качеств личности обучающихся, коррекция недостатков их психофизического развития; 3)применение знаний и умений в области трудовой деятельности для оформления их собственного быта и самообслуживания.

Эффективное усвоение учебного материала возможно лишь при решении специфических задач, вытекающих из особенностей психофизиологического развития обучающихся, определяющих коррекционную направленность трудового обучения.

При обучении воспитанников ремеслу мною ставятся задачи: 1)формировать умение планировать свою работу, анализировать свои действия и их результаты; 2) освоить технологию изготовления простейших изделий; корригировать и развивать психические процессы; 3)воспитывать культуру труда;

4) способствовать формированию практических навыков, применяемых самостоятельно в конкретных жизненных ситуациях.

В процессе решения этих задач компенсируется недоразвитие умственных способностей, эмоциональной, волевой сферы обучающихся, формируются такие личностные качества как наблюдательность, самостоятельность.

Для формирования жизненно важных практических умений и навыков необходимо развитие психических функций, мелкой моторики и речи, поэтому требуется применение специальных коррекционных методов и приемов.

Развитие внимания. Состояние внимания влияет на всю деятельность ребёнка. Именно из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности, дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в школе, в повседневной жизни, в приобщении к труду. Поэтому я развиваю внимание обучающихся регулярными упражнениями, включая их в учебно-трудовую деятельность. С целью развития внимания использую следующие приёмы: 1)мотивационные (постановка цели, показ практической значимости и результатов труда); 2)стимулирующие (убеждение, одобрение, поощрение);

3) упражнения на развитие произвольного внимания.

Лучше всего заинтересовать воспитанников, сосредоточить их внимание на том, что они делают, для чего они это делают, т.е. придать их действиям смысл. Например, сшить фартуки для бабушки, прихватку маме в подарок, сумку для себя или слепить игрушку для подарка.

С целью расширения объема внимания, формирования сосредоточенности я использую специальные упражнения, не требующие большого умственного напряжения и использующиеся в качестве «передышки» между работой. Например, «Вычеркни лишнее», «Кодирование», «Что изменилось?», «Работа с образцами на сравнение».

Развитие умения планировать работу. Любая трудовая деятельность включает предварительные этапы, когда происходит всесторонний анализ, и намечаются перспективы. У детей с ограниченными возможностями здоровья предварительные этапы как бы выпадают или находятся в свёрнутом состоянии и без специального обучения не получают развития.

Просьба учителя «Рассмотрите внимательно образец» не даёт результата. Способу анализа, определению последовательности выполнения работы надо учить. Для начала я ставлю перед обучающимися определённые вопросы

по теме, корригируя ответы, добиваюсь максимальной активности воспитанников. Затем они описывают изделие по моим вопросам. В случае затруднений помогаю.

Такой интеллектуальный компонент трудовой деятельности, как планирование предстоящей работы является очень сложным для детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому при планировании работы по изготовлению изделия я ставлю такие вопросы: С чего начать работу? Что будем делать потом? Что уже выполнено? Что осталось сделать? Дети отвечают на вопросы, опираясь на предметно-технологическую карту. Предметно-технологическая карта служит реальной опорой для составления плана работы, помогает оформить высказывания о будущей деятельности.

При планировании первостепенное внимание обращается на то, чтобы подвести воспитанников к выводу о целесообразности начать изделие с определённой операции. Обсуждая последовательность изготовления какого-либо изделия, я манипулирую карточками плана и задаю вопрос: "Можно ли изменить последовательность таким образом?" Добиваюсь, чтобы учащиеся ясно представляли себе, что в одних случаях определённая последовательность диктуется необходимостью (иначе нельзя), а в других - из ряда вариантов выбирается наиболее удобная последовательность обработки.

У учащихся формируется мыслительный образ изделия; способ его изготовления, порядок выполнения операций.

Развитие восприятия на основе упражнений на сравнение. Восприятие детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется нарушением избирательности, целостности, обобщённости. У них образуются лишь простейшие, а не главные связи между объектами, поэтому они с трудом постигают смысл воспринимаемого. Перечисленные дефекты восприятия отрицательно влияют на всю познавательную деятельность ребёнка. Поэтому необходимо формировать восприятие детей с ограниченными возможностями здоровья, исправлять их дефекты.

Одним из приёмов, активизирующих процесс восприятия, является сравнение изучаемых объектов. Данный приём применяю на любом этапе урока.

Коррекционные упражнения на сравнение сразу включают воспитанников в активную познавательную деятельность и создают мотивационную обстановку на уроке. Этому способствуют карточки по разным темам типа: «Какой предмет на этом рисунке лишний», « Сравни изделия». Сравнивая объекты, ученики устанавливают признаки их различия и сходства, осуществляя, необходимую аналитическую деятельность.

Таким образом, задания на сравнение требуют от воспитанников не просто воспроизведения знаний, а анализа, сравнения, проведения учебного исследования, что делает процесс обучения более интересным, способствует развитию восприятия, логического мышления.

Развитие мелкой моторики. Для того чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли полноценно заниматься трудовой деятельностью, их движения должны быть точными, скоординированными, а мышцы рук развитыми. Поэтому, при обучении какому нибудь ремеслу большое внимание уделяю развитию мелкой моторики рук. Тренирует пальцы рук работа с иглой при изучении различного вида стежков, вышивании, а также работа ножницами.

При обучении правильного использования того или иного инструмента, при овладении определённым двигательным приёмам труда тщательно, поэтапно отрабатываю с учениками отдельные движения с многократным закреплением навыка. В противном случае у них может сформироваться неправильный навык работы, что приведёт к некачественному выполнению изделия и нарушению правил безопасности труда. Для развития мелкой моторики применяю такие приёмы, как:

нанизывание пуговиц на нитку, вышивание по проколам, предварительно сделанным по контуру рисунка.

Для укрепления мышц руки, развития точных движений пальцев использую специальные тренировочные упражнения, которые провожу во время физкультурной паузы или непосредственно перед работой.

Учитывая в работе такие обстоятельства, как быстрое утомление воспитанников, я переключаю их на другой вид деятельности или делаю перерывы.

Перечисленные приёмы совершенствуют двигательные трудовые навыки детей с ограниченными возможностями здоровья. Движения становятся более координированными, укрепляются мышцы рук.

Развитие речи. Программа по ремеслу построена с естественным усложнением от одного этапа к другому технических сведений и практических умений и навыков, трудовых приемов. Возникает необходимость поддерживать интерес к этим усложнениям, поэтому я применяю различные виды инструктажа: словесные, графические и их сочетания. В качестве педагогического средства стимуляции к повышению речевой активности и ее упорядочения на уроке я использую следующие приемы: побуждение учеников к самостоятельным высказываниям о проделанной работе; обсуждение образца предстоящей работы и сравнение образца с изделием; планирование предстоящей работы, обсуждение готовой работы.

Так совершенствуется внимание, мышление, восприятие, речь; двигательные навыки, трудовые знания и умения учащихся.

Исправление недостатков развития у детей с ограниченными возможностями здоровья происходит медленно и неравномерно. Поэтому очень трудно заметить изменения в развитии мыслительных процессов, в формировании волевых и других качеств личности. Моя цель - необходимость подготовки и адаптации учеников к самостоятельной жизни в социуме, помочь им осознать свою роль в этой жизни, роль созидателя своего дома, хранителя очага.

© 2010-2022