Отрытый урок по теме порок древесины

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока : 5 класс (мальчики)

Тема: Пороки древесины

Цели: Дать определение понятию «порок»; Научить учащихся распознавать основные пороки древесины;. Формировать технологическую культуру.

Задачи:

1. Познакомить с различными видами пороков древесины и их свойствами;

2. Совершенствовать умения отбирать и использовать необходимую информацию, работая в коллективе;

3. Формировать аккуратность и точность при выполнении заданий, формировать эстетический взгляд к объекту своего труда.

Технологии: модельного обучения, деятельностного обучения, информационно-коммуникационные и здоровье сберегающие.

Оборудование и инструменты: компьютер, проектор, электронная презентация, образцы древесины с различными видами пороков древесины.

Время: 45 минут.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Вид урока: урок отработки умений и рефлексии.

Методы обучения: проблемные вопросы, словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, индивидуальной работы, контроля и самоконтроля в обучении.

Словарь: порок, сучки, косослой, свилеватость, рак, червоточина.

Ход урока

I. Организация урока. (1 минута)

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация опорных знаний. (4 минуты)

Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с лесной и деревообрабатывающей промышленностью, заготовкой древесины. На предыдущем уроке вы узнали о том, какие есть отрасли лесной промышленности и чем они занимаются. Давайте повторим эту информацию в виде вопросов (презентация). На экран выводятся вопросы (презентация, слайд 3), учитель читает вопросы:

- Какие виды продукции получают в лесхозах?

- Чем занимается деревообрабатывающая промышленность?

- Назовите рабочие профессии, применяемые в лесной промышленности?

III. Сообщение темы и цели урока. Объяснение нового материала. (18 минут)

(Метод - объяснительно-иллюстративный)

Учитель: Молодцы! Правильно ответили на все вопросы.

Изложение программного материала.

Терминологическая работа.

Учитель: Давайте рассмотрим основные пороки древесины.

Запишите в тетрадях определение «пороки древесины» (слайд 4).

Определение: Пороком древесины называют ее повреждения или отклонения от нормального состояния.

Пороки древесины - это особенности и недостатки отдельных участков древесины, ухудшающие ее свойства. (Слайд 5)

Возникают в растущих деревьях:

- сучки;

- кривизна;

- червоточина;

- пороки формы ствола, строения древесины;

- химические окраски.

Возникают в лесоматериалах:

- синева;

- побурение и т.д.

Возникают в растущих и срубленных деревьях:

- трещины;

- гниль;

- грибные поражения;

- инородные включения и дефекты;

- деформации.

На данном этапе изложения нового материала используются методы: рассказ и демонстрация.

Учитель демонстрирует образцы древесины с пороками.

Сучки - имеют все деревья. Наиболее распространенный порок. (Слайд 6-7). Сучки - это основания ветвей, выросшие из ствола (они темнее, прочнее древесины ствола, с кривыми волокнами).

Древесину с сучками многие умельцы используют в декоративно-прикладном творчестве (Слайд 8, 9, 10)

Следующие порок - трещины. (Слайд 11). Трещины образуются при разрыве древесины вдоль волокон от морозов или жары, так же при сушке древесины.

Повреждение насекомыми (червоточина) - повреждение древесины в виде отверстий, прогрызаемых личинками, жучками, насекомыми, которые питаются древесиной (например короеды) (Слайд 12). Червоточина может располагаться как на поверхности ствола под корой, так и внутри древесины.

Пороки формы ствола. К ним относятся:

Свилеватость - волнистое расположение волокон. (Слайд 13). Придает древесине красоту, но затрудняет ее обработку. Свилеватость древесины используется при изготовлении паркета (Слайд 14)

Косослой - винтообразное расположение волокон. (Слайд 15). При высушивании такая древесина коробится. Резать такую древесину очень трудно, т.к. она скалывается по направлению волокон.

Наросты на стволах березы - кап. (Слайд 16,17). Это доброкачественное образование на дереве представляющий собой пучок тонких веточек растущих из каплевидного (чаще всего) нароста.

Сувель представляет собой каплевидный или шарообразный нарост на дереве. (Слайд 18, 19, 20).

Рак - рана на вершине ствола дерева, зараженная паразитическими грибами и бактериями. На хвойных породах в таких местах сильно выделяется смола. (Слайд 21)

Гниль - образуется под действием древоразрушающих грибов. Со временем древесина превращается в труху. (Слайд 21, 22)

Некоторые пороки древесины можно избежать:

- чтобы древесина не гнила ее надо сушить, окрашивать и лакировать;

- чтобы различные насекомые не портили древесину, ее пропитывают специальными составами.

Приозерский край всегда славился богатыми хвойными лесами и поэтому ещё более ста лет назад здесь был основан лесопильный завод. В дальнейшем это предприятие прошло большой путь и превратилось в современное производство - ОАО "Приозерский деревообрабатывающий завод. (Слайд 23).

Учитель: как вы думаете где и как еще можно использовать древесину с пороками?

У нас в Приозерске есть котельная, которая работает на опилках, как вы думаете, от куда они берутся? (Не качественную древесину на нашем деревообрабатывающем заводе превращают в щепу и опилки, формируют брикеты и отправляют на котельную, где ими и топят котлы, отапливая дома). (Слайд 24)

IV. Практическая работа. (15 минут)


Карточка №1. Пороки древесины.

Образец

Название порока

Основные признаки

Образец № 1

Образец № 2

Образец № 3

(Метод - индивидуальная работа)

После самостоятельного заполнения таблицы информация корректируется и дополняется.

V. Итог урока. (4 минуты)

В конце занятия проводится рефлексия. Учащимся предлагается ответить на вопросы: Какие умения, навыки, знания им пригодились? Чему они научились? Какие трудности пришлось преодолеть в ходе работы? Что особенно понравилось сегодня на уроке?

Выставление оценок.

VI. Задание на дом. Уборка рабочих мест. (3 минуты)

Читать учебник параграф 2, ответить на вопросы в конце параграфа стр.12.

© 2010-2022