- Преподавателю
- Технология
- Конспект урока по технологии на тему Текстильные волокна (5 класс)
Конспект урока по технологии на тему Текстильные волокна (5 класс)
Раздел | Технология |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Хайбулаева Н.Э. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по трудовому обучению
Класс: 5 Дата_____________
ТЕМА УРОКА: Краткие сведения о текстильных волокнах. Строение ткани (нить основы и утка, кромка)
ЦЕЛИ УРОКА:
Обучающая: ознакомить учащихся с видами текстильных волокон, сформировать представление о строении ткани, о процессе ее изготовления, научить определять лицевую и изнаночную стороны тканей, имеющих различные виды обработки
Развивающая: развивать наблюдательность, внимание
Воспитывающая: прививать навыки коллективной работы
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:
образцы тканей, цветные карандаши, фломастеры, линейка.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
рисунки, фотографии, коллекции тканей («Хлопок», «Лен», «Шерсть», «Шелк»), волокон, пряжи, плакаты «Виды текстильных волокон», «Процесс производства ткани»
ХОД УРОКА
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
-
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
- Как вы понимаете понятие «технология»?
- Приведите примеры технологической деятельности в быту
Беседа:
-
Какой материал используется для производства одежды и постельного белья.
-
Приведите примеры использования тканей в других целях
-
Отличаются ли ткани по внешнему виду?
-
Какими свойствами обладают ткани?
-
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Сырьем для производства тканей являются волокна. Волокна - вытянутые, тонкие, гибкие и прочные тела. Текстильные волокна - волокна, используемые для получения пряжи.
Волокна
Натуральные
Химические
Растительного происхождения
Животного происхождения
Хлопок
Лен
Шерсть
Шелк
Химические волокна вырабатывают на химических заводах в результате хим.реакций. Сырьем служат отходы нефте- и газодобывающей промышленности, отходы переработки древесины, хлопковый пух, получают волокна (капрон, нитрон, лавсан, полиамид, органза и др.).
Процесс изготовления ткани из любых текстильных волокон одинаков и состоит из следующих этапов:
-
Волокно
Прядение
Ткачество
Отделка
-
Прядение - это совокупность операций, при которых из коротких волокон получают сплошную нить - пряжу путем их вытягивания и скручивания. Подготовленную пряжу сматывают в бобины. В процессе прядения получают пряжу - это первый этап в производстве тканей. Прядение осуществляют на прядильных фабриках.
-
Затем подготовленная пряжа проходит ткацкий процесс. Ткачество - это процесс образования суровой (неотделанной) ткани на ткацком станке из двух переплетающихся систем нитей, «сложенных перпендикулярно друг к другу. Суровая ткань (суровье) подвергается дальнейшей обработке для улучшения качества материала и придания ему товарных свойств.
-
Завершающий этап производства тканей называется отделочным процессом. Выполняя целый ряд операций отделки (отваривание, крашение, удаление ворсинок на поверхности ткани, печатание рисунка, отбеливание, декатировка - обработка ткани паром для уменьшения усадки), тканям придают определенные свойства и внешний вид.
На ткацких фабриках ткани получают путем переплетения нитей, идущих в двух направлениях:
-
нити основы - крепкие крученые гладкие тонкие и ровные нити, располагающиеся по длине ткани)
-
нити утка - нити, поперечно переплетающиеся с нитями основы. Проходят по ширине ткани, образуют кромку
Вдоль ткани с двух сторон проходит кромка - плотный край, который не осыпается. Необходимо уметь различать в тканях нити основы и утка, проходящие в разных направлениях. Нити основы и утка имеют характерные свойства.
Задание
1. Определите направление нитей основы и утка в предложенном образце ткани (с кромкой).
2. Определите направление нитей основы и утка в предложенном образце ткани (без кромки).
3. Обоснуйте свои выводы.
Лицевая и изнаночная стороны ткани
Основные признаки определения лицевой и изнаночной сторон ткани.
1. Печатные рисунки в тканях, имеющих одностороннюю отделку, на лицевой стороне яркие и четкие.
2. Ткацкие дефекты - узелки и петельки выводятся на изнаночную сторону, поэтому с лицевой стороны дефектов меньше. Это помогает правильно определить лицевую сторону у гладкокрашеных тканей при рассмотрении их на уровне глаза.
3. В тканях, имеющих блеск, более блестящая сторона является лицевой стороной ткани.
4. В ворсовых тканях на лицевой стороне ворс располагается более упорядоченно, изнаночная сторона обычно имеет гладкий настил.
-
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Лабораторно-практическая работа.
Определение направления нитей основы и утка, лицевой и изнаночной сторон ткани. Составление коллекции тканей
Материалы и инструменты: образцы тканей, листы бумаги формата, клей, ножницы, степлер, линейка, карточки «Основные признаки определения лицевой и изнаночной сторон ткани».
Ход работы
1. Внимательно рассмотрите каждый образец ткани.
2. Выберите образец ткани с печатным рисунком.
3. Определите направление нити основы, обозначьте его стрелкой
4. Определите лицевую сторону ткани, обозначьте ее буквой «Л»
5. Проведите аналогичное исследование других видов ткани (с ворсом, с блеском, гладкокрашеной).
6. Составьте коллекцию тканей.
-
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
«Интеллектуальная дуэль»
Команда 1
- У какой ткани на изнаночной стороне рисунок нечеткий, размытый?
- Как называются нити, которые проходят вдоль ткани?
- Какая ткань имеет на лицевой стороне резкий блеск?
Команда 2
- У какой ткани лицевая сторона покрыта ворсом?
- Что образуется по краям ткани в процессе ткачества?
- Как называются нити, которые проходят вдоль кромки?
Команда 3
- Как называется процесс получения пряжи?
- Как называются нити, идущие поперек ткани?
- Какие нити растягиваются сильнее?
-
ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА
Оценивание результатов выполнения практического задания, игры, поощрение лучших учащихся.
Материалы для следующего урока: материалы, инструменты для работы (листы бумаги формата А4, карандаши, фломастеры).