Конспект урока по технологии на тему Текстильные волокна (5 класс)

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по технологии на тему Текстильные волокна (5 класс)Конспект урока по технологии на тему Текстильные волокна (5 класс)Конспект урока по технологии на тему Текстильные волокна (5 класс)Конспект урока по технологии на тему Текстильные волокна (5 класс)Конспект урока по технологии на тему Текстильные волокна (5 класс)Конспект урока по технологии на тему Текстильные волокна (5 класс)Конспект урока по технологии на тему Текстильные волокна (5 класс)Конспект урока по технологии на тему Текстильные волокна (5 класс)Конспект урока по технологии на тему Текстильные волокна (5 класс)Конспект урока по технологии на тему Текстильные волокна (5 класс)Конспект урока по технологии на тему Текстильные волокна (5 класс)Конспект урока по технологии на тему Текстильные волокна (5 класс)Конспект урока по технологии на тему Текстильные волокна (5 класс)Конспект урока по технологии на тему Текстильные волокна (5 класс)Конспект урока по технологии на тему Текстильные волокна (5 класс)ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

по трудовому обучению


Класс: 5 Дата_____________

ТЕМА УРОКА: Краткие сведения о текстильных волокнах. Строение ткани (нить основы и утка, кромка)

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающая: ознакомить учащихся с видами текстильных волокон, сформировать представление о строении ткани, о процессе ее изготовления, научить определять лицевую и изнаночную стороны тканей, имеющих различные виды обработки

Развивающая: развивать наблюдательность, внимание

Воспитывающая: прививать навыки коллективной работы

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:

образцы тканей, цветные карандаши, фломастеры, линейка.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:

рисунки, фотографии, коллекции тканей («Хлопок», «Лен», «Шерсть», «Шелк»), волокон, пряжи, плакаты «Виды текстильных волокон», «Процесс производства ткани»

ХОД УРОКА


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

- Как вы понимаете понятие «технология»?

- Приведите примеры технологической деятельности в быту

Беседа:

  1. Какой материал используется для производства одежды и постельного белья.

  2. Приведите примеры использования тканей в других целях

  3. Отличаются ли ткани по внешнему виду?

  4. Какими свойствами обладают ткани?


  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Сырьем для производства тканей являются волокна. Волокна - вытянутые, тонкие, гибкие и прочные тела. Текстильные волокна - волокна, используемые для получения пряжи.



Волокна



Натуральные


Химические





Растительного происхождения

Животного происхождения





Хлопок

Лен

Шерсть

Шелк


Химические волокна вырабатывают на химических заводах в результате хим.реакций. Сырьем служат отходы нефте- и газодобывающей промышленности, отходы переработки древесины, хлопковый пух, получают волокна (капрон, нитрон, лавсан, полиамид, органза и др.).

Процесс изготовления ткани из любых текстильных волокон одинаков и состоит из следующих этапов:

Волокно


Прядение


Ткачество


Отделка

  1. Прядение - это совокупность операций, при которых из коротких волокон получают сплошную нить - пряжу путем их вытягивания и скручивания. Подготовленную пряжу сматывают в бобины. В процессе прядения получают пряжу - это первый этап в производстве тканей. Прядение осуществляют на прядильных фабриках.

  2. Затем подготовленная пряжа проходит ткацкий процесс. Ткачество - это процесс образования суровой (неотделанной) ткани на ткацком станке из двух переплетающихся систем нитей, «сложенных перпендикулярно друг к другу. Суровая ткань (суровье) подвергается дальнейшей обработке для улучшения качества материала и придания ему товарных свойств.

  3. Завершающий этап производства тканей называется отделочным процессом. Выполняя целый ряд операций отделки (отваривание, крашение, удаление ворсинок на поверхности ткани, печатание рисунка, отбеливание, декатировка - обработка ткани паром для уменьшения усадки), тканям придают определенные свойства и внешний вид.

На ткацких фабриках ткани получают путем переплетения нитей, идущих в двух направлениях:

  • нити основы - крепкие крученые гладкие тонкие и ровные нити, располагающиеся по длине ткани)

  • нити утка - нити, поперечно переплетающиеся с нитями основы. Проходят по ширине ткани, образуют кромку

Вдоль ткани с двух сторон проходит кромка - плотный край, который не осыпается. Необходимо уметь различать в тканях нити основы и утка, проходящие в разных направлениях. Нити основы и утка имеют характерные свойства.

Задание

1. Определите направление нитей основы и утка в предложенном образце ткани (с кромкой).

2. Определите направление нитей основы и утка в предложенном образце ткани (без кромки).

3. Обоснуйте свои выводы.

Лицевая и изнаночная стороны ткани

Основные признаки определения лицевой и изнаночной сторон ткани.

1. Печатные рисунки в тканях, имеющих одностороннюю отделку, на лицевой стороне яркие и четкие.

2. Ткацкие дефекты - узелки и петельки выводятся на изнаночную сторону, поэтому с лицевой стороны дефектов меньше. Это помогает правильно определить лицевую сторону у гладкокрашеных тканей при рассмотрении их на уровне глаза.

3. В тканях, имеющих блеск, более блестящая сторона является лицевой стороной ткани.

4. В ворсовых тканях на лицевой стороне ворс располагается более упорядоченно, изнаночная сторона обычно имеет гладкий настил.


  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Лабораторно-практическая работа.

Определение направления нитей основы и утка, лицевой и изнаночной сторон ткани. Составление коллекции тканей

Материалы и инструменты: образцы тканей, листы бумаги формата, клей, ножницы, степлер, линейка, карточки «Основные признаки определения лицевой и изнаночной сторон ткани».


Ход работы

1. Внимательно рассмотрите каждый образец ткани.

2. Выберите образец ткани с печатным рисунком.

3. Определите направление нити основы, обозначьте его стрелкой

4. Определите лицевую сторону ткани, обозначьте ее буквой «Л»

5. Проведите аналогичное исследование других видов ткани (с ворсом, с блеском, гладкокрашеной).

6. Составьте коллекцию тканей.


  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

«Интеллектуальная дуэль»

Команда 1

- У какой ткани на изнаночной стороне рисунок нечеткий, размытый?

- Как называются нити, которые проходят вдоль ткани?

- Какая ткань имеет на лицевой стороне резкий блеск?

Команда 2

- У какой ткани лицевая сторона покрыта ворсом?

- Что образуется по краям ткани в процессе ткачества?

- Как называются нити, которые проходят вдоль кромки?

Команда 3

- Как называется процесс получения пряжи?

- Как называются нити, идущие поперек ткани?

- Какие нити растягиваются сильнее?


  1. ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА

Оценивание результатов выполнения практического задания, игры, поощрение лучших учащихся.

Материалы для следующего урока: материалы, инструменты для работы (листы бумаги формата А4, карандаши, фломастеры).


© 2010-2022