- Преподавателю
- Технология
- Мастер-класс Изготовление 3D-открытки в технике оригами
Мастер-класс Изготовление 3D-открытки в технике оригами
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пиканова Н.Н. |
Дата | 07.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема мастер-класса: « Изготовление 3D-открытки в технике оригами».
Модуль: Конструирование из бумаги и картона.
Раздел: объёмное конструирование из бумаги, 4 класс.
Цели урока:
1. . Образовательные цели:
1.1 способствовать формированию и развитию умений и навыков по изготовлению открытки своими руками,
1.2 способствовать осознанию основного технологического материала,
1.3 способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов,
1.4 способствовать закреплению умений детей основным приемам работы с бумагой (сгибание, многократное складывание, надрезание).
2. Развивающие цели:
2.1 способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету,
2.2 способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений),
2.3 способствовать формированию и развитию творческого мышления, самостоятельности учащихся.
3. Воспитательные цели:
3.1. способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экологических, экономических качеств личности,
3.2 способствовать воспитанию культуры труда.
4. Профориентационные цели:
4.1 обобщить у учащихся знания в сферах трудовой деятельности профессии художника, дизайнера.
4.2 развивать представление о самовоспитании, самореализации,
4.3 воспитывать уважение к работающему человеку.
Методическое оснащение урока:
1.Материально-техническая база:
- кабинет трудового обучения,
- цветная бумага, картон, клей, инструменты и приспособления,
- мультимедийный проектор,
- ноутбук.
2. Дидактическое обеспечение:
- учебно-технологическая документация:
-
технологические карты;
-
информационные карты,
- образцы объектов труда;
- материалы для контроля знаний учащихся:
-
карточки-задания;
- компьютерная презентация «Изготовление 3D- открытки в технике оригами».
Методы обучения:
-
словесный, наглядный, аудиовизуальный;
-
формирование, закрепление, применение ЗУН;
-
репродуктивный, объяснительно-иллюстративный;
-
объяснительно-побуждающий, исследовательский вне урока;
-
просвещение, активизация познавательных интересов и углубление знаний.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся, фронтальный опрос, показ, самостоятельная работа с раздаточным материалом по технологической карте, беседа.
Словарная работа: скрапбукинг, кардмейкинг, оригами.
Тип мастер-класса: занятие - практикум.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
- приветствие;
- проверка явки учащихся;
- проверка готовности к занятию;
- настрой учащихся на работу;
- доведение до учащихся плана урока.
(1)
2. Актуализация знаний учащихся (приложение 3)
- сообщение по теме «История открытки» (Муракова Яна).
В магазинах, киосках, на почте всегда в продаже огромное количество самых разных поздравительных открыток.
Но иногда так хочется порадовать своих близких и друзей чем-то необычным, сделанным своими руками.
И сегодня, в преддверии праздника 8 Марта, мы сделаем оригинальную открытку, которая обязательно порадует того, кому вы ее подарите. Итак, тема нашего занятия «Изготовление 3D-открытки в технике оригами». Мы научимся изготавливать платье в технике оригами и оформлять открытку.
3. Изложение нового материала.
Открытка, которую мы сегодня обязательно научимся делать, не простая, а будет выполнена в стиле кардмейкинга (cardmaking). Не пугайтесь такого сложного названия. Если быть дословным и переводить с английского языка: Card - карта, открытка, Make - делать, изготавливать. Изготовление открыток - именно так и переводится Cardmaking. Но в чем, же особенности кардмейкинга, если открытками и так забиты все прилавки ларьков и магазинов?!
Кардмейкинг - это ручное изготовление открыток при помощи подручных материалов. Каждая такая открытка - уникальна. Автор вкладывает в неё свою душу и немало времени. Как самостоятельное искусство кардмейкинг оформился во второй половине XX века.
Техника изготовления открыток (кардмейкинг) тесно связана со скрапбукингом. Используются все те же материалы, но бывают и материалы - исключения. Для кардмейкинга используются: заготовки открыток, бумага (глянцевая, калька, дизайнерская бумага) или картон, элементы для декорирования (бисер, ленты, брадс, искусственные материалы, присыпки, глиттер и т.п.), расходные материалы (двусторонний скотч, клеевые точки, краски). Но сегодня основным украшением нашей открытки будут элементы выполненные в технике оригами. Техника «оригами» для вас не является новой, с ней мы давно знакомы.
Давайте с вами вспомним, какие свойства имеет бумага? (гибкость, простота в обработке ножницами, способность легко склеиваться и т.д.)
Какие свойства бумаги вам понадобятся для изготовления открытки? (гибкость, способность легко склеиваться)
Какие инструменты и материалы нам понадобятся для работы? (бумага, ножницы, линейка, клей)
Раз мы будем работать с клеем, надо вспомнить правила работы с ним.
Вспомним правила безопасной работы с клеем.
-
Клей - опасное химическое вещество. При работе с ним необходимо соблюдать осторожность.
-
Работая с клеем, пользуйтесь кисточкой.
-
При попадании клея на кожу или в глаза промойте их водой. При необходимости обратитесь к врачу.
-
По окончании тщательно вымойте руки с мылом.
4.Физкультминутка.
5.Практическая работа «Изготовление 3D-открытки в технике оригами».
Задание: изготовить открытку в технике оригами.
5.1 Вводный инструктаж.
Последовательность изготовления открытки:
-
Продумать цветовое решение открытки.
-
Подобрать фон.
-
Продумать композиционное решение открытки.
-
Выполнить оригами-платье.
-
Оформить открытку и закрепить клеем.
-
Вложить вкладыш в открытку, закрепить.
5.2 Работа учащихся под руководством учителя (пошаговое выполнение платья-оригами).
№ шага
Описание
Графическое изображение
Шаг 1
Возьмите лист бумаги размером 9*9 см, при таких размерах готовое платье будет примерно 7,5 см.
Сложите квадрат пополам по вертикали и по горизонтали (1а).
Шаг 2
Сложите стороны квадрата по пунктирным линиям навстречу друг другу к центру.
Шаг 3
Переверните сложенную бумагу и сложите стороны по пунктирным линиям еще раз к центру.
Шаг 4
Переверните бумагу снова и раскройте в разные стороны верхние "створки".
Шаг 5
Заверните верхний край бумаги по пунктирной линии, отступив от края примерно 1,2-1,5 см. О точности размера на этом этапе можете не беспокоиться, в этой части мы будем формировать декольте платья, поэтому вы можете сами поэкспериментировать с его размером.
Шаг 6
Начинаем формировать декольте. Эти шаги очень трудно описать словами, поэтому внимательно посмотрите следующие фотографии.
Шаг 7
По пунктирным линиям сложите обе стороны к центру.
Шаг 8
Отогните нижние уголки платья в разные стороны по пунктирным линиям.
Шаг 9 - 10
Сложите бумагу пополам так, чтобы уголки, помеченные звездочками, совпали.
Теперь отогните верхнюю часть с декольте обратно по пунктирной линии, т.е. отступив от линии сгиба 1,2-1,5 см, опять же здесь на ваше усмотрение.
Шаг 11 - 12
Теперь оформим верхнюю часть талии, загнув уголки по пунктирным линиям.
Формируем нижнюю часть талии, загнув соответствующие уголки по пунктирным линиям.
Конечный результат
Переворачиваем заготовку и получаем конечный продукт.
5.3 Текущий контроль учителя:
-
Контроль организации рабочего места.
-
Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасной работы.
-
Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
-
Контроль объема и качества выполнения работы.
-
Заключительный инструктаж.
-
А теперь, когда платье готово мы приступаем к оформлению непосредственно нашей открытки (вклеиваем платья в заготовку открытки, оформляем фронтальную часть бантом-оригами).
-
-
Презентация готовых работ.
-
6. Подведение итогов занятия.
- сообщение о достижении целей занятия;
- оценка результатов труда;
- сообщение о теме следующего занятия;
- задание учащимся на подготовку к следующему занятию.
7. Рефлексия.
У вас на столе есть смайлик, но у него отсутствует эмоция (настроение), ваша задача - отобразить с помощью этого смайлика своё настроение, нарисовав эмоцию. А также продолжите начатую фразу -
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. у меня получилось…
4. было трудно…
5. теперь я умею…
Рекомендуемая литература для учителя
1. «365 моделей оригами». Т. Сержантова. М.: «Айрис-Пресс. Рольф.» 99г.
2. «Оригами игрушки из бумаги». С.Соколова. М.: «Махаон». 99г.
3. «Чудесные поделки из бумаги». Б. Богатова. М.: «Просвещение». 91г.
4. «Смастерим из бумаги». М.Стейнбек. Таллинн «Валгус».88г.
5. «Удивительная бумага». И.Черныш. М.: «АСТ-Пресс».98г.
6. «Оригами на праздничном столе». Афонькины. М.: «Аким».98г.
7. «Оригами для знатоков: драконы, динозавры». Афонькины. С-Пб. «Кристалл»99г.
8. «Работа с бумагой: поделки и игры». И.Кобитина. М.: «Сфера». 99г.
9. «Мир игрушек и поделок». Сборник. Смоленск «Русич».99г.
10. «Моя первая книжка по рукоделию». «Дрофа». 95г.
11. «Оригами-искусство складывания из бумаги» - журналы №1-6, 99г.
12. «Конструирование и ручной труд в детском саду». Л. Куцакова. М.: П. 89г.
13. «Вырезаем и складываем». Афонькин. С-Пб. «Кристалл» 99г.
14. «Конструируем в детском саду».89г.
15. « Занятия по ручному труду». Гофман. И. 89г.
16. Журналы «Семья и школа», 88 - 92 гг.
17. «Подарки и игрушки своими руками», М. А. Гусакова, М.:ТЦ «Сфера», 1999г.
18. «Практикум по трудовому обучению», В. В. Выгонов, М.: «Академия», 99г.
19. «Мастерим бумажный мир», Н. Докучаева, С-Пб.: ТОО «Диамант», 97г.
20. «Учимся, играя», В. Волина, М.: «Новая школа», 94г.
21. Энциклопедия зимних праздников. С-Пб.: «РЕСПЕКС», 95г.
22. «Помоги принцу найти Золушку», Ю. А. Афонькина, М.: «Просвещение», 94г.
23. «Оригами. Мифические животные и символы Восточного гороскопа». Монрол Джон, - СПб.:СЗКЭ0, 2002 г. 120 с. 24.«Оригами. Новые модели. Сержантова Т.Б. - М.: Айрис-пресс, 2004 г., 192 с.
25.«Оригами. Лучшие модели. Сержантова Т.Б. - М.: Айрис-пресс, 2004 г., 144с
26.«Оригами для всей семьи», Сержантова Т.Б. - М.: Айрис-прес, 2004 г. 192 с.
27.«Цветы оригами для моей мамы», авт.-сост. Иванова Л.В., - М .: АСТ, 2005г, 79с
28.«Оригами. Орнаменты, кусудамы, многогранники». Весновская О.В. Чебоксары, 2003 г., 48 с
29.«Конструктор оригами. Многогранники.» (метод пособие) Белим С.Н. Омск , 2003 г., 72 с.
30.«Правильные многоугольники в оригами» . Белим С.Н, Белим С.В. Омск. 2003 г, 62с.
31.Учебно методический комплекс элективного курса «Геометрия и оригами» Белим С.Н. Омск 2003 г. , 80 с
32. Материалы сибирских заочных олимпиад по оригами Белим С.Н.,Омск, 2004 г., 68 с.
33.Материалы 6 Сибирской конференции «Оригами ив учебном процессе»,Омск., 2003 г., -78 с.
34.Материалы 7 Сибирской конференции «Оригами в учебном процессе», Омск, 2004 г., 112 с.
35.«Банк оригами. Афонькин С.Ю., Афонькина Е. Ю.Аким, 1996 г., 32 с.
36.«Азбука оригами» Соколова С., - М.: Эксимо; СПб.: Домино, 2004 г., 432 с.
37. «Оригами» Большая иллюстрированная энциклопедия Бич Рик, -М.:Эксимо, 2003, 256с
38.Энциклопедия оригами для детей и взрослых. Афонькин С.Ю, Афонькина Е.Ю, СПб.: Кристалл, М.: Оникс, 2000 г.272 с. 39.Оригами. Волшебный квадрат. Афонькин С.Ю,. Афонькина Е, Ю., СПб.: Литера, 2002 г., 192 с
40.Оригами. Бумажный зоопарк. Афонькин С. Ю.., Афонькина Е. Ю., СПб.: Литера, 2003 г., 192 с.
41.Веселые уроки оригами в школе и дома. Учебник. СПБ.: Литера., 2001 г., 208с.
42.Сказки оригами. Игрушки из бумаги. Соколова С., - М.: Эксмо , СПб.: Валери СПД, 2004 г., 240
43.Театр оригами. Игрушки из бумаги. Соколова С., - М.: Эксмо , СПб.: Валери СПД, 2003 г., 224
44.Школа оригами. Аппликация и мозаика. Соколова С., - М.: Эксмо , СПб.: Валери СПД, 2004 г., 176 с
45.Кусудамы - волшебные шары. Афонькин С.Ю. М.: Аким , 2004 г.
46.100 оригами. Долженко Г. И. Ярославль, 2004 г., 224 с.
47.Игрушки из бумаги . Афонькин С.Ю, Афонькина Е.Ю, - СПб.: Литера, 200г., 192с
48.Оригами и аппликация. Афонькин С.Ю, - СПб.: Кристалл, 2001 г., 304 с.
49.Игры и фокусы с бумагой. Афонькин С,Ю, Афонькина Е.Ю, - М.? Ральф, АКИМ, 1999 г., 192 с.
50.Сборник лучших моделей из бумаги. Из журналов «Оригами», М.: - АКИМ, 2001 г, 416 с,
51.Журнал «Оригами . Искусство складывания из бумаги» 1995 - 2003 гг.
52.Оригами. Праздничные модели. Соколова С, 2005 г. 250 с.
53.Рождественское оригами. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. М.: Аким, 1999 г, 64 с.
54. Задачи по геометрии, решаемые методами оригами. Белим С.Н., М.: Аким, 1998 г., 64 с.
55. Оригами. Выгонов В.В. М.: изд.дом МПС,2003 г., 123 с.
Ресурсы:
1.htt:// 1 september. ru - Фестиваль педагогических идей « Открытый урок»;
2.Использована программа AdoBe PHOTOSHOP;
3.Рисунки Microsoft Word
4. origami.in.ua/
5. origami.in.ua/forum/viewtopic.php?f=3&t=39, там и книги и схемы есть.
6. origami.ru/
7. origami.kulichki.ru/
Пиканова Наталья Николаевна, учитель высшей категории МОУ СОШ №4 МО «Барышский район» Ульяновской области