Статья Из практики педагогического общения

Общение учителя с учеником подразумевает соблюдение определенных принципов и ограничений. Таких, как, например, исключение возможности унижения достоинства подростка, умение учителя наблюдать, внимательно слушать, проявлять гибкость в поведении, умение быть другом, соблюдение культуры общения, и многое другое. Чтобы подросток осмысленно и достаточно глубоко воспринимал то, что ему озвучивает учитель, необходимо, чтобы в содержании речевого посыла было не более семи смысловых единиц; все, что ска...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из практики педагогического общения.


Психологию общения педагога кратко можно заключить в следующие тезисы:

  1. Исключение унижения достоинства подростка.

  2. Умение наблюдать, слушать.

  3. Поведенческая гибкость.

  4. Умение быть другом.

  5. Талант общения.

  6. Творческая самоактуализация.

  7. Культура речевого воздействия.

В общении с учащимися следует помнить, что в содержании речевого посыла должно быть не более семи смысловых единиц, большее количество мозг не способен достаточно глубоко воспринимать (или воспринимать вообще).

Для наиболее быстрого установления контакта следует знать несколько несложных, но достаточно эффективных правил.

Во-первых, речевое общение начинается с улыбки. Далее следует выбор дистанции:

а) 0 - 0,5м - интимная, комфортная;

б) 0, 5 - 1,2м - личностная;

в) 1,3 - 3, 7м - рулевая (начальник и подчиненные);

г) 3,7 и более - публичная (митинг).

Затем определяется пространство общения, куда входят:

а) плоскость общения (быть с подростком на одном уровне, речь должна быть без оценок );

б) язык тела (прикосновение, - интонация, - высота звука, - цвет, - запах);

в) язык самооценки.

Основное правило общения: общение без «не»

Известно, что востребованность и профессиональная пригодность той или иной личности во многом определяются самооценкой, имея ввиду, в свою очередь, что:

самооценка = успех / желание

В свою очередь, самооценка зависит от следующих факторов:

  1. согласие с самим собой;

  2. взаимоотношение с окружающими;

  3. способность ставить цели и добиваться их.

Важную роль в общении с учащимися играет т.н. бесконфликтное общение, суть которого состоит в следующем:

  1. избегать слова, которые оценивают и ограничивают развитие подростка (следует подчеркивать не свою оценку - «хорошо» или «плохо», а свое отношение - «как мне приятно» или «как мне не приятно);

  2. гнев - без оскорблений;

  3. вместо похвалы и наград лучше описывать свои чувства;

  4. уметь не вовлекаться эмоционально в настроение партнера по общению;

  5. выслушивать любого партнера по общению с его переживаниями.

Для диагностики самооценки существуют самые разнообразные тесты, я в своей педагогической практике использую три следующих: «Дерево» (авторы Кох и Юнг), «Дом» и «Несуществующее животное».

Инструкция для этих тестов такова: чистые листы бумаги, простые графические карандаши, тишина, тестируемые сидят по одному.

Значение имеет размер изображения, расположение рисунка на листе, характер изображения кажущихся второстепенными деталей, внимание к мелочам.

Известны также тесты, основанные на предпочтении того или иного цвета, имея ввиду тот факт, что выбор цвета нередко связан с настроением, функциональным состоянием и наиболее устойчивыми чертами личности.

Характеристика того или иного цвета:

черный - застенчивость и пугливость;

зеленый - потребность в безопасности;

оранжевый - чувствительность и враждебность одновременно;

пурпурный - сильная потребность власти;

красный - наибольшая чувствительность, нужда в теплоте со стороны окружающих;

желтый - сильный признак враждебности;

синий - спокойствие.

Источник информации:

psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/organizatsionnaya_psichologiya_negosudarstvennoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.html


© 2010-2022