• Преподавателю
  • Технология
  • Обобщение педагогического опыта «Систематизация знаний о народной кукле во внеурочной деятельности»

Обобщение педагогического опыта «Систематизация знаний о народной кукле во внеурочной деятельности»

             Актуальность темы заключается в необходимости возрождения и развития русской, народной, традиционной материальной культуры на основе обобщения и систематизации знаний о народной кукле и связанных с ней обычаях и обрядах.             Основным  результатом опыта является развитие творческих  способностей   ребёнка, обладающего     творческим потенциалом, понимающего и ценящего прекрасное, заинтересованного в освоении творческой профессии. Мне хочется надеяться, что мой инновационный опыт, будет успешно изучен коллегами, обобщен, эффективно внедрен в образовательную практику и станет импульсом для новых творческих и педагогических идей.  
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение педагогического опыта

учителя технологии

МБОУ СОШ № 4 города Алейска Алтайского края

Бонарт Светланы Семёновны


«Систематизация знаний о народной кукле во внеурочной деятельности»

1.Актуальность и перспективность опыта

Актуальность темы заключается в необходимости возрождения и развития русской, народной, традиционной материальной культуры на основе обобщения и систематизации знаний о народной кукле и связанных с ней обычаях и обрядах.

За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды мы пожинаем ежедневно и повсеместно. А ведь в воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу.

В Российской Федерации разработана Концепция художественного образования, которая опирается на основополагающий государственный документ - «Национальную доктрину образования в Российской Федерации».

Как никогда актуален вопрос модернизации Российского образования, где подчеркивается важность сохранения лучших традиций отечественного гуманитарного и художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов и творческих объединений цикла «искусство», формирующих чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.

Большое значение в осуществлении единства эстетического, творческого и трудового воспитания детей, в их духовном развитии имеют занятия декоративно - прикладным искусством, основанные на народном творчестве. Занятия и учебные предметы, приобщающие детей к художественному творчеству, выполняют функцию специально направленного процесса духовно-нравственного развития ребёнка.

Народная художественная культура выступает как базис для изучения традиций, в современной культуре, которая переносится из духовной жизни общества, участвуя в образовании нового человека, формируя его социальный опыт. Поэтому актуально приобщение детей к народной культуре, национальному своеобразию обрядов, фольклору, декоративно-прикладному творчеству и народным ремеслам. Приобщение детей к творчеству - верный путь формирования человека высокой нравственности. Образовательная программа «Волшебная иголочка» ставит задачу научить детей не останавливаться на достигнутом, постоянно стремиться к самосовершенствованию, к преобразованию мира по законам красоты.

2.Концептуальность

Как бы стремительно не развивалось производство, технологии обработки материалов, изделия, созданные руками мастера, всегда будут привлекать внимание и не только специалистов. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Каждая кукла - это небольшой шедевр рукоделия, она несет в себе определенный образ, ориентирована на семейные ценности, подчеркивает роль мужчины и женщины в семье. Кроме того, народная кукла может служить отличным средством для изучения народного костюма. И, самое главное, народные куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия. Это особенно актуально в век засилья компьютерных игр, которые требуют механического выполнения заданий. Куклы могут быть похожими, но не одинаковыми, при их изготовлении не нужно использовать «жесткие» выкройки, и это дает толчок для развития творчества. Именно поэтому нужно привлекать детей к самостоятельному изготовлению таких кукол.

Занятия с детьми народной игрушкой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика - все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.

3.Теоретическая база опыта

Тряпичные обереги сопровождали человека от рождения и до конца своих дней, они играли огромную роль в жизни человека, их использовали как обереги, для праздников и обычаев, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они являлись символами счастья, добра, благополучия и продолжения рода. С ними встречали гостей, их дарили на День рождения, придумывали о них сказки и стихи, песни и пословицы «Кто в куклы не играл - тот счастья не видал!». Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа, является прекрасной альтернативой современным пластиковым игрушкам. Сделанная из натуральных материалов собственными руками или руками родных людей, она значительно теплее и добрее, чем купленная пластмассовая.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, поскольку, играя в них, ребенок познавал мир и себя, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», - гласит поговорка. Кукла была не просто игрушкой, она была знаком продолжения рода, залогом семейного счастья и благополучия. Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых - это единственная возможность вернуться в мир детства. К куклам относились очень бережно, передавая от матери к дочери, от бабушки к внучке. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы, как дар рода. В каждом роду сохранялись свои особенности, приемы изготовления кукол. Создавая кукол, девочки учились шить, вышивать, кроить, плести кружева, ткать, плести бисерные украшения. В игровой форме маленькие хозяйки постепенно овладевали сложными женскими ремеслами, мамы воспитывали в дочках терпение, усидчивость, аккуратность. С красивой, нарядно одетой куклой девочки выходили «на люди»- праздники, вечерки, посиделки, демонстрируя окружающим уровень своего мастерства, взросления, равноправного вхождения во взрослый мир. В приданом девушки обязательно были и её собственные куклы. Каждая девушка должна была уметь делать этот оберег.

Также кукла играла для женщины роль проводника и служила символом перехода из одного состояния в другое - от девочки к девушке, от девушки к женщине и т.д. Изготовление подобных кукол в наше время у многих вызывает сложности. В современном обществе роли мужчин и женщин искажены и женщина иногда очень надолго «зависает» в одном из состояний, когда фактически ей уже пора играть совсем другую роль. От этого у нее в жизни многое не складывается, что вызывает ощущение неудовлетворенности и негативно сказывается на отношениях в семье и на жизни в целом.

Ценность народных кукол - в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве. Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит сокровенную родовую информацию, а также информацию любви, защиты, доброжелательности. В этих куклах живет память народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками.
Современная технологическая эра разрушает психику людей. Ведь известно, что старинная изба с деревянным полом была намного полезнее, чем современный пол с подогревом. И понятен интерес малышей к традиционной кукле, которая приятна на ощупь, мягкая, с ней так приятно засыпать. А еще детям нравится, что она не имеет нарисованных черт лица, а значит, можно нафантазировать всё, что захочешь. Старинная кукла вобрала в себя всё, чего нам так не хватает в ХХІ веке - золото пшеницы и запах сена, нежность мягкой шерсти и домотканого полотна.

Обряд создания куклы - это обряд сохранения жизни, защита от зла. Народная кукла хранит древние образы, пронесенные сквозь тысячелетия.
Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Ведущей педагогической идей опыта является включение воспитанников в активную творческую деятельность на основе сотрудничества, как одного из условий психологической комфортности ребенка в образовательном процессе.

4. Оптимальность и эффективность средств

В нашей профессиональной жизни прочно утвердилось понятие "инновации". Русский аналог этому слову - нововведение. Сегодня инновационные явления обнаруживаются во всех элементах педагогического процесса. Так, инновационное занятие рассматривается с позиции новых введений в организацию учебного процесса на определенный период времени. Нестандартные занятия - это требования нового времени, вызванные, в частности, нехваткой учебно-методической литературы для их проведения. Классический тип, то есть традиционный тип занятия стал в наше время малоэффективным. Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала учащихся, формирования у них устойчивой мотивации изготовления русской народной куклы и достижение ими высокого творческого результата используются различные методы работы, которые позволяют учащимся самоутвердиться. А самоутверждение - это путь к правильному выбору своей профессии.

Инновационные методы в преподавании - это новые методы общения с учащимися, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам. Эти методы раскрываются в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе интересных фактов, организации творческой работы учащихся.

Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях. Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта.

Мой инновационный опыт представляет собой применение различных педагогических технологий: сотрудничества, игрового обучения, компьютерные технологии.

Я применяю компьютерные технологии при изучении отдельных тем и разделов программы. Они не только помогают мне организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь. Могут быть использованы в качестве иллюстрационного материала, для повторения изученного раннее и для проверки текущего контроля знаний.

Технология обучения в сотрудничестве на занятиях включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае занимающиеся разбиваются на группы. Им дается определенное задание. Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым ребенком. Разновидностью индивидульно-групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, проверяют, указывают на ошибки.

Технология игрового обучения применяется мною, потому что у меня дети младшего школьного возраста. Учитывая психологию детей данного возраста и беря во внимание то, что ведущей деятельностью в этот период является игра, многие занятия я выстраиваю в игровой форме. Речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, а о том, чтобы сделать ее органичным компонентом занятия.

Мною разработана методика проведения нетрадиционных занятий в форме сказок, что помогает их сделать понятнее, интереснее, а также развивает детское воображение и эмоциональность, закладывает истоки творчества.

5. Результативность опыта

Основным результатом опыта является развитие творческих способностей ребёнка, обладающего творческим потенциалом, понимающего и ценящего прекрасное, заинтересованного в освоении творческой профессии.

Одним из форм результативности - это выставки детских работ. Совместно с детьми отбираются лучшие работы, при этом учитываются мнение ребят. Данная форма работы помогает сформировать у детей способность объективно оценить свою работу и работу товарищей, т.е. учитывать положительные и отрицательные стороны, развивает стремление к более качественному выполнению работ.

Творческие работы воспитанниц участвовали в городских, окружных, краевых, всероссийских и международных конкурсах и выставках декоративно-прикладного искусства.

Мне хочется надеяться, что мой инновационный опыт, будет успешно изучен коллегами, обобщен, эффективно внедрен в образовательную практику и станет импульсом для новых творческих и педагогических идей.


© 2010-2022