- Преподавателю
- Технология
- Программа дополнительного образования Умелые ручки (лепка из соленого теста и пластилина)
Программа дополнительного образования Умелые ручки (лепка из соленого теста и пластилина)
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Климова А.В. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
-
«Винницкая школа»
Рассмотрено
Руководитель ШМО
_______Петренко М.К.
Протокол № ______
от « _ »__________2014 г.
Согласовано
Заместитель директора школы по УР МБОУ «Винницкая школа»
_________Джелялова Г.Х.
От «__»_______2014 г.
Утверждаю
Директор МБОУ «Винницкая школа»
______Васильченко Я.Д.
Приказ № _______
от «___»_______2014 г
-
Дополнительная образовательная
-
программа
-
«Умелые ручки»
-
(художественный ручной труд, лепка из соленого теста и пластилина)
Направленность
-
художественно-эстетическая
-
Возраст обучающихся - 10-14 лет
-
Срок обучения - 1 год
-
Количество часов в неделю - 4
Составитель
Климова Анна Викторовна,
педагог дополнительного образования
с.Винницкое
2014 г
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………….....2
Нормативная документация для составления рабочей программы……2
Цели и задачи………………………………………………………………3
Методические приемы……………………………………….……………3
Принципы построения работы………………………………………….…3
Ожидаемы е результаты………………...………………………................3
Форма организации процесса обучения………………………………….4
Формы подведения итогов реализации образовательной программы…4
Продолжительность реализации программы………………….…………4
Учебно-тематический план ……………………………………………....5
Календарно-тематический план…………………………………………..6
Литература …………………………………………………………………9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Современное декоративно-прикладное искусство очень разнообразно - это керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое.
Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, но и многих взрослых. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно. Занятия лепкой способствует развитию памяти, образного мышления, зрительного восприятия, привитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Важно и то, что любая творческая работа формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. А еще подводит учащихся к умению ориентироваться в пространстве.
Материалов для лепки предостаточно: глина, пластилин, гипс, тесто, песок… Список можно продолжить.
Соленое тесто становиться все более популярным, успешно конкурируя с традиционными материалами - глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не только доступность и относительная дешевизна, но и большие возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей школьников.
Соленое тесто обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно даже съесть. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов - пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани - любой предмет, рельеф которого вам интересен.
Работа с тестом - это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.
Тестопластика выполняет следующие функции:
• Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т. д.)
• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
Занимаясь в объединении прикладного творчества, дети научатся правильно обращаться с рабочим материалом и инструментами, необходимыми в работе; знать порядок выполнения рабочих движений, способы соединения деталей; изготавливать изделия в нетрадиционной форме, уметь создавать работы по словесному описанию; также дети смогут оценивать свои работы и работы товарищей, создавать работы по своему замыслу, подбирать цветовую гамму, эмоционально откликаться на многообразие красок, форм в природе.
К концу года у детей должна наблюдаться положительная динамика познавательных процессов, расшириться кругозор через пространственное восприятие мира, уметь работать в группах, изучить технику работы с соленым тестом.
НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
На основании Закона Российской Федерации «Об образовании», основным документом, определяющим целенаправленность и содержание учебно-воспитательного процесса, является дополнительная образовательная программа, которая должна обеспечивать определенное государственным стандартом качество образования, уровень развития детей, адекватный современному уровню общественного развития.
Программа «Умелые ручки» разработана в 2014 году в соответствии с «Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», изложенными в Письме Министерства образования Российской Федерации (2006 г), а также в соответствии с рекомендациями к работе объединений художественно-эстетического направления, изложенными в различных методических источниках.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
способствовать формированию творческой и компетентной в области прикладного творчества личности посредством обучения художественному ручному труду.
ЗАДАЧИ:
- формирование и расширение предметного кругозора детей в области художественного ручного труда;
- обучение детей изготовлению поделок из соленого теста и пластилина, других подручных средств;
- формирование у детей навыков культуры труда, общетрудовых знаний и умений;
- развитие творческих способностей детей, их фантазии, интеллекта, логического мышления, познавательного интереса;
- развитие у детей развитие мелкой моторики пальцев рук;
- воспитание у детей усидчивости, умения преодолевать трудности, аккуратности при выполнении заданий;
- воспитание интереса детей к творческой деятельности.
- развитие у детей эстетического и художественного вкуса.
- развитие чувства коллективизма (во время занятий дети, которым легче удается усвоить практические навыки, помогают другим детям).
- проведение тематических выставок к различным праздникам - День учителя, Новый год, 8 Марта, участие в районных конкурсах.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
• показ технологических приемов;
• рассматривание готовых поделок, скульптуры и т. д.
• рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин, презентаций и т. д.
• игровые приемы;
• показ приемов использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т. д.).
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
• использование образцов.( поделки из соленого теста, скульптуры, макеты и др.).
• использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).
Техническое оснащение:
• дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, кусочки меха, приправы, веточки, листочки и т.д.).
• инструменты для лепки (стеки, печатки, формочки, колпачки от фломастеров и др.).
Формы проведения занятий: комбинированное, практическое, мастер-класс, конкурс, выставка.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОТЫ:
· От простого к сложному.
· Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
· Научность.
· Доступность.
· Системность знаний.
· Воспитывающая и развивающая направленность.
· Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
· Активность и самостоятельность.
· Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
ОЖИДАЕМЫ Е РЕЗУЛЬТАТЫ
Воспитанники должны знать:
-
как организовывать рабочее место;
-
названия материалов, названия и назначение инструментов, которые используются на занятиях;
-
приемы и правила безопасной работы с инструментами
лепка с натуры;
лепка по представлению;
выразительность образа;
пропорции;
разные способы лепки;
сплющивание;
оттягивание;
сглаживание;
вдавливание;
прижимание;
примазывание;
раскатывание;
рельеф;
роспись;
использование стеки.
Воспитанники должны уметь:
-
- подготавливать свое рабочее место;
-
- различать материалы и инструменты, составлять самые простые рабочие схемы, правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;
-
-создавать как отдельные детали так и композиции из соленого теста.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ: занятия по лепке проводятся в классе. На столе у каждого учащегося находится подкладная доска или клеёнка, баночка с водой, стеки (тонкие палочки для выполнения мелких деталей на изделии).
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
По окончании каждого года обучения проводится итоговая аттестация в форме презентации творческих работ.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1 год.
ПРОГРАММА РАССЧИТАНА НА УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ, ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ ГРУПП 10-14 ЛЕТ.
4 часа в неделю, продолжительностью по 45 минут с 10 мин. перерывом
по вторникам и четвергам
Программа рассчитана на 150 занятий.
Учебно-тематический план
-
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие. Техника безопасности. Инструменты. Основные приемы лепки.
2
-
2
2.
Лепка листьев, цветов и грибов из соленого теста
6
12
18
3.
Техника лепки овощей и фруктов, деревьев. Составление композиции
5,5
12,5
18
4
Техника лепки фигур
11,5
26,5
38
6.
Изготовление поделок ко Дню Св.Валентина
1
5
6
7.
Изготовление поделок к Дню Защитника Отечества
1
5
6
8
Изготовление поделок к 8 марта
1
7
8
9.
Поделки из банок и соленого теста
3
7
10
10.
Лепим фигуры из пластилина
6
14
20
11.
Лепим картины из пластилина
5
11
16
12
Лепим картины из соленого теста
2
4
6
13.
Итоговое занятие.
1
1
2
ВСЕГО:
45
105
150
Календарно-тематический план
-
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Дата по плану
Дата по факту
1.
Вводное занятие. Техника безопасности. Инструменты. Основные приемы лепки.
2
02.09
2. Лепка листьев, цветов и грибов из соленого теста 18 ч
2
Техника лепки листьев
2
04.09
3
Техника лепки цветов (роза, ромашка)
2
09.09
4
Техника лепки цветов (колокольчик, астра)
2
11.09
5
Техника лепки цветов (василек, подсолнух)
2
16.09
6
Изготовление поделок ко Дню Учителя
2
18.09
7
Изготовление поделок ко Дню Учителя
2
23.09
8
Изготовление поделок ко Дню Учителя
2
25.09
9
Изготовление поделок ко Дню Учителя
2
30.09
10
Техника лепки грибов. Оформление выставки ко Дню Учителя
2
02.10
-
Техника лепки овощей и фруктов, деревьев. Составление композиций. 18 ч
11
Техника лепки фруктов.
2
07.10
12.
Техника лепки фруктов.
2
09.10
13
Техника лепки фруктов.
2
14.10
14
Техника лепки овощей
2
16.10
15
Техника лепки овощей
2
21.10
16
Техника лепки овощей. Техника лепки дерева
2
23.10
17
Композиция «Корзина с фруктами».
2
28.10
18.
Композиция «Корзина с фруктами». Подготовка выставки «Осенний вернисаж»
2
30.10
19
Композиция «Рябинка»
2
06.11
-
Техника лепки фигур 38 ч
20
Техника лепки ежика
2
11.11
21
Техника лепки фигурки рыбки
2
13.11
22
Техника лепки фигурки рыбки
2
18.11
23
Техника лепки птиц
2
20.11
24.
Техника лепки птиц
2
25.11
25
Техника лепки птиц
2
27.11
26
Составление композиции с птицами
2
02.12
27
Составление композиции с птицами
2
04.12
28
Техника лепки Елочки
2
09.12
29
Техника лепки Елочки
2
11.12
30
Техника лепки Снеговика
2
16.12
31
Техника лепки Снеговика
2
18.12
32
Техника лепки новогодних шаров
2
25.12
33
Техника лепки снежинок
2
30.12
34
Техника лепки ангелочка
2
6.01
35
Техника лепки ангелочка
2
8.01
36
Техника лепки фигурки котов
2
13.01
37
Техника лепки фигурки котов
2
15.01
38
Техника лепки фигурки котов
2
20.01
-
Изготовление поделок ко Дню Св.Валентина 6ч
39
Изготовление поделок ко Дню Св.Валентина
2
22.01
40
Изготовление поделок ко Дню Св.Валентина
2
27.01
41
Изготовление поделок ко Дню Св.Валентина
2
29.01
-
Изготовление поделок к Дню Защитника Отечества 6ч
42
Изготовление поделок к Дню Защитника Отечества
2
03.02
43
Изготовление поделок к Дню Защитника Отечества
2
05.02
44
Изготовление поделок к Дню Защитника Отечества
2
10.02
-
Изготовление поделок к 8 марта 8 ч
45
Изготовление поделок к 8 марта
2
12.02
46
Изготовление поделок к 8 марта
2
17.02
47
Изготовление поделок к 8 марта
2
19.02
48
Изготовление поделок к 8 марта
2
24.02
-
Поделки из банок и соленого теста 10 ч
49
Поделки из банок и соленого теста
2
26.02
50
Поделки из банок и соленого теста
2
3.03
51
Поделки из банок и соленого теста
2
5.03
52
Поделки из банок и соленого теста
2
10.03
53
Поделки из банок и соленого теста
2
12.03
-
Лепим фигуры из пластилина 20 ч
54
Техника лепки улитки. Техника лепки бабочки
2
17.03
55
Техника лепки черепахи и пингвина
2
19.03
1
56
Техника лепки котенка
2
24.03
1
57
Техника лепки крокодильчика
2
26
58
Техника лепки тигренка
2
31
59
Техника лепки верблюжонка
2
02
60
Техника лепки жирафа
2
07
61
Техника лепки белочки
2
09
62
Техника лепки медвежонка
2
14
63
Техника лепки птицы (снегиря)
2
16.04
-
Лепим картины из пластилина 16 ч
62
Сказочная поляна
2
21.04
63
Белочка
2
23.04
64
Медвежонок
2
28.04
65
Спасибо деду за Победу!
2
30.04
66
Спасибо деду за Победу!
2
5.05
67
Спасибо деду за Победу!
2
7. 05
68
Семейка львов
2
12.05
69
Павлины
2
14.05
Картины из соленого теста 6 ч
70
Калы
2
19.05
71
Рябина и синичка
2
21.05
72
Маки
2
26.05
73
Итоговое занятие.
2
28.05
ВСЕГО:
150 ч
-
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор.- М: Эксмо, 2004. - 160 с.
2. Кискальт И. Соленое тесто/ Пер. с нем. - М.: АСТ-пресс книга, 2003 - 144 с.
3. Хананова И. Соленое тесто. - М.: АСТ-пресс книга, 2004 - 104 с.
4. Программа Кружка"Умелые руки" (солёное тесто): int-msh.edu.yar.ru/kruzhkovaya_rabota.html