Рабочая программа 8 класса по трудовому обучению VIII вид (столярное дело)

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Аннотация к рабочей программе по столярному делу 8 класс на 2015-2016 учебный год

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  1. Приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

  2. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (приказ № 90-1 от 29.08.2014);

Место курса в учебном плане образовательного учреждения

Предмет соответствует федеральному компоненту стандарта образования и базисному учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Является предметом Федерального компонента учебного плана ОУ, на реализацию которого отводится 12 недельных часов.

Все темы, входящие в содержание программы рассчитаны на 408 часов в соответствии с авторской программой.

Цель программы: подготовить школьников к поступлению в ПТУ соответствующего типа и профиля.

Задачи:

- Знакомство с разметкой деталей, пилением, строганием, скреплением деталей.

- Совершенствование навыков владения работы столярными инструментами.

-Развитие познавательных способностей в процессе мыслительной и трудовой деятельности.

-Формирование умений самостоятельного планирования и организации своей деятельности в коллективе.

- Коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков развития личности обучающихся.

В соответствии с Положением ОУ о рабочей программе, курсе, дисциплине, она имеет следующие разделы:

  • титульный лист;

  • пояснительная записка;

  • учебно-тематический план;

  • содержание тем учебного курса;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся;

  • перечень учебно-методического обеспечения

  • список литературы

Разработчик программы:

учитель трудового обучения Евстафьев Дмитрий Юрьевич

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«Всеволожская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»




СОГЛАСОВАНО

На педагогическом совете

«___»_____________201_ г.

Протокол № _____________

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора школы-интерната

«___»___________________201__г.

Левшина О.В.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По трудовому обучению

(столярное дело)

8А класс



Разработана на основе программы

специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида

под редакцией В.В. Воронковой

Учитель

Евстафьев Дмитрий Юрьевич





2015 - 2016 уч. год.

Пояснительная записка


Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

1. Приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

2. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (приказ № 90-1 от 29.08.2014);

Планирование учебного материала по трудовому обучению (столярное дело) в 8 классах ОУ VIII вида составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 2, Москва, ГИЦ «ВЛАДОС», 2012 год, под редакцией В.В. Воронковой.

Программа ориентирует на повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности, что предполагает формирование у них необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений.

Цель программы - подготовить школьников к поступлению в ПТУ соответствующего типа и профиля.

Задачи:

- Знакомство с разметкой деталей, пилением, строганием, скреплением деталей.

- Совершенствование навыков владения работы столярными инструментами.

- Развитие познавательных способностей в процессе мыслительной и трудовой деятельности.

- Формирование умений самостоятельного планирования и организации своей деятельности в коллективе.

- Коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков развития личности обучающихся.

Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и упражнения, экскурсии на профильные производства. Учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.

В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, различными видами соединений и отделкой изделий. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.

Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (художественная отделка столярных изделий).

Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию подростков с нарушениями интеллектуального развития и их социально-бытовой ориентировки.

Коррекционная направленность обучения предполагает решение следующих задач:

  • активизация познавательной деятельности и социально-трудовую адаптацию учащихся;

  • овладение учащимися знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации, выполнения задач, в т.ч. при изменяющихся условиях;

  • коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.

Рабочая программа включает теоретические и практические занятия. Преподавание базируется на знаниях, полученных на уроках математики (построение чертежа, расчет), ИЗО (нанесение рисунка), география (произрастание древесины), биология (свойства древесины), помогает их закреплению, получения дополнительных знаний и умений (метапредметные связи).


Учебно-тематический план


Учебная четверть

п/п

Название темы

Кол-во часов

Теорет. занятия

Практич. и самост. раб.

I четверть ( 105 ч)

1.

Вводное занятие

2

2

0

2.

Заделка пороков и дефектов древесины

20

6

14

3.

Пиломатериалы

4

4

0

4.

Изготовление столярно-мебельного изделия

39

10

29

5.

Практическое повторение

36

11

25

6.

Самостоятельная работа

4

1

2

II четверть ( 86 ч)

1.

Вводное занятие

2

2

0

2.

Изготовление разметочного инструмента

16

4

12

3.

Токарные работы

18

6

12

4.

Практическое повторение.

44

12

32

5.

Самостоятельная работа

6

2

4

III четверть ( 123 ч)

1.

Вводное занятие

2

2

0

2.

Изготовление строгального инструмента

30

14

16

3.

Представление о процессе резания древесины

4

2

2

4.

Изготовление столярно -мебельного изделия

43

10

33

5.

Практическое повторение

36

10

26

6.

Самостоятельная работа

8

3

5

IV четверть ( 93 ч)

1.

Вводное занятие

3

3

0

2.

Ремонт столярного изделия

30

10

20

3.

Безопасность труда во время столярных работ

8

4

4

4.

Крепежные изделия и мебельная фурнитура

6

3

3

5.

Практическое повторение

39

16

23

4.

Контрольная итоговая работа за год.

7

0

7

ИТОГО:

407

138

269


Содержание тем учебного курса

I четверть

Вводное занятие

Повторение пройденного материала за 7 класс. План работы на четверть. Правила безопасности.

Заделка пороков и дефектов древесины

Объекты работы. Заготовки для предстоящих работ и материалоотходов.

Теоретические сведения. Дефекты и пороки древесины. Группы пороков древесины. Дефекты обработки и хранения.

Шпатлевка, назначение, виды (сухая, жидкая), характеристика по основному составу пленкообразующего вещества (масляная, клеевая, лаковая и др.). Станок одношпиндельный сверлильный: назначение, конструкция, устройство механизмов. Ознакомление с многошпиндельным сверлильным и сверлильно-пазовальным станками. Устройство для крепления сверла. Правила безопасной работы при сверлении. Уборка и смазка сверлильного станка. Организация рабочего места для сверления. Подготовка сверлильного станка к работе. Сверление сквозных и глухих отверстий. Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд с предварительным сверлением.

Умение. Заделка пороков и дефектов древесины.

Упражнения. Определение пороков и дефектов древесины. Усвоение приемов заделки на материалоотходах.

Практические работы. Выявление дефектов, требующих заделки. Определение формы дефекта. Выполнение разметки под заделку. Высверливание, долбление отверстия. Изготовление заделки. Вставка заделки на клею. Застрагивание заделки.

Пиломатериалы

Теоретические сведения. Пиломатериалы: виды (брусья, доски, бруски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки), назначение и характеристика основных видов, получение, хранение и обмер, стоимость.

Умение. Распознавание видов пиломатериалов.

Упражнение. Определение вида пиломатериала на рисунке и по образцу.

Изготовление столярно-мебелыного изделия

Изделия. Скамейка. Табурет. Выставочная витрина.

Теоретические сведения. Мебель: виды (стул, кресло, стол, шкаф, тумба, комод, сервант, диван, диван-кровать, кушетка, тахта), назначение и комплектование для разных помещений. Ознакомление с производственным изготовлением мебели. Содержание сборочного чертежа: спецификация и обозначение составных частей изделия (сборочных единиц).

Умение. Распознавание вида работ.

Упражнения. Определение вида мебели на рисунке и по натуральному образцу.

Практические работы. Чтение технической документации. Изготовление рамок, коробок, подвижных и неподвижных элементов мебели.

Подготовка изделия к отделке, отделка изделия.

Практическое повторение

Виды работы. Изготовление табурета, аптечки.

Самостоятельная работа

По выбору учителя.

II четверть

Вводное занятие

План работы на четверть. Правила поведения в мастерской, повторение правил безопасности.

Изготовление разметочного инструмента

Изделия. Угольник столярный. Ярунок. Рейсмус.

Теоретические сведения. Разметочный инструмент: материал, качество изготовления, точность. Ярунок: назначение, применение.

Умение. Приготовление разметочного инструмента.

Упражнения. Проверка состояния и пригодности к работе имеющихся в мастерской линеек и угольников.

Практические работы. Подбор материала для изделия. Подготовка рубанка для строгания древесины твердой породы. Изготовление инструмента. Проверка изготовленного угольника контрольным угольником и на доске с отфугованной кромкой. Установка малки по транспортиру. Проверка ярунка.

Токарные работы

Изделия. Ручки для напильников, стамесок, долот. Ножки для табурета, журнального столика. Солонка. Коробочка для мелочи.

Теоретические сведения. Токарный станок: управление, уход, неисправности и меры по предупреждению поломки. Правила безопасной работы.

Скоба и штангенциркуль. Устройство штангенциркуля. Использование нулевого деления нониуса (отсчет до целых миллиметров).

Практические работы. Разметка скобой. Снятие конуса резцом. Выполнение шипов у ножек. Сверление с использованием задней бабки. Проверка размеров изделия-кронциркулем и штангенциркулем.

Практическое повторение

Виды работы. Изготовление скамейки, ярунка, солонки.

Самостоятельная работа

По выбору учителя.

III четверть

Вводное занятие

План работы на четверть. Правила безопасности при изготовлении строгального инструмента.

Изготовление строгального инструмента

Изделие. Шерхебель.

Теоретические сведения. Инструмент для ручного строгания плоскости: технические требования. Материал для изготовления.

Расположение годичных колец на торцах колодки. Экономические и эстетические требования к инструментам.

Умение. Изготовление строгального инструмента.

Практические работы. Подбор заготовки для колодки строгального инструмента. Фугование заготовки для колодки. Разметка и обработка колодки. Подгонка «постели» по ножу. Обработка и подгонка клина. Проверка выполненного изделия.

Представление о процессе резания древесины

Объект работы. Деревообрабатывающий инструмент.

Теоретические сведения. Резец: элементы, основные грани и углы при прямолинейном движении. Виды резания в зависимости от направления движения резца относительно волокон древесины (продольное, поперечное, торцевое). Движения резания и подачи.

Влияние на процесс резания изменения основных углов резца.

Лабораторная работа. Определение формы (элементов геометрии) резцов разных дереворежущих инструментов.

Изготовление столярно-мебельного изделия

Изделия. Несложная мебель.

Теоретические сведения. Технология изготовления сборочных единиц (рамки, коробки, щиты, опоры). Способы соединения в сборочных зажимах и приспособлениях. Зависимость времени выдержки собранного узла от вида клея, температурных условий, конструкции узла и условий последующей обработки. Брак при сборке изделия: предупреждение, исправление. Металлическая фурнитура для соединения сборочных единиц. Учет производительности труда. Бригадный метод работы.

Умение. Изготовление простейшей мебели.

Практические работы. Подбор материала для изделия. Организация рабочего места. Изготовление деталей и сборочных единиц. Сборка и отделка изделия. Организация пооперационной работы. Проверка изделий. Учет и коллективное обсуждение производитель­ности труда.

Практическое повторение

Виды работы. Изготовление столярного угольника, выставочной витрины.

Самостоятельная работа

По выбору учителя.

IV четверть

Вводное занятие

План работы на четверть. Подготовка рабочего места.

Ремонт столярного изделия

Объекты работы. Стул. Стол. Шкаф.

Теоретические сведения. Износ мебели: причины, виды. Ремонт: технические требования к качеству, виды (восстановление шиповых соединений, покрытий лицевой поверхности, использование вставок, замена деталей), правила безопасности при выполнении.

Умение. Ремонт простейшей мебели.

Практические работы. Выявление повреждений на мебели. Подготовка к переклейке соединения. Переклейка соединения. Усиление узлов и соединений болтами, металлическими уголками. Восстановление облицовки. Изготовление и замена поврежденных деталей.

Безопасность труда во время столярных работ

Теоретические сведения. Значение техники безопасности (гарантия от несчастных случаев и травм). Причины травмы: неисправность инструмента или станка, неправильное складирование или переноска рабочего материала, ошибки при заточке или наладке инструмента, неосторожное обращение с электричеством. Меры предохранения от травм.

Возможность быстрого возгорания древесных материалов, ма-териалоотходов, красок, лаков и других легковоспламеняющихся жидкостей.

Предупреждение пожара. Действия при пожаре.

Крепежные изделия и мебельная фурнитура

Теоретические сведения. Гвоздь: виды (строительный, тарный, обойный, штукатурный, толевый, отделочный), использование. Шуруп: виды, назначение. Стандартная длина гвоздя и шурупа. Болт, винт, стяжка, задвижка, защелка, магнитный держатель, полкодержатель, петля: виды, назначение.

Умение. Распознавание видов крепежных изделий и мебельной фурнитуры.

Упражнения. Определение названий крепежных изделий и мебельной фурнитуры по образцам. Определение длины гвоздя на глаз.

Практическое повторение

Виды работы. Изготовление крепежных изделий.

Контрольная работа

По выбору учителя изготовление 3 или 4 изделий.



Требования к уровню подготовки обучающихся:

Обучающиеся должны знать:

- материалы, применяемые в столярном производстве;

- основные породы, свойства и пороки древесины;

- сущность и назначение основных столярных операций;

- способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и резания стамеской, сверления;

- назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их выполнения;

- виды соединений деревянных деталей по длине (сращивание), кромкам (сплачивание);

- угловые (концевые, серединные), ящичные соединения и их применение;

- способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных соединений;

- виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение;

- контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и правила их применения и использования;

- способы контроля точности и качества выполняемых работ, предупреждение и исправление брака;

- устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами;

- устройство и правила работы на токарном и сверлильном станке;

- устройство и правила эксплуатации ручных электроинструментов;

- способы экономного расходования материалов и электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

- инструменты для художественной отделки изделия;

- цвет и текстуру разных древесных пород;

- элементы детали столярного изделия;

- трудовое законодательство;

- виды пиломатериала;

- материалы, изделия для настилки полов и кровли;

- технологию изготовления оконного блока;

- приемы выявления и устранения дефектов столярных изделий;

- основные свойства изоляционных и смазочных материалов;

- технологию устройства перегородки и настилки дощатых полов;

- виды древесностружечных и древесноволокнистых плит;

- элементарные сведения по экономике и предпринимательской деятельности;

- правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего места;

- специальную терминологию и пользоваться ею.

Обучающиеся должны уметь:

- выполнять столярные работы ручными инструментами;

- размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по кромкам, сплачивать, сращивать и склеивать детали;

- собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений);

- пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями;

- рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию;

- бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями;

- подготавливать и рационально организовывать рабочее место;

- устранять дефекты и пороки древесины;

- изготовлять строгальный и разметочный инструменты;

- изготовлять простейшее столярно-мебельное изделие;

- выполнять черновое и чистовое точение;

- выполнять внутреннюю расточку на токарном станке;

- распознавать виды крепёжных изделий и мебельной фурнитуры;

- организовать рабочее место;

- изготовить модель мебели;

- изготавливать строительные инструменты и приспособления;

- изготавливать несложную мебель с облицовкой поверхности;

- устранять дефекты в столярно-мебельных изделиях;
- соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности и охраны природы.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков.

На занятиях труду применяется пятибалльная система оценки. Оценку следует выставлять за отдельные законченные с точки зрения технологии этапы трудового процесса.

Таким этапом служит операция (разметка, сверление и т.д.), а в некоторых случаях - переход (например, опиливание одной поверхности напильником с крупной насечкой). Поэтому на одних уроках работа учащихся может не оцениваться, а на других им может выставлено две и более оценок.

Оценка выполнения отдельных операций целесообразна особенно в период их изучения. Очевидно, в таком случае общая оценка за изделие будет складываться из оценок за отдельные операции. При выполнении комплексных работ, включающих операции, с которыми учащиеся уже знакомы, оценка может выставляться сразу по результатам проверки готового изделия.

Балл «5»- выполняются все требования, причем точность размеров изделия колеблется в пределах 1/3 поля допуска;

Балл «4»- в ответах допускаются неточности, которые самостоятельно исправляются учащимися; точность размеров изделия колеблется в пределах ½ поля допуска; норма времени превышает установленную на 10 - 15%; имеют место отдельные случаи неправильного выполнения трудовых приемов, нарушения правил безопасного труда и организации рабочего места, которые не повторяются после замечания учителя;

Балл «3»- в ответах допускаются неточности, которые исправляются с помощью учителя, точность размеров изделия колеблется в пределах поля допуска; норма времени выше установленной на 20% и более; имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов, правил безопасного труда и организации рабочего места, которые повторяются, после замечания учителя; допустил брак, но который можно исправить.

Балл «2»- ответы свидетельствуют о незнании учащимися основных положений учебного материала, точность размеров изделия выходит за пределы поля допуска; многократно нарушаются правила безопасного труда и организации рабочего места; трудовые приемы выполняются неправильно; допустил неисправимый брак.

Балл «1» - учащийся не знает учебного материала, допустил неисправимый брак.


Перечень учебно-методического обеспечения


Методические и учебные пособия:

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник 2, под редакцией В.В. Воронковой, ГИЦ «ВЛАДОС», 2012. Профессионально-трудовое обучение: столярное дело

- А.Н. Перелетов, П.М. Лебедев, Л.С. Сековец. Столярное дело. Учебник для специальной (коррекционной) школы VIII вида. Москва. ГИЦ «ВЛАДОС», 2010

- Д.А. Скурихин. Тематическое планирование и конспекты уроков по столярному делу в специальной школе VIII вида. Учебное пособие. Москва. ГИЦ «ВЛАДОС», 2010

- В.М. Быстров. Методическая система эстетического воспитания учащихся на уроках технологии. Череповец, 2006

- Б.А. Журавлев. Столярное дело. Учебное пособие для 7 и 8 классов вспомогательной школы. Москва. «Просвещение», 1993

Оборудование и приборы:

- наборы столярных инструментов;

- сверлильный станок;

- токарный станок по дереву;

- заточный станок;

- фуговально-пильный станок;

- компьютер;

- проектор.

Дидактический материал:

- технологические карты изделий;

- операционные карты токарных изделий;

- образцы столярных и токарных изделий;

- учебные карты изделий.


Список литературы (основной и дополнительной)

Основная:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 59 кл.: В 2 сб./С.Л. Мирский, Б.А. Журавлев, Л.С. Иноземцева и др./ред. В.В. Воронковой - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2010. - Сб.2. - 304 с.

  2. Журавлев Б. А. Столярное дело. Учебное пособие для 7 и 8 классов вспомогательной школы. - 3-е изд., дораб. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1993. - 224 с.

Дополнительная:

  1. - В.И. Коваленко, В.В. Куленёнок. Объекты труда, 5-7 класс. Москва. Просвещение. 1993

  2. - Л.Н. Крейндлин. Столярные работы. Профтехобразование. Москва. Высшая школа. 1978

  3. - Э.В. Рихвк. Обработка древесины в школьных мастерских. Москва. Просвещение. 1984

  4. - Домашний мастер. Столярные и плотничные работы. Москва. ВЕЧЕ. 2000

  5. - Г.И. Кулебакин. Столярное дело. Москва. Стройиздат. 1992

  6. - А.М. Шепелев. Столярные работы в сельском доме. Москва. Россельхозиздат. 1986

© 2010-2022