• Преподавателю
  • Технология
  • «Профориентационная поддержка на уроках технологии как средство социализации учащихся в условиях школы – интернат VIII вида»

«Профориентационная поддержка на уроках технологии как средство социализации учащихся в условиях школы – интернат VIII вида»

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»






Факультет повышения квалификации




Кафедра психологического социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования


«Профориентационная поддержка на уроках технологии как средство социализации учащихся в

условиях школы - интернат VIII вида»

(реферат)

Исполнители:

Картавая Ольга Владимировна,

Учитель - технологии МКС (К)ОУ «Специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида" города Мариинска

Консультант:

Загляда Людмила Ивановна

Доцент кафедры психологического социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования






Кемерово 2014


Содержание

Введение ………………………………………………………………………………3

1.Введение в профориентологию…………………………………………………...........7

1.1Становление и развитие профориентологии………………………………………………………...8

2.Формирование готовности к профессиональному самоопределению

у учащихся 5-7 классов……………………………………………………………………..12

2.1.Критерии сформированности к профессинальному

самоопределению учащихся 5-7 классов……………………………………………………………………. 13

3.Психолого-педагогические условия успешного самоопределения

учащихся………………………………………………………………....15

Заключение………………………………………………………………...20

Литература…………………………………………………………………23




Введение

Труд является ведущим видом деятельности в жизни людей. Только благодаря качеству и количеству продуктов труда поддерживается уровень существования и характер дальнейшего развитие человечества. Все другие виды деятельности тесно связаны с трудом, процесс и результат которого постоянно поддержаны их влиянию. В свою очередь, труд определяет ход, изменения и достижения других видов деятельности. По мере его развития все сложнее становится взаимодействия между людьми и людей с окружающим миром.

Современная научно - техническая революция привела к ускоренному развитию технологической системы, а вот скорость изменения других систем пока ниже и не удовлетворяет требованиям и особенностям использования новых технических и технологических разработок. Это в полной мере относится и к образовательной системе, которая формирует новых работников, необходимых для надвигающейся постиндустриальной эпохи.

В попытках уменьшить разрыв между ускорением развития технологической и социальной систем наиболее часто используется неаксиоматический подход. Не аксиоматичность исключает существование больших целостных теорий и подразумевает неограниченный веер самых разных направлений в любой области исследований и бесконечный разброс поисковых направлений при неопределенной общей тенденции.

Слово «технология» - древнегреческое происхождение от «техне» - искусство, мастерство, умение и «логос» - слово, понятие, учение. В Древней Греции термином «техне» обозначали процесс и результат деятельности, которые отличались наилучшим порядком действий, приводящим к оригинальному и высококачественному результату) Это могли быть ювелирные изделия, скульптуры, архитектурные сооружения, оружие и т.п. Естественно для достижения наилучших (оптимальных) показателей эта деятельность должна выполняться, с высоким уровнем умений, который в

3

современной жизни часто называется профессиональным искусством.

К критерием педагогической технологии относятся: четкое и ясное определение цели деятельности и ее диагностируемости; возможность текущего и промежуточного контроля результатов последовательно решаемых задач; недопустимость экспромтов в ходе учебно-воспитательного процесса; структурная и содержательная целостность деятельности. Признак логичности педагогической технологии заключается в моделирование педагогических систем, проектирование педагогических процессов, конструирование педагогических ситуации, реализации учебно-воспитательных мероприятий.

Образованная область «Технология» - это оптимизированная трудовая подготовка в общеобразовательных учреждениях. В нее входят применение на практике основ наук, трудовое воспитание, трудовое обучение и профессиональное самоопределение. Образовательная область «Технология» является начальной стадией в многоуровневом технологическом образовании. Технологическое образование - это наилучшим образом организованный процесс и результат обучения и воспитания с целью формирования у человека готовности и умении оптимального изменения и приобретения материи в продукты и услуги для удовлетворения его потребностей.

При исследование категории «содержание образования» в педагогической науке её рассматривают с двух позиций - «субстанционной» и «функциональной». Первая ищет ответ на вопрос «что есть содержание обучения в школе». В отношении трудового обучения это означает: какие знания (об объектах, материалах, аппаратах, приборах, инструментах и действий с ними) должны в нем изучаться; какие объекты труда желательно изготовлять при формирование навыков; до какого уровня развивать умения при овладении трудовыми приемами выполнения определенного ряда технологических операций

4

Контроль. В учебной трудовой деятельности мы обучаем школьников в основном контролю результатов. А вот приемы текущего самоконтроля в учебниках, пособиях и справочниках почему - то оказываются не раскрытыми и обучение им определяется уровнем технологической подготовки и опытом учителя. Главное преимущество отечественной школьной трудовой подготовки: доводить формирование умений выполнять осваиваемые технологические приемы до операционного уровня. Для этого нужны не только учебные, но и тренировочные упражнения в изменяющихся условиях деятельности. Их число тоже не произвольно, а составляет от5-7до10-15в зависимости от сложности структуры и требуемых параметров физических, сенсорных и умственных действий. Функциональная позиция в оптимизации технологического образования определяет, «что» оно дает, каким образом влияет на развитие личности, социализацию школьников, их дальнейшее успешное функционироние в обществе. Субъективные производственные функции (творческая, проектировочная и принятие решений) могут выполняться как на рабочем посту, так и вне его. С учетом того, что современная технологическая деятельность ни ограничивается выделенным социально - экономическим пространством, у будущего работника как социального элемента необходимо еще формировать и такую функцию, прогностическая. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества. Ребенку необходимо умение существовать в социуме, находить в нем свое место, уметь взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Улучшение социально -психологической ориентировки в обществе, социализация личности ребенка в современных условиях. В связи с этим выдвигаются следующие задачи:


  • формирование у детей элементарных знаний о социальном окружение;

5


  • развитие личностно и общественно значимых потребностей и мотивов в - деятельности и поведении ребенка;


  • развитие и активизация позитивных установок и доброжелательного отношения ребенка и социальной деятельности;


  • формирование у детей навыков поведения в сложных ситуациях;


  • подготовка детей к интеграции в общество.















6


1.Введение в профориентологию

Предметом профориентологии являются процессы профессионального самоопределения, становления и профессионального развития личности. Профориентология тесно связана с психологией труда, однако определение характера этой связи до сих пор остается спорным. Одни специалисты считают, что профориентология является составной частью психологии труда, другие разделяют предметы психологии труда и профориентологии: для профориентологии это процессы профессионального самоопределения, становления и развития, а для психологии труда -сфера функционирования человека как субъекта труда.






7

1.1.Становление и развитие профориентологии

История профориентации начиналась с возникновения необходимости в

профессиональном подборе и отборе. Исторические источники свидетельствуют, что еще у шумеров (V-IV в. до нашей эры) существовала традиция тщательной проверки молодых мужчин перед их включением в состав военных дружин. Причем проверялась не только меткость стрельбы из лука, но и сила воли, преданность вождю, готовность беспрекословно выполнять его распоряжения. В середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий.

Другие примеры дает нам древняя история Спарты, Афин, Рима. В Спарте была создана и успешно осуществлялась система воспитания воинов, в Риме - система отбора и обучения гладиа­торов. «Люди, - писал Платон, - рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, да и способности к тому или иному делу также... Поэтому можно сделать все в большем количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам». В древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал систему определенных испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру, которую можно было бы сейчас назвать собеседованием. При этом выясняли биографические данные, уро­вень образованности, оценивали внешность,


8

умение вести беседу. Затем проверяли умения трудиться, слушать, молчать, проводили испытания огнем, водой, угрозой смерти тех, кто не был уверен в своих способностях к учению, кто сомневался в возможности выдержать все тяготы длительного периода образования.

Сообщается, что эту суровую систему испытаний и отбора успешно преодолел

знаменитый ученый древности Пифагор. Вернувшись после учебы в Грецию, он основал свою школу, допуск в которую открывал после серии различных испытаний, похожих на те, которые он выдержал сам. Пифагор подчеркивал важную роль интеллектуальных способностей, образно утверждая, что «не из каждого дерева можно выточить Меркурия», и потому придавал значение диагностике в первую очередь именно этих способностей. Пифагор обращал также внимание на смех и походку молодых людей, утверждая, что эти проявления природы человека наиболее естественны и поэтому весьма информативны (почти двадцать столетий спустя к аналогичным выводам пришел основоположник теории и методов психоанализа 3. Фрейд.

У истоков гуманистически направленной профориентации были такие энтузиасты, как Ф. Парсонс, который в 1908 г. в г. Бостоне (США) был в числе тех, кто организовал первое бюро профориентации молодежи для оказания помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути. Деятельность этого бюро и принято считать началом профориентации. Затем аналогичное бюро учредили в Нью- Йорке. В его задачи входило изучение требований, предъявля­емых к человеку различными профессиями, более детальное познание способностей школьников. Бюро вело свою работу в контакте с учителями, пользуясь тестами и анкетами. Ф. Парсонс выделил три основных фактора успешности выбора профессии: правильная самооценка склонностей, способностей, интересов, устремлений, возможностей и ограничений; знание того, что нужно для успешной деятельности по каждой из выбираемых профессий; умение соотнести

9

результаты самооценки со знаниями требований профессий.

Опыт деятельности этих бюро стал широко распространяться в США, Испании, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии и других странах.

В это же время в Англии был принят закон, дающий право с разрешения министерства просвещения открывать учреждения, где учащиеся моложе 17 лет могли бы получать помощь в выборе профессии - советом или справкой часто практического характера (информация о состоянии рынка труда, об условиях работы по той или иной профессии и т. д.). В 1911 г. здесь был издан специальный циркуляр, регулирующий совместную работу бирж труда и школьных учреждении.

В городах согласно циркуляру создавались так называемые комитеты выдачи совета по выбору профессии и аналогичные школьные комитеты содействия. Комитеты обращались к учащимся перед окончанием школы, а также к их родителям с особыми письмами, содержащими указание на важность выбора профессии. При этом школа предлагала ученику не терять связи с ней после окончания курса обучения. В некоторых городах выпускник в течение трех лет после выпуска из школы находился на учете, его посещал на дому и на службе один из школьных советников.

В условиях рыночной экономики, при которых каждый человек стал хозяином своих познавательных, творческих, профессиональных способностей и глубоко осознал зависимость своего благосостояния от личной инициативы, прежде всего развития и разумного использования индивидуального потенциала, рельефно обозначились экономические механизмы, обусловившие развитие профориентации: конкуренция, борьба за сокращение издержек производства товаров, повышение их качества, освоение новых рынков сбыта, интенсификация труда и совершенствование его организации. Именно в рыночной экономике происходит соединение двух форм и процедур профориентационного обслуживания в единое целое, устанавливаются равноправные (паритетные) отношения между лицами,

10

выбирающими профессию и работу, и работодателем, набирающим (принимающим, отбирающим) тех, кто может более производительно и качественно трудиться.




















11

2.Формирование готовности к профессиональному самоопределению у учащихся 5-7 классов.

У подростков важно сформировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь самореализации, раскрытия своих возможностей.

Наблюдения за учащимися при переходе их из начальной школы в среднюю свидетельствуют о том, что тенденция роста уровня самосознания, отмеченная в начальной школе, не только не продолжается при переходе в среднюю школу, но и проявляется негативная тенденция разрушения уже достигнутого уровня. Это явление, достаточно распространенное в школьной практике, традиционно объясняется тем, что от одного учителя, к требованиям и стилю общения с которым дети уже привыкли, они переходят к ряду учителей с различными требованиями, что вызывает растерянность, неуверенность одних и неуправляемость других, затрудняет усвоение учебного материала.

Но помимо этой психологической причины есть и другая, собственно дидактическая.

Анализ ответов педагогов приводит к выводу, что учителя начальных классов, как правило, рассматривают процесс обучения как средство развития учащихся, а не только формирования запаса знаний и умений, в то время как учителя-предметники ориентируются на обеспечение усвоения учебного материала, не учитывая значимости общенаучных, общетрудовых умений, общих ориентировочных основ любой деятельности для профессионального самоопределения.

Помимо необходимости и возможности, формирование у подростков

12

ориентировочных основ деятельности имеет свою специфику, связанную с

психофизиологическими особенностями подростков и общими задачами профессионального самоопределения. Особенности социально-психологического развития подростков проявляются в формировании у них чувства взрослости, в новой позиции по отношению к себе, окружающим и миру в целом. По складу личности подростки - «общественники», они стремятся к самоутверждению в коллективе, желают, хотят быть признанными, принятыми в той социальной группе, с которой они связаны. И не случайно именно в этом возрасте часто складываются ситуации, когда подростки, не найдя себя в классном, школьном коллективе, ищут признания в неформальном общении, нередко асоциальной направленности.

В силу психологических особенностей возраста формирование нравственной основы общения становится предпосылкой самореализации и самоутверждения подростка в коллективе и его профессионального самоопределения. При этом главным становится воспитание общественно ценной мотивации деятельности, потому что именно в этом возрасте наиболее успешно происходит формирование мотивов труда на общую пользу как доминирующих побуждений. Если упустить этот этап, может появиться опасность несбалансированности между формированием предприимчивости и желанием заниматься общественно полезной деятельностью. Вместе с тем, для профессионального самоопределения принципиальное значение имеют те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, о младших и людях пожилого возраста.


13

2.1. Критерии сформированности готовности к профессиональному самоопределению учащихся 5-7 классов

Когнитивный уровень: знание правил работы и поведения в учении, труде и отношениях с окружающими; знание своих интересов, качеств личности, влияющих на поведение человека в учебной и трудовой деятельности, помогающих в жизни и труде (трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность, добросовестность, коммуникабельность); знание об уровне сформированности у себя самостоятельности, творческих способностей, настойчивости в преодолении трудностей как ПВК; представления учащегося о наличии у него отклонений в состоянии здоровья.

Мотивационно-потребностный уровень: наличие интересов, проявление познавательного интереса. Осознание необходимости труда для жизни человека, его здоровья, развития общества.

Мотивы, цели, ценности труда и профессиональной деятельности. Осознание необходимости труда как основы здорового образа жизни. Наличие представлений о личном профессиональном плане (плане карьеры).

Мотивы выбора сферы профессиональной деятельности. Выраженность мотива значимости здоровья в системе ценностных ориентации профессиональной деятельности. Осознание необходимости ЛПП (плана карьеры) как средства программирования своего будущего.



14

Деятельностно-практический уровень: овладение ориентировочными основами трудовой деятельности на уровне целеполагания и комментирования своих действий как средство контроля, самоконтроля; умение работать сообща; адекватность самооценки;


овладение ориентировочными основами деятельности в любимом предмете; проявление коммуникативных способностей; владение ориентировочными основами деятельности в учении; способность применять их в деятельности.





15

3.Психолого-педагогические условия успешного самоопределения обучающихся

Создание психолого-педагогических условий для успешного профессионального самоопределения школьников предполагает реализацию следующих принципов и подходов:

- принцип комплексности и системности, предполагающий обеспечение единства целей и
соблюдение последовательности, преемственности и непрерывности профориентационных
воздействий всеми участниками профориентационной деятельности, а также интеграцию
профориентационных воздействий;

  • принцип обратной связи, предполагающий получение информации о результатах профориентационных воздействий, оценку эффективности профориентационной работы;

  • деятелъностный подход означает, что деятельность - основа, условие и средство профессионального самоопределения и развития школьников;

- активизирующий подход предполагает рассмотрение школьника не как объекта
профориентационных воздействий, а как субъекта собственного профессионального
самоопределения и развития;

- развивающий подход означает перенос акцента с оказания помощи в конкретном

16

профессиональном выборе на развитие тех качеств и умений, которые дают возможность в

будущем самостоятельно строить и корректировать свой выбор с учетом изменений ситуации;

  • психологический подход предполагает построение профориентационной работы на основе психологических знаний о закономерностях процесса


  • профессионального самоопределения и развития, о методах исследования личности, о методах коррекции личности и т. п.;

  • возрастной подход означает реализацию профориентационных воздействий с учетом специфики различных возрастных периодов развития человека;

- личностный подход в профориентации предполагает ориентацию на личностные
особенности школьника, прежде всего в индивидуальных формах работы;

- опережающий подход означает, что в процессе профориентационной работы необходимо
учитывать не только существующую ситуацию на рынке труда и в мире профессии, но и
прогнозируемые изменения мира профессии и рынка труда, что связано с направленностью
профориентационной работы на будущее;

оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями, утверждающее необходимость использования разных форм, отхода от традиционно используемых одних только массовых форм, усиления внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы.

17

Э.А. Фарапонова, Т.И. Даюшевская, СВ. Ушнев сформулировали перечень условий, необходимых для успешного самоопределения школьников (15):


- предоставление учащимся на каждом возрастном этапе максимально возможной
самостоятельности, активности и инициативы;

- систематическая включенность учащихся в различные виды общественной и трудовой деятельности;

- реальное ознакомление учащихся с целостным процессом труда.

введение трудовых задач доступной сложности, посильной трудности, обеспечение взаимодействия практических и интеллектуальных компонентов труда;

  • формирование научных представлений о мире профессий, о выборе

профессии, предусматривающие всесторонний анализ профессий, соотнесение требований, предъявляемых профессией со своими индивидуальными особенностями;

-обеспечение знакомства учащихся с "веером" профессий;

  • активизация саморазвития учащихся;

  • развитие рефлексии;

- вооружение школьников объективными критериями саомоценки своих склонностей,
способностей, качеств личности, начиная с младшего школьного возраста. Учет возрастных особенностей профессионального самоопределения школьников

в профориентационной работе в школе. Необходимость учета возрастных особенностей профессионального самоопределения признают все авторы, но наиболее полно этот аспект разработан специалистами ИОСО РАО под руководством С.Н. Чистяковой (11).

Выделяя в качестве важнейшего условия успешного самоопределения

18

готовность к выбору профессии, авторы рассматривают процесс

формирования готовности к выбору профессии как процесс проявления, образования и развития тех необходимых качеств личности, мотивационных установок, навыков, которые бы обеспечивали ей возможность сознательно и обоснованно избрать вид профессиональной деятельности.

При этом выделяются следующие критерии и показатели готовности к принятию решения о выборе профессии:

1. Мотивационно-потребностный критерий, включающий такие показатели: наличие
мотивов выбора профессии; положительное отношение к ситуации выбора профессии; активная
позиция ученика в осуществлении процесса принятия решения о выборе профессии; наличие
запасных вариантов профессионального выбора.

2. Критерий когнитивный (информированности) предполагает наличие сферы

профессиональных интересов и включает показатели: представление об индивидуальных особенностях; полнота и дифференцированность знаний о мире профессий; знания о своих ПВК и
склонностях; умение работать с источниками информации: информированность о требованиях
профессии к индивидуальным характеристикам человека.

3. Деятельностно-практический критерий содержит следующие показатели: умение ставить
цель выбора профессии и составлять программу действий для ее достижения; самоанализ
имеющихся вариантов выбора профессии; самоконтроль и коррекция

19

профессиональных планов;


самоактуализация потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к
принятию решения о выборе профессии.



















20



Заключение

Активизация и совершенствование специфических для человеческого труда

процессов деятельности позволяет поднять трудовую деятельность учащихся

вспомогательной школы на более ступень развития.

Решение коррекционных задач во вспомогательной школе происходит одновременно

с другими (неспецифическими) задачами обучения и на этом же учебном материале.

Коррекционные задачи имеют цели уменьшить те или иные недостатки в трудовой

деятельности умственно отсталых учащихся, приблизить эту деятельность по ее

структуре и содержания к деятельности подростков с нормальным развитием

интеллекта. В коррекционной школе задача получения учащимися системы

первоначальных общественных знаний и умений также остается важным, однако,

исходя из психофизических особенностей умственно отсталых учащихся, на первый

план выдвигается задача их подготовке к самостоятельному труду. Коррекционная

школа должна обеспечить определенный уровень развития их трудовой

деятельности, который бы позволял работать на производственных предприятиях.

Положительное отношение к занятиям труда основное условие эффективности

коррекционной работы, позволяющее активизировать умственную деятельность 21


учащихся.

Коррекционная школа не преследует цель осуществлять полную профессиональную

подготовку в связи с недостаточным возрастом учащихся, ограниченным временем

на занятия по труду и производственную практику.

Период трудового обучения в 8- 9 классах решает исключительно важную,

специфическую для вспомогательной школы задачу, позволяющую эффективно

готовить учащихся к этапу обучения непосредственно на производстве.

Содержание этой подготовке включает максимально важное исправление

недостатков в трудовой деятельности умственно отсталых учащихся, для чего

используются условия профессионального обучения как наиболее соответствующие

учению указанной задачи.

Вопросы дальнейшего совершенствование профессионально-трудового обучения и

воспитания подростков с нарушением интеллекта и среди них такие, как

обоснованный выбор профилей, применение эффективных приемов обучения,

осуществления коррекционной направленности занятий, контроль и руководство

трудовым обучением, завершение профессиональной подготовки учащихся в ходе

реализации реформы общеобразовательной и профессиональной школы,

приобретают особую значимость.

Используя разные формы организации обучения (практические работы,

22


экскурсии,

сюжетно - ролевые, деловые игры, моделирование реальных ситуации, оценки

задачи, упражнения, тренинг и т.д.)

Учитель не только способствует овладению конкретным материалом по теме, но

формирует опыт социального поведения помогает детям осваивать социальные

нормы

Педагогический коллектив в своей инновационной деятельности выдвигает в

качестве приоритетных следующие задачи :

• вовлечение детей в хозяйственно- экономическую деятельность,

прогнозирование их будущей трудовой деятельности на основе разнообразия

профильных видов

социальное воспитание средствами образования, отход от строго предметных дидактических задач;

  • учет индивидуальных возможностях ребенка в учебной и трудовой деятельности;

  • усиление служб социально- психологического назначения (социальный педагог, специальный психолог, валеолог).

Социально- педагогическое и психологическое сопровождение развития основывается на изучении, анализе и прогнозирование того, что будет с ребенком после выхода из интерната.

23

Литература

1. Дефектология, -М., -2005, -№2. -с 25, -2001. -№1, -2003.-е 25

  1. . Жукова Н. С, Мастюхова Е. М., Финичева Т. Б., Логопедия, Екатеринбург, -2002, - с 26 - 28

  2. . Казакова Е., Проблема подростков или проблема с подростками || Педагогическая техника.- 2004.- №5 - с 91

  3. . Крутецкий В. А. Психологияб Учеб- М,: Просвещение, 1986

5. Коренин Р, и А. Ауэрбах, Психологическая энциклопедия 2-е издание, -М.: Владос, -2004.-С88- 89

6. Маленков В. Н. Теория воспитания,- М, -2002

7. Мудрик А. В, специальная педагогика. -М., 2004

8 .Общение и воспитание детей с нарушением в развитии. -М., -2005. -№1. -с52-

60, -2004. -№1. -с 52, №2. -с 94

9. Мысль Разум интеллект.

Практическое руководство по развитию умственных способностей, ISB№5 -

- 89355- 101- X, Испания,- 2003

10. Немов Р. С. Психология, книга I- M, - с 276-277

  1. Рогов Е.И., Выбор профессии: становление профессионала. - М.: Владос-

- пресс.2003



24

© 2010-2022