РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА СУДОМОДЕЛИРОВАНИЯ

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка электронного пособия для организации кружка судомоделирования.

Организация образовательного процесса в учебных заведениях в настоящее время немыслима без использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Применение ЦОР на практических занятиях предполагает повышение интереса у учащихся к изучаемому предмету, их самостоятельную работу со справочным и графическим материалом, осуществление самоконтроля во время занятий, а также развитие творческого потенциала в виртуальной среде. Использование ЦОР освобождает преподавателя от рутинной работы в организации учебного процесса. Грамотное употребление мультимедиа средств и технологий в образовательном процессе позволяет построить такую схему обучения, которая придаёт новое качество в передаче, восприятии и усвоении системы знаний.

Одной из форм развития творческих способностей школьников является занятия в учреждениях дополнительного образования, по различным направлениям технического моделирования (автомоделирование, авиамоделирование, моделирование машин и механизмов). От того, как организована работа в кружке зависит эффективность формирования следующих черт характера учеников: заинтересованность в приобретении новых знаний и умений, уверенность в своих силах, нацеленность на результат… С большой охотой дети идут в кружки судомоделирования, организация деятельности которых сопряжена с рядом трудностей: необходимость долгосрочного планирования (на создание сложных моделей уходят годы), дорогостоящее материально-техническое обеспечение, сбор и хранение большого объёма справочных данных… Преодоление этих трудностей возможно при внедрении ЦОРа, ориентированного на комплексное решение задач планирования, функционирования и развития кружка указанного профиля.

Рассмотрим последовательность разработки такого ЦОРа на примере кружка моделирования средневековых парусников (ЦОР «Парус»).

Проектирование и постройка модели связана с изучением истории судостроения, военно-морского дела, основ математики и физики, черчения. В процессе моделирования дети знакомятся с инструментами, материалами и станочным оборудованием, конструируют модели различных типов парусников - от самых простых лодочек до многомачтовых кораблей, готовятся к ходовым испытаниям моделей. Знания, умения и навыки, приобретенные в процессе судомоделирования, в сочетании с аккуратностью и настойчивостью способствуют гармоничному развитию творческой личности.

В результате исследования различных программ по организации занятий в судомодельном кружке было выявлено, что основная направленность их - постройка моделей современных кораблей, зачастую, плавающих моделей. Но для осуществления этого необходимы точные чертежи и высокое мастерство учащихся, изготовление большого количества мелких деталей из пластика и металла, приводных валов, гребных винтов и шестерён. Однако, не все это доступно в школьных мастерских. Поэтому, при разработке предлагаемой программы кружка "Судомоделирование" делается упор на постройку моделей старинных парусных судов. Дело в том, что при отсутствии точных чертежей кораблей тех времён появляется простор для фантазии и творчества при изготовлении моделей. Старинные парусные корабли имеют очень красивую и интересную форму, фактуру, оснастку. Построение моделей корпусов парусных кораблей возможно и в школьных мастерских. Материал для изготовления моделей - древесина. Ее легко найти и легко обработать. В процессе изготовления не требуется сложный или специальный инструмент. В ходе работы юные судомоделисты осваивают операции, изучаемые в ОО «Технология», и, кроме того, знакомятся с уникальными технологиями: гнутьё древесины, микролитьё, гальванопластика…

В ходе работы над ЦОР «Парус» необходимо было решить следующие задачи:

  • разработать план занятий на 3 года по программе кружка «Судомоделирования»;

  • разработать приёмы и методы обучения;

  • выявить межпредметные связи;

  • обобщить и систематизировать справочный материал по основам моделирования;

  • разработать чертежи моделей разного уровня сложности;

  • разработать пошаговую технологию изготовления конкретных парусных моделей.

ЦОР «Парус» разработан с помощью программы Microsoft Office FrontPage 2003. Запускается программа в любом браузере (Opera, Mozilla Firefox, Internet Explorer и др.) при разрешении монитора 1024х768 и выше. Для удобства использования программа помещена в авторскую оболочку, которая запускается через файл obol.exe. - каждый пользователь при запуске ЦОР «Парус» может выбрать удобную для него форму использования. ЦОР организован следующим образом: в меню представлены основные разделы, вход в которые осуществляется посредством гиперссылок, некоторые из разделов содержат подразделы, предусмотрена возможность пополнения разделов новой информацией (функция Администратора) и свободного доступа (только чтение) для любого из членов кружка.

ЦОР «Парус» является пособием по судомоделированию для преподавателей и удобным наглядным пособием для учеников. В нем представлены различные разделы, часть из которых в настоящее время находится в стадии разработки.

Раздел «История мореходства» посвящён истории развития флота, знаменитым морским первопроходцам и их открытиям.

В разделе «Типы кораблей» представлены основные типы парусных судов с описанием, эскизами и краткой исторической справкой.

Раздел «Основы моделирования» заключает в себе базовую информацию о конструкции моделей судов и приёмах их изготовления.

В разделе «Программа кружка» представлены цели, задачи и подробная рабочая программа кружковой работы, рассчитанная на три года.

В разделе «Пошаговая технология» на данный момент представлена пошаговая технология изготовления четырёх моделей парусных кораблей (ботик Петра I древнеримская корбита; каравелла "Нинья";нао "Санта-Мария".

В разделах «Работы учеников» и «Работы учителей» находятся фотографии моделей на разных стадиях изготовления.

«Галерея моделей» - раздел, в котором находятся фотографии прототипов моделей парусных кораблей, которые служат наглядным примером для учеников.

В разделе «Чертежи» представлены чертежи моделей парусных кораблей, разработанные учителем технологи МОУ гимназии "УВК № 1" Микулиным А.В.

В ЦОР «Парус» включена в полном объеме пояснительная записка к проекту «Фрагментная реконструкция флагманского корабля первой экспедиции Христофора Колумба «Санта-Мария»» и электронное пособие, посвященное этому проекту.

В процессе разработки находятся технологические карты отдельных деталей моделей, план-конспекты занятий, альбомы пошаговой технологии изготовления типовых узлов и кораблей.

Предлагаемый материал руководитель кружка (преподаватель) может использовать для выполнения следующих задач:

  • компоновки и моделирования занятий;

  • доведения до учащихся большего количества дополнительной и справочной информации;

  • подготовки творческих заданий;

  • подготовки поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;

  • демонстрации подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

  • организации индивидуальной исследовательской и творческой работы учащихся с ЦОРами на уроке.

Учащиеся, занимающиеся в кружке, могут использовать ЦОР в следующих направлениях:

  • оперативное получение дополнительной информации, необходимой для создания моделей судов;

  • стимулирование и повышение интереса к изучению предметов школьного курса (история, география, математика, технология) за счет новой формы представления материала;

  • приобщение к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.

Хорошо налаженная работа в кружке позволит формировать у учащихся творческое отношение к труду, воспитывать их в духе коллективизма. А развитие такого важного качества, как творческое конструкторское мышление, будет способствовать расширению их политехнического кругозора. Конечно же, не для всех ребят судомоделизм останется увлечением №1 на всю жизнь, но знания, приобретенные на занятиях в кружке, помогут многим из них в реальной взрослой жизни.

© 2010-2022