Мастер – класс «Волшебство солёного теста»

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер - класс «Волшебство солёного теста»

План проведения мастер-класса

Цель мастер класса - передача коллегам личного профессионального опыта в работе с соленым тестом.

Задачи:

- создание условий для профессионального общения, самореализации;

- преподавание простых приемов работы с соленым тестом, изготовления изделий из соленого теста;

- повышения профессионального мастерства;

- распространения педагогического опыта.


Этапы мастер класса

Время (в мин.)

Примечание

1

Организационный момент

3 мин

Представление участникам печатной программы мастер-класса.

Рассаживание участников мастер-класса. Подготовка рабочих мест, проверка готовности.

2

Представление педагога

2 мин


3

Экспресс-презентация вида художественной деятельности.

10 мин

Демонстрация мультимедийной презентации, выставка творческих работ.

4.

Практическое занятие

20

Все этапы показа выполнения изделия должны сопровождаться подробным словесным объяснением.

Возможно применение презентации с демонстрацией этапов на большом экране.

5

Подведение итогов, выставка.

2 мин

Так как работы участников, выполненные на мастер-классе, могут не высохнуть, следует организовать выставку. По мере готовности, участники смогут забрать свои работы. Участникам может быть предложена информация в виде буклета.


6

Организационный момент

3 мин

Уборка рабочих мест, приведение в порядок аудитории, мастерской и т.п.

Организационный этап

-подготовка раздаточных печатных материалов: программы мастер-класса, аннотации, буклета.

- Подготовка и оформление места проведения мастер-класса: место для мастера, для участников, необходимое оборудование, мультимедийное обеспечение, место для выставки.

Практический этап:

Ход мастер-класса.

1. Организационный момент: представление участникам печатной программы (плана) мастер-класса, рассаживание участников, подготовка рабочих мест, проверка готовности.

2. Представление мастера.

Объявление темы мастер-класса, её актуальности, проблемы, практической значимости, ожидаемых результатов. Демонстрация экспресс-презентации об авторе мастер-класса и его творческой деятельности, вида художественной деятельности.

3. Презентация мастер-класса, техники, этапов выполнения работы: участникам может быть предложена информация в виде буклета или аннотации, продемонстрирована мультимедийная презентация, выставка творческих работ мастера.

4. Практическое занятие по освоению темы мастер-класса.

5. Подведение итогов: совместное обсуждение результатов мастер-класса; выставка: так как работы участников, выполненные на мастер-классе, могут не высохнуть, следует предусмотреть место для их сбора, по мере готовности, участники смогут забрать свои работы.

6. Организационный момент: уборка рабочих мест.










Сценарий мастер- класса «Волшебство солёного теста»

- Добрый день, уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас в нашей школе!

- Я, Горбова Ольга Андреевна, учитель технологии. И нашу с вами встречу хотелось бы мне начать с притчи о греческом ученом и его ученике. (Просмотр слайдов)

« …Гуляя в тенистой роще, греческий ученый беседовал со своим учеником.

« - Скажи мне, спорил ученик, почему тебя так часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудренную опытом, учился у великих эллинов?» В раздумье философ своим посохом на песке начертил два круга: маленький и большой». Твои знания - это маленький круг, мои - большой. Всё, что находится за пределами этих кругов - неизвестность. Чем больше знаний, тем больше его граница с неизвестным и впредь, чем больше ты станешь узнавать, тем больше у тебя будет возникать неясных вопросов»

- Уважаемые коллеги, я предлагаю вам поучаствовать в мастер - классе по теме «Волшебство солёного теста». (Просмотр слайдов)

- Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях.

Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных и затем приносили их в жертву богам. Из Египта хлеб попал в Грецию, а потом его узнали римляне, у которых он приобрёл священное значение. Подтверждением этого факта стали археологические находки: фигурки из хлеба, прославляющие Диметру, греческую богиню плодородия, и римскую богиню земледелия и плодородия - Цереру. До настоящего времени в Восточной Европе существует традиция передавать от отца сыну изображения, сделанные из теста. (Просмотр слайдов)

На Руси в крестьянском быту издревле отмечался праздник - сбор урожая. Специально для него пекли праздничные хлеба: караваи, плетёнки, пряники, калачи. А в оставшуюся муку (смёт) добавляли соль и воду и из этого теста лепили фигурки - тотемы, символизирующие изобилие. Этот вид творчества в народе называли хлебосол (или мукомол).

Этому виду творчества придумали современное название - «тестопластика». Соленое тесто - это экологически чистый материал, изделия из него приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют её на долгое время. В последние годы тесто стало очень популярным материалом для лепки, особенно солёное тесто.

«Тестопластика» - это одно из полезнейших занятий для ребёнка, и средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся сего формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее» (Сухомлинский)



- Сегодня мы с вами изготовим подсвечник. Украшать его будем цветами и лепестками. (Просмотр слайдов)

Подсвечники, будут не только прекрасным украшением вашего дома, но и могут стать оберегом.

Потому как зерно, означает «воссоздающее жизнь», его считали посредником между людьми и богами, очистительной силой. Зерном обсыпали молодых на свадьбе, приносили в жертву богам. А зажженный огонь - сын Солнца, является источником жизни и тепла.



Мастер – класс «Волшебство солёного теста»



Практический этап

Технология изготовления «ХЛЕБОСОЛА»

Материалы и инструменты. (Просмотр слайдов)

Мука - пшеничная мука недорогих сортов для приготовления соленого теста подходит лучше всего. А в тесте из ржаной муки образуется больше пор, его труднее сушить, и в лепке оно более твердое. Различные сорта муки можно смешивать, например пшеничную и ржаную муку.

Соль добавляют в тесто исключительно как защиту от мышей и вредных насекомых. Перебор соли может сделать тесто хрупким и ломким, что ведет к образованию трещин на изделии. Соль можно использовать любую, даже самую дешевую. Соль грубого помола легко размельчить в кофемолке.

Рабочее место

Желательно, чтобы помещение, в котором вы готовите тесто, было прохладным, а ваши руки - холодными. Если температура воздуха будет выше 20° С, тесто станет слишком мягким, что затруднить обработку.

Норма продуктов: мука - 3 части, соль - 2 части, вода - 1 часть. (Просмотр слайдов)

Инструменты и приспособления: противень или разделочная доска, стеки, небольшой кухонный нож, скалка, кисть, вилки, карманная расческа, и т. д.

Замешивание теста (Просмотр слайдов)

Смешиваем соль и муку, раздвигаем смесь «колодцем» и выливаем воду. Чтобы соленое тесто не рвалось и не крошилось во время лепки, его нужно хорошо вымешивать и разминать до тех пор, пока оно не станет эластичным.

Остатки теста могут сохраняться несколько дней в закрытом пластиковом сосуде или полиэтиленовом пакете в прохладном месте. Если тесто отсырело и стало слишком влажным, следует добавить и размять в нем небольшое количество муки.

Изготовление изделий (Просмотр слайдов)

Лепить или вырезать изделие лучше сразу на противне, при этом обратная сторона изделия остается ровной и не возникает повреждений при переносе его к месту сушки и обжига. Чем лучше тесто прилегает к противню, тем ровнее получится обратная сторона изделия после сушки или обжига.

Изготовление цветов (Просмотр слайдов)

Если вам нужно сделать много одинаковых цветков, скатайте тесто колбаской и нарежьте кружками одинаковой толщины, а затем сформируйте из них лепестки. Или раскатайте тесто скалкой и выдавите кружки маленькой круглой формочкой.

Изготовление листьев (Просмотр слайдов)

Чтобы вылепить листья, скатайте тесто колбаской и нарежьте его на кружки одинаковой толщины. Разомните их и скатайте между ладонями в шарики. Затем положите шарики на рабочий стол и сплющите их указательным и большим пальцами сожмите кончик листа. Стекой нанесите на лист прожилки.

Розы

Из одного кружка скатайте маленький центральный лепесток. Вокруг него, накладывая друг на друга, расположите еще 3 маленьких лепестка, большие лепестки снаружи обрамляют маленькие внутренние лепестки.

Сушка и обжиг (Просмотр слайдов)

Сушка - очень важный этап в изготовлении изделий из соленого теста. При сушке в духовом шкафу сначала включите только верхний огонь и просушите изделие на нем до тех пор, пока его поверхность не начнет подрумяниваться. После этого изделие уже не деформируется. Затем установите противень на среднем уровне духового шкафа. Если вы хотите придать изделию бежевый оттенок, используйте верхний огонь чуть дольше.

Способы сушки:

1. Воздушная сушка занимает много времени, зато не требует расходов на электроэнергию или газ. На обратной стороне изделий, высыхающих на воздухе, образуются углубления. При воздушной сушке влага испаряется медленно, поэтому на высушивание каждого миллиметра толщины изделия требуется 1 день сушки. Летом для высушивания используйте солнечное тепло: готовое для просушки изделие положите на освещенное солнцем место.

2. Сушка в духовом шкафу Время сушки в духовом шкафу электроплиты на белом противне 1 час на каждые 1 /2 см толщины при температуре 75 °С. Далее независимо от толщины:

1/2 часа при температуре 100°С 1/2 часа при температуре 125°С 1 час при температуре 150°С. Подрумянивание - при 200°С строго под наблюдением!

Примечание. Противень черного цвета нагревается сильнее, и на всех этапах сушки температуру снижают на 25°С, На просушку изделия в газовой плите времени требуется в два раза меньше, чем в электрической.

Подрумянивание

После того как вы убедились в том, что все изделия в духовом шкафу окончательно просушены, температуру в нем можно повысить до 200°С. Не отходите от духового шкафа и наблюдайте, пока изделие не приобретет нужный оттенок коричневого цвета. После лакировки изделия коричневый цвет будет еще более насыщенным.

Если при подрумянивании отдельные места изделия стали слишком темными, прикройте их алюминиевой фольгой, пока все изделие продолжает подрумяниваться.

Раскрашивание

После полного высыхания изделий приступаем к его раскраске. Для этого можно использовать гуашевые, акриловые или акварельные краски. Если при раскраске в гуашь добавить клей ПВА, то изделие будет слегка блестеть и в дальнейшем не пачкать руки.

Лакировка

Лаковое покрытие защищает изделие от влаги. Прозрачные лаки могут быть жидкими и густыми. Жидкие лаки плохо защищают изделия из соленого теста, поскольку они проникают внутрь, и поэтому изделие приходится лакировать много раз. И все же используйте именно жидкий лак, если хотите, чтобы изделие выглядело более румяным и менее блестящим.

Густые прозрачные лаки, напротив, надежно защищают изделие от влаги, и ими тщательно покрывают модели со всех сторон. Если вам не по вкусу зеркальный блеск, используйте матовый прозрачный лак.

Не просушенные до конца покрытые лаком изделия из соленого теста со временем потеряют свой внешний вид, поскольку лак отслоится от поверхности.

Удачи в работе!

Подведение итогов.

Ответы на вопросы педагогов.

Обсуждение темы, обмен опытом. Мини - выставка изделий педагога.









Присутствовали:

ФИО, должность

Учреждение

Контактный телефон




























































отчета о мастер - классе.

Информационная справка.

Мастер - класс ______________________ (тема мастер - класса)

Провел(а) учитель_________________________________ (ФИО).

Время проведения: __________________________________(дата, время начала мастер - класса)

Место проведения: ________________________________________________(учреждение, адрес)









Список литературы.

  1. Инновации в образовании.- Выпуск 1. Сборник научных статей по итогам научно-практической конференции-СПб.: Северная звезда, 2010

  2. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации./сост. А.В. Машуков, руководитель отдела организационно-методического обеспечения конкурсов профессионального мастерства и олимпиадного движения, победитель конкурса «Учитель года Челябинской области - 2004»; под ред. А.Г. Обоскалова. - Челябинск, 2007

  3. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. -2005. - № 2.

  4. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. - М. : АПКиППРО, 2006

  5. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). - М.: 2003

  6. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005

  7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005

Интернет-ресурсы:

  1. Страна мастеров: stranamasterov.ru

  2. Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования spbappo.ru/



© 2010-2022