- Преподавателю
- Технология
- План - конспект на тему Лоскутное шитье: Ляпочиха
План - конспект на тему Лоскутное шитье: Ляпочиха
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Иовенко Т.Ю. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План-конспект занятия
по теме "Техника лоскутного шитья "Ляпочиха".
Изготовление коврика.
В кабинете набирается очень много мелких, ненужных обрезков после раскроя изделий и для этой техники лоскутного шитья всё это подходит как нельзя лучше. Она приучает учащихся к экономике и бережливому отношению. Хорошо развивает фантазию. Так же она хорошо подходит для групповой работы. Её можно использовать в любых классах начиная с 1 и заканчивая 11 классами, усложняя только изделия. Можно использовать в конкурсах «Кто больше вырежет и завяжет полосок» или «Чья команда больше вырежет и пришьёт полосок» и т.п.
Цели:
-
Познакомить учащихся с техникой лоскутного шитья "Ляпочиха";
-
Научить учащихся работать с бросовым материалом
-
Развивать творческие способности учащихся.
-
Развивать фантазию.
Задачи:
-
Научить работать в технике лоскутного шитья "Ляпочиха" через знакомство с отличительными особенностями техники, технологической последовательностью изготовления коврика.
-
Развивать внимание, память, навыки шитья, эстетический вкус.
-
Воспитывать уважение к традициям народного искусства; интерес к лоскутному шитью, аккуратность, усидчивость.
-
Воспитать бережное отношение человеческому труду и вещам.
Тип урока:
-
изучение нового материала и систематизация знаний и имений.
Формы работы: -
индивидуальная, групповая.
Методы:
-
Объяснительно - иллюстрированый, самостоятельная работа.
Сохраняющие здоровье технологии:
-
Физминутки
Задание:
-
начало работы над изготовлением коврика в технике "Ляпочиха".
Продолжительность:
-
90 минут.
Оборудование:
-
Т.С.О. - проектор, ноутбук.
-
Материалы и инструменты:
-
Деталь основы;
-
Деталь подкладки;
-
Полоски х/б тканей разного цвета размером 2х8см;
-
Нитки;
-
Ножницы;
-
Игольница с иглой и булавками.
Зрительный ряд:
а) Дидактический материал:
-
Карточки с последовательностью пришивания лоскутков
б) Демонстрационный материал:
-
Презентация "Лоскутное шитьё. Техника "Ляпочиха";
-
Образцы "Технология изготовления коврика".
Структура занятия:
I. Организационный момент
- 1мин.
II. Знакомство с темой и целями занятия
- 2 мин.
2.1. Объявление темы занятия.
2.2. Рассказ о традициях лоскутного шитья.
III. Изучение нового материала
- 3 мин.
3.1. Словарная работа.
3.2. Техника "Ляпочиха" (обзор).
IV. Практическая работа - 70 мин.
4.1. Инструктаж по технике безопасности.
4.2. Организация рабочего места.
4.3. Этапы работы по изготовлению коврика.
V. Анализ работ
- 3 мин.
VI. Итог занятия - 1 мин.
Предварительная работа:
раскрой основы, раскрой полосок из различных материалов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Рассаживание на свои места.
II. Знакомство с темой и целями занятия.
2.1. Объявление темы.
Тема нашего занятия: "Техника лоскутного шитья "Ляпочиха". Изготовление коврика" (Приложение1. Слайд 1)
2.2. Рассказ о традициях лоскутного шитья.
Все окружающие нас вещи (книги, мебель, одежда и др.) носят на себе печать своих владельцев и составляют неповторимый индивидуальный предметный мир, наше второе "я". Бережное, рачительное отношение к своему второму "я" говорит о том, какой хозяин в доме.
В старину в крестьянских семьях хозяйство вели очень рачительно и ничего не выбрасывали. Считалось, что с выброшенными вещами из дома уйдет достаток. Сломанные вещи ремонтировались, одежда перешивалась, а то, что не подлежало переделке, сжигалось в печи. Даже изношенные старые лапти после изготовления новых, закапывались в грядки.
Ненужные вещи использовались народными мастерицами в лоскутном шитье. Из мелких обрезков самых разных по фактуре тканей изготавливались разные изделия: лоскутные покрывала и одеяла, подушки, игрушки, коврики и многое другое (Приложение 1. Слайд2-10)
Эти ни на что другое уже не годные кусочки пришивались в определенном порядке, а иногда и просто так на некоторую основу, сшивались между собой, образуя узоры и орнаменты, и становились маленькими произведениями искусства. Они служили в быту и давали тем самым вторую, а может быть, и третью жизнь ненужным вещам.
Сегодня и мы постараемся дать вторую жизнь старым вещам. Познакомимся с техникой лоскутного шитья "Ляпочиха" и начнем работу по изготовлению коврика в технике "Ляпочиха". Но вначале я познакомлю вас с этой техникой. (Приложение 1. Слайд11- 16)
А вот некоторые современные мастерицы достигли высочайшего мастерства в этой технике и создают целые картины (Приложение 1. Слайд21- 28)
Так же современные мастерицы используют эту технику для создания сумок и игрушек (Приложение 1. Слайд29- 30)
Эту старинную техника очень любили на севернее. Лоскуток назывался раньше «ляпочком». Поморки - рачительные хозяйки, каждый кусочек в дело шел. Причем изделия должны быть не просто удобные и полезные в хозяйстве, но и радующие глаз. А поскольку мастерица вкладывала в работу всю свою душу, то каждая такая вещь считалась мощным оберегом. Например, изготовленные из «ляпочек» пушистые коврики клали перед кроватью. И если приснился ночью дурной сон, надо было утром встать босыми ногами на защитный коврик, чтобы сон не сбылся. Коврики из более грубых материалов, из мешковины или дерюжки клали у входа. Считалось, что он очищал каждого на него ступившего от дурных мыслей и намерений. Нарядное «махровое» покрывало непременно дарили на свадьбу. Да и имеющийся в каждом доме сундук с «добром» тоже обязательно накрывали таким лоскутным «оберегом».
А вот круглые коврики их называют «кругляши» - были символ солнца, их как салфетки, клали на стол, тумбочки, вешали на стены.
III. Изучение нового материала.
3.1. Словарная работа.
Техника "Ляпочиха" очень проста и интересна. Что же такое "Ляпочиха"? (Приложение 1. Слайд32)
Ляпочиха - это пришивание мелко нарезанных полосок ткани на основу. Встречаются различные ее названия: "ляпоток", "ляпачок", "ляп", "лапша". (Приложение 1. Слайд 33)
Отдельный торчащий лоскутик ткани называют "ляпачок" (Приложение 1. Слайд 34)
3.2. Техника "Ляпочиха" (обзор).
В технике "Ляпочиха" существует несколько вариантов пришивания лоскутков на основу.
1вариант - полоски ткани пришиваются рядами. Каждую полоску выкладывают и посередине прокладывают машинную строчку. Затем отгибают верхнюю часть лоскутка вниз и т. д. , и получаются вот такие интересные работы (Приложение1. Слайд35)
2 вариант - полоски пришиваются по разметке (Приложение 1. Слайд 36)
Основа для изготовления изделий может быть квадратной, круглой, прямоугольной формы. По разметке полоски пришиваются от центра к краям изделия, ряд за рядом.
Получаются вот такие красивые изделия (Приложение 1. Слайд 37)
Ткань нарезают не только мелкими полосками, но и квадратной и прямоугольной формы.
Существуют способы пришивания лоскутков на основу.
Лоскутки квадратной формы пришиваются к основе только за середину, образуя так называемый "цветок" (Приложение1. Слайд 38)
А лоскутки прямоугольной формы скручиваются посередине, образуя "бабочку" и пришиваются к основе (Приложение1. Слайд 39)
Чтобы изделия были аккуратными и красивыми, используются трикотажные ткани, так как они несыпучие и придают объёмность изделию.
Следующий способ изготовления на сетке:
полоски привязывают двойным узлом « восьмеркой» (Приложение 1. Слайд 40)
Способ изготовления на мешковине: завязывание полосок двойным узлом (Приложение 1. Слайд 41)
Сейчас мы будем изготавливать в технике "Ляпочиха" -коврик (Приложение 1. Слайд 42)
В зависимости от величины лоскутков можно получить коротковорсовый или длинноворсовый коврик.
Мы будем изготавливать длинноворсные коврики.
Для него необходимы лоскутки прямоугольной формы размером 2х10см. (Приложение 1. Слайд 34-38)
IV. Практическая работа.
А сейчас вы разделитесь на группы:
-
Первая группа будет делать наволочку из 4-х частей.
-
Вторая группа будет делать коврики для скамеек.
-
Третья группа будет делать покрывало на сундук и одеяльце для куклы.
4.1. Инструктаж по технике безопасности.
Но перед началом работы повторим правила техники безопасности.
Вначале вы назовете правила ТБ при работе с иглой и булавками, затем проверим правильность ответов на экране.
А теперь назовите правила ТБ при работе с ножницами.
Проверяем, все ли вы назвали (Приложение 1. Слайд 44-45)
4.2. Организация рабочего места.
Какие материалы и инструменты нам понадобятся для работы?
Материалы и инструменты:
-
Деталь основы;
-
Полоски ткани разного цвета прямоугольной формы размером 2х10см;
-
Нитки;
-
Ножницы;
-
Игольница с иглой и булавками;
-
Деталь подкладки;
-
Косая бейка для обработки края изделия
-
Для пришивания лоскутков на основу мы будем использовать швейную машину. (Приложение 1. Слайд 45-47)
Возьмите всё необходимое для работы и подготовьте свои рабочие места.
-
Физминутки
V. Анализ работ.
При анализе детских работ отмечается:
-
Аккуратность работы;
-
Правильность пришивания лоскутков или завязывание.
VI. Итог занятия.
-
С какой техникой лоскутного шитья вы познакомились?
-
Что означает слово "Ляпочиха"?
-
Учащиеся делятся впечатлениями .
Сегодня мы с вами познакомились с техникой лоскутного шитья "Ляпочиха", начали работу над изготовлением ковриков в технике "Ляпочиха". На следующих занятиях мы продолжим их изготовление. Коврики могут служить теплым покрывальцем на стул или половичком у кровати. Такие коврики будут интересным и оригинальным подарком к празднику вашим родным и близким людям.
А знания, полученные на занятии, вам пригодятся: вы можете научить изготавливать такие коврики своих родных, подруг или друзей . А коврики мы с вами подарим нашему школьному музею «Мир русской семьи», чтобы и другие ребята познакомились с таким видом работы, бережному, рачительному отношению к своему второму "я".
Я благодарю вас всех за работу. Вы хорошо потрудились и увидели первые результаты своего труда.
Литература:
-
Мазурик Т.А. Лоскутное шитье. От ремесла к искусству. - СПб.: "Паритет", 2001г.
-
Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. - М.: Школа-Пресс, 2000.
-
Журнал «Лена» №3/2008г.
6