- Преподавателю
- Технология
- Обучение, воспитание и профориентация в общеобразовательной школе через проведение интегрированного народного праздника
Обучение, воспитание и профориентация в общеобразовательной школе через проведение интегрированного народного праздника
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Болотских В.И. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Болотских В.И., Лыкова В.Ф., МБОУ «ООШ №15»
Обучение, воспитание и профориентация в общеобразовательной школе через проведение интегрированного народного праздника
Болотских В.И.,
Лыкова В.Ф.
Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.
В.Г. Белинский
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастеров.
Произведения народного искусства и народных ремесел всегда были близки природе ребенка. Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей, и они с удовольствием используют их в своей деятельности.
Народное творчество (фольклор, декоративно-прикладное искусство, ремесла, предметы быта) является значительной частью культурного опыта человека. Ценность его использования в развитии ребенка заключается в уникальном объединении в этих произведениях народного традиционного опыта и возможности импровизации.
Общеобразовательная школа, используя разнообразные формы обучения, воспитания и профориентации, призвана помочь не только сохранению богатства и традиций народного декоративно-прикладного искусства, но и его развитию. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа в воспитании и развитии детей традиционны для предметов эстетического цикла и технологии. Изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество и технология не только знакомят учащихся с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т.е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Понимание искусства как особой модели мировоззрения, как способа познания мира и себя в этом мире должно стать направляющим в осмыслении педагогических проблем. Включение художественных методов познания в другие образовательные области означает интеграцию в единое образовательное пространство.
Современные проблемы общества выдвигают требования научить детей мыслить масштабно, на планетарном и космическом уровне. Задачей педагогики становится соединение в восприятии ребенка локальных знаний по каждому предмету в широкую целостную картину мира, воспитание и развитие у ребенка гуманитарно-эстетического мышления, гармонии с окружающим миром.
Мы предлагаем новый подход к проблеме интегративного обучения, объединяющегося вокруг предметов эстетического цикла и технологии. Идея - интеграция предметов на основе пронизывания их единой целью. Благодаря этому, возникает диалог между разными видами искусства на заданную тему. В результате ученики получают не калейдоскоп знаний, а достаточно целостное восприятие мира, отраженного в народном искусстве, получают целостное гуманитарное знание.
В жизни должно быть место празднику, его любят все - и дети, и взрослые, потому что праздник - всегда радость. Мы вместе, мы рядом, знакомые и незнакомые люди. Нам хорошо и легко.
Творческое следование принципу «Развлекая, поучать» - вот поистине волшебное зерно, из которого вырастает успех. Массовый праздник сближает, объединяет людей. Все они в эту минуту ощущают себя единым целым. Праздник прежде всего «наш» и именно потому «мой». Без праздника нет настоящей школьной жизни. Праздник - друг, союзник, верный помощник в деле воспитания.
Что сегодня самое главное в школе? Это душа и внутренний мир ребенка. Перед учителями, организаторами праздника стояла задача помочь ребенку в саморазвитии, самовыражении, самовоспитании, самоутверждении. Решить эти задачи невозможно без организации творческой деятельности детей.
Все дети от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Система школьного образования должна стремиться сформировать в детях базовые способности саморазвивающейся личности, эстетическое отношение к окружающей действительности.
Необходимо отметить организационные условия, способствующие получению качественного продукта предметной деятельности:
-
Предварительное осознание предметной цели деятельности.
-
Определение места и времени планируемой деятельности.
-
Очерчивание объема деятельности, которое позволило создать установку на количество физических и духовных усилий.
-
Четкое определение социальной роли каждого ученика в ходе групповой деятельности:
-
Создан координационный творческий совет, который руководил подготовкой и проведением праздника;
-
Сформирована поисковая группа учащихся для изучения материала, встречи с народными умельцами;
-
Выделена трудовая группа для подготовки и оформления праздничного стола.
-
Проведен предварительный отбор минимальных аудиальных и визуальных средств, необходимых для высокого качественного результата.
-
Оформление сцены старинными вышитыми рушниками, бабочками и цветами из бумаги.
-
Подготовлены выставки работ Шабановой А.К. - «Вязание», «Вышивка», Малаховой М.И. - «Вышивка».
-
Оформлены и представлены выставки детских работ: рисунки женского и мужского русского народного костюма, женских головных уборов; рисунки орнаментов для вышивки, гончарных изделий; матрешки и свистульки, изготовленные на уроках; изделия, вязание крючком и спицами; вышитые картины и выполненные в технике аппликации из бисера.
-
На манекенах - женские русские народные костюмы (из коллекции хранительницы семейных реликвий старины - Малаховой М.И.).
-
Русская прялка, за которой работает народная умелица Шабанова А.К.
-
Внесены элементы игрового оформления для того, чтобы облегчить физические и духовные усилия ребенка, которые неизбежны в любого рода деятельности.
-
Привлечен к проведению праздника фольклорный ансамбль «Субботея»;
-
-
Со стороны учителей - поддержка активности участников групповой деятельности, инициирующая и укрепляющая их уверенность в себе, повышающая самооценку.
Предполагаемые результаты работы учащихся во время подготовки и проведения народного праздника:
- знакомство с истоками возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, раскрытие тесной связи с природой, традициями, жизнью народа, его историей.
- знакомство с основами композиции, материаловедения для художественных работ, технологией художественной обработки и декорирования изделия;
- развитие умений самостоятельно отбирать и обрабатывать информацию, готовить выступление по предложенным темам;
- иллюстрирование информационных материалов (рисунки, чертежи, фотографии, изделия, выполненные в технике вышивки и вязания);
- развитие умений анализировать, аргументировать свою точку зрения, уважать мнение одноклассников;
- подготовка обучающихся к выполнению творческих отчетов в виде видео-репортажей, заочных экскурсий, компьютерных презентаций, веб-сайтов.
Главная мысль праздника такова: «Ты живешь в прекрасном и удивительном мире, который надо любить, ценить и беречь». Если каждый учитель будет верить в это сам и убедит своих учеников в правильности и реальности этого утверждения, то каждый урок превратится в праздник и для ученика, и для самого учителя.
3