Урок по технологии для 10 класса Исторические сведения о возникновении народных игрушек

План-конспект урока технологии в 10 классе по модулю "Технология изготовления украинской народной куклы-оберега" на тему: "Исторические сведения о возникновении народных игрушек. Виды народных кукол из ткани,их классификация и функциональные особенности."В плане описаны цели, ожидаемые результаты урока. Приведена общая структура урока, а также прописан каждый этап его проведения. Данный конспект поможет в работе учителям технологии, а также тем кто хочет ознакомится с историей возникновения нар...
Раздел Технология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел: «ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ»

Тема: "Исторические сведения о возникновении народных игрушек. Виды народных кукол из ткани, их классификация и функциональные особенности."

Цели: учебная: ознакомление учеников с историей возникновения традиционной народной куклы, видами народных кукол и их особенностями; развивательная: развитие навыков исследовательской работы, интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления; воспитательная: воспитание интереса к культурным традициям украинского народа.

Ожидаемые результаты: ученики различают виды народных кукол, подбирают материалы и инструменты для их изготовления.

Основные понятия: народная кукла.

Оборудование, материалы и наглядность: компьютерная презентация «Кукла-мотанка»; выставка традиционных народных кукол, фотографии, мультимедийна установка: компьютер, проектор, экран.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Структура урока

1.Организационный момент ...………………………………… 2 мин

2.Актуализация опорных знаний и умений учеников...……… 4 мин

3. Мотивация учебной деятельности учеников ...……………...... 2 мин

4. Сообщение темы урока...………………………………..……… 2 мин

5. Изучение нового материала (с практическим закреплением)... 20 мин

  • Краткие исторические сведения о возникновении народных игрушек;

  • Классификация народных кукол;

  • Виды народных кукол.

6.Формирование умений и навыков учеников...……………… 8 мин

7. Рефлексия ...………………………………………………………2 мин

8. Итог урока ...…………………………………………………3 мин

9.Домашнее задание ...………………………………………2 мин

Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие, проверка отсутствующих.

2.Актуализация опорных знаний и умений учеников

Интерактивная технология «Обсуждение проблемы в общем круге»

Учитель.

Все вы, наверное видели куклы-мотанки в сувенирных магазинах, на фестивалях и выставках. И сегодня у нас в кабинете небольшая выставка кукол-мотанок. Они такие молчаливые и таинственные с крестами на лицах.

Беседа:

  • Нравятся ли вам куклы-мотанки?

  • Какая кукла понравилась более всего?

  • Как вы считаете, для чего нужна такая кукла?

  • Кукла - это игрушка, оберег или сувенир?

  • Хотели ли бы вы изготовить такую куклу? (Ответы учеников)

3. Мотивация учебной деятельности учеников

Учитель.

В прошлом мастерски сделанную, пышно одетую куклу считали поручателем благосостояния, счастливой родственной жизни и защиты от злых сил. Изготовляя кукол, можно многое научиться, хорошо освоить разные виды рукоделия: бисер, плетеные украшения, вышивку, ткачество - все это может быть использовано в кукольной одежде. Кукла - способ познания жизни и для тех, кто ее создает, и для тех, кто с ней общается. Традиционная кукла несет в себе память о культуре народа и делает это намного ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка.

На следующих уроках вы научитесь изготовлять традиционную народную куклу-мотанку, узловую куклу и народную одетую куклу, для которой спроектируете и пошьете одежду. Изготовление кукол - это не просто ремесло или игра. Это своего рода погружение в украинские давние традиции.

4. Сообщение темы урока

Учитель.

Запишите в рабочие тетради тему урока - «Общие сведения о технологии изготовления народной куклы».

Вопросы для изучения на уроке:

  • краткие исторические сведения о возникновении народных игрушек;

  • классификация народных кукол по назначению;

  • функции игрушки (обрядово-ритуальная, магическая, утилитарная, коммуникативная, сувенирная, эстетичная);

  • виды народных кукол.

5. Изучение нового материала (с практическим закреплением)

  • Краткие исторические сведения о возникновении народных игрушек

Рассказ учителя

- Народная игрушка имеет чрезвычайно богатую историю. На протяжении веков она вбирала у себя лучшие национальные традиции. Народная игрушка рождалась вместе с естественной потребностью ребенка познать мир. Народные игрушки чрезвычайно разнообразные, их изготовляли из бумаги, орехов, меха, пера, провода, глины, дерева, ткани, кожи, соломы, сушеной травы. Кукла - одна из древнейших игрушек человечества, тем не менее, на протяжении тысячелетий она не потеряла своей актуальности.

Древнейшая кукла «кукла», найденная на территории Украины, походит из Ольвии. Это небольшая скульптура (6,3 см) из серо-желтой глины. Руки и ноги этой куклы прикреплены к туловищу, таким образом, что могут двигаться. В мифах многих народов первыми людьми были куклы, созданные из глины или дерева, оживленные богами. В упрощенном виде этот архаический миф прослеживается и в народных сказках, например, в украинской сказке «Телесик»: мужчина с женщиной, которые не имеют детей, делают куклу из дерева, баюкают ее в колыбели, и потом кукла превращается в ребенка.

К нашим дням дошли обрядовые изображения определенных стихий природы, произведенные из травы или дерева - Купайло и Марьена, символы Воды и Огня на празднике Ивана Купала, Масленица, которую делают, когда провожают зиму и встречают весну. На Волыни старые люди берегут память об обряде, который проводили весной: всем селом изготовляли куклу «Весну-барышню », наряжали ее лентами и свежей травой, и посещали соседнее село, заходя в те дома, где были девушки на выданье или ребята на поре. Но есть разновидность куклы, которая в той или иной форме существовала на всех континентах. Это мотанная, или узловая кукла, изготовленная из мягкого материала - кожи или ткани и нитей. Первые куклы делали из травы или соломы, а со временем, с распространением ткачества, начали использовать ткань и пряжу. В прошлом куклы изготовляли в каждой семье. Этим ремеслом обычно занимались бабушки и матери, так как кукла предназначалась для девочки и имела, соответственно, женскую природу. Традиционная народная кукла издавна была оберегом в украинской семье.

  • Классификация народных кукол

Просмотр мультимедийной презентации

Учитель. Народные куклы можно классифицировать по назначению, материалами, способом изготовления, размером, и даже за магическими свойствами, которыми народ наделял куклу издавна. По назначению народные тряпичные куклы делят на:

  • обрядовые (Масленица, Купавка, Коляда, Покосница, Неразлучники, Зольная, Куватка, Пеленашка, Свадебная, Крупьяничка, Вербница, Пасхальная голубка, Веснушки);

  • обереговые (Куватка, Лихорадки, Травница, Безсонница, Берегиня, Узловая, Десятиручка;

  • игровые (Зайчик на пальчик, Узловая);

  • авторские художественные куклы, которые отображают особенности индивидуального отношения автора к окружающему миру, состояние его души;

  • сувенирные промышленные куклы, которые делают согласно социальным стандартам и спросу на рынке.

За материалами: куклы изготовляли из разнообразных материалов - ткань, дерево, глина, солома, трава, бумага. Популярнейший среди украинцев тряпочные куклы, изготовляли преимущественно с кусков одежды, которая вышла из обихода, или с остатков ткани от шитья нового.

За способом изготовления куклы разделяют на: мотанные, узловые и шитые. Узловые куклы изготовляют путем наматывания и привязывание ткани без применения иглы. Способ создания этих кукол - скручивание, скатывание, сматывание, связывание, завивание. Одежду куклы создавали, наматывая куски ткани на туловище. Иглу с нитью применяют в отдельных случаях во время пошива головного убора и обработки одежды куклы.

За размером: высоту кукол в основном определяют приблизительно так:

  • локтевые куклы - от локтя до конца среднего пальца;

  • вдоль ладони - от конца среднего пальца к запястью;

  • поперек ладони - т.е. на ширину четырех пальцев руки или их иногда называют пальчиковые куклы - т.е. размером с средний палец.

За конструкцией куклы разделяют на: мотанки, узловые, мотанки с перегибом, куклы-мешочки.

  • Виды народных кукол.

Рассказ учителя с демонстрированием образцов кукол

Кукла Травница наполнена ароматными травами. Если ее помять в руках, то комнатой полетит травяной запах, который отгоняет духи болезней. Ее цепляли над колыбелью ребенка, а также ставили возле кровати больного.

Кукла Крупьяничка - старинная насыпная кукла. Еще на Руси бытовала такая традиция: наилучшим зерном из нового урожая наполняли небольшой полотняный мешочек. Эту импровизированную куклу хорошо одевали, обязательно в красный платок и ленты с символическими орнаментами (вода, земля, зерно, солнце), и заботливо сохраняли к следующему году. За видом этой куклы определяли зажиточность семьи: если мешочек не туго набит зерном, то в этом доме люди бедствуют, если же Крупьяничка стоит дородная, толстая - семья жила в благосостоянии. Каждая крупа в этой кукле тоже имеет свое значение: гречка - на богатство; рис (наиболее дорогое зерно) - на праздник; горох - на здоровье; овес - на силу; перловка - на сытость.

Куклу Веснушку делали девушки и женщины к приходу весны. Традиционно она очень яркая, с волосами непривычного цвета. Веснушка является оберегом молодости и красоты.

Кукла Десятиручка предназначалась для помощи девушкам, которые готовили свое приданое, или молодицам по хозяйству - в ткачестве, шитье, вышивании, вязании и т.п.. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина успевала все делать.

Кукла Берегиня несет мир и согласие в жилье, защищает родственный костер от всего лихого, создает уют. Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала гостей и не пускала злые силы к дому.

Свадебная кукла «Неразлучники» - это не только замечательный подарок молодоженам, а и сильный сакральный оберег любви и верности. На первый взгляд, это мужская и женская куклы, которые взялись за руки. Но, если присмотреться, заметно, что рука в них одна и сделана из цельной палочки, а поэтому, их нельзя развести.

Особенности народной игрушки:

  • минимальность материальных затрат и физических усилий на изготовление;

  • традиционность, обобщенность образов, лаконичность и компактность нерасчлененных (или слаборазделимых) форм;

  • бережливость декора;

  • достоверность, выразительность формы и конструкции;

  • духовная наполненность.

Искусство изготовления авторской куклы распространено во всем мире. Во многих городах и столицах мира происходят тематические выставки кукол, конкурсы, фестивали, демонстрируют коллекции авторских кукол, выходят в печать журналы и каталоги авторской и этнографической куклы.

Изготовление куклы - это коллективная творческая работа народа, его «вечная живая душа». Уничтожение народного творчества приводит к потере эстетичных критериев, разрыва между поколениями и, как следствие, к духовному кризису общества.

6.Формирование умений и навыков учеников

Практическая работа «Изучение особенностей народной куклы»

  1. Вступительный инструктаж

Интерактивная технология «Работа в парах»

Задание для учеников:

  • выучить правила безопасной работы и организации рабочего места во время изготовления игрушек (см. приложение);

  • осмотреть выставку кукол.

  • классифицировать избранную куклу и заполнить таблицу;

  • составить короткое описание куклы по образцу.

Классификация народных кукол

Название (вид) куклы

Назначение: обрядовая, обереговая, игровая

Материалы: ткань, нити...

Способ изготовления: мотанная, узловая мешочек

Размер: локтевая вдоль ладони, поперек ладони



Образец описания куклы-мотанки

Кукла наряжена в любую вышитую рубашку с геометрическим орнаментом. Поясная одежда в виде плахты, сшитой с двух частей. Разрез плахты впереди закрыто полотняным вышитым фартуком. Плахта и фартук подпоясаны поясом. Украшения - ожерелье. Головной убор - венок из цветов и лент. Материал: натуральные ткани. Размер: 3О см.

  1. Самостоятельное выполнение заданий практической работы и текущий инструктаж

Группы учеников выполняют запланированные задания, учительница предоставляет помощь, корректирует при необходимости работу учеников.

  1. Заключительный инструктаж

Инструктирование учениц после завершения работы. Оценка практической деятельности.

7. Рефлексия

Интерактивная технология «Микрофон»

Учитель. Представьте, что у вас в руках микрофон и вам нужно высказать мысль относительно урока. Говорит только тот, у кого «вымышленный» микрофон.

  • Что удалось вам на этом уроке, что не удалось?

  • Узнали или научились нового?

8. Итог урока

Учитель. Наша цель - научиться изготовлять народную куклу. Создание произведений искусства невозможное без знания истоков народного творчества, поэтому важной задачей являются изучения национальной культуры. Народная кукла это уникальное явление традиционной культуры украинцев. Народное искусство как отображения исторического и культурного наследства нашего народа активно влияет на формирование личности, воспитывает любовь к родине. Кроме того, обучение декоративно-прикладному искусству развивает творческую деятельность, формирует практические навыки, художественное мышление. Созданная вами кукла станет вашей Берегиней. А учиться нужно на протяжение всей жизни.

9.Домашнее задание

  • Исследовать украинскую куклу-оберег средствами Интернета.

  • Подготовить реферативные сообщения о тканях из натуральных волокон «Натуральные волокна растительного происхождения», «Натуральные волокна животного происхождения».

  • Подобрать и принести образцы натуральных тканей.



© 2010-2022