• Преподавателю
  • Технология
  • Тема: «Формирование и развитие познавательной активности учащихся в процессе преподавания предмета технологии

Тема: «Формирование и развитие познавательной активности учащихся в процессе преподавания предмета технологии

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый педагогический фестиваль инновационной деятельности ОУ Туркменского района «Вдохновение 2010»















Тема: «Формирование и развитие познавательной активности учащихся в процессе преподавания предмета технологии













Учитель технологии МОУ СОШ№4

с. Малые Ягуры

Варданян Наталия Орлеановна



с. Малые Ягуры

2010


Бедой школы в наше время является тот факт, что многие учащиеся не испытывают интереса к учебе. Развитие познавательной активности учащихся без преувеличения можно считать одной из главных проблем современного школьного образования. А от того, как будет сформирована познавательная активность учащихся, будет зависеть эффективность образования в целом. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится намного лучше.

Задачи:

-развитие интеллектуального творчества учащихся;

-привлечение их к исследовательской деятельности;

-выявление и поддержка талантливых учащихся на уроках технологии;

-воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности;
-формирование устойчивого интереса к предмету,
-развитие познавательного интереса во внеурочной деятельности

Специфика образовательной области «Технология» позволяет мне успешно развивать познавательную активность школьников на уроках. Одним из способов развития познавательной активности является применение нетрадиционных уроков.

В своей практике я использую уроки типа КВН, уроки-исследования, уроки-творчества, уроки взаимообучения и другие.

На уроках -дискуссиях мы обсуждаем различные варианты конструкции того или иного швейного изделия, или выполнение технологических операций.

Проведение различных игр позволяет учащимся ярче проявить свои знания, способности, увлечься учебой, получать и осваивать большее количество информации, способствуют приобретению навыков принятия решений в разнообразных ситуациях, повышает самооценку учащихся.

После проведения таких уроков я провожу рефлексию в форме «Напиши мне записку». Вот некоторые примеры того, что пишут мне девочки: «Урок- игра был классный. Хочется всегда узнать что-то новое!», «Мне очень понравилось! Было очень интересно и познавательно!» Конечно, нестандартные уроки больше нравятся учащимся, но их нельзя превращать в основную форму работы.

В своей работе я также использую разнообразные дидактические средства, например тестовые задания. Тесты я использую по разделам программы.

Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке.

Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учеников элементом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, головоломки, ребуса - они хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость, но и чтение или прослушивание фрагментов из художественной литературы, легенд, сказаний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке. Например, на уроке в 5 классе по теме «Горячие напитки» элементом занимательности служат легенды об открытиях человеком данных напитков, реализованные на слайдах презентации. На уроке «Бытовая швейная машина. История создания швейной машины» - видеоролики об истории создания швейной машины и возможностях современных швейных машин. В 7, 8 классах по теме «Прически, уход за волосами» - совершается путешествие в музей причесок различных эпох.

В арсенале моих приемов есть также «работа в парах» (предварительное обговаривание вопроса с товарищем, формулировка единого ответа).

Применяю прием «Отгадай загадку», в начале урока предлагаю загадку. Отгадка откроется на уроке при работе над новым материалом.

Очень хорошо действует прием «Не пропусти ошибку»: при ответе изученного материала, учащиеся должны внимательно слушать ответ учащегося, чтобы не пропустить ошибку или, объясняя новый материал, я специально делаю ошибку. Необходимо поощрять ребят за внимательность.

Изучение теоретической части многих тем образовательной области «Технология» предусматривает поиск дополнительных сведений. Начиная с 5 класса, учащиеся получают задания по поиску дополнительной, занимательной информации. Например: найти сведения о возникновении бутерброда «сэндвич», о видах бутербродов и истории возникновения данных названий, найти информацию о первых швейных машинах и их изобретателях, в 6 классе - найти информацию о различных крупах, в 8-9 классах о появлении различных силуэтов, о профессиях. Во время поиска формируются коммуникативные умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом, словарем, книгами, с использованием средств ИКТ.

Важным элементом при развитии познавательной активности учащихся является использование различных методов и приемов мотивации и стимулирования деятельности учащихся. Например, застенчивые учащиеся очень эмоционально реагируют на публичные варианты поощрения или наказания. Поэтому для них я подбираю доверительное поощрение или наказание. Использую свободный выбор заданий или выполнение творческих заданий.

При выставлении оценок я придерживаюсь принципа управления успехом, т. е. в процессе контроля знаний и умений, прежде всего, оцениваю степень продвижения ученика. Ведь оценивается не ребенок, а его деятельность. Оценка должна стимулировать учащегося, укреплять его веру в свои силы. Он должен понимать ее справедливость, поэтому необходим соответствующий комментарий.

Главный критерий урока - включенность в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей. С этой целью использую индивидуальные задания обязательные и добровольные, в том числе и предлагаемые самими учениками. Слабые выполняют работы по образцу, готовой технологической карте; сильным - предоставляю право выбора в рамках изученной темы.

Использование презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Презентации я использую при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения (Как вы думаете, какой из этих напитков самый распространенный, самый древний?), анализировать получаемую информацию (многообразие сортов чая, видов кофе), сравнивать (чем отличаются сорта и виды чая, кофе), обобщать, делать выводы, тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

Участие в театре моды дает огромный простор для творчества и самореализации подростков. Здесь воспитывается трудолюбие, приобретается мастерство, развивается фантазия и художественный вкус.

Интерес к изучаемому материалу заметно вырастает, если осознается его практическая направленность, созданы условия для обмена мнениями, самостоятельного поиска.

На протяжении нескольких лет я веду в школе танцевальный кружок, поэтому на уроках технологии есть возможность пополнить костюмерную костюмами, сшитыми своими руками. Девочки сами разрабатывают эскизы к будущим танцевальным композициям и воплощают свои идеи в жизнь.

Опыт сотрудничества и взаимопомощи, умение планировать и организовывать совместную работу, нести ответственность за общий результат, без сомнения пригодятся школьникам в будущем.

Особое место в моей работе занимает проектная деятельность учащихся. Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся, естественным образом происходит соединение практики и теории, развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности.

Учащиеся работают со специальными книгами по рукоделию, журналами, выбирают и анализируют модели, способы обработки изделий, украшений. При защите проектов учащиеся должны вызвать интерес слушателей, читать внятно, быстро, осмысленно. Учащиеся также получают навыки публичных выступлений, важно отметить, что развивается и речь учащихся, а это не маловажно.

Использование учебника по технологии под редакцией В.Д. Симоненко предполагает изучение в 10-м классе темы «Информационные технологии». В старших классах учащиеся могут заниматься проектной деятельностью на основе компьютерных технологий, что позволяет разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению предмета. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют свои знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы, ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи. Все это стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению и самоутверждению в глазах окружающих. В этом случае компьютер выступает как инструмент творчества, и одновременно идет процесс его освоения, изучения его богатых, часто скрытых возможностей.

Важнейшей формой работы с учащимися в практике моей работы являются олимпиады и ШНОУ. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, развитию познавательной активности. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. На протяжении последних 5 лет мои учащиеся занимают призовые места на районных и зональных олимпиадах, ШНОУ

Немаловажным считаю и создание условий для развития всесторонней личности. Большое внимание уделяю самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем- то вслед, дорога не запоминается, а та по которой сам прошел, вовек не позабудется.

Невозможно привить интерес к дисциплине учащимся, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, МО, занимаюсь самообразованием.

Опираясь на опыт своей работы, я могу сделать вывод, что процесс развития познавательной активности учащихся должен быть целенаправленным, систематическим, планомерно организованным и осуществляться на основе личностно-ориентированного подхода.

К сожалению, в моей работе немало трудностей и проблем. Прежде всего, это недостаток швейного оборудования и инструментов. Но самое тревожное - сокращение в учебном плане часов на наш предмет.



© 2010-2022