Проект урока Создание изделий из текстильных материалов. Долевая и уточная нить (5 класс)

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования

Центр повышения квалификации специалистов

«Информационно-методический Центр»

Кировского района Санкт-Петербурга







Курсовая работа по программе

«Основы профессиональной деятельности педагога в условиях реализации ФГОС»

(72 часа)



ПРОЕКТ УРОКА

Тема: "Материаловедение. Изучение волокон, определение долевой и уточной нити»

Класс: 5

Выполнено слушателем курса,

учителем технологии

ГБОУ СОШ № 277

Кировского района Санкт-Петербурга

Семеновой Ириной Юрьевной

Научный руководитель программы:

канд. пед. наук

Арьяева Людмила Владимировна

_____________________________

(подпись)



Санкт-Петербург

декабрь, 2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусст­венной, созданной людьми среды техники и технологий, назы­ваемой техносферой и являющейся главной составляющей ок­ружающей человека действительности.

«Технология» -учебный курс, направленный на овладение учащимися основными видами трудовой деятельности и формирование их культуры личности в целом.

Важно помнить, что целью школьного технического воспитания является не только формирование технически развитого человека, но и личности, способной совершенствовать себя на протяжении всей жизни.

В свете ФГОС необходимо выстраивать данный курс как общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

В условиях современных ФГОС требуется не просто дать знания и выработать умения ими пользоваться, но и сформировать УУД (универсальные учебные действия). Активность учащегося, овладевающего УУД должна направляться учителем, выступающим в роли организатора для успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, т.е.умения учиться.

В среднем школьном возрасте ведущими видами деятельности являются учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая. В этот период ребенок приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений. У него возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно полезным. Эта социальная активность подростка обусловлена большей восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих во взрослых отношениях.

В данном уроке «Материаловедение. Изучение волокон, определение долевой и поперечной нити» развитие познавательных УУД должно происходить в процессе осознанной деятельности детей. Этому способствует личностная мотивация, участие детей в составлении алгоритма работы ,инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Средний школьный возраст наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности сенситивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости. В среднем школьном возрасте ученик осуществляет дальнейшее освоение структурной учебной деятельности, но важное значение имеет осознание эталонов общественного сознания, сопоставление себя через мнения и оценки других людей.

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Тема урока

«Материаловедение. Изучение волокон , определение долевой и поперечной нити»

Цель

Создать условия для формирования следующих УУД:

- личностные УУД - смыслообразование и нравственно-этическое

оценивание (оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, исходя из социальных и личностных ценностей);

- познавательные УУД -поиск,выделение, структурирование информации; знаково- символические -моделирование и преобразование модели;анализ с целью выделения признаков(существенных,несущественных);подведение под понятие,выведение следствий;

- коммуникативные УУД - определение цели,инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной четкостью выражать свои мысли

-регулятивные УУД -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что еще известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще подлежит освоению, осознание качества и уровня усвоения(рефлексия)


Задачи

  1. Создать эмоционально положительный настрой на работу по теме.

  2. Организовать работу по постановке проблемы.

  3. Мотивировать учащихся для изучения свойств предметов и способов развития своих способностей.

  4. Активизировать творческую работу на всех этапах урока.

  5. Создать условия для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации.

  6. Организовать работу в группах, взаимодействовать с окружающими, выслушивать мнение других, высказывать предположения.

  7. Оказать индивидуальную помощь учащимся.

  8. Организовать работу по оценке деятельности и рефлексии.

Ожидаемые результаты

Личностные

овладеть зна­ниями и умениями предметно-преобразующей деятельности; сформировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Метапредметные

  • освоить межпредметные понятия и универсальные учебные действия, понять способность их использования в предметно­преобразующей деятельности;

Предметные

Понять и определить понятия «волокно», «ткань», «основная нить», «уточная нить»

Распознавать положение основной и уточной нити в ткани

Понимать влияние ориентации нитей в ткани на эксплуатационные свойства швейных изделий.

Базовый уровень:

  • учащиеся научатся определять волокна животного происхождения, долевую и уточную нить

Повышенный уровень:

  • научатся понимать влияние ориентации нитей в ткани на эксплуатационные свойства швейных изделий

Методы обучения

  • словесный метод в форме монолога и диалога

  • объяснительно-иллюстративный/наглядный (технические средства, презентация)

  • практический, репродуктивный

  • частично поисковый

Средства обучения

Медиапроектор, экран, компьютер, образцы ткани, раздаточный материал по учебной ситуации

Основные понятия

Текстильные волокна, основная и уточная нити в ткани, схема ,образец

Организационные формы обучения

Групповая, фронтальная, индивидуальная

Технологии

Практического и диалогового взаимодействия

План урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Вводно-мотивационный этап

1.1

Приветствие учеников.

Приветствие учителя.

1.2

Создание условий для определения цели занятия.

Определение цели занятия.

1.3

Проверка готовности детей к уроку. Организация

самоопределения детей к деятельности на уроке

Восприятие на слух перечня необходимых принадлежностей, готовность к уроку.

2. Технологический этап

2.1

Помощь в формулировании задач, в выборе оптимальных способов работы

Ответы на вопросы с опорой на иллюстрацию.

2.2

Актуализация знаний (систематизация имеющихся у учащихся знаний)

Беседа по уточнению и конкре-тизации знаний о текстильных волокнах и способах их получения

2.3

Мотивация (встреча с проблемой) .Вызов эмоционального настроя и познавательного интереса к теме. Подведение учащихся к постановке цели урока и формулирование её :

Научиться определять положение основной и уточной нити в ткани.

Ответы на вопросы учителя: какие изменения претерпевают швейные изделия в процессе эксплуатации; из чего изготавливают швейные изделия?

2.4

Обеспечение условий для здоровьесбережения учащихся.

Выполнение двигательных упражнений (видеофизкультминутка)

2.5

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Воспроизведение по памяти необходимой информации.

2.6

Актуализация знаний в области материаловедения. Предложение выполнить задание: восстановить схему получения волокна; ответить на вводные вопросы.

Воспроизведение информации :

1. дают определение нити.

2. проводят лабораторные исследования.

3. формулируют свойства и обосновывают.

4. заполняют таблицу

2.7

Обеспечение осмысленного усвоения и закрепления знаний

Самостоятельно определяют направление основной нити по алгоритму.

2.8

Предложение оценить работу в паре, оценить факт достижения цели урока

  1. Оценивают работу одноклассников, определяют ошибки, объясняют их.

Оценивают степень достижения цели

3. Рефлексивный этап

3.1

Формирование умения применять теорию на практике.

Составление таблицы с опорой на вопросы.

3.2

Создание условий для рефлексивной деятельности учащихся.

Анализ и оценка своей деятельности и занятия в целом.

Таблица соответствия учебных заданий и универсальных учебных действий


Учебные задания (УЗ)

Универсальные учебные действия (УУД)

1.

Вводно-мотивационный этап

1.1

Посмотрите на слайд презентации и сформулируйте ответ на вопрос: «Какая тема объединяет слова и рисунки на слайде?»

ЛУУД (смыслообразование): какое значение, смысл имеет для каждого учащегося изучение материаловедения.

ПУУД (общеучебные): преобразование информации.

РУУД (прогнозирование): предвосхищение результата.

1.2

Выберите правильный ответ (поиск соответствий).

Работа в группе.

ПУУД (общеучебные): структурирование информации.

КУУД: принятие решения, оценка действий партнера, умение договариваться.

РУУД: волевая саморегуляция.

2.

Технологический этап

2.1

Помощь в формулировании задач, в выборе оптимальных способов работы

ПУУД (общеучебные): преобразование информации.

РУУД (прогнозирование): предвосхищение результата.

2.2

Актуализация знаний (систематизация имеющиеся у учащихся знаний)

ПУУД (общеучебные): преобразование модели слова.

ПУУД (логические): синтез (составление целого из частей).

РУУД: контроль (сличение способа действия и его результата и заданным эталоном)

2.3

Мотивация (встреча с проблемой) .Вызов эмоционального настроя и познавательного интереса к теме. Подведение учащихся к постановке цели урока и формулирование её :

Научиться определять положение основной и уточной нити в ткани.

КУУД: участие в учебном диалоге, сотрудничество в совместном решении проблемы

2.4

Обеспечение условий для здоровьесбережения учащихся.

ЛУУД: нравственно-этическое оценивание

2.5

Организовать осмысленное восприятие новой информации

ПУУД (общеучебные): воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

ПУУД: (логические) построение логической цепи рассуждения.

2.6

Актуализация знаний в области материаловедения. Предложение выполнить задание: восстановить схему получения волокна; ответить на вводные вопросы.

ПУУД: (общеучебные) смысловое чтение.

РУУД: волевая саморегуляция, прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения)

3.

Обеспечение осмысленного усвоения и закрепления знаний

3.1

Предложение оценить работу в паре, оценить факт достижения цели урока

КУУД: умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

РУУД: планирование своей деятельности.

ПУУД: (общеучебные) произвольное и осознанное построение речевого монологического высказывания.

3.2

ЛУУД: нравственно-эстетическое оценивание.

РУУД: выделение и осознание того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

КУУД: умение с достаточной точностью выражать свои мысли

* «Дело в шляпе» Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.

Источники:

  1. Арьяева Л.В. Диалоговое взаимодействие как основа педагогической деятельности в начальной школе // Начальное образование. - 2010. - № 2. - С. 9-15.

  2. Арьяева Л.В. Технология диалогового взаимодействия как средство формирования интеллектуальной компетентности учащихся [Электронный ресурс]. - Режим доступа: lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/21(51)/arjyayeva_21_51_150_155.pdf. Дата обращения: 09.12.2014.

  3. Государственная программа Российской федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (проект) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: минобрнауки.рф/ документы/2474/файл/901/Госпрограмма_Развитие_образования_(Проект).pdf Дата обращения: 10.12.2014.

  4. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с. (Серия: Работаем по новым стандартам).

  5. Реан А.А. Психология и педагогика: учебное пособие - СПб.: Питер, 2009. - 432 с.










  1. Вид планируемых учебных действий

    Учебные действия

    Планируемый уровень достижения результатов обучения

    Предметные

    Понимание и определение понятия «ткань», «основная нить», «уточная нить»

    Распознание положения основной и уточной нити в ткани

    Понимание влияние ориентации нитей в ткани на эксплуатационные свойства швейных изделий.

    1 уровень - узнавание

    Регулятивные

    Планирование собственной деятельности.

    1 уровень - выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

    Познавательные

    Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

    2 уровень - совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

    Коммуникативные

    Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.

    1 уровень - выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

    Личностные

    Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в паре.

    2 уровень - самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритмФедеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: xn--273--84d1f.xn--p1ai/obuchenie/moduli/obshcheobrazovatelnye-organizacii/7-01. Дата обращения: 10.12.2014.

  2. Колесникова И.А. и др. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2006. - 336 с.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:


Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодей-ствия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Орг.момент

Организовать

Самоопределение детей к деятельности на уроке

Проверяет готовность детей к уроку.

Воспринимают наслух перечень необходимых принадлежностей, контролируют готовность к уроку.

Личностные:

самоорганизация.

Регулятивные:

способность регу-лировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

Актуализация знаний

7 мин.

Систематизи-ровать имеющиеся у учащихся знания.

Беседа по уточнению и конкре-тизации знаний о текстильныхволокнах и способах их получения

Предлагает выполнить задание: восстановить схему получения волокна; ответить на вводные вопросы:


  1. какие волокна называются натуральными;

  2. какие волокна называются химическими;

  3. что служит сырьём для получения шерсти;

  4. почему шелк относится к волокнам животного происхождения;

Выполняют задание у доски, отвечают на вопросы, корректируют ответы одноклассников.

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия,

взаимодействовать в группе.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание

Мотивационно-целевой этап

Мотивация (встреча с проблемой)

4 мин.

Вызвать эмо-циональный настрой и познаватель-ный интерес к теме;

Беседа

фронталь-ная

Обращаясь к жизненному опыту учащихся, предлагает ответить на вопросы: какие изменения претерпевают швейные изделия в процессе эксплуатации; из чего изготавливают швейные изделия?

Подводит учащихся к постановке цели и формулирует её урока:

Научиться определять положение основной и уточной нити в ткани.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают.

Регулятивные УУД:

планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Коммуникативные УУД владение речью, умение выражать мнение.

Поисково-исследователь-ский этап

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Рассказ

Фронталь-ная,

1.предлагает учащимся вспомнить процесс ткачества и дать определение нитям (основа, уток).

2. Предлагает рассмотреть схему и образец на ткацкой рамке и определить свойства нитей лабораторным путём

3. предлагает зафиксировать результаты исследования в таблице.

4.Предлагает сформулировать алгоритм определения основной и уточной нити.

1. дают определение нити.

2. проводят лабораторные исследования.

3. формулируют свойства и обосновывают.

4. заполняют таблицу.


Познавательные УУД:

извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;

структурировать знания;

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные УУД:

давать определения новым понятиям темы;

называть свойства нитей, оценивать технологические свойства материалов.

Практический этап

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

Практи-ческая работа

Индиви-дуальная, фронталь-ная

Предлагает выполнить задание : Определить направление основной нити на образце и обозначить стрелкой.

Самостоятельно определяют направление основной нити по алгоритму.

Предметные УУД:

Определять технологи-ческие и механические свойства текстильных материалов. Познавательные УУД:

умение сформулировать алгоритм действия;.анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие

Рефлексивно-оценочный этап

Осмысление процесса и результата деятельности

Беседа.

В парах, фронталь-ная

Предлагает оценить работу в паре (сосед).

Предлагает оценить факт достижения цели урока

  1. Оценивают работу одноклассников, определяют ошибки, объясняют их.

  2. Оценивают степень достижения цели,

Познавательные УУД выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать

Личностные УУД: умение провести самооценку и организовать взаимооценку

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Дата: Подпись учителя:


Самоанализ урока.

Данные об учителе:

Предмет: технология Класс: 5 Учебник (УМК): Ю.В. Крупская, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова, В.Д. Симоненко «Технология. Обслуживающий труд»

Тема урока: Основная и уточная нити в ткани, их свойства. Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: образцы тканей, ткацкая рамка, ткацкий станок.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

• предметные УУД:

-имеют понятие «текстильного волокна», процесса прядения и ткачества;

-умеют определять свойства материалов визуально, на ощупь;

• познавательными УУД:

- умеют выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Понимание и определение понятия «ткань», «основная нить», «уточная нить»

Распознание положения основной и уточной нити в ткани

Понимание влияние ориентации нитей в ткани на эксплуатационные свойства швейных изделий.

1 уровень - узнавание

Регулятивные

Планирование собственной деятельности.

1 уровень - выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Познавательные

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Выработка алгоритма действий.

2 уровень - совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

1 уровень - выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Личностные

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в паре.

2 уровень - самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм


Этап урока

Уровень достижения планируемого результата ( оценка)

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

Возможные риски (Что может быть не усвоено, не понято).

Коррекционная работа

Мотивационно-целевой этап

Орг. момент

Организовать

самоопределение детей к деятельности на уроке.

Дети научены готовиться к уроку на перемене, поэтому рабочее место соответствовало требованиям урока. Урок начался по звонку.

Личностные УУД:

самоорганизация.

Регулятивные УУД:

способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке


Напомнить на перемене о подготовке к уроку.

Актуализация знаний

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Планируемые результаты были реализованы полностью. Дети свободно ориентировались в материале, предложенные задания выполняли успешно.

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия,

взаимодействовать в группе.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание

Не ответили на поставленные вопросы, не смогли восстановить схему.

Предложить учащимся оказать помощь в выполнении задания, если в этом случае задание не будет выполнено, то объяснить вновь.

Мотивация (встреча с проблемой)

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

Регулятивные УУД:

планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Коммуникативные УУД владение речью, умение выражать мнение.

Нет опыта (не об-ращали внимания на внешние изменения швейных изделий).

Не смогли связать внешние изменения швейных изделий с свойствами нитей.

Показать образцы ткани до стирки и после неё.

Оставить вопрос открытым и попытаться, дальнейшем решить вопрос в процессе работы.


© 2010-2022