- Преподавателю
- Технология
- Проект урока Создание изделий из текстильных материалов. Долевая и уточная нить (5 класс)
Проект урока Создание изделий из текстильных материалов. Долевая и уточная нить (5 класс)
Раздел | Технология |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Семенова И.Ю. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования
Центр повышения квалификации специалистов
«Информационно-методический Центр»
Кировского района Санкт-Петербурга
Курсовая работа по программе
«Основы профессиональной деятельности педагога в условиях реализации ФГОС»
(72 часа)
ПРОЕКТ УРОКА
Тема: "Материаловедение. Изучение волокон, определение долевой и уточной нити»
Класс: 5
Выполнено слушателем курса,
учителем технологии
ГБОУ СОШ № 277
Кировского района Санкт-Петербурга
Семеновой Ириной Юрьевной
Научный руководитель программы:
канд. пед. наук
Арьяева Людмила Владимировна
_____________________________
(подпись)
Санкт-Петербург
декабрь, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
«Технология» -учебный курс, направленный на овладение учащимися основными видами трудовой деятельности и формирование их культуры личности в целом.
Важно помнить, что целью школьного технического воспитания является не только формирование технически развитого человека, но и личности, способной совершенствовать себя на протяжении всей жизни.
В свете ФГОС необходимо выстраивать данный курс как общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
В условиях современных ФГОС требуется не просто дать знания и выработать умения ими пользоваться, но и сформировать УУД (универсальные учебные действия). Активность учащегося, овладевающего УУД должна направляться учителем, выступающим в роли организатора для успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, т.е.умения учиться.
В среднем школьном возрасте ведущими видами деятельности являются учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая. В этот период ребенок приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений. У него возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно полезным. Эта социальная активность подростка обусловлена большей восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих во взрослых отношениях.
В данном уроке «Материаловедение. Изучение волокон, определение долевой и поперечной нити» развитие познавательных УУД должно происходить в процессе осознанной деятельности детей. Этому способствует личностная мотивация, участие детей в составлении алгоритма работы ,инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Средний школьный возраст наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности сенситивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости. В среднем школьном возрасте ученик осуществляет дальнейшее освоение структурной учебной деятельности, но важное значение имеет осознание эталонов общественного сознания, сопоставление себя через мнения и оценки других людей.
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
Тема урока
«Материаловедение. Изучение волокон , определение долевой и поперечной нити»
Цель
Создать условия для формирования следующих УУД:
- личностные УУД - смыслообразование и нравственно-этическое
оценивание (оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, исходя из социальных и личностных ценностей);
- познавательные УУД -поиск,выделение, структурирование информации; знаково- символические -моделирование и преобразование модели;анализ с целью выделения признаков(существенных,несущественных);подведение под понятие,выведение следствий;
- коммуникативные УУД - определение цели,инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной четкостью выражать свои мысли
-регулятивные УУД -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что еще известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще подлежит освоению, осознание качества и уровня усвоения(рефлексия)
Задачи
-
Создать эмоционально положительный настрой на работу по теме.
-
Организовать работу по постановке проблемы.
-
Мотивировать учащихся для изучения свойств предметов и способов развития своих способностей.
-
Активизировать творческую работу на всех этапах урока.
-
Создать условия для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации.
-
Организовать работу в группах, взаимодействовать с окружающими, выслушивать мнение других, высказывать предположения.
-
Оказать индивидуальную помощь учащимся.
-
Организовать работу по оценке деятельности и рефлексии.
Ожидаемые результаты
Личностные
овладеть знаниями и умениями предметно-преобразующей деятельности; сформировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Метапредметные
-
освоить межпредметные понятия и универсальные учебные действия, понять способность их использования в предметнопреобразующей деятельности;
Предметные
Понять и определить понятия «волокно», «ткань», «основная нить», «уточная нить»
Распознавать положение основной и уточной нити в ткани
Понимать влияние ориентации нитей в ткани на эксплуатационные свойства швейных изделий.
Базовый уровень:
-
учащиеся научатся определять волокна животного происхождения, долевую и уточную нить
Повышенный уровень:
-
научатся понимать влияние ориентации нитей в ткани на эксплуатационные свойства швейных изделий
Методы обучения
-
словесный метод в форме монолога и диалога
-
объяснительно-иллюстративный/наглядный (технические средства, презентация)
-
практический, репродуктивный
-
частично поисковый
Средства обучения
Медиапроектор, экран, компьютер, образцы ткани, раздаточный материал по учебной ситуации
Основные понятия
Текстильные волокна, основная и уточная нити в ткани, схема ,образец
Организационные формы обучения
Групповая, фронтальная, индивидуальная
Технологии
Практического и диалогового взаимодействия
План урока
№
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Вводно-мотивационный этап
1.1
Приветствие учеников.
Приветствие учителя.
1.2
Создание условий для определения цели занятия.
Определение цели занятия.
1.3
Проверка готовности детей к уроку. Организация
самоопределения детей к деятельности на уроке
Восприятие на слух перечня необходимых принадлежностей, готовность к уроку.
2. Технологический этап
2.1
Помощь в формулировании задач, в выборе оптимальных способов работы
Ответы на вопросы с опорой на иллюстрацию.
2.2
Актуализация знаний (систематизация имеющихся у учащихся знаний)
Беседа по уточнению и конкре-тизации знаний о текстильных волокнах и способах их получения
2.3
Мотивация (встреча с проблемой) .Вызов эмоционального настроя и познавательного интереса к теме. Подведение учащихся к постановке цели урока и формулирование её :
Научиться определять положение основной и уточной нити в ткани.
Ответы на вопросы учителя: какие изменения претерпевают швейные изделия в процессе эксплуатации; из чего изготавливают швейные изделия?
2.4
Обеспечение условий для здоровьесбережения учащихся.
Выполнение двигательных упражнений (видеофизкультминутка)
2.5
Организовать осмысленное восприятие новой информации
Воспроизведение по памяти необходимой информации.
2.6
Актуализация знаний в области материаловедения. Предложение выполнить задание: восстановить схему получения волокна; ответить на вводные вопросы.
Воспроизведение информации :
1. дают определение нити.
2. проводят лабораторные исследования.
3. формулируют свойства и обосновывают.
4. заполняют таблицу
2.7
Обеспечение осмысленного усвоения и закрепления знаний
Самостоятельно определяют направление основной нити по алгоритму.
2.8
Предложение оценить работу в паре, оценить факт достижения цели урока
-
Оценивают работу одноклассников, определяют ошибки, объясняют их.
Оценивают степень достижения цели
3. Рефлексивный этап
3.1
Формирование умения применять теорию на практике.
Составление таблицы с опорой на вопросы.
3.2
Создание условий для рефлексивной деятельности учащихся.
Анализ и оценка своей деятельности и занятия в целом.
Таблица соответствия учебных заданий и универсальных учебных действий
Учебные задания (УЗ)
Универсальные учебные действия (УУД)
1.
Вводно-мотивационный этап
1.1
Посмотрите на слайд презентации и сформулируйте ответ на вопрос: «Какая тема объединяет слова и рисунки на слайде?»
ЛУУД (смыслообразование): какое значение, смысл имеет для каждого учащегося изучение материаловедения.
ПУУД (общеучебные): преобразование информации.
РУУД (прогнозирование): предвосхищение результата.
1.2
Выберите правильный ответ (поиск соответствий).
Работа в группе.
ПУУД (общеучебные): структурирование информации.
КУУД: принятие решения, оценка действий партнера, умение договариваться.
РУУД: волевая саморегуляция.
2.
Технологический этап
2.1
Помощь в формулировании задач, в выборе оптимальных способов работы
ПУУД (общеучебные): преобразование информации.
РУУД (прогнозирование): предвосхищение результата.
2.2
Актуализация знаний (систематизация имеющиеся у учащихся знаний)
ПУУД (общеучебные): преобразование модели слова.
ПУУД (логические): синтез (составление целого из частей).
РУУД: контроль (сличение способа действия и его результата и заданным эталоном)
2.3
Мотивация (встреча с проблемой) .Вызов эмоционального настроя и познавательного интереса к теме. Подведение учащихся к постановке цели урока и формулирование её :
Научиться определять положение основной и уточной нити в ткани.
КУУД: участие в учебном диалоге, сотрудничество в совместном решении проблемы
2.4
Обеспечение условий для здоровьесбережения учащихся.
ЛУУД: нравственно-этическое оценивание
2.5
Организовать осмысленное восприятие новой информации
ПУУД (общеучебные): воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
ПУУД: (логические) построение логической цепи рассуждения.
2.6
Актуализация знаний в области материаловедения. Предложение выполнить задание: восстановить схему получения волокна; ответить на вводные вопросы.
ПУУД: (общеучебные) смысловое чтение.
РУУД: волевая саморегуляция, прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения)
3.
Обеспечение осмысленного усвоения и закрепления знаний
3.1
Предложение оценить работу в паре, оценить факт достижения цели урока
КУУД: умение с достаточной точностью выражать свои мысли.
РУУД: планирование своей деятельности.
ПУУД: (общеучебные) произвольное и осознанное построение речевого монологического высказывания.
3.2
ЛУУД: нравственно-эстетическое оценивание.
РУУД: выделение и осознание того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
КУУД: умение с достаточной точностью выражать свои мысли
* «Дело в шляпе» Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.
Источники:
-
Арьяева Л.В. Диалоговое взаимодействие как основа педагогической деятельности в начальной школе // Начальное образование. - 2010. - № 2. - С. 9-15.
-
Арьяева Л.В. Технология диалогового взаимодействия как средство формирования интеллектуальной компетентности учащихся [Электронный ресурс]. - Режим доступа: lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/21(51)/arjyayeva_21_51_150_155.pdf. Дата обращения: 09.12.2014.
-
Государственная программа Российской федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (проект) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: минобрнауки.рф/ документы/2474/файл/901/Госпрограмма_Развитие_образования_(Проект).pdf Дата обращения: 10.12.2014.
-
Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с. (Серия: Работаем по новым стандартам).
-
Реан А.А. Психология и педагогика: учебное пособие - СПб.: Питер, 2009. - 432 с.
-
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные
Понимание и определение понятия «ткань», «основная нить», «уточная нить»
Распознание положения основной и уточной нити в ткани
Понимание влияние ориентации нитей в ткани на эксплуатационные свойства швейных изделий.
1 уровень - узнавание
Регулятивные
Планирование собственной деятельности.
1 уровень - выполнение действий по алгоритму под управлением учителя
Познавательные
Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.
2 уровень - совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Коммуникативные
Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.
1 уровень - выполнение действий по алгоритму под управлением учителя
Личностные
Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в паре.
2 уровень - самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритмФедеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: xn--273--84d1f.xn--p1ai/obuchenie/moduli/obshcheobrazovatelnye-organizacii/7-01. Дата обращения: 10.12.2014.
-
Колесникова И.А. и др. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Этап урока, время этапа
Задачи этапа
Методы, приемы обучения
Формы учебного взаимодей-ствия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД и предметные действия
Орг.момент
Организовать
Самоопределение детей к деятельности на уроке
Проверяет готовность детей к уроку.
Воспринимают наслух перечень необходимых принадлежностей, контролируют готовность к уроку.
Личностные:
самоорганизация.
Регулятивные:
способность регу-лировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке
Актуализация знаний
7 мин.
Систематизи-ровать имеющиеся у учащихся знания.
Беседа по уточнению и конкре-тизации знаний о текстильныхволокнах и способах их получения
Предлагает выполнить задание: восстановить схему получения волокна; ответить на вводные вопросы:
-
какие волокна называются натуральными;
-
какие волокна называются химическими;
-
что служит сырьём для получения шерсти;
-
почему шелк относится к волокнам животного происхождения;
Выполняют задание у доски, отвечают на вопросы, корректируют ответы одноклассников.
Личностные:
осознание своих возможностей.
Регулятивные:
умение регулировать свои действия,
взаимодействовать в группе.
Познавательные:
Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание
Мотивационно-целевой этап
Мотивация (встреча с проблемой)
4 мин.
Вызвать эмо-циональный настрой и познаватель-ный интерес к теме;
Беседа
фронталь-ная
Обращаясь к жизненному опыту учащихся, предлагает ответить на вопросы: какие изменения претерпевают швейные изделия в процессе эксплуатации; из чего изготавливают швейные изделия?
Подводит учащихся к постановке цели и формулирует её урока:
Научиться определять положение основной и уточной нити в ткани.
Отвечают на вопросы учителя, обсуждают.
Регулятивные УУД:
планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.
Коммуникативные УУД владение речью, умение выражать мнение.
Поисково-исследователь-ский этап
Организовать осмысленное восприятие новой информации
Рассказ
Фронталь-ная,
1.предлагает учащимся вспомнить процесс ткачества и дать определение нитям (основа, уток).
2. Предлагает рассмотреть схему и образец на ткацкой рамке и определить свойства нитей лабораторным путём
3. предлагает зафиксировать результаты исследования в таблице.
4.Предлагает сформулировать алгоритм определения основной и уточной нити.
1. дают определение нити.
2. проводят лабораторные исследования.
3. формулируют свойства и обосновывают.
4. заполняют таблицу.
Познавательные УУД:
извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;
структурировать знания;
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные УУД:
давать определения новым понятиям темы;
называть свойства нитей, оценивать технологические свойства материалов.
Практический этап
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний
Практи-ческая работа
Индиви-дуальная, фронталь-ная
Предлагает выполнить задание : Определить направление основной нити на образце и обозначить стрелкой.
Самостоятельно определяют направление основной нити по алгоритму.
Предметные УУД:
Определять технологи-ческие и механические свойства текстильных материалов. Познавательные УУД:
умение сформулировать алгоритм действия;.анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие
Рефлексивно-оценочный этап
Осмысление процесса и результата деятельности
Беседа.
В парах, фронталь-ная
Предлагает оценить работу в паре (сосед).
Предлагает оценить факт достижения цели урока
-
Оценивают работу одноклассников, определяют ошибки, объясняют их.
-
Оценивают степень достижения цели,
Познавательные УУД выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать
Личностные УУД: умение провести самооценку и организовать взаимооценку
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Дата: Подпись учителя:
Самоанализ урока.
Данные об учителе:
Предмет: технология Класс: 5 Учебник (УМК): Ю.В. Крупская, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова, В.Д. Симоненко «Технология. Обслуживающий труд»
Тема урока: Основная и уточная нити в ткани, их свойства. Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: образцы тканей, ткацкая рамка, ткацкий станок.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
• предметные УУД:
-имеют понятие «текстильного волокна», процесса прядения и ткачества;
-умеют определять свойства материалов визуально, на ощупь;
• познавательными УУД:
- умеют выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные
Понимание и определение понятия «ткань», «основная нить», «уточная нить»
Распознание положения основной и уточной нити в ткани
Понимание влияние ориентации нитей в ткани на эксплуатационные свойства швейных изделий.
1 уровень - узнавание
Регулятивные
Планирование собственной деятельности.
1 уровень - выполнение действий по алгоритму под управлением учителя
Познавательные
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Выработка алгоритма действий.
2 уровень - совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Коммуникативные
Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.
1 уровень - выполнение действий по алгоритму под управлением учителя
Личностные
Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в паре.
2 уровень - самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм
Этап урока
Уровень достижения планируемого результата ( оценка)
Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия
Возможные риски (Что может быть не усвоено, не понято).
Коррекционная работа
Мотивационно-целевой этап
Орг. момент
Организовать
самоопределение детей к деятельности на уроке.
Дети научены готовиться к уроку на перемене, поэтому рабочее место соответствовало требованиям урока. Урок начался по звонку.
Личностные УУД:
самоорганизация.
Регулятивные УУД:
способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке
Напомнить на перемене о подготовке к уроку.
Актуализация знаний
Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.
Планируемые результаты были реализованы полностью. Дети свободно ориентировались в материале, предложенные задания выполняли успешно.
Личностные:
осознание своих возможностей.
Регулятивные:
умение регулировать свои действия,
взаимодействовать в группе.
Познавательные:
Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание
Не ответили на поставленные вопросы, не смогли восстановить схему.
Предложить учащимся оказать помощь в выполнении задания, если в этом случае задание не будет выполнено, то объяснить вновь.
Мотивация (встреча с проблемой)
Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.
Регулятивные УУД:
планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.
Коммуникативные УУД владение речью, умение выражать мнение.
Нет опыта (не об-ращали внимания на внешние изменения швейных изделий).
Не смогли связать внешние изменения швейных изделий с свойствами нитей.
Показать образцы ткани до стирки и после неё.
Оставить вопрос открытым и попытаться, дальнейшем решить вопрос в процессе работы.