- Преподавателю
- Технология
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО Работе с детьми с ОВЗ (VIII вид)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО Работе с детьми с ОВЗ (VIII вид)
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сержантова В.В. |
Дата | 24.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5 КЛАСС
(70 ч в год, 2 ч в неделю)
Введение (6 ч)
Понятие о доме, семье, семейных обязанностях (на примере русских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок).
Семейные традиции (с использованием предметов народного творчества, иллюстраций русских художников).
Знакомства по сюжетам картин с убранством и бытом русского дома жителей России.
Предмет «Домоводство», его связь с другими предметами школьной программы. Значение домоводства для правильной организации жизни родственных и близких людей. Семья, члены семьи. Ролевые обязанности в семье (дедушка, бабушка, отец, мать, дети).
Уклад семьи в прошлом (в деревне, в городе).
Современная семья, влияние технического прогресса на изменение функциональных обязанностей старших членов семьи.
Жилище (4 ч)
Городское и сельское жилище: типы городских и сельских домов.
Размещение семьи в типовых городских квартирах, в отдельном доме.
Коммунальные удобства, их назначение: водоснабжение, электроснабжение, газообеспечение, канализация, мусоропровод, радиотрансляция, телефонизация, сигнализация, лифт, домофон.
Правила пользования лифтом.
Правила пользования почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком.
Правила гигиены на лестницах, лестничных площадках.
Правила пользования мусоропроводом. Пожар в доме (причины, источники).
Правила пожарной безопасности.
ПОНЯТИЯ: жилье, квартира, дом (городской, сельский, дачный).
СЛОВАРЬ: передняя (сени), гостиная (горница), спальня, кухня, санузел, ванная, туалет, балкон, лоджия, подсобное помещение.
Итоговые занятия (2 ч)
Игры: «Строим дом», «Наши соседи», театр кукол «Лиса и заяц» и др.
Оформление тетрадей по домоводству.
Оформление материалов наблюдений, экскурсий (устные и письменные рассказы).
Сказки, пословицы, поговорки, загадки о семейном укладе. Ролевые игры на основе русских народных сказок, песен, загадок, поговорок. Словарная работа.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны иметь представление:
• о составе семьи;
• о семейных традициях людей;
• о распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.
1-й уровень
Учащиеся должны знать:
• состав своей семьи, имена, отчества, фамилии родителей, близких родственников;
• места работы родителей;
• домашний адрес, основные названия помещений в жилом доме, в городской квартире;
• назначение коммунальных удобств;
• правила общежития.
Учащиеся должны уметь:
• пользоваться мусоропроводом, лифтом, почтовым ящиком;
• вызывать службу помощи при пожаре.
2-й уровень
Учащиеся должны знать:
• состав своей семьи, имена, отчества, фамилии родителей;
• места работы родителей;
• домашний адрес;
• правила общежития.
Учащиеся должны уметь:
• пользоваться мусоропроводом, лифтом, почтовым ящиком;
• вызывать службы помощи при пожаре и несчастных случаях.
Уход за жилищем (6 ч)
Рассказ-описание «Наша квартира».
Назначение жилых комнат. Убранство гостиной, спальни, других жилых помещений (правила планирования, размещения вещей, мебели и др.).
Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание, хранение. Моющие средства, их виды. Техника безопасного использования моющих и чистящих средств. Простые правила оказания помощи при ожоге, отравлении химическими препаратами (веществами).
Правила повседневной уборки. Уход за стенами, полом, потолком. Практические работы по уходу за жилищем (классом, игровой, спальней и др.).
Помощники в доме (8 ч)
Помощники в доме: газовая (электрическая) плита, пылесос, холодильник, утюг, кондиционер, электрочайник и др., их назначение в хозяйстве.
Практические работы
Усвоение правил работы с плитой, пылесосом, утюгом, электрочайником и другими техническими предметами быта.
Мебель (4 ч)
Повторение: предметы мебели, назначение предметов мебели. Виды мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).
Правила ухода за мебелью. Виды и средства для ухода за мебелью.
Мягкая мебель. Ее назначение. Уход за мягкой мебелью.
Ковровые изделия. Практическая работа с использованием пылесоса, чистящих средств: чистка ковров, мягкой мебели.
Повторение (1 ч)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны иметь представление:
• о функциональном назначении передней, гостиной, спальни, о гигиенических требованиях к сохранности жилища.
1-й уровень
Учащиеся должны знать:
• правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;
• санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами;
• правила пользования пылесосом.
Учащиеся должны уметь:
• производить сухую и влажную уборку помещений;
• чистить ковры, мягкую мебель, книжные полки, батареи;
• ухаживать за полом в зависимости от видов покрытия, используя безопасные чистящие (моющие) средства.
2-й уровень
Учащиеся должны знать:
• правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки.
Учащиеся должны уметь:
• производить сухую и влажную уборку помещений;
• чистить ковры, мягкую мебель, книжные полки, батареи.
Окна, стекла, зеркала в доме (4 ч)
«Пусть зеркало расскажет...» История стекла и зеркала.
Глаза дома (квартиры). Правила ухода за зеркалами и стеклами.
Светильники в доме: люстры, настольные лампы, бра. Средства для чистки стекол, зеркал, зеркальных покрытий.
Практические работы
Мытье стекол, зеркал, светильников; правила и приемы безопасности.
Применение народных средств для очистки стеклянных изделий: лук, соляной, уксусный растворы, мякиш хлеба и др.
Словарная работа по теме.
Насекомые и грызуны в доме -
источники опасных заболеваний (4 ч)
Мыши, крысы; внешний вид, образ жизни. Профилактика и борьба с грызунами в доме.
Тараканы, домашние муравьи. Профилактика, средства для избавления.
Кровососущие насекомые: клопы, вши, комары.
Кто съел шубу, шапки, свитера? (Моль.)
Химические средства борьбы с насекомыми и грызунами. Распознавание этих средств на этикетках упаковок.
Правила безопасного обращения с ядохимикатами, аэрозолями, препаратами профилактических средств. Предупреждение отравлений ядохимикатами. Медицинская помощь при отравлениях. Словарная работа по теме.
Животные в городской квартире (4 ч)
Для чего человеку нужны животные в доме. Рассказы о собаке. Виды собак (сторожевые, декоративные, служебные). Здоровье собаки. Уход за собакой в доме.
История кошки. Виды кошек. Чем болеют кошки. Уход за кошкой в доме.
Декоративные птицы, их виды, содержание и уход. Аквариум, террариум.
Профилактика здоровья людей, содержащих домашних животных.
Домашние животные (4 ч)
Как человек приручил диких животных. Домашние животные и птицы в деревне (лошадь, свинья, овца, корова, куры, гуси, утки и др.).
Образ жизни лошади и коровы, питание, уход (свиньи, овцы и др.).
Домашние птицы, кормление, уход.
Чем болеют животные. Кто лечит животных. Как предостеречься от отравлений и болезней при приеме молочных, мясных и других продуктов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
1-й уровень
Учащиеся должны знать:
• правила обращения со стеклянными и зеркальными предметами;
• различные химические препараты для чистки изделий из стекла;
• особенности бытовых насекомых, грызунов.
Учащиеся должны уметь:
• утеплять окна к зиме;
• пользоваться химическими препаратами для очистки изделий из стекла;
• применять безопасные способы профилактики и борьбы с насекомыми и грызунами;
• ухаживать за домашними животными с учетом санитарно-гигиенических требований.
2-й уровень
Учащиеся должны знать:
• безопасные правила обращения со стеклом;
• о вреде бытовых насекомых и грызунов, о безопасных способах борьбы с ними.
Учащиеся должны уметь:
• ухаживать за домашними животными с учетом санитарно-гигиенических требований;
• ухаживать за комнатными растениями.
Одежда (6 ч)
Экскурсия в магазин одежды. Повторение знаний о видах одежды, их назначении. Профессии людей, создающих одежду.
Приобретение и хранение одежды (правила, способы).
Виды сезонной одежды: летняя, зимняя, демисезонная.
Одежда по назначению: деловая, праздничная, спортивная, домашняя, для сна, рабочая.
Уход за одеждой: стирка, чистка, починка (практические занятия).
Деловые игры: «Собираем чемоданы к морю»; «На зимние каникулы»; «Необходимые и важные вещи в гардеробе».
Обувь (4 ч)
Экскурсия в обувной магазин. Виды обуви, их назначение.
Приобретение и хранение обуви (правила, способы).
Сезонная обувь: летняя, зимняя, демисезонная.
Обувь по назначению: спортивная, домашняя, выходная, рабочая.
Уход за обувью. Починка обуви (экскурсия в мастерскую).
Профессии людей, создающих обувь.
Белье (4 ч)
Белье, его виды и назначение: постельное, кухонное, нательное. Ткани для белья. Гигиенические и эстетические требования к выбору белья.
Стирка белья: ручная, машинная.
Моющие средства для разных видов белья. Кипячение, правила безопасности. Правила сушения белья из льна, шерсти, шелка. Глажение, правила работы с утюгом, техника безопасности.
Правила хранения белья в шкафах, комодах, корзинах.
Ремонт белья.
Оформление материалов экскурсий.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны иметь представление:
• о видах одежды, обуви;
• гигиенических правилах содержания одежды, белья, обуви.
1-й уровень
Учащиеся должны знать:
• правила ухода за одеждой, обувью, бельем;
• правила сушки одежды и обуви;
• правила хранения и чистки кожаной, валяной, текстильной и другой обуви.
Учащиеся должны уметь:
• подбирать одежду и обувь по сезону;
• чистить верхнее и легкое платье.
2-й уровень
См. требования 1-го уровня с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Календарно-тематическое планирование по технологии ведения дома 5 класс.
№ занятия
Количество часов
Дата
Наименование
разделов, тем
Тип урока
Теоретические сведения
Практическая работа
НРК
Вид контроля
Объект труда
Содержание
-
Введение -6 часов.
1
2
Понятие о доме, семье, семейных обязанностях
Теоритический урок
Понятие о доме, семье, семейных обязанностях на примере русских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок.
тетрадь
Беседа
2
2
Семейные традиции
Теоритический урок
Понятие о доме, семье, семейных обязанностях.
тетрадь
№1
Семейные традиции
Беседа
3
2
Знакомства по сюжетам картин с убранством и бытом русского дома жителей России.
Теоритический урок
Убранство и быт русского дома жителей России.
тетрадь
№2
Убранство и быт народов Южног Урала
Беседа
4
2
Предмет «Домоводство»
Теоритический урок
Предмет «Домоводство», его связь с другими предметами школьной программы. Значение домоводства для правильной организации жизни родственных и близких людей. Семья, члены семьи. Ролевые обязанности в семье (дедушка, бабушка, отец, мать, дети).
тетрадь
Беседа
5
2
Уклад семьи в прошлом (в деревне, в городе).
Теоритический урок
Уклад семьи в прошлом (в деревне, в городе).
тетрадь
№ 3
Уклад семьи.
Беседа
6
2
Современная семья, влияние технического прогресса на изменение функциональных обязанностей старших членов семьи.
Теоритический урок
Современная семья, влияние технического прогресса на изменение функциональных обязанностей старших членов семьи.
тетрадь
Беседа
2. Жилище - 4 часа.
7
2
Жилище.
Теоритический урок
Городское и сельское жилище: типы городских и сельских домов.
Размещение семьи в типовых городских квартирах, в отдельном доме.
Коммунальные удобства, их назначение: водоснабжение, электроснабжение, газообеспечение, канализация, мусоропровод, радиотрансляция, телефонизация, сигнализация, лифт, домофон.
Правила пользования лифтом.
тетрадь
жилье, квартира, дом (городской, сельский, дачный).
передняя (сени), гостиная (горница), спальня, кухня, санузел, ванная, туалет, балкон, лоджия, подсобное помещение.
№4
Жилище народов Южного Урала.
Беседа
8
2
Жилище.
Теоритический урок
Правила пользования почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком.
Правила гигиены на лестницах, лестничных площадках.
Правила пользования мусоропроводом. Пожар в доме (причины, источники).
Правила пожарной безопасности.
тетрадь
Беседа
3. Итоговые занятия - 2часа.
9
2
Итоговые занятия.
комбинированный урок
Игры: «Строим дом», «Наши соседи», театр кукол «Лиса и заяц» и др.
Оформление тетрадей по домоводству.
Оформление материалов наблюдений, экскурсий (устные и письменные рассказы).
Сказки, пословицы, поговорки, загадки о семейном укладе. Ролевые игры на основе русских народных сказок, песен, загадок, поговорок.
тетрадь
Словарная работа.
4. Уход за жилищем - 6 часов.
10
2
Наша квартира.
комбинированный урок
Рассказ-описание «Наша квартира».
Рассказ.
11
2
Назначение жилых комнат.
комбинированный урок
Назначение жилых комнат. Убранство гостиной, спальни, других жилых помещений (правила планирования, размещения вещей, мебели и др.).
альбом
Выполнение эскиза интерьера жилых комнат
Практическая работа
12
2
Правила повседневной уборки. Уход за стенами, полом, потолком. Практические работы по уходу за жилищем (классом, игровой, спальней и др.).
комбинированный урок
Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание, хранение. Моющие средства, их виды. Техника безопасного использования моющих и чистящих средств. Простые правила оказания помощи при ожоге, отравлении химическими препаратами (веществами).
Правила повседневной уборки. Уход за стенами, полом, потолком. Практические работы по уходу за жилищем (классом, игровой, спальней и др.).
Инвентарь, моющие средства.
Уборка класса.
Практическая работа
5. Помощники в доме - 8 часов.
13
2
Газовая (электрическая) плита, пылесос, холодильник, утюг, кондиционер, электрочайник и др., их назначение в хозяйстве.
комбинированный урок
Газовая (электрическая) плита, назначение в хозяйстве.
Электрическая плита
Усвоение правил работы с плитой.
Практическая работа
14
2
Холодильник
комбинированный урок
Виды холодильников, назначение.
тетрадь
Сочинение на тему «Холодильникмой помощник на кухне»
Практическая работа
15
2
Утюг.
комбинированный урок
Виды утюгов, назначение.
Эл.утюг.
Усвоение правил работы с утюгом.
Практическая работа
16
2
Помощники на кухне.(электрочайник, электромясорубка и др.)
комбинированный урок
Помощники на кухне.(электрочайник, электромясорубка и др.) Виды, назначение.
Электрочайник, электромясорубка.
Усвоение правил работы с электрочайником, электромясорубкой и др.
Практическая работа
6. Мебель - 4 часа.
17
2
Повторение: предметы мебели, назначение предметов мебели. Виды мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Мягкая мебель. Ее назначение. Уход за мягкой мебелью.
Теоритический урок
Повторение: предметы мебели, назначение предметов мебели. Виды мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).
Беседа
18
2
Ковровые изделия. Практическая работа с использованием пылесоса, чистящих средств: чистка ковров, мягкой мебели.
комбинированный урок
Ковровые изделия
Чистящие средства
Практическая работа с использованием пылесоса, чистящих средств: чистка ковров, мягкой мебели.
Практическая работа
7. Окна, стекла, зеркала в доме - 4 часа.
19
2
Окна, стекла, зеркала в доме
комбинированный урок
«Пусть зеркало расскажет...» История стекла и зеркала.
Глаза дома (квартиры). Правила ухода за зеркалами и стеклами.
Применение народных средств для очистки стеклянных изделий: лук, соляной, уксусный растворы, мякиш хлеба и др
Мытье стекол, зеркал, светильников; правила и приемы безопасности.
Практическая работа
20
2
Светильники в доме.
комбинированный урок
Люстры, настольные лампы, бра. Средства для чистки стекол, зеркал, зеркальных покрытий.
Средства для чистки стекол, зеркал, зеркальных покрытий
Чистка стекол, зеркал, зеркальных покрытий.
Практическая работа
8. Насекомые и грызуны в доме - источники опасных заболеваний - 4 часа.
21
2
Насекомые и грызуны в доме
Теоритический урок
Мыши, крысы; внешний вид, образ жизни. Профилактика и борьба с грызунами в доме.
Тараканы, домашние муравьи. Профилактика, средства для избавления.
Кровососущие насекомые: клопы, вши, комары.
Беседа
22
2
Химические средства борьбы с насекомыми и грызунами.
Теоритический урок
Химические средства борьбы с насекомыми и грызунами. Распознавание этих средств на этикетках упаковок.
Правила безопасного обращения с ядохимикатами, аэрозолями, препаратами профилактических средств. Предупреждение отравлений ядохимикатами. Медицинская помощь при отравлениях.
Беседа Словарная работа по теме.
9. Животные в городской квартире - 4 часа.
23
2
Животные в городской квартире
Теоритический урок
Для чего человеку нужны животные в доме. Рассказы о собаке. Виды собак (сторожевые, декоративные, служебные). Здоровье собаки. Уход за собакой в доме.
История кошки. Виды кошек. Чем болеют кошки. Уход за кошкой в доме.
№ 5
Животные в доме
Беседа
24
2
Декоративные птицы.
Теоритический урок
Декоративные птицы, их виды, содержание и уход. Аквариум, террариум.
Профилактика здоровья людей, содержащих домашних животных.
№6
Декоративные птицы в доме.
Беседа
10. Домашние животные - 4 часа.
25
26
4
Домашние животные
Теоритический урок
Как человек приручил диких животных. Домашние животные и птицы в деревне (лошадь, свинья, овца, корова, куры, гуси, утки и др.). Образ жизни лошади и коровы, питание, уход (свиньи, овцы и др.). Домашние птицы, кормление, уход.Чем болеют животные. Кто лечит животных. Как предостеречься от отравлений и болезней при приеме молочных, мясных и других продуктов.
№7
Домашние животные
Беседа
11. Одежда - 6 часов.
27
28
29
6
Одежда
комбинированный урок
Экскурсия в магазин одежды. Повторение знаний о видах одежды, их назначении. Профессии людей, создающих одежду. Приобретение и хранение одежды (правила, способы).
Виды сезонной одежды: летняя, зимняя, демисезонная.Одежда по назначению: деловая, праздничная, спортивная, домашняя, для сна, рабочая.
Уход за одеждой: стирка, чистка, починка (практические занятия).
Уход за одеждой: стирка, чистка, починка (практические занятия).
Деловые игры: «Собираем чемоданы к морю»; «На зимние каникулы»; «Необходимые и важные вещи в гардеробе».
Практическая работа Деловые игры:
12. Обувь - 4 часа.
30
31
4
Обувь
комбинированный урок
Виды обуви, их назначение.Приобретение и хранение обуви (правила, способы).
Сезонная обувь: летняя, зимняя, демисезонная.Обувь по назначению: спортивная, домашняя, выходная, рабочая. Уход за обувью. Починка обуви.Профессии людей, создающих обувь.
Обувь
Уход за кожаной и замшевой обувью.
Практическая работа
13. Белье - 4 часа.
32
33
4
Белье
комбинированный урок
Белье, его виды и назначение: постельное, кухонное, нательное. Ткани для белья. Гигиенические и эстетические требования к выбору белья.Стирка белья: ручная, машинная.
Моющие средства для разных видов белья. Кипячение, правила безопасности. Правила сушения белья из льна, шерсти, шелка. Глажение, правила работы с утюгом, техника безопасности.
Правила хранения белья в шкафах, комодах, корзинах.
Ремонт белья.
Белье
Ремонт белья.
Практическая работа
34
35
Резервные уроки.
Учебно-тематический план - 5 класс.
№ п/п
Основные разделы.
Количество часов
1
Введение
6
2
Жилище
2
3
Итоговые занятия
2
4
Уход за жилищем
6
5
Помощники в доме
8
6
Мебель
4
7
Окна, стекла, зеркала в доме
4
8
Насекомые и грызуны в доме - источники опасных заболеваний
4
9
Животные в городской квартире
4
10
Домашние животные
4
11
Одежда
6
12
Обувь
4
13
Белье
4
Региональный компонент
№ урока
Сроки проведения
Тема
2
Семейные традиции
3
Убранство и быт народов Южного Урала
5
Уклад семьи.
7
Жилище народов Южного Урала
23
Животные в доме
24
Декоративные птицы в доме.
26
Домашние животные