РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО Работе с детьми с ОВЗ (VIII вид)

Рабочая программа разработана применительно к Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.        Изменения в жизни нашего общества вызвали необходимость возрождения социального статуса семьи, укрепления в ней устойчивых, уважительных семейных отношений.       Многовековые традиции каждого народа базируются на традициях семьи и дома. Об этом свидетельствуют национальные эпосы, народные сказки, песни, пословицы, поговорки, загадки. «Строили» дом семейно, вместе и мужчины, и женщины, старики и дети. У  каждого было свое дело: у одного — хлеб печь и рубашки шить, у другого — дрова рубить да воду носить.       Семейные законы и обязанности были записаны в «Домострое» — своде житейских правил русского народа. Многие из них в жизни утрачены, забыты, но в течение времени оказалось, что, утратив законы семьи, общество ослабило устои всего государства. Чтобы возродить гражданские чувства и устремления, необходимо возродить устои семьи.       Что необходимо для нормальной жизни каждому человеку? Очаг, добрая, здоровая, дружная семья. Значит, главное человеческое умение — создать семью, обустроить дом, уметь сообща вести хозяйство. Для создания крепкой семьи необходимо, чтобы люди, ее создающие, стремились стать рачительными хозяевами в своем доме. Несмотря на то что эти понятия имеют, казалось бы, частный характер, все же в процессе воспитания подрастающего поколения они становятся важными для формирования общественно значимой ...     Задачи предмета — научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи, и заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5 КЛАСС

(70 ч в год, 2 ч в неделю)

Введение (6 ч)

Понятие о доме, семье, семейных обязанностях (на примере русских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок).

Семейные традиции (с использованием предметов народного творчества, иллюстраций русских художников).

Знакомства по сюжетам картин с убранством и бытом русского дома жителей России.

Предмет «Домоводство», его связь с другими предметами школьной программы. Значение домоводства для правильной организации жизни родственных и близких людей. Семья, члены семьи. Ролевые обязанности в семье (дедушка, бабушка, отец, мать, дети).

Уклад семьи в прошлом (в деревне, в городе).

Современная семья, влияние технического прогресса на изменение функциональных обязанностей старших членов семьи.

Жилище (4 ч)

Городское и сельское жилище: типы городских и сельских домов.

Размещение семьи в типовых городских квартирах, в отдельном доме.

Коммунальные удобства, их назначение: водоснабжение, электроснабжение, газообеспечение, канализация, мусоропровод, радиотрансляция, телефонизация, сигнализация, лифт, домофон.

Правила пользования лифтом.

Правила пользования почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком.

Правила гигиены на лестницах, лестничных площадках.

Правила пользования мусоропроводом. Пожар в доме (причины, источники).

Правила пожарной безопасности.

ПОНЯТИЯ: жилье, квартира, дом (городской, сельский, дачный).

СЛОВАРЬ: передняя (сени), гостиная (горница), спальня, кухня, санузел, ванная, туалет, балкон, лоджия, подсобное помещение.

Итоговые занятия (2 ч)

Игры: «Строим дом», «Наши соседи», театр кукол «Лиса и заяц» и др.

Оформление тетрадей по домоводству.

Оформление материалов наблюдений, экскурсий (устные и письменные рассказы).

Сказки, пословицы, поговорки, загадки о семейном укладе. Ролевые игры на основе русских народных сказок, песен, загадок, поговорок. Словарная работа.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны иметь представление:

• о составе семьи;

• о семейных традициях людей;

• о распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.

1-й уровень

Учащиеся должны знать:

• состав своей семьи, имена, отчества, фамилии родителей, близких родственников;

• места работы родителей;

• домашний адрес, основные названия помещений в жилом доме, в городской квартире;

• назначение коммунальных удобств;

• правила общежития.

Учащиеся должны уметь:

• пользоваться мусоропроводом, лифтом, почтовым ящиком;

• вызывать службу помощи при пожаре.

2-й уровень

Учащиеся должны знать:

• состав своей семьи, имена, отчества, фамилии родителей;

• места работы родителей;

• домашний адрес;

• правила общежития.

Учащиеся должны уметь:

• пользоваться мусоропроводом, лифтом, почтовым ящиком;

• вызывать службы помощи при пожаре и несчастных случаях.

Уход за жилищем (6 ч)

Рассказ-описание «Наша квартира».

Назначение жилых комнат. Убранство гостиной, спальни, других жилых помещений (правила планирования, размещения вещей, мебели и др.).

Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание, хранение. Моющие средства, их виды. Техника безопасного использования моющих и чистящих средств. Простые правила оказания помощи при ожоге, отравлении химическими препаратами (веществами).

Правила повседневной уборки. Уход за стенами, полом, потолком. Практические работы по уходу за жилищем (классом, игровой, спальней и др.).

Помощники в доме (8 ч)

Помощники в доме: газовая (электрическая) плита, пылесос, холодильник, утюг, кондиционер, электрочайник и др., их назначение в хозяйстве.

Практические работы

Усвоение правил работы с плитой, пылесосом, утюгом, электрочайником и другими техническими предметами быта.

Мебель (4 ч)

Повторение: предметы мебели, назначение предметов мебели. Виды мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).

Правила ухода за мебелью. Виды и средства для ухода за мебелью.

Мягкая мебель. Ее назначение. Уход за мягкой мебелью.

Ковровые изделия. Практическая работа с использованием пылесоса, чистящих средств: чистка ковров, мягкой мебели.

Повторение (1 ч)

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны иметь представление:

• о функциональном назначении передней, гостиной, спальни, о гигиенических требованиях к сохранности жилища.

1-й уровень

Учащиеся должны знать:

• правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;

• санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами;

• правила пользования пылесосом.

Учащиеся должны уметь:

• производить сухую и влажную уборку помещений;

• чистить ковры, мягкую мебель, книжные полки, батареи;

• ухаживать за полом в зависимости от видов покрытия, используя безопасные чистящие (моющие) средства.

2-й уровень

Учащиеся должны знать:

• правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки.

Учащиеся должны уметь:

• производить сухую и влажную уборку помещений;

• чистить ковры, мягкую мебель, книжные полки, батареи.

Окна, стекла, зеркала в доме (4 ч)

«Пусть зеркало расскажет...» История стекла и зеркала.

Глаза дома (квартиры). Правила ухода за зеркалами и стеклами.

Светильники в доме: люстры, настольные лампы, бра. Средства для чистки стекол, зеркал, зеркальных покрытий.

Практические работы

Мытье стекол, зеркал, светильников; правила и приемы безопасности.

Применение народных средств для очистки стеклянных изделий: лук, соляной, уксусный растворы, мякиш хлеба и др.

Словарная работа по теме.

Насекомые и грызуны в доме -

источники опасных заболеваний (4 ч)

Мыши, крысы; внешний вид, образ жизни. Профилактика и борьба с грызунами в доме.

Тараканы, домашние муравьи. Профилактика, средства для избавления.

Кровососущие насекомые: клопы, вши, комары.

Кто съел шубу, шапки, свитера? (Моль.)

Химические средства борьбы с насекомыми и грызунами. Распознавание этих средств на этикетках упаковок.

Правила безопасного обращения с ядохимикатами, аэрозолями, препаратами профилактических средств. Предупреждение отравлений ядохимикатами. Медицинская помощь при отравлениях. Словарная работа по теме.

Животные в городской квартире (4 ч)

Для чего человеку нужны животные в доме. Рассказы о собаке. Виды собак (сторожевые, декоративные, служебные). Здоровье собаки. Уход за собакой в доме.

История кошки. Виды кошек. Чем болеют кошки. Уход за кошкой в доме.

Декоративные птицы, их виды, содержание и уход. Аквариум, террариум.

Профилактика здоровья людей, содержащих домашних животных.

Домашние животные (4 ч)

Как человек приручил диких животных. Домашние животные и птицы в деревне (лошадь, свинья, овца, корова, куры, гуси, утки и др.).

Образ жизни лошади и коровы, питание, уход (свиньи, овцы и др.).

Домашние птицы, кормление, уход.

Чем болеют животные. Кто лечит животных. Как предостеречься от отравлений и болезней при приеме молочных, мясных и других продуктов.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

1-й уровень

Учащиеся должны знать:

• правила обращения со стеклянными и зеркальными предметами;

• различные химические препараты для чистки изделий из стекла;

• особенности бытовых насекомых, грызунов.

Учащиеся должны уметь:

• утеплять окна к зиме;

• пользоваться химическими препаратами для очистки изделий из стекла;

• применять безопасные способы профилактики и борьбы с насекомыми и грызунами;

• ухаживать за домашними животными с учетом санитарно-гигиенических требований.

2-й уровень

Учащиеся должны знать:

• безопасные правила обращения со стеклом;

• о вреде бытовых насекомых и грызунов, о безопасных способах борьбы с ними.

Учащиеся должны уметь:

• ухаживать за домашними животными с учетом санитарно-гигиенических требований;

• ухаживать за комнатными растениями.

Одежда (6 ч)

Экскурсия в магазин одежды. Повторение знаний о видах одежды, их назначении. Профессии людей, создающих одежду.

Приобретение и хранение одежды (правила, способы).

Виды сезонной одежды: летняя, зимняя, демисезонная.

Одежда по назначению: деловая, праздничная, спортивная, домашняя, для сна, рабочая.

Уход за одеждой: стирка, чистка, починка (практические занятия).

Деловые игры: «Собираем чемоданы к морю»; «На зимние каникулы»; «Необходимые и важные вещи в гардеробе».

Обувь (4 ч)

Экскурсия в обувной магазин. Виды обуви, их назначение.

Приобретение и хранение обуви (правила, способы).

Сезонная обувь: летняя, зимняя, демисезонная.

Обувь по назначению: спортивная, домашняя, выходная, рабочая.

Уход за обувью. Починка обуви (экскурсия в мастерскую).

Профессии людей, создающих обувь.

Белье (4 ч)

Белье, его виды и назначение: постельное, кухонное, нательное. Ткани для белья. Гигиенические и эстетические требования к выбору белья.

Стирка белья: ручная, машинная.

Моющие средства для разных видов белья. Кипячение, правила безопасности. Правила сушения белья из льна, шерсти, шелка. Глажение, правила работы с утюгом, техника безопасности.

Правила хранения белья в шкафах, комодах, корзинах.

Ремонт белья.

Оформление материалов экскурсий.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны иметь представление:

• о видах одежды, обуви;

• гигиенических правилах содержания одежды, белья, обуви.

1-й уровень

Учащиеся должны знать:

• правила ухода за одеждой, обувью, бельем;

• правила сушки одежды и обуви;

• правила хранения и чистки кожаной, валяной, текстильной и другой обуви.

Учащиеся должны уметь:

• подбирать одежду и обувь по сезону;

• чистить верхнее и легкое платье.

2-й уровень

См. требования 1-го уровня с учетом индивидуальных возможностей учащихся.





















Календарно-тематическое планирование по технологии ведения дома 5 класс.

№ занятия

Количество часов

Дата



Наименование

разделов, тем

Тип урока




Теоретические сведения

Практическая работа



НРК

Вид контроля


Объект труда


Содержание


  1. Введение -6 часов.

1

2

Понятие о доме, семье, семейных обязанностях

Теоритический урок

Понятие о доме, семье, семейных обязанностях на примере русских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок.

тетрадь

Беседа

2

2

Семейные традиции

Теоритический урок

Понятие о доме, семье, семейных обязанностях.

тетрадь

№1

Семейные традиции

Беседа

3

2

Знакомства по сюжетам картин с убранством и бытом русского дома жителей России.

Теоритический урок

Убранство и быт русского дома жителей России.

тетрадь

№2

Убранство и быт народов Южног Урала

Беседа

4

2

Предмет «Домоводство»

Теоритический урок

Предмет «Домоводство», его связь с другими предметами школьной программы. Значение домоводства для правильной организации жизни родственных и близких людей. Семья, члены семьи. Ролевые обязанности в семье (дедушка, бабушка, отец, мать, дети).

тетрадь

Беседа

5

2

Уклад семьи в прошлом (в деревне, в городе).

Теоритический урок

Уклад семьи в прошлом (в деревне, в городе).

тетрадь

№ 3

Уклад семьи.

Беседа

6

2

Современная семья, влияние технического прогресса на изменение функциональных обязанностей старших членов семьи.

Теоритический урок

Современная семья, влияние технического прогресса на изменение функциональных обязанностей старших членов семьи.

тетрадь

Беседа

2. Жилище - 4 часа.

7

2

Жилище.

Теоритический урок

Городское и сельское жилище: типы городских и сельских домов.

Размещение семьи в типовых городских квартирах, в отдельном доме.

Коммунальные удобства, их назначение: водоснабжение, электроснабжение, газообеспечение, канализация, мусоропровод, радиотрансляция, телефонизация, сигнализация, лифт, домофон.

Правила пользования лифтом.

тетрадь

жилье, квартира, дом (городской, сельский, дачный).

передняя (сени), гостиная (горница), спальня, кухня, санузел, ванная, туалет, балкон, лоджия, подсобное помещение.

№4

Жилище народов Южного Урала.

Беседа

8

2

Жилище.

Теоритический урок

Правила пользования почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком.

Правила гигиены на лестницах, лестничных площадках.

Правила пользования мусоропроводом. Пожар в доме (причины, источники).

Правила пожарной безопасности.

тетрадь

Беседа

3. Итоговые занятия - 2часа.

9

2

Итоговые занятия.

комбинированный урок

Игры: «Строим дом», «Наши соседи», театр кукол «Лиса и заяц» и др.

Оформление тетрадей по домоводству.

Оформление материалов наблюдений, экскурсий (устные и письменные рассказы).

Сказки, пословицы, поговорки, загадки о семейном укладе. Ролевые игры на основе русских народных сказок, песен, загадок, поговорок.

тетрадь

Словарная работа.

4. Уход за жилищем - 6 часов.

10

2

Наша квартира.

комбинированный урок

Рассказ-описание «Наша квартира».

Рассказ.

11

2

Назначение жилых комнат.

комбинированный урок

Назначение жилых комнат. Убранство гостиной, спальни, других жилых помещений (правила планирования, размещения вещей, мебели и др.).

альбом

Выполнение эскиза интерьера жилых комнат

Практическая работа

12

2

Правила повседневной уборки. Уход за стенами, полом, потолком. Практические работы по уходу за жилищем (классом, игровой, спальней и др.).

комбинированный урок

Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание, хранение. Моющие средства, их виды. Техника безопасного использования моющих и чистящих средств. Простые правила оказания помощи при ожоге, отравлении химическими препаратами (веществами).

Правила повседневной уборки. Уход за стенами, полом, потолком. Практические работы по уходу за жилищем (классом, игровой, спальней и др.).

Инвентарь, моющие средства.

Уборка класса.

Практическая работа

5. Помощники в доме - 8 часов.

13

2

Газовая (электрическая) плита, пылесос, холодильник, утюг, кондиционер, электрочайник и др., их назначение в хозяйстве.

комбинированный урок

Газовая (электрическая) плита, назначение в хозяйстве.

Электрическая плита

Усвоение правил работы с плитой.

Практическая работа

14

2

Холодильник

комбинированный урок

Виды холодильников, назначение.

тетрадь

Сочинение на тему «Холодильникмой помощник на кухне»

Практическая работа

15

2

Утюг.

комбинированный урок

Виды утюгов, назначение.

Эл.утюг.

Усвоение правил работы с утюгом.

Практическая работа

16

2

Помощники на кухне.(электрочайник, электромясорубка и др.)

комбинированный урок

Помощники на кухне.(электрочайник, электромясорубка и др.) Виды, назначение.

Электрочайник, электромясорубка.

Усвоение правил работы с электрочайником, электромясорубкой и др.

Практическая работа

6. Мебель - 4 часа.

17

2

Повторение: предметы мебели, назначение предметов мебели. Виды мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Мягкая мебель. Ее назначение. Уход за мягкой мебелью.

Теоритический урок

Повторение: предметы мебели, назначение предметов мебели. Виды мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).


Беседа

18

2

Ковровые изделия. Практическая работа с использованием пылесоса, чистящих средств: чистка ковров, мягкой мебели.

комбинированный урок

Ковровые изделия

Чистящие средства

Практическая работа с использованием пылесоса, чистящих средств: чистка ковров, мягкой мебели.

Практическая работа

7. Окна, стекла, зеркала в доме - 4 часа.

19

2

Окна, стекла, зеркала в доме

комбинированный урок

«Пусть зеркало расскажет...» История стекла и зеркала.

Глаза дома (квартиры). Правила ухода за зеркалами и стеклами.

Применение народных средств для очистки стеклянных изделий: лук, соляной, уксусный растворы, мякиш хлеба и др

Мытье стекол, зеркал, светильников; правила и приемы безопасности.

Практическая работа

20

2

Светильники в доме.

комбинированный урок

Люстры, настольные лампы, бра. Средства для чистки стекол, зеркал, зеркальных покрытий.

Средства для чистки стекол, зеркал, зеркальных покрытий

Чистка стекол, зеркал, зеркальных покрытий.

Практическая работа

8. Насекомые и грызуны в доме - источники опасных заболеваний - 4 часа.

21

2

Насекомые и грызуны в доме

Теоритический урок

Мыши, крысы; внешний вид, образ жизни. Профилактика и борьба с грызунами в доме.

Тараканы, домашние муравьи. Профилактика, средства для избавления.

Кровососущие насекомые: клопы, вши, комары.


Беседа

22

2

Химические средства борьбы с насекомыми и грызунами.

Теоритический урок

Химические средства борьбы с насекомыми и грызунами. Распознавание этих средств на этикетках упаковок.

Правила безопасного обращения с ядохимикатами, аэрозолями, препаратами профилактических средств. Предупреждение отравлений ядохимикатами. Медицинская помощь при отравлениях.


Беседа Словарная работа по теме.

9. Животные в городской квартире - 4 часа.

23

2

Животные в городской квартире

Теоритический урок

Для чего человеку нужны животные в доме. Рассказы о собаке. Виды собак (сторожевые, декоративные, служебные). Здоровье собаки. Уход за собакой в доме.

История кошки. Виды кошек. Чем болеют кошки. Уход за кошкой в доме.


№ 5

Животные в доме

Беседа

24

2

Декоративные птицы.

Теоритический урок

Декоративные птицы, их виды, содержание и уход. Аквариум, террариум.

Профилактика здоровья людей, содержащих домашних животных.


№6

Декоративные птицы в доме.

Беседа

10. Домашние животные - 4 часа.

25

26

4

Домашние животные

Теоритический урок

Как человек приручил диких животных. Домашние животные и птицы в деревне (лошадь, свинья, овца, корова, куры, гуси, утки и др.). Образ жизни лошади и коровы, питание, уход (свиньи, овцы и др.). Домашние птицы, кормление, уход.Чем болеют животные. Кто лечит животных. Как предостеречься от отравлений и болезней при приеме молочных, мясных и других продуктов.


№7

Домашние животные

Беседа

11. Одежда - 6 часов.

27

28

29

6

Одежда

комбинированный урок

Экскурсия в магазин одежды. Повторение знаний о видах одежды, их назначении. Профессии людей, создающих одежду. Приобретение и хранение одежды (правила, способы).

Виды сезонной одежды: летняя, зимняя, демисезонная.Одежда по назначению: деловая, праздничная, спортивная, домашняя, для сна, рабочая.

Уход за одеждой: стирка, чистка, починка (практические занятия).

Уход за одеждой: стирка, чистка, починка (практические занятия).

Деловые игры: «Собираем чемоданы к морю»; «На зимние каникулы»; «Необходимые и важные вещи в гардеробе».

Практическая работа Деловые игры:

12. Обувь - 4 часа.

30

31

4

Обувь

комбинированный урок

Виды обуви, их назначение.Приобретение и хранение обуви (правила, способы).

Сезонная обувь: летняя, зимняя, демисезонная.Обувь по назначению: спортивная, домашняя, выходная, рабочая. Уход за обувью. Починка обуви.Профессии людей, создающих обувь.

Обувь

Уход за кожаной и замшевой обувью.

Практическая работа

13. Белье - 4 часа.

32

33

4

Белье

комбинированный урок

Белье, его виды и назначение: постельное, кухонное, нательное. Ткани для белья. Гигиенические и эстетические требования к выбору белья.Стирка белья: ручная, машинная.

Моющие средства для разных видов белья. Кипячение, правила безопасности. Правила сушения белья из льна, шерсти, шелка. Глажение, правила работы с утюгом, техника безопасности.

Правила хранения белья в шкафах, комодах, корзинах.

Ремонт белья.

Белье

Ремонт белья.

Практическая работа

34

35

Резервные уроки.






























Учебно-тематический план - 5 класс.

№ п/п

Основные разделы.

Количество часов

1

Введение

6

2

Жилище

2

3

Итоговые занятия

2

4

Уход за жилищем

6

5

Помощники в доме

8

6

Мебель

4

7

Окна, стекла, зеркала в доме

4

8

Насекомые и грызуны в доме - источники опасных заболеваний

4

9

Животные в городской квартире

4

10

Домашние животные

4

11

Одежда

6

12

Обувь

4

13

Белье

4



Региональный компонент

№ урока

Сроки проведения

Тема

2

Семейные традиции

3

Убранство и быт народов Южного Урала

5

Уклад семьи.

7

Жилище народов Южного Урала

23

Животные в доме

24

Декоративные птицы в доме.

26

Домашние животные


































© 2010-2022