Программа внеурочной деятельности Путь к успеху в 7 классе

Программа «Путь к успеху» предназначена для обучающихся 7 – х классов средней школы, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование деятельностных качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – , гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммун...
Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БОУ Полтавского муниципального района Омской области «Полтавский лицей»



«Согласовано»

Заместитель руководителя по НМР БОУ «Полтавский лицей» /Долгова С.А./

«___» _________ 2015г.



«Утверждено»

Директор БОУ «Полтавский лицей»

/ Дедкова Н.К./

«___» _________ 2015г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

общекультурной направленности

«Путь к успеху»

7 класс

срок реализации программы: 1 год

Автор: учитель технологии

высшей квалификационной категории

Панченко Светлана Вячеславовна

2015 -2016 учебный год

Всего 35 часов в год; в неделю - 1 час












Рассмотрено на заседании методического совета

протокол № ___________ от

«____» __________ 2015г.





Рабочую программу составила___________________________ Панченко С.В.

Пояснительная записка

Программа «Путь к успеху» предназначена для обучающихся 7 - х классов средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование деятельностных качеств учащихся - способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств - вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Прежде всего мы рассматриваем работу над проектами как способ формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий): организационных (регулятивных), интеллектуальных (познавательных), оценочных (личностных), коммуникативных.

В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:

- обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,

- научиться применять полученные знания,

- организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

Главное в работе над проектами - научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить следующие цели и задачи:

Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Задачи:

  1. приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;

  2. овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

  3. освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

  4. создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;

  5. Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.

  6. Развитие опыт творческой деятельности, творческих способностей.

  7. Развитие опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Методы и средства педагогической диагностики

  • Наблюдение

  • Тестирование

  • Анкетирование

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Овладение курсом позволит учащимся знать:

  • структуру учебно-исследовательской деятельности,

  • основное отличие цели и задач, объекта и предмета исследования,

  • основные информационные источники поиска необходимой информации.

А также уметь:

  • определять характеристику объекта познания,

  • самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.

  • планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы)

  • пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю - 35 часов в год.

Реализация программы предусматривает

  • Обобщение результатов

  • Формирование банка данных

Главным ориентиром результативности программы станет показатель участия школьников в научно-практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня

Рекомендуемые формы организации обучения

  • Мозговой штурм

  • Индивидуальная

  • Групповая

  • Экскурсия

  • Конкурсы

  • Коллективно - творческое дело





Календарно - тематический план



Темы занятий

Количество часов

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Дата проведе ния

план

факт

1

Проект? Проект!

1




2

Как выбрать тему проекта? Какими могут быть проекты?

1

Планировать (составлять план своей деятельности)



3

Организация исследовательской деятельности. Учимся видеть проблему.

1

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач



4

Основные методы исследования. Как задавать вопросы. Учимся делать выводы и умозаключения. Эксперименты.

2

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).



5

Сбор информации. Учимся выделять главное и второстепенное.

2

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки)



6

Работа учащихся в сети Интернет. Компьютерная грамотность.

4

Выполнять работу на компьютере , используя различные программы



7

Оформление пояснительной записки.

5

Выполнять работу на компьютере , используя различные программы



8

Защита исследовательской работы. Показ защиты проектов прошлых лет.

2

Выполнять работу на компьютере , используя различные программы.



9

Правила успешного выступления.

2

Формировать навыки публичного выступления.



10

Что такое презентация. Формы защиты.

1

Формировать навыки публичного выступления.



11

Творческое воображение. Творческий проект. Оформление лицея.

2

Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.



12

Социальный проект. Социальное партнерство. Изготовление сувениров для престарелых и инвалидов, ветеранов ВОВ

5

Вступать в коммуникации с социальными партнерами.



13

Групповой проект. Проект озеленения пришкольного участка.

5

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).



14.

Подготовка и участие в школьных и городских конференциях.

1

Формировать навыки публичного выступления.



15.

Анкетирование уч - ся. Подведение итогов работы.

1

Формировать навыки самооценки




Итого

35





Содержание программы

Что такое исследовательская деятельность

Цели и задачи научного общества. Специфика организации, занятий, общие требования к учащимся. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности

Организация исследовательской деятельности

Тема и проблема исследования. Поиск и формулировка проблемы. Ее актуальность, новизна, значимость. Обоснование актуальности выбранной проблемы. Требования к выполнению научно-исследовательского проекта.

Компьютерный практикум

Работа учащихся в сети Интернет. Оформление пояснительной записки.

Презентация проектов

Защита исследовательской работы. Показ защиты проектов прошлых лет. Правила успешного выступления. Подготовка и участие в школьных и городских конференциях


Творческие и социальные проекты

Творческое воображение. Творческий проект. Оформление лицея.

Социальный проект. Социальное партнерство. Изготовление сувениров для престарелых и инвалидов, ветеранов ВОВ. Групповой проект. Проект озеленения пришкольного участка.

Подготовка и участие в школьных и городских конференциях.

Анкетирование уч - ся. Подведение итогов работы.


Предполагаемые результаты реализации программы

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса:

Познавательные УУД:

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение, извлечение информации;

определение основной и второстепенной информации;

свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

Регулятивные УУД:

умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);

адекватность и дифференцированность самооценки;

умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.

Коммуникативные УУД:

рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,

способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Обучающийся будет знать:

  • основные особенности и условия проведения исследовательской работы;

  • общие правила защиты проекта; правила оформления реферата;

  • способы хранения информации;

  • что такое социологический опрос, микроисследование, рекламный проект;

  • что такое учебное сотрудничество;

  • способы преодоления трудностей в реализации проектов;

Обучающийся будет уметь:

самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать актуальность темы исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования; указывать пути дальнейшего изучения объекта;

  • выбирать пути решения задачи исследования ;

  • составлять план действий совместного коллективного исследования;

  • адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;

  • презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;

Формы и виды контроля

Способы проверки результатов освоения программы.

В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

  • выставки творческих работ учащихся;

  • мини - конференции по защите творческих и исследовательских проектов;

  • школьная научно - практическая конференция;

Перечень необходимого оснащения программы

Компьютер, Smart-доска, документ-камера. Рекомендуется применять не только зрелищный видеоряд, созданный учителями, но и организовывать активную работу самих учащихся по подготовке таких занятий, что делает усвоение темы более эффективным.

Список литературы

1.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. - 2000. - № 7.

2.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников / Под ред. И.А. С'асовой. - М.: Вентана-Графф, 2003.

3.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]. - М.: Просвещение. 2010.

4.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2005.

5.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч. - 2003. - № 6. 6.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010.



© 2010-2022