- Преподавателю
- Технология
- Программа внеурочной деятельности Путь к успеху в 7 классе
Программа внеурочной деятельности Путь к успеху в 7 классе
Раздел | Технология |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Панченко С.В. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
БОУ Полтавского муниципального района Омской области «Полтавский лицей»
«Согласовано»
Заместитель руководителя по НМР БОУ «Полтавский лицей» /Долгова С.А./
«___» _________ 2015г.
«Утверждено»
Директор БОУ «Полтавский лицей»
/ Дедкова Н.К./
«___» _________ 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
общекультурной направленности
«Путь к успеху»
7 класс
срок реализации программы: 1 год
Автор: учитель технологии
высшей квалификационной категории
Панченко Светлана Вячеславовна
2015 -2016 учебный год
Всего 35 часов в год; в неделю - 1 час
Рассмотрено на заседании методического совета
протокол № ___________ от
«____» __________ 2015г.
Рабочую программу составила___________________________ Панченко С.В.
Пояснительная записка
Программа «Путь к успеху» предназначена для обучающихся 7 - х классов средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование деятельностных качеств учащихся - способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств - вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Прежде всего мы рассматриваем работу над проектами как способ формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий): организационных (регулятивных), интеллектуальных (познавательных), оценочных (личностных), коммуникативных.
В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:
- обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
- научиться применять полученные знания,
- организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.
Главное в работе над проектами - научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить следующие цели и задачи:
Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Задачи:
-
приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
-
овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
-
освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
-
создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
-
Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
-
Развитие опыт творческой деятельности, творческих способностей.
-
Развитие опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Методы и средства педагогической диагностики
-
Наблюдение
-
Тестирование
-
Анкетирование
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Овладение курсом позволит учащимся знать:
-
структуру учебно-исследовательской деятельности,
-
основное отличие цели и задач, объекта и предмета исследования,
-
основные информационные источники поиска необходимой информации.
А также уметь:
-
определять характеристику объекта познания,
-
самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.
-
планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы)
-
пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю - 35 часов в год.
Реализация программы предусматривает
-
Обобщение результатов
-
Формирование банка данных
Главным ориентиром результативности программы станет показатель участия школьников в научно-практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня
Рекомендуемые формы организации обучения
-
Мозговой штурм
-
Индивидуальная
-
Групповая
-
Экскурсия
-
Конкурсы
-
Коллективно - творческое дело
Календарно - тематический план
Темы занятий
Количество часов
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
Дата проведе ния
план
факт
1
Проект? Проект!
1
2
Как выбрать тему проекта? Какими могут быть проекты?
1
Планировать (составлять план своей деятельности)
3
Организация исследовательской деятельности. Учимся видеть проблему.
1
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач
4
Основные методы исследования. Как задавать вопросы. Учимся делать выводы и умозаключения. Эксперименты.
2
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
5
Сбор информации. Учимся выделять главное и второстепенное.
2
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки)
6
Работа учащихся в сети Интернет. Компьютерная грамотность.
4
Выполнять работу на компьютере , используя различные программы
7
Оформление пояснительной записки.
5
Выполнять работу на компьютере , используя различные программы
8
Защита исследовательской работы. Показ защиты проектов прошлых лет.
2
Выполнять работу на компьютере , используя различные программы.
9
Правила успешного выступления.
2
Формировать навыки публичного выступления.
10
Что такое презентация. Формы защиты.
1
Формировать навыки публичного выступления.
11
Творческое воображение. Творческий проект. Оформление лицея.
2
Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
12
Социальный проект. Социальное партнерство. Изготовление сувениров для престарелых и инвалидов, ветеранов ВОВ
5
Вступать в коммуникации с социальными партнерами.
13
Групповой проект. Проект озеленения пришкольного участка.
5
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
14.
Подготовка и участие в школьных и городских конференциях.
1
Формировать навыки публичного выступления.
15.
Анкетирование уч - ся. Подведение итогов работы.
1
Формировать навыки самооценки
Итого
35
Содержание программы
Что такое исследовательская деятельность
Цели и задачи научного общества. Специфика организации, занятий, общие требования к учащимся. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности
Организация исследовательской деятельности
Тема и проблема исследования. Поиск и формулировка проблемы. Ее актуальность, новизна, значимость. Обоснование актуальности выбранной проблемы. Требования к выполнению научно-исследовательского проекта.
Компьютерный практикум
Работа учащихся в сети Интернет. Оформление пояснительной записки.
Презентация проектов
Защита исследовательской работы. Показ защиты проектов прошлых лет. Правила успешного выступления. Подготовка и участие в школьных и городских конференциях
Творческие и социальные проекты
Творческое воображение. Творческий проект. Оформление лицея.
Социальный проект. Социальное партнерство. Изготовление сувениров для престарелых и инвалидов, ветеранов ВОВ. Групповой проект. Проект озеленения пришкольного участка.
Подготовка и участие в школьных и городских конференциях.
Анкетирование уч - ся. Подведение итогов работы.
Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса:
Познавательные УУД:
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение, извлечение информации;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.
Регулятивные УУД:
умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
адекватность и дифференцированность самооценки;
умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.
Коммуникативные УУД:
рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Обучающийся будет знать:
-
основные особенности и условия проведения исследовательской работы;
-
общие правила защиты проекта; правила оформления реферата;
-
способы хранения информации;
-
что такое социологический опрос, микроисследование, рекламный проект;
-
что такое учебное сотрудничество;
-
способы преодоления трудностей в реализации проектов;
Обучающийся будет уметь:
самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать актуальность темы исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования; указывать пути дальнейшего изучения объекта;
-
выбирать пути решения задачи исследования ;
-
составлять план действий совместного коллективного исследования;
-
адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
-
презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Формы и виды контроля
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
-
выставки творческих работ учащихся;
-
мини - конференции по защите творческих и исследовательских проектов;
-
школьная научно - практическая конференция;
Перечень необходимого оснащения программы
Компьютер, Smart-доска, документ-камера. Рекомендуется применять не только зрелищный видеоряд, созданный учителями, но и организовывать активную работу самих учащихся по подготовке таких занятий, что делает усвоение темы более эффективным.
Список литературы
1.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. - 2000. - № 7.
2.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников / Под ред. И.А. С'асовой. - М.: Вентана-Графф, 2003.
3.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]. - М.: Просвещение. 2010.
4.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2005.
5.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч. - 2003. - № 6. 6.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010.