Исследовательская работа Продукты против стресса

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кожильская средняя общеобразовательная школа сельскохозяйственного направления»

Глазовского района Удмуртской республики






Информационно - исследовательский проект по технологии на тему:


«Продукты против стресса»










Выполнила: Борисова Л.,

ученица 10 класса

Руководитель: Борисова Е.Н.,

учитель технологии






Кожиль, 2012

Содержание

Введение____________________________________________________3

1. Влияние продуктов на организм_______________________________5

2. Продукты - антидепрессанты_________________________________7

3. Результаты соцопроса ______________________________________10

Вывод_____________________________________________________12

Список используемой литературы______________________________13

Приложение________________________________________________14



























Введение

Часто приходится наблюдать, как многие взрослые и дети эмоционально реагируют на происходящее. Одни принимают все спокойно, уравновешенно, другие же «выходят из себя». По статистике в зимний сезон примерно 25% населения страдают от перепадов настроения и депрессии. К сожалению, это происходит не только со взрослыми, но и с подростками. Меня заинтересовала эта проблема, так как я учусь в 10 классе, и зачастую трудно переживаю нагрузки (как учебные, так и дополнительные). Я слышала, что есть продукты, которые действуют на нервную систему возбуждающе или успокаивающе.

Если вы стали замечать за собой приступы гнева, вспыльчивость, раздражение по малейшему поводу, то происходящее может быть связано с теми продуктами, которые вы употребляете в пищу. Дело в том, что наше эмоциональное состояние находится в прямой зависимости от рациона питания. Именно поэтому очень важно организовать грамотный режим приема пищи, что и поможет нам преодолеть проблему. Оказывается, правильно выбранная пища может оказывать антистрессовое действие. Есть продукты, которые способствуют тому, чтобы нервная система человека оказалась более устойчивой к стрессорному фактору. А есть и такие, которые будут провоцировать нервную возбудимость, даже агрессию.

Цель: выявление продуктов, которые оказывают антистрессовое воздействие на организм человека.

Задачи:

  • изучить различные источники по теме.

  • узнать, что такое стресс и выявить его влияние на организм.

  • узнать, как пища может оказывать антистрессовое действие.

  • провести опрос учеников и учителей по теме исследования.

  • обобщить и систематизировать полученный материал, выявить, какие продукты можно считать анистрессовыми.

Я выдвигаю следующую гипотезу: предположим, что некоторые продукты могут оказывать антистрессовое действие.

Понятие стресс введено канадским ученым Гансом Селье (1936 г.), который определил стресс, как "неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование". То есть как одинаковую реакцию организма на самые различные события. Стресс может вызвать практически любое новое или неожиданное событие, и положительное и отрицательное. С точки зрения науки нельзя сказать однозначно, что стресс это хорошо или плохо. Стрессовая реакция - это адаптационный механизм организма, помогающий ему приспособиться к изменениям, встретить их во «всеоружии».

Выделяют три стадии стресса:

1. Стадия тревоги. В ходе ее происходит мобилизация необходимых сил. В организме отмечаются следующие изменения: возрастают частота пульса, артериальное давление, скорость кровотока, повышается температура тела, увеличивается объем, устойчивость, концентрация внимания, усиливаются процессы возбуждения в нервной системе - организм готов дать достойный отпор раздражающему фактору

2. Стадия сопротивления. На этой стадии организм пытается преодолеть возникшие трудности. В этот момент он более устойчив к разнообразным вредным воздействиям, чем в обычном состоянии. Так, например, во время войны (а это вообще сплошной стресс), количество простудных заболеваний резко уменьшается - организм противостоит более серьезной угрозе.

3. Стадия истощения. Если действие раздражающего фактора продолжается, то после длительного напряжения понижается способность организма к сопротивлению. В этот период возрастает восприимчивость к заболеваниям, истощается запас жизненных сил, снижается уверенность в своих силах.

Первые две стадии человек проходит множество раз. Когда сопротивление организма оказывается успешным, организм возвращается к нормальному состоянию. Но, если стрессовый фактор продолжает действовать - происходит декомпенсация, истощение.

Может ли школа вызвать стресс? Конечно, да. Начиная с первого дня - постоянное изменение обстановки, и большие нагрузки, и тревога в связи с оценками, отношениями с одноклассниками и т.д. Психологи могут только выделять периоды, в которых стресс особенно высок, это начало обучения в школе, переход в пятый класс, переход в новый класс, период подросткового кризиса.
















1. Влияние продуктов на организм

По мнению современных психологов, детская гиперактивность может быть спровоцирована тем питанием, которое предлагает детям современная индустрия. Например, продукты с высоким содержанием синтетических пищевых красителей, придающих яркий красный, желтый или зеленый цвет конфетам, десертам, фруктовым детским консервам, напиткам.

Какие же продукты можно считать антистрессовыми? Обычно диетологи рекомендуют в этом качестве бананы, сливы, киви, томаты, грецкие орехи из-за содержания в них особого гормона - серотонина. Нервные клетки мозга тоже вырабатывают этот гормон, и от его количества, как выяснили ученые, напрямую зависит ваше настроение: когда гормона мало, человек впадает в депрессию. Правда, серотонин, поступивший с пищей, от депрессии не избавит - он разрушится задолго до того, как попадет в мозг. Но есть вещество, из которого в клетках головного мозга серотонин образуется: это незаменимая аминокислота триптофан. Но в белках пищи ее бывает недостаточно для того, что она, всосавшись из желудочно-кишечного тракта, а потом из крови, в нужном количестве поступила в центральную нервную систему.

Для того чтобы облегчить триптофану доступ к мозгу, преодолеть так называемый гематоэнцефалический барьер, ему необходимы помощники. Ими могут быть фолиевая кислота и углеводы.

Фолиевая кислота относится к группе витаминов В. Содержит ее, например, темно-зеленые салаты, овощи, разная зелень. Их нужно есть в свежем виде, даже не измельчая. Следует иметь в виду, что фолиевая кислота, содержащаяся в зелени, способствует усвоению триптофана из мясной пищи. Не случайно мясные блюда традиционно сочетают с зеленью, салатами, овощами.

Известно, что доступ триптофана в головной мозг облегчает гормон инсулин, вырабатываемый поджелудочной железой, когда мы потребляем углеводы. Поэтому быстрейшему доступу триптофана в мозг могут способствовать продукты, содержащие углеводы. Это, например, хлеб (лучше черный или из цельного зерна), макароны, рис, сладкие ягоды и фрукты, мед.

Но дело в том, что из триптофана в мозгу образуются 2 гормона, похожих по структуре, но противоположных по действию. Утром, с восходом солнца, определенные зоны мозга настраиваются на выработку серотонина - гормона радости. Вечером, с наступлением сумерек, из триптофана образуется мелатонин - гормон сна.

При воздействии стрессорных факторов полезна стимуляция выработки обоих видов гормонов - нужны и ровное хорошее настроение и крепкий сон. Поэтому рационален завтрак, состоящий из яичницы с беконом и кусочком хлеба из грубой муки. А чтобы сон был крепким, на ночь можно выпить стакан молока или кефира с медом или хлебом из пророщенной пшеницы.

Хорошо известно, что уменьшить действие психологического стрессорного фактора помогает расслабление. В расслабленном состоянии нервная система более устойчива к стрессу. Все наши органы и клетки работают по принципу: возбуждение, напряжение - торможение, расслабление. За возбуждение отвечают ионы кальция, а за торможение ионы магния.

Если в рационе магния мало, то фаза расслабления окажется неполной. В результате человек постоянно находится в напряженном состоянии, натянут как струна.

Ученые называют магний природным транквилизатором. Суточная потребность в магнии для женщин - 300 мг, для мужчин - 350 мг.

Богаты источники магния - любые семечки, семена льна, кунжута, магния, мака, все орехи, особенно миндаль, все бобовые, какао-порошок, черный шоколад, все зерновые, особенно гречка и овес, цельные необработанные злаки - хлеб из цельного зерна или пророщенной пшеницы.

К важным пищевым источникам также относятся зеленые овощи и зелень, поскольку он является компонентом хлорофилла растений. Более всего магния в петрушке, укропе, щавеле(по 85мг\%), шпинате (82 мг\%), арбузе (224 мг\%), фруктах (50-30 мг\%). Хороший источник этого элемента - морская капуста (170 мг/%).






2. Продукты-антидепрессанты

Целью данной работы является выявить тот круг продуктов, которые снимают стресс. В данной главе мною описаны некоторые из них.

Овсянка

Оказывается, с детства знакомые нам, но не всегда любимые хлопья «Геркулес» содержат вещества, которые помогают активизировать выработку ацетилхолина - гормона, снимающего тревожное состояние и повышающего внимание.

Макароны

Недаром слово «макароны» происходит от греческого «макария» - «благодать» или «счастье». Древние греки явно знали толк в еде. Современные ученые доказали, что за счет большого содержания витаминов группы В, спагетти и паста отлично снимают усталость.

Сыр

До сих пор не удается подсчитать, сколько же существует в мире сортов этого продукта. Говорят, только во Франции не меньше пятисот, а может быть, и больше… Сыр нужен для поднятия настроения. Всего несколько кусков - и мы непременно станем счастливее, потому что в сыре содержатся тирамин, тринтамин и фенилэтиламин - вещества, стимулирующие выработку серотонина - гормона «счастья».

Говядина

Нежирная говядина полезна не только с диетической точки зрения. В ней содержится большое количество железа, при дефиците которого мы чувствуем постоянную слабость и усталость.

Индейка

Мясо этой птицы богато тирозином - аминокислотой, повышающей уровень допамина и норадреналина в мозгу. После поглощения индюшатины мы становимся более энергичными, и у нас увеличивается скорость реакции. Это отлично помогает лучше выполнять разнообразные задания и справляться со стрессами. Кстати, полезное мясо входит в меню солдат американской армии.

Рыба

Основное богатство рыбы - ненасыщенные жиры, так называемые омега-3 жирные кислоты. Они заботятся о красоте кожи, волос, ногтей, здоровье сосудов, костей и связок. Помимо этого, ненасыщенные жиры влияют на выработку «гормона счастья». Американские ученые доказали, что чем меньше в организме омега-3, тем ниже уровень серотонина. Так что как минимум три раза в неделю нужно кушать рыбу.

Чеснок

Французские ученые обнаружили, что и чеснок влияет на выработку в организме серотонина. Он отвечает за наше поведение и настроение. В частности, от него зависят показатели беспокойства, агрессивности, восприятия боли. Он оказывает положительное действие на сон и память. Более высокий уровень «гормона счастья» и его активность обычно успокаивают человека и ликвидируют депрессию.

Бананы

В богатой углеводами вкусной мякоти этого экзотического фрукта содержится триптофан - аминокислота, которая заставляет организм вырабатывать поднимающий настроение серотонин. Еще бананы часто рекомендуют людям с синдромом хронической усталости и раздражительным личностям, поскольку в плодах содержится алкалоид харман, который в больших дозах даже способен вызвать чувство эйфории.

Сухофрукты

В них содержится калий - макроэлемент, которому под силу легко и просто снять напряжение.

Шоколад

В шоколаде содержится вещество фенилэтиламин, вырабатывающийся в организме, когда человек влюблен или счастлив. Кроме того, в этом лакомстве есть магний, который тоже способен повышать настроение. И еще шоколад прекрасно расслабляет, ведь в нем много валериановой кислоты. Чувство удовольствия, получаемое от шоколада, связывают с веществом под названием «анадамид», образованным от санскритского слова «ананда» (блаженство). Так что чашка какао утром поможет привести в норму нервную систему, утихомирит стресс, повысит работоспособность. Эту же роль выполнят и несколько долек шоколада или чашка горячего шоколада (при условии, что нет медицинских противопоказаний).

Мороженое

Секрет этого любимого нами с малых лет десерта имеет скорее психологический характер. Психологи считают, что, поедая мороженое, мы словно возвращаемся в детство, становимся маленькими детьми, которые живут счастливо без взрослых забот и тревог. Но физиологи все-таки нашли скрытый в ледяном лакомстве секрет. Это аминокислота триптофан, которая вырабатывает «гормон счастья».

Чай

Британские ученые пришли к выводу, что ежедневное чаепитие - это вовсе не бесполезная привычка миллионов людей на свете. Оказывается, если мы регулярно пьем чай, мы начинаем чувствовать себя более спокойно и расслаблено, попадая в стрессовые ситуации.

Кофе

Исследователи выяснили, что один лишь запах кофе заставляет нас широко улыбнуться. Содержащиеся в ароматном напитке кофеин и теобромин обладают тонизирующим действием. Но также эти вещества имеют свойство обострять наше эмоциональное восприятие.

Помидоры

Они содержат аминокислоту фениломанин, которая замедляет распад эндорфинов - гормонов, ответственных за хорошее настроение. К тому же, давно известна способность продуктов красного цвета заряжать организм энергией и стимулировать активность.

Зеленый салат и листовая зелень

Они источники аминокислоты тирозин, которая помогает бороться с депрессией. Вообще, зеленые продукты обладают всеми качествами зеленого цвета: успокаивают, способствуют равновесию, гармонии, приводят в норму артериальное давление, снимают эмоциональное давление и лечат головные боли, расслабляют в стрессовых ситуациях.

Молоко

Молоко содержит аминокислоту триптофан, которая нужна для образования серотонина, который оказывает успокаивающий эффект и поднимает настроение.

Рис

Он богат углеводами, которые повышают уровень серотонина. Сложные углеводы, содержащиеся в рисе, помогают дольше сохранить хорошее настроение.

Черника

Эта чудо-ягода наполнена антиоксидантами и витамином С, которые важны для борьбы со стрессом.

Также улучшают настроение:

  • Груши;

  • Чечевица;

  • Мед;

  • Орехи;






3. Результаты соцопроса

Для получения полной картины по проблеме влияния продуктов на состояние человека во время стресса мною проведен опрос 60 человек (как учащихся, так и взрослых). Ниже приведены вопросы анкеты и некоторые из ответов.


  1. Знаешь ли ты, какие продукты могут оказывать антистрессовое воздействие?

Поздеева Татьяна (ученица 9 класса): Шоколад, бананы, апельсины, яблоки.

Вересова Е.А.: вода очень хорошо помогает снять стресс.

Поздеев Илья (ученик 8 класса): Шоколад, сникерс, конфеты, яблоки.

Поздеева Е.П.: Имею смутное представление. Точно знаю, что некоторые травы оказывают успокаивающее действие (валериана).

Данилова О.Ю.: Фармацевтические препараты (Новопассит, настойка валерианы, пустырника), чаи из лекарственных трав, сладости (шоколад, конфеты, мед), фрукты (бананы, арбуз, гранат) и орехи. Музыкотерапия.

Петрова Л.Ю.: мед и медовая продукция.


  1. Знаешь ли ты, что такое стресс и к чему он приводит?

Лукин Даниил (ученик 8 класса): Стресс - это негативная реакция организма на длительные перегрузки.

Щепина Л.А.: Стресс - вызванное чем-либо нервное напряжение, перенапряжение.

Вересова Е.А.: Стресс - запланированное плохое настроение, которое приведет к неожиданным последствиям, если не сможешь совладать и перебороть это состояние.

Сунцов Александр (ученик 8 класса): Стресс - это вызванное каким-нибудь сильным воздействием состояние повышенного напряжения.

Поздеева Татьяна (ученица 9 класса): Стресс - сильное длительное нервное напряжение. Последствия: расстройство нервной системы, антипатия к жизни.

Петрова Л.Ю.: Стресс - это оборона организма от разрушения.

  1. Впадаешь ли ты в депрессию? Как часто?

Лукин Даниил (ученик 8 класса): нет, никогда.

Поздеева Е.П.: Бывает очень редко и ненадолго.

Поздеева Татьяна (ученица 9 класса): Впадаю, смотря от жизненной ситуации (в месяц точно один раз бывает).

Гораева Татьяна (ученица 8 класса): Да, часто.

  1. Что, по-твоему, может являться причинами стресса?

Поздеев Илья (ученик 8 класса): Разлука, ссора, проблемы в личной жизни.

Максименко О.И.: низкая самооценка

Данилова О.Ю.: нарушение привычного распорядка, незапланированное мероприятие, сюрприз, чаще всего отрицательного характера, выполнение незнакомого задания.


  1. Когда у вас бывает депрессия, что вы обычно делаете?

Гораева Татьяна (ученица 8 класса): ничего не делаю.

Максименко О.И.: Ем шоколад или конфеты, мармелад.

Поздеева Е.П.: Если и случается со мной депрессия, я стараюсь отвлечься, общаться с друзьями или, наоборот, сижу одна (редко).

Постричева Юлия (ученица 9 класса): ничего не делаю, так как не впадаю в депрессию, а когда мне плохо часто ухожу в библиотеку.

Итоговая таблица и диаграммы приведены в приложении.









Вывод

Таким образом, продукты, содержащие триптофан, помогут справиться со стрессом и депрессией. Но еще более важны продукты, которые сделают нашу нервную систему вообще не восприимчивой к психологическому стрессу, т.е. помогут стать спокойными, уравновешенными, готовыми выдержать любой удар.

В чем же опасность школьного стресса? Высокий уровень стресса заметно влияет на здоровье, и может вызывать или провоцировать обострения различных заболеваний: аллергии, заболевания желудочно-кишечного тракта и т.д. Если организм не в состоянии справиться с нагрузками (что соответствует третьей стадии, стадии декомпенсации), то уже невозможно говорить об успешном обучении или о хорошем усвоении знаний. Пропадает интерес к учебе, ухудшается память, внимание, мышление. Тогда же увеличивается уровень тревоги, беспокойства, появляется ощущение бессилия, своей неспособности.

Я думаю, что при анализе состояния здоровья учащихся школы нельзя недооценивать влияние на него степень устойчивости организма на стресс, в том числе школьный. Легче предотвратить стрессовую ситуацию или уменьшить ее влияние на состояние человека, чем восстановиться после ее переживания.







Список используемой литературы

  1. Журнал «1000 советов» № 9 2009.

  2. Журнал «Маруся», февраль 2009.

  3. Журнал «Школа и производство» №4 2009.

  4. «Стресс жизни» Ганс Селье

  5. «Управление стрессом» Джеррольд Гринберг

Интернет-ресурсы


  1. 7ya.ru

  2. kedem.ru

  3. infoniac.ru








Приложение



















Карта болезней учеников нашей школы


Всего школьников - 130

Группа болезней

Из них

2009

2010

Болезни органов дыхания

1

1

Бронхиальная астма

1

1

Болезни органов кровообращения

19

24

СВД

15

15

ММД

1

2

ФКП

3

7

Болезни органов пищеварения

10

10

Хронический гастрит

3

3

ДЖВП

7

5

Хронический колит

-

1

ФСЖ

-

2

Болезни эндокринной системы

6

3

Зоб

3

2

Гиперлазия Щ.Ж.

3

1

Болезни крови

-

1

Анемия

-

1

Болезни нервной системы

5

4

РОПЦНС

5

4

Болезни мочеполовой системы

7

7

Ночной энурез

2

2

Хронический пиелонефрит

4

4

ИМВП

1

1

Аллергические заболевания

-

-

Болезни глаз, из них с понижением зрения

25

37

Нуждаются в очках

10

13

Обеспечены очками

9

13

Болезни уха, из них с потерей слуха

-

-

Болезни костно-мышечной системы

2

2

гемипорез

1

1

Болезни суставов

1

1

плоскостопие

18

22

Нарушение осанки

25

31

Сколиоз

4

2

Дефекты речи

7

10

Кариес

26

29

Паразитные заболевания

-

2

Дети-инвалиды

2

2


Сведения об учащихся, отнесенных к различным группам здоровья

Год

Основная группа

Подготовительная группа

Специальная группа

2006

70 - 71%

26 - 26%

3 - 3%

2007

66 - 69%

28 - 28%

2 - 2%

2008

65 - 66%

31 - 31%

2 - 2%











17


© 2010-2022