Методическая разработка праздника «МАСЛЕНИЦА» (для учащихся начальной школы)

Материал разработки будет полезен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования и педагогам-организаторам для проведения воспитательного мероприятия «Масленица» для детей младшего и среднего школьного возраста (с 7 – 12 лет). Данное  мероприятие можно проводить во внеурочное время.   Цели: 1) продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками; воспитывать детей на народных традициях; 2) воспитывать чувство уважения к труду народных мастеров, чувство гордости за Росси...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ ДОД Центр детского творчества г. Абакана.















Методическая разработка праздника «МАСЛЕНИЦА»

(для учащихся начальной школы)




Ягло Светлана Григорьевна

Аладина Наталья Николаевна

Педагоги дополнительного образования












Абакан



2014 год

Методическая разработка праздника «МАСЛЕНИЦА» для учащихся начальной школы.

Авторы педагоги дополнительного образования детей

Аладина Наталья Николаевна и Ягло Светлана Григорьевна.

МБОУ ДОД Центр детского творчества г. Абакан.

Материал разработки будет полезен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования и педагогам-организаторам для проведения воспитательного мероприятия «Масленица» для детей младшего и среднего школьного возраста (с 7 - 12 лет). Данное мероприятие можно проводить во внеурочное время.

Цели:

1) продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками; воспитывать детей на народных традициях;

2) воспитывать чувство уважения к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию, за русский народ, который славится старинными обычаями, трудолюбием, умением работать от души и веселиться от души.

Оформить помещение для проведения праздника.

Материалы для проведения игр и мастер-класса «Изготовление чучела масленицы»

Блины для угощений и чай

Мультимедийная установка для презентации.

Ход праздника

Ведущий: Есть несколько объяснений появлению названия праздника «Масленица».

Презентация - слайд1

По одному из утверждений в основе появления слова «масленица» лежит традиция выпекания блинов. Оказывается, традиция выпекания блинов в этот день связана с тем, что люди, как могли, пытались привлечь милость солнышка, уговорить его побольше греть замерзшую землю. Вот и стряпали блины - этакие солнечные малыши-кругляши. Кроме того, в русских деревнях было принято производить различные действия, связанные с кругом, - объезжать несколько раз село на лошадях, украшать колесо от телеги и на шесте носить его по улицам, водить хороводы. Считалось, что подобные церемонии «умасливают» солнце, делают его добрее. Отсюда и название - «Масленица».

По другой версии название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять - вот и пекут блины масленые. По этой праздник же причине Масленицу называют Сырной неделей.

А если верить легендам то, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока. Вот поэтому в старину Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником.

Ведущий: Отмечается Масленица в конце февраля или начале марта. Празднуется целую неделю. Каждому дню Масленицы народ дал особое название: понедельник -"встреча", вторник - "заигрыш", среда - "лакомка", четверг - "широкий", пятница - "тещины вечерки", суббота - "золовкины посиделки", воскресенье - "прощеный день".
Презентация - слайды 2-3

Ведущий: Понедельник - "встреча". В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, скороговоркой причитывая. Наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам. Обращались к нему ласково.

Девочка:
Дорогая наша гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная.
Коса длинная, триаршинная,
Платок беленький,
новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, латки красные,
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набеленные.
Конкурс: делаем чучело Масленицы.

Ведущий: Вторник - "заигрыш". В этот день начинались игры и гулянья, катались на тройках, строили снежные крепости, защищали их (показ изображений украшенной лошади и репродукции картины В. Сурикова "Взятие снежного городка" - слайд презентации). А еще смотрели кукольные представления, катались с ледяных горок. Взрослые же катанию с гор придавали особый смысл. В старину, например, существовал обычай «лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причем у той, которая дальше прокатится, думали, будет самый лучший лен». Развлечения сопровождались озорными частушками и дразнилками.

Дети исполняют частушки.

Девочка:
Шила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?
Мальчик:
Я на Масленку катался,
Трое саней изломал,
Ворона коня замучил,
И милашку закатал.
Девочка:
У меня четыре шали,
Пятая пуховая,
Не одна я боевая...
Мальчик и девочка (хором): Все мы здесь бедовые!

Другие дети исполняют дразнилки.
Девочка:
Ах ты, Сашка-таракашка,
На сарай полезай.
Там кошку дерут,
Тебе хвостик дадут!
Мальчик:
А у Машки на носу
Ели кошки колбасу!


Презентация - слайды 4-6

Ведущий: на следующий день начинали печь блины, а для этого необходимо молоко. Сейчас мы с вами подоим корову.

Конкурс «Подои корову»

Ведущий: Среда - "лакомка". С этого дня пекли блины - желтые, круглые, горячие как солнце. Блинов ели много. Ели русские люди и сами над собой подшучивали.

Девочка (в руках на полотенце с вышивкой тарелка с блинами):
Блин добро не один.
Блин брюха не портит.
Блин не клин, брюха не расколет.

Мальчик:
У кумы была сестрица
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И... блины-то все поели!

Конкурс: кто больше блинов напечет. (Нарезать из салфеток и пишем на них свои плохие мысли от которых хотим избавиться)


В широкий четверг начинается масленичный разгул: катание, разные обряды. Принято в масленицу на берегу реки строить городки из снега, укрепленные башнями, с двумя вратами. К этому городку собирается множество детей, которые делятся на «пеших» и «конных». «Пешие» занимают город, «конные» готовятся к нападению. Наконец, «конница», по знаку своего начальника, бросается на приступ и начинается битва. Осажденные храбро защищают город против «конницы», не давая ей ворваться в крепостные ворота, отбивая их метлами и помелами. Однако, «конница» берет верх и победоносно въезжает в ворота городка, а затем вместе с «осажденными» разрушает городок с веселыми песнями и возвращается домой, уничтожив последнее проявление зимы - снег и лед

На тещины вечерки зятья угощают своих тещ блинами. Приглашение бывают почетными, или просто ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а утром присылал нарядных знатных. Чем больше знатных, тем теще более сказывалось почести.

Конкурс: Наряди ряженого.

На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка сзывала старых своих подруг-девиц: если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и совсем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка обязана была дарить своих золовок подарками.


Ведущий: В дни праздника дети обходили избы и выпрашивали блины такими словами...
Дети (хором):
Подайте широкой Масленице!
Мальчик:
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!
Ведущий: А если хозяйка жадничала, ребята убегали со словами...
Дети (хором):
Паршивые блины по аршину длины.

Ведущий: В воскресенье - "прощеный день" - устраивали проводы Масленицы. Соломенную куклу чествовали, приглашали вернуться в следующем году, а потом вывозили за околицу и сжигали на костре. А пеплом посыпали землю к новому урожаю.
Дети расступаются, показывают имитацию костра, кладут к нему чучело. Костер может быть нарисован или сделан из веток, красной ткани и елочной гирлянды.
Девочка:
Прощай, Масленица-вертушка,
Настает великий пост.
На деревне все приели,
Подают селедки хвост!

Мальчик:
Сидит кошка на окошке,
Вышивает себе хвост.
Широка Масленица проходит.
Настает великий пост.

В Шотландии на Масленицу было принято печь «постные лепешки». В сложенные вместе ладони насыпали горсть овсяной муки, затем муку крепко сжимали в ладонях и погружали в холодную воду, а полученный шар выпекали в очаге прямо в горячей золе.
Выпечку блинов шотландцы считают важным актом, в котором стараются принять участие все члены семьи: один смазывает маслом сковороду, другой льет на нее тесто, третий переворачивает блин…

В одном из городов Англии уже много лет проводятся соревнования в беге женщин с блинами. В 11.45 раздается звон «блинного колокола». Каждая женщина бежит с горячей сковородкой и блином. Правила соревнований предписывают, что участницы должны быть не моложе 18 лет; на каждой обязательно - фартук и косынка; во время бега нужно не менее трех раз подбросить блин на сковороде и поймать его. Первая женщина, которая передаст блин звонарю, становится чемпионкой блинных гонок на год и получает в награду… поцелуй звонаря.

В школах Дании в эти дни проводятся театральные представления, концерты. Школьники обмениваются знаками дружбы, передают своим друзьям через знакомых шуточные письма без указания обратного адреса. Если мальчик получит такое письмо от девочки и угадает ее имя, то на Пасху она подарит ему шоколад.

Если главными героями русской Масленицы были молодожены, то в Восточной Европе - холостяки. Берегитесь, холостяки, Масленицы. Особенно, если случайно окажетесь в это время в Польше. Гордые полячки, усыпив вашу бдительность оладьями, пончиками, хворостом и водкой, на десерт непременно оттаскают вас за волосы. В последний день Масленицы можно зайти в трактир, где скрипач будет "продавать" незамужних девушек.

А в Чехии в эти веселые дни молодые парни с вымазанными сажей лицами под музыку обходят всю деревню, везя за собой разукрашенный деревянный брусок - "клатик". Он вешается каждой девушке на шею или привязывается к руке или ноге. Желаешь откупиться - плати.

В Югославии вас непременно посадят в свиное корыто и поволокут по деревне. А на крыше собственного дома вы можете обнаружить фигуру соломенного деда.

Презентация - слайд8

Дети кланяются по-русски.

Праздничное гулянье постепенно завершается чаепитием с блинами.

Далее - конкурсная программа.

1) "Сделай чучело" (вариант "Нарисуй чучело")
Ведущий: У чучела Масленицы лицо не рисовали. Считалось, что, имея лицо, чучело обретает душу, и тогда его нельзя сжигать.
Для создания чучела нужно 2 пучка соломы или 2 веника. 2 веника делятся на 4 равные части: 2 части - одна вверх, другая вниз - для тельца, 2 другие - руки. Для наряда 3 квадрата ткани: 1 - для платка, 2-е отверстиями в центре для кофты и юбки.

2) "Ряженые"
Ведущий: Чучело Масленицы катали на санях ряженые, чаще всего они были в костюмах цыган, медведя.
Масленица годовая,
Гостья наша дорогая,
Она пешком к нам не ходит,
Все на конях приезжает.
У ней кони вороные,
Слуги молодые.
В команде выбирают одного ряженого. Остальные должны добежать до стола, брать по одному предмету одежды и надевать на ряженого. Побеждает команда, которая быстрее и смешнее создаст образ.

3) "Встреча"
От каждой команды выбирается один участник. Он должен, пользуясь текстом карточки, поприветствовать свое чучело Масленицы.
Карточка N°1
Душа ль ты моя Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!
Карточка №2
Моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, ты ж моя перепелочка!

Ведущий:
Угощают Машенька и Медведь.
Слушайте да запоминайте!
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
Масленица - угощай,
Всем блиночков подавай.

Сценарий праздника можно дополнить подвижными играми. Они вносят оживление и веселье, позволяют вовлечь в участие в празднике максимально большое число детей.
Мы предлагаем вам две русские народные игры - "Петушки" и "Почта".

Петушки
На площадке чертят круг.
В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую ногу сгибает в колене и поддерживает ее за пятку одной рукой.
Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одно ноге. (Толкают друг друга плечами.)

Почта
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города...
- А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант.
Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты оказались у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных.
Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.

Конкурсы:

  • Испеки блин (из разрезанных на части кругов собрать как пазлы блин, какая команда быстрее.)

  • Кто больше блинов напечет за короткое время (нарезать кругов)

  • Подои корову - молоко на блины ((В роли коровы - перчатка, наполненная водой. На пальцах сделать небольшие отверстия. Кто больше надоит?)

  • Наш первый конкурс - для хороших хозяек: с завязанными глазами надо определить: что находится в блюдечке. (В блюдечке насыпать сахар, соль, пшено, гречку, рис, перловку.)

Заключение.

Применение разнообразных методов помогает педагогу создать различные типы занятий. «Масленица» - занятие-обряд с элементами театральности, где детям предлагается разыграть или исполнить обряд.

Такое разнообразие форм работы позволяет ввести воспитанников в "модель" фольклорной ситуаций, где нет разделения на зрителей и исполнителей, и где все являются непосредственными участниками происходящего. В данном случае фольклор - не просто специфически жанровая система, а средство общения, в процессе которого и происходит освоение изучаемого учебного материала.

Специфика фольклорного материала, метода фольклорного творчества и его связь с культурной традицией дает возможность проведения праздников в форме народных игр, обрядовых действ, посиделок, вечерок и др. Такие формы используются и на итоговых занятиях по той или иной теме.

© 2010-2022