Статья на тему Технология критического мышления

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Светличная Елена Анатольевна

ГБОУ СПО «ТПТ»

Технология критического мышления


Великая цель образования - это не знания, а действия

Г. Спенсер

Реформы в сфере образования традиционно начинаются с пересмотра содержания образования, и на первый план выходит вопрос: чему учить? Мир научного и профессионального знания постоянно ширится, требуя обновления учебных курсов и программ. Реформаторские движения сосредоточены на самом преподавателе, на том, как учить.

Наличие новых технологий и возможностей для поиска информации требует, чтобы преподаватели пересмотрели методы своего общения со студентами, как в аудитории, так и вне нее. Появление компьютеров и других электронных средств работы с информацией коренным образом трансформировали процесс обучения в системе профессионального образования. Реформаторы в области профессионального образования ориентируются и на содержание, и на методы образования стремясь категорию «личностно-ориентрованный подход» сделать практической и эффективно наполненной, чтобы рутинный процесс перестал быть скучным и однообразным.

В настоящее время профессиональная школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира.

Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя, а также «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

«Технология критического мышления» является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. При этом важно сформировать у учащихся комплекс медиаобразовательных навыков.

Специалисты определили «ряд навыков мышления».

Фокусирующие навыки:

- определение проблем, содержащихся в явном или скрытом виде в новой информации;

- выявление целей: определение направлений и целей изучения новой информации.

Навыки сбора информации:

- наблюдение;

- формулирование вопросов, поиск новой информации через вопросы.

Навыки запоминания:

- кодирование: хранение в долговременной памяти;

- вызов: восстановление информации из долговременной памяти.

Навыки организации:

- сравнение: выявление черт сходства и различия объектов;

- классификация: группировка и обозначение объектов на основе выявленных признаков;

- представление: презентация новой информации.

Навыки анализирования:

- идентификация атрибутов и компонентов: определение характеристик или частей основных идей или понятий, содержащихся в новой информации;

- идентификация отношений понятий: определение причинно-следственных связей;

- идентификация главных идей;

- идентификация ошибок: определение логических заблуждений и других ошибок и, где возможно, выявление вариантов их исправления.

Навыки интегрирования:

- эффективное комбинирование информации для формулировки новых идей;

- реконструкция: переформулирование информации и идей или изменение логики, содержащейся в информации, для формулирования новых идей.

Навыки оценивания:

- формулирование критериев оценки информации или идеи;

- проверка правильности утверждений.

Для того, чтобы обучающийся мог воспользоваться своими возможностями критического мыслителя, важно, чтобы он развивал в себе ряд важных качеств, среди которых исследователи выделяют:

- готовность к планированию - мысли часто возникают хаотично, важно их упорядочить, решить в какой последовательности их излагать. Упорядоченные мысли - признак уверенности.

- гибкость - если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором идей, мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока не будет собрана разнообразная информация.

- настойчивость - часто сталкиваясь с трудной задачей, мы пытаемся отложить ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, учащийся обязательно добьется лучших результатов в обучении.

- готовность исправлять свои ошибки - критически мыслящий человек будет стараться не оправдать свои неправильные решения, а сделать правильные выводы, воспользоваться этой ошибкой для продолжения обучения.

-поиск компромиссных решений - важно чтобы принятые решения могли воспринимать другие люди, иначе эти решения останутся на уровне высказываний.

Исследователи в области методов развития критического мышления под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающий высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя. Педагоги-практики особо выделяют ценность осмысленного обучения.

Учащийся, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что немаловажно), но и на представления собеседника.

Когда говорят о качестве образования, то зачастую подразумевают под этим надежность сформированных характеристик, адекватность полученного образования современным социально-экономическим условиям, учет изменений этих условий, которые могут произойти в будущем. Важно, чтобы студенты могли использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности.

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким в каждый момент времени. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Данная «технология» рассматривается, скорее, как система стратегий, обуславливающих процесс формирования самостоятельного, критически мыслящего специалиста.

Критическое мышление - это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих взаимодействовать с информационной реальностью. Образовательная технология развития критического мышления - система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся.

Основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель образовательного процесса на основе трех фаз: вызов - реализация смысла (осмысление) - рефлексия (размышление).

Рассмотрим эти стадии подробно.

На этапе вызова актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Здесь важно мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность.

На стадии реализации смысла (осмысления) учащийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Учащийся получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере поступления информации. Происходит формирование собственной позиции. Преподаватель на данном этапе помогает учащимся самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

Этап рефлексии (размышления) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить их в новые понятия. Происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного представления об изучаемом.

В чем же инновационность данной модели? Эта модель, выходя за рамки классической технологической стратегии, представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Приемы развития критического мышления

Кластеры

Прием применим на как стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого-либо понятия, явления, события систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

Данный прием позволяет учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия.

Дерево предсказаний

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии повествования. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум направления - «возможно» и «вероятно». «Листья» - обоснования этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Зигзаг

Данный прием требует организации работы учащихся в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в ходе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются. Решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала.

Бортовой журнал

Данный прием - способ визуализации материала. Он может стать ведущим приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед изучением материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы: что известно мне по данной теме, что нового я узнал. Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал.


Литература

1 Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб. 2000

2 Браус Дж., Вуд Д. Технологии развития критического мышления.- СПб. 2005

3 С.И. Заир-бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008 - 175с.

4 Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. - М. Академия, 2010 - 272с.

5 Н.Б. Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. - 2010 - №5 с.13-21.


© 2010-2022