РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ДЕКОРАТИВНОЙ РЕЗЬБЫ ЧАША ИЗ КАПА

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Рижская средняя школа №4»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

« Чаша из капа»

(декоративная резьба)

Автор проекта: Красавин Филипп ученик 10 класса

г. Ряжск 2015 г.

Информация по теме проекта.

На стволах берез, высоко над землей или у самого корня, иногда можно встретить шарообразные древесные наросты, покрытые коричневой шершавой корой. Это капы.

Не сразу открылась человеку красота древесины березового капа. Вначале он оценил только ее необыкновенную прочность. Небольшой кап с куском ствола и с выдолбленной полостью превращался в руках умельца в долговечный и удобный ковш или уполовник. Из капа побольше выдалбливали чашу или братину. Но в таких изделиях своеобразный рисунок капа оставался нераскрытым. Древесина подвергалась только грубой обработке. Лишь гораздо позже, когда кап научились распиливать на тонкие пластинки и полировать, его стали ценить как отличный декоративный материал. В начале XIX века русские столяры-краснодеревщики начали применять кап наравне с древесиной ценных пород для декоративной отделки мебели. В это же время появились первые шкатулки и табакерки, сработанные полностью из капа. Некоторые искусно выполненные изделия ценились буквально на вес золота. Кап нередко сочетали с другими материалами - чаще всего инкрустировали перламутром, самшитом и слоновой костью.

Кап, растущий па стволе дерева, принято называть стволовым капом, а у корня - капо-корнем. Капо-корень встречается в лесу гораздо чаще, чем стволовый кап, и достигает полутора метров в поперечнике. Но форме капы делятся на два вида: круговые, опоясывающие ствол вокруг, и боковые, растущие сбоку дерева.

Спиливать самим кап с деревьев, стоящих на корню, нельзя: не зная всех тонкостей этого дела, вы можете погубить дерево. Самовольное спиливание капа штрафуется наравне с порубкой леса. Но если вы заинтересуетесь обработкой капа, можете" срезать его с поваленных деревьев на складе ближайшего леспромхоза - с разрешения кладовщика, конечно.

Начинать обработку капа с того, что распиливают его на пластинки, подбирая их толщину в зависимости от размеров предполагаемого изделия. От удачной распиловки во многом зависит красота текстурного рисунка.Опытные мастера по форме капа, по расположению спящих почек могут точно определить, как его выгоднее распилить, чтобы выявить скрытую красоту. Распиливать стараются так, чтобы плоскость распила рассекала поперёк максимальное количество спящих почек.

Обычно на свежем срезе текстурный рисунок у капа бледный и малозаметный. Чтобы он проявился, древесину капа пропаривают. Самый простой способ - проварить заготовки на слабом огне в течение двух-трёх часов. Но лучший результат даёт пропаривание древесины в опилках. Намоченные опилки кладут на дно эмалированной кастрюли слоем около 20 мм, сверху на них кладут заготовки, которые накрывают следующим слоем опилок, и т.д. Затем кастрюлю ставят в духовку на два-три часа. Старые мастера запаривали каповые заготовки в больших глиняных корчагах, которые ставили в русскую печь на всю ночь. В результате запарки из капа удаляется так называемый лесной сок, от неравномерного высыхания которого древесина могла бы впоследствии покоробиться и потрескаться. Вместо него поры древесины постепенно заполняет влага, содержащаяся в опилках. Одновременно заготовки окрашиваются естественными красителями, содержащимися в самом капе, и приобретают множество оттенков - от золотисто-янтарного до тёмно-шоколадного.

После пропарки заготовки высушивают в течение нескольких часов в сушильном шкафу, а если его нет, то на печи, или на батарее центрального отопления, или же просто на воздухе в помещении, но на это потребуется уже несколько недель. Разумеется, старые мастера для сушки, как и для запарки, использовали всё ту же русскую печь.

Теперь можно вырезать, вытачивать и склеивать из заготовок различные изделия - некоторые из них показаны на рисунках.

Покрывают изделия из капа чаще всего спиртовым шеллачным лаком. Пленка его достаточно стоика и дает теплый желтоватый цвет с мягким блеском. Можно использовать и нитролаки - они имеют более интенсивный блеск и делают текстурный рисунок четче и контрастнее. Перед покрытием нужно хорошенько отшлифовать поверхность изделия наждачной бумагой - сперва крупной, потом мелкой.

Так как кап располагается на стволе берёзы, его сначала надо отделить от него. Для этого использовал топор, стамеску и молоток. Затем, чтобы легче было вырезать внутри капа полость, закрепил его на деревянном бруске 40x40x200 саморезами. Гнутой полукруглой стамеской выбирал внутреннюю полость, по мере приближения к саморезам вкручивал их глубже. Древесина березы, особенно кап (свилеватый) режется тяжело, поэтому приходилось выполнять работу в несколько этапов. В перерыве между занятиями изделие помещалось в целлофановый пакет, чтобы не выходила влага. После того, как была сделана выборка внутри капа, наружная его часть была очищена от коры.

Далее изделие подвергалось воздушной сушке в течении 7-10 дней. Затем чаша обрабатывалась шкуркой. Чтобы изделие не «ковырялось»; его при помощи 2-х нагелей закрепил на половинке березового гриба «чага». И в завершение все изделие было покрыто лаком.

Использовать данное изделие можно как декоративное или как посуду для мелких деталей, например пуговиц и т.д.

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ДЕКОРАТИВНОЙ РЕЗЬБЫ ЧАША ИЗ КАПА.

Чаша из капа


Техника безопасности.

  1. Надёжно удерживать заготовку, по возможности закрепить в верстаке.

  2. Следить за исправностью инструмента. Если заметишь повреждение, обратись к учителю.

  3. Остроту режущего инструмента проверяй на заготовке, но не руками.

  4. Следи за тем, чтобы при работе рука не оказалась под резцом.

  5. При работе не отвлекайтесь, иначе можно получить травму.

Литература.

  1. В.И. Рыжиков. А.А. Темяко.

Декоративная резьба. - М.: Издательство ОНИКС, 2005.

  1. Резьба по дереву. - Мн.: Харвит; М.: ООО «Издательство ACT; 2000

  2. Прекрасное - своими руками. - М.: Дет лит., 1980. (серия «Знай и умей»).

  3. Геннадия Федотова

"Древесная пластика"- Эксмо, 2005 год. (серия: «Школа ремесла»).

© 2010-2022