Статья Активизация познавательной деятельности на уроках черчения

В статье раскрываются характеристики графических изображений и всевозрастающая роль человеческого фактора. Одной из форм общественной направленности личности является интерес. Но беда современной школы - потеря многими обучающимися интереса к учению. В чем причина? Автор статьи пытается понять почему это происходит в случае с черчением. Как активизировать позновательную деятельность учеников?  Что же может побудить учащихся к активной мыслительной деятельности? Какова роль самостоятельной работы...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активизация познавательной деятельности на уроках черчения.

Комарова И. В. Учитель черчения МОУ СОШ №31

Графические средства отображения информации широко используются во всех сферах жизни общества. Они характеризуются образностью, символичностью, компактностью, относительной легкостью прочтения. Именно эти качества графических изображений обусловливают их расширенное использование. Прогнозируется, что около 60-70% информации будут иметь графическую форму предъявления. Учитывая названную мировую тенденцию развития, общее среднее образование должно предусмотреть формирование нужных знаний.

Задачи модернизации современного общества во всех сферах его дальнейшего развития предусматривает возрастающую роль человеческого фактора. Это закономерно. Человек изменяет устройство общества в процессе революционной практики; в условиях своего бытия он преобразует окружающую жизнь в соответствии с потребностями общества. Одной из форм общественной направленности личности является интерес. По определению, данному в энциклопедическом словаре, интерес становится «…реальной причиной социальных действий, лежащих в основе непосредственных побуждений-мотивов, идей-участвующих в них индивидов, социальных групп, классов».

Беда современной школы - потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. В случае с черчением - слишком малое количество часов, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений, и утомляющая детей неорганизованность, и несложившиеся межличностные отношения. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого самопроявления.

Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее - важнейшая задача учителя. Активизация учебно-познавательной деятельности способствует формированию личности человека, который умеет творчески решать задачи, самостоятельно и критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически пополнять свои знания и применять их в трудовой деятельности.

Активность в обучении характеризуется проявлением устойчивого интереса к изучаемой теме, возникшей проблеме, задаче, направленностью внимания и мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения и сопоставления), пониманием учебного материала.

Три уровня познавательной активности.

  1. воспроизводящая активность - характеризуется стремлением ученика запомнить и воспроизвести материал, овладеть его применением по образцу. Характерным показателем 1 уровня активности является отсутствие у учащихся стремления к углублению знаний.

  2. интерпретирующая активность - характеризуется стремлением ученика осмыслить изучаемое, связать его с уже известными понятиями, овладеть способами применения знаний в новых условиях. Характерным показателем является большая самостоятельность, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднениях ищет пути их преодоления.

  3. творческий уровень активности - характеризуется интересом и стремлением ученика к нахождению нового способа решения задачи (проблемы). Отличительная особенность этого уровня - в проявлении упорства и настойчивости при достижении цели, в широких и разносторонних познавательных интересах.

Таким образом, «активность в учении - не просто деятельное состояние школьника, а качество этой деятельности, в котором проявляется личность самого ученика с его отношением к содержанию и характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей» Т. И. Шамова.

В качестве средств активизации выступают не только содержание учебного материала, методы и формы обучения, но и материальная база учебного процесса, личные качества учителя и многое другое. Но основой активизации познавательной деятельности являются действия учащихся по осознанию и разрешению учебной проблемы. Известно, что человек мыслит тогда, когда он сталкивается с условиями, при которых не может выполнить какого-либо действия известным способом, и вынужден решать проблемные ситуации.

Что же может побудить учащихся к активной мыслительной деятельности?

Эмоционально - познавательное отношение к учебной деятельности возникает тогда, когда она организована как поиск ответа на вопрос, как решение возникающей перед ними задачи. Т.е. ключ к интеллектуальной активности - поиск ответа на вопрос. Но не всякий вопрос заставляет школьников сравнивать, сопоставлять, доказывать. Например: в какой последовательности обводят чертеж? Как располагаются оси изометрической проекции? Такие вопросы, требуют ответов, которые отражают знание правил, а не оригинальность мышления. Конечно, в процессе обучения черчению необходимы вопросы, контролирующие усвоение правил выполнения чертежей. Однако когда фронтальные и индивидуальные опросы нацелены только лишь на воспроизведение учебного материала, то это значительно ослабляет активную работу мысли учащихся. Воспитание самостоятельности мышления предполагает постановку перед учащимися вопросов, на которые в учебнике нет готовых и однозначных ответов. Такие вопросы не должны быть слишком общими и слишком простыми, т.к. не способствуют активной мыслительной деятельности учащихся. Т.е. в процессе обучения вопросы должны ставиться так, чтобы количество требуемой информации в них было оптимальным (не слишком малым инее слишком большим). Например: «Чем отличается технический рисунок от аксонометрической проекции?» Вопросы должны заставлять учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы. А если беседа на уроке будет состоять из вопросов, требующих только воспроизведения материала, то такой урок будет скучным и снизится интерес к предмету.

В активизации учебного процесса велика роль самостоятельной работы. В обучении черчению применяются следующие виды самостоятельной работы:

  1. усвоение учебного материала на основе работы с учебником. Практикой установлено, что самостоятельное изучение таких вопросов, как сопряжение, деление окружности на равные части, дает положительные результаты;

  2. поиск в новом материале ответы на вопросы, сформулированные учителем. Это задание учит ориентироваться в тексте. Можно использовать вопросы, приведенные в конце каждого параграфа учебника;

  3. чтение параграфа и выделение в нем основных положений, составление плана прочитанного.

  4. работа с иллюстративным материалом учебника. Задание: на рисунке учебника дан чертеж группы геометрических тел, учащимся предлагается составить ряд вопросов к этому изображению. Ученики составляют такие вопросы, на которые сами в состоянии ответить. Например: сколько геометрических тел показано на чертеже? Какие это тела? Какие геометрические тела касаются друг друга? Т.е. составление вопросов к чертежу является интересной и содержательной формой анализа чертежа.

Повышают эмоциональную привлекательность обучения элементы занимательности на уроке. В зависимости от поставленной цели занимательность можно использовать на любом этапе, при этом занимательность не должна выступать как самоцель, ведь она - одно из средств решения учебно-воспитательных задач. В теме «Геометрические тела» при выполнении наглядного изображения по словесному описанию предлагаю следующее задание. «В зоопарк привезли новое животное. Вот как оно выглядит: туловище - круговой конус, на вершине которого голова в виде правильной треугольной призмы; на ее смежных гранях - два шарообразных глаза. У этого животного два цилиндрических рога, уши - полуовальные пластины, а ноги - высокие параллелепипеды».

Полезно предусматривать смену видов учебной деятельности учащихся путем введения пятиминутных заданий на сравнение изображений, поиск ошибок на чертежах, нанесение недостающих линий и др.

Иногда активность сводят лишь к физическим движениям ученика: считается, что ученик активен, если он рисует, чертит, пишет и т. д., а если он читает про себя, слушает учителя, то он пассивен. Такое понимание активности односторонне: ученик может быть внешне неподвижен, а его мысль в это время активно работает.

Важнейшей предпосылкой активизации мыслительной деятельности учащихся является использование задач, которые для своего решения требуют от учащихся обобщения, анализа исходных данных. При изучении темы «Технический рисунок» учащимся предлагается задача, в которой даны условие и готовое решение. Требуется определить, какие данные задачи являются лишними для ее решения. Если учащиеся хорошо усвоили, как выполняется технический рисунок, то они придут к выводу, что размеры на чертеже необязательны и определят, что и двух видов достаточно, чтобы представить форму детали и выполнить технический рисунок. Цели активизации служит такая работа учащихся, как самостоятельное составление графических задач. При изучении темы «Сечения» школьникам предлагается задание, в котором в качестве исходного материала дается наглядное изображение цилиндрической заготовки детали. Учащиеся должны методом графического моделирования доработать ее форму, используя такие элементы, как лыска, проточка, канавка в различных сочетаниях и затем выполнить чертеж детали с применением сечений.

Важно отметить, что активизация познавательной деятельности необходима для успешного решения не только учебных, но и воспитательных задач, поскольку развивает интеллектуальные способности, воспитывает любовь, уважение к труду, пробуждает любознательность.

Используемая литература:

  1. Ботвинников А. Д. Методическое пособие по черчению: к учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение. 7-8 классы»/ А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский и др.-М.:ООО «Издательство Астрель» : ООО «ИздательствоАСТ», 2004.

  2. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/ авт.-сост. С. В. Титов.- Волгоград: Учитель, 2006.

  3. Гервер Г. А. Творческие задачи по черчению: Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1991



© 2010-2022