Урок по технологии на тему Кулинария

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Досегаева Г.А.

.Учитель технологии Ярославского филиала

МБОУ «Никифоровская СОШ №1»




5 класс. Тема урока. «Блюда из яиц»

Тип урока. Урок изучения нового материала.

Цель урока.

Дать представление о пищевой ценности яиц, их значении в питании человека.

Задачи урока.

  1. Обеспечить восприятие и осмысление представлений о яйце и яичных продуктах. Сформировать навыки по определению доброкачественности яиц и приготовлению блюд из яиц.

  2. Развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.

  3. Создать условия для выполнения самостоятельной деятельности.

  4. Воспитывать взаимодействие в коллективе.

Необходимое оборудование и материалы.

  • Оборудование кухни - лаборатории, инструменты, приспособления, посуда.

  • Куриные яйца для лабораторной и практической работы.

  • Набор продуктов для практической работы.

  • Компьютер, проектор, экран.

  • Слайдовая презентация.

  • Инструкционные карты для лабораторной работы.

  • Технологические карты. Яйца «Сюрприз» (приложение №2)

Для учащихся:

  • Рабочая тетрадь, кулинарная энциклопедия, письменные принадлежности.

  • Таблица «ЗУХ» (приложение №1)

Ход урока.

1. Организационный момент

Подготовка дежурными рабочих мест для выполнения практической работы (до занятия).

Проверка готовности к уроку.

Учитель: (звучит медленная музыка.)

В некотором царстве, Кулинарном государстве, был объявлен конкурс на замещение вакантной должности придворного повара. Всем желающим занять это место предлагалось отгадать загадку и приготовить блюдо.

«Фунт еды, да фунт воды, да фунт соли. Сварю, стану есть - несолено».

(Фунт - единица измерения массы 1 фунт - 450 грамм)

Трудная загадка! Многие пытались её разгадать, но ни у кого не получалось.

Однако нашёлся повар, настоящий профессионал, который справился с заданием!

Что же приготовил повар? (ребята высказывают своё мнение) Повар сварил яйцо, разумеется, в скорлупе.

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Ребята, мы продолжаем путешествие по стране Кулинария. (Слайд № 1)

Добро пожаловать в «Мир солнышка в скорлупке».

СУрок по технологии на тему Кулинарияегодня мы побываем в гостях у придворного повара Калорьевича и узнаем всё о яйце и яичных продуктах,

научимся готовить блюда из яиц.

Знакомьтесь! (Слайд № 2)

Повар у плиты творит

Как на крыльях он парит.

Каждое его творенье -

Просто сказка, объеденье,

Мысли, творчества полёт,

Тот, кто пробовал, поймёт.

Поварское дело не ремесло, а искусство.

У древних римлян существовали поговорки: «Жизнь - из яйца», «С яйца - с самого начала», потому что свою трапезу они всегда начинали с яйца, которое они не варили, а выпивали сырым.

3. Объяснение нового материала.

Учитель: В каждом маленьком яйце скрыто столько загадок!

Раскроем их и станем настоящими экспертами в области яиц. (Слайд № 3)

Свои знания по теме будем сохранять в таблице «ЗУХ».

Таблица «ЗУХ»

Знаю

Узнал

Хочу узнать




  • Яйцо - пища, приготовленная природой в идеальных пропорциях.

А вот и первая загадка. Какие полезные вещества содержатся в 45 граммах яйца?

Работа с текстом кулинарных энциклопедий.

Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

(приём «Инсерт»). (Слайд № 4)

Задание: вчитываемся в текст и делаем пометки: " V " - уже знал, " + " - новое,

" ? " - есть вопросы (хочу узнать).

Учитель: Ребята, давайте сделаем вывод по прочитанному. Таблица «ЗУХ».

Вывод. (Слайд № 5)

Современная наука определила, что в состав яиц входят жизненно необходимые человеку вещества: белки, жиры, минеральные соли, витамины А, D, Е и В.

Основная часть полезных веществ сосредоточена в желтке.

Правда, нельзя забывать и о том, что в яйце содержится много холестерина (именно поэтому яйца ограничены в употреблении при заболеваниях почек и печени).

Исследование показало, что люди со здоровой диетой могут съедать по яйцу в день, и уровень холестерина в крови не поднимется.

Согласно статистике, человек ежегодно употребляет в пищу около 200 куриных яиц.


  • Чтобы разгадать вторую загадку, отправимся с поваром Калорьевичем в магазин.

Просто поразительно, как много информации содержится на яйце!

Какую информацию содержит штамп на яйце?

Беседа (ребята высказывают своё мнение).

Маркированные яйца с указанной датой называются диетическими.

По истечении 7 суток они становятся столовыми.

Работа по учебной таблице. (Слайд № 6)

(Схема зарисовывается учащимися в рабочую тетрадь)

1-й категории (45 - 60 г)

Диетическое

2-й категории (40г. и меньше)

Куриное яйцо

Урок по технологии на тему КулинарияУрок по технологии на тему Кулинария

Столовое (срок хранения до 30 суток)

Урок по технологии на тему Кулинария

Урок по технологии на тему Кулинария

Меланж - замороженная смесь белка с желтком

Урок по технологии на тему Кулинария

Яичный порошок - высушенный меланж

- Крупные яйца массой 45 г. и более маркируют красной краской - это продукт 1-й категории.

- Яйца массой 40 г. и меньше - синей краской - это продукт 2-й категории.

К яичным продуктам относятся меланж (замороженная смесь белка с желтком) и яичный порошок (высушенный меланж). Эти продукты особенно удобны для использования в пищевой промышленности и на предприятиях общественного питания.

Срок хранения яиц в холодильнике - 30 суток, при комнатной температуре - 12 суток.

Советы повара Калорьевича. (Слайд № 7)

  • Яйца сохраняются лучше, если лежат тупым концом вверх.

  • При отсутствии холодильника яйца можно сохранить свежими, если смазать скорлупу тонким слоем сала или растительного масла, завернуть каждое яйцо в бумагу, уложить в корзинку и повесить ее в темном проветриваемом месте.

Стадия осмысления.

Учитель: Начинаем заполнять таблица «ЗУХ».


  • Раскроем ещё одну загадку и познакомимся со строением яйца.

(работа по учебной таблице) (Слайд № 8)

Урок по технологии на тему Кулинария



.


Яйцо покрыто скорлупой, под которой находятся две подскорлупные оболочки. Между ними образуется воздушная камера - пуга. В процессе хранения яиц пуга увеличивается. Под оболочками находится белок. В середине его на двух канатиках «подвешен» желток.

Белок составляет около 60% содержимого яйца, а желток - около 40%.


  • Очень важно, чтобы яйца были свежими, а как это узнать, вот так загадка?

Как определить свежесть яйца? (ребята высказывают своё мнение)

Вывод.

Для определения их доброкачественности можно использовать несколько способов.

1. Просвечивание (с помощью овоскопа)

2. Погружение в воду.

4. Лабораторная работа.

Проведём опыт и определим качество яиц в подсолённой воде. (Слайд № 9)

(работа выполняется в парах по инструкционной карте)

Ход работы.

1. В стакан с водой всыпьте столовую ложку соли и размешайте.

2. Опустите в стакан яйцо и определите его качество в соответствии с таблицей.

3. Оформите результаты опыта: зарисуйте положение яйца в стакане с водой и охарактеризуйте его качество.

Качество яйца

Положение яйца

Яйцо свежее

Опустилось на дно стакана

Недостаточно свежее

Плавает чуть выше дна

Недоброкачественное

Находится на поверхности жидкости

Яйца могут быть источником инфекционного заболевания, в процессе приготовления пищи из них необходимо соблюдать правила.

Советы повара Калорьевича. (Слайд № 10)

  • Использовать только свежие, хорошо вымытые яйца (это снизит возможность попадания вредных микробов со скорлупы в пищу)

  • Соблюдать режим тепловой обработки яиц.


  • Опять загадка, какие вкусные блюда можно приготовить из яиц?

Предлагаю принять участие в игре «Яичный аукцион» (кто последний назовёт блюдо из яиц).

Вывод. (Слайд № 11)

Из яиц готовят яичницы, омлеты. Яйца можно фаршировать. Кроме того, яйца широко используются при приготовлении котлет, запеканок, блинчиков, а также кондитерских изделий.

В кухне народов мира можно найти около 3 тысяч рецептов блюд из яиц.

В русской национальной кухне, например, яйца готовили, как отдельное блюдо.

Как пищевое сырье, для смеси с другими продуктами яйца не воспринимались. Даже в тесто их стали употреблять лишь в XIX веке по примеру французов.


  • Как же правильно варить яйца? (ребята высказывают своё мнение)

Рассмотрим способы варки яиц (работа с таблицей). (Слайд № 12)

Способ приготовления

Время приготовления, мин

Готовность

Всмятку

2

Белок свернулся наполовину, желток не свернулся

«В мешочек»

4 - 5

Белок свернулся, желток не свернулся

Вкрутую

7 - 10

Желток и белок свернулся


  1. Подготовка к практической работе.

Учитель: Мы переходим к практической работе, но сначала запомним несколько правил!

Советы повара Калорьевича (Слайд № 13)

  • Никогда не варите яйца сразу из холодильника, потому что очень холодные яйца, которые кладут в горячую воду, скорее всего, лопнут.

  • Никогда не варите яйца слишком долго (желтки потемнеют, белок будет похож на резину).

  • Всегда используйте маленькую кастрюлю - когда слишком много места, яйца могут стукнуться друг об друга и потрескаться.

  • Помните, что у яиц есть подушечка на тупом конце, где собирается воздух. Во время варки там может собраться давление и скорлупа потрескается. Чтобы этого избежать, проколите яйцо с тупого конца иголкой, чтобы выходил пар.

  • Если скорлупа яйца слегка треснута, яйца надо варить в солёной воде, чтобы белок не вытек.

  • Сваренные яйца опускают в холодную воду, чтобы они легче очистились.

Стадия осмысления.

Учитель: Заполним таблицу «ЗУХ».

Вводный инструктаж.

Перед выполнением практической работы проводится инструктаж по правилам техники безопасности:

- при пользовании электронагревательными приборами;

- при работе с горячей жидкостью.

Разбирается схема приготовления и требования к качеству блюда.

6. Практическая работа. Выполняется в соответствии с графиком работы с использованием технологической схемы и рецептуры.

Технологическая карта. Яйца «Сюрприз». (Слайд № 14)

Наименование продукта

Кол-во

Последовательность приготовления

Посуда и инвентарь

Яйца

1 шт.

Сварить вкрутую. Очистить. Разрезать пополам. Вынуть желток

Кастрюля, нож, разделочная доска

Паштет

2 ч. ложки

Смешать с желтком

Тарелка, вилка

Соль

По вкусу

Добавить в паштет с яйцом. Смешать.

Ложка

Майонез

1 ст. ложка

Наполнить половинки яйца полученным фаршем и сверху залить майонезом. Украсить зеленью.

Ложка, сервировочное блюдо

Варка яиц идёт полных ходом, но не все загадки ещё разгаданы.


  • Как культурно съесть яйцо на завтраке?!

Учитель: Для этого надо знать некоторые тонкости яичного этикета (сообщение готовится ученицей)

Ученица: Помните, почему началась война между лилипутами (Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»). Так вот, для тех, кто этого не знает: война началась из-за разного подхода к разбиванию яйца. Одни говорили, что надо бить яйцо с тупого конца, другие - с острого. Разногласия были настолько остры, что привели к войне.

Если вам подали яйца вкрутую, ни в коем случае не разбивайте их о краешек стола или тарелки. Согласно правилам этикета, надо взять яйцо в левую руку и ложкой сделать пару-тройку резких ударов по скорлупе. Затем очищаете ее и убираете на край тарелки. Когда яйцо «освобождено», держите его для устойчивости левой рукой и разрезаете вдоль на две половинки - это можно делать ножом или вилкой.

Определение качества.

  1. Оценка сервировки стола.

  2. Определение качества приготовленного блюда согласно требованиям (самоконтроль и взаимоконтроль).

  3. Анализ допущенных отклонений при приготовлении и оформлении блюда.

Уборка стола, рабочего места и мытье посуды (согласно графику).

7. Подведение итогов занятия.

Учитель: Заполним таблицу «ЗУХ». Проанализируем нашу работу, подведём итог.

Обобщение знаний учащихся.

Домашнее задание: повторить изученный материал (стр.145-147, вопросы для самопроверки).

Интересная информация от повара Калорьевича (Слайд № 15)

Всемирный день яйца - неофициальный праздник всех любителей кулинарных блюд, одним из основных ингредиентов которых является яйцо (омлеты, запеканки, глазуньи, сырники и т. д.). Отмечается во вторую пятницу октября.

Учитель: Обыкновенное яйцо - пищевой продукт, но его воспевают в песнях, сочиняют сказки (Курочка Ряба). Форма яйца вдохновляет художников, дизайнеров, архитекторов.

«Яйцо в искусстве» (сообщение готовится ученицей) (Слайд № 16, 17)

Ученица:

- В городе Коломыя находится архитектурное сооружение в форме яйца, сюда

приезжают посетители из разных стран.

- В Москве на улице Маликова стоит удивительный Дом - яйцо (архитектор С. Ткаченко).

- Театр - музей Сальвадора Дали уникальное здание в Испании.

- Памятник «Колумбово яйцо» стоит в городе Сан - Антонио - Абад.

8. Рефлексия деятельности на уроке.

Синквейн: существительное; два прилагательных; три глагола в неопределённой форме; пословица, фраза или крылатое выражение; синоним.

Составление учащимися синквейна. (Слайд № 18)

  1. Яйцо;

  2. таинственное, хрупкое, полезное;

  3. купить, варить, угощать;

  4. «солнышко в скорлупке», «в доме еда, а дверь заперта», «яйца курицу не учат».

  5. жизнь, здоровье.

(Слайд № 19)

Учитель: Уважаемые эксперты в области яиц, я благодарю вас за активную работу. Новых вам открытий и побед в стране Кулинария. Урок окончен.

В помощь учителю.


Использованные источники и литература.

  1. Интернет ресурсы:

kmspb.narod.ru/posobie/insert.htm - Информационный банк современного учителя.

1001recept.com/recipes/eggs/index.html#Кулинарно

obozrevatel.com/news/2009/10/5/325169.htm

mega.km.ru/Health/encyclop.asp?topic=STAT_FOODDOC_111&rubr=STAT_FOODDOC_111

ru.wikipedia.org/wiki/Яйцо_(еда)

tana.ucoz.ru/load/319

dobrieskazki.ru/povar.php

rian.ru/society/20091009/188120863.html

moikompas.ru/compas/bluda_s_yazamy


  1. Технология (учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений). Под редакцией В.Д. Симоненко. Вариант для девочек. М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 2014 г.

  2. Журналы «Школа и производство».


© 2010-2022