Открытый урок «Моделирование фартука» в 6 классе

Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока «Моделирование фартука» 6 класс

Дата поведения 19 марта 2015г.

Цели урока:

Раскрыть понятие «Моделирование»;

Дать общее представление о моделировании швейных изделий;

Познакомить учащихся с профессией модельера;

Научить приемам моделирования фартука;

Задачи:

Образовательные:

  • Актуализировать знания учащихся о моделировании одежды;

  • Научить правилам моделирования фартука;

  • Дать представление о цветоведении.

Развивающие:

  • развивать умение действовать по алгоритму;

  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

  • развивать зрительно-моторную координацию через обучение детей рациональным приемам и способам моделирования в условиях зрительного дефекта.

  • формировании специальных навыков выполнения различных видов предметно-практических действий.

Воспитательные:

  • воспитывать положительную мотивацию к изучению предмета;

  • повышать познавательную активность учащихся в процессе изучения технологии;

  • совершенствовать навыки самоорганизации и самоконтроля;

  • сформировать осознанное стремление познавать рациональные для детей с нарушением зрения способы и приемы обслуживающего труда, овладевать ими и применять их на практике.

  • Закрепить знания, умения и навыки моделирования фартука.

  • Воспитывать творческие способности, эстетический вкус, аккуратность при работе.

Тип урока: Комбинированный.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база: Компьютер, презентация на тему моделирование фартука.

Дидактическое обеспечение: шаблоны основы чертежа фартука - для каждого ученика. Альбом, цветная бумага, клей , фломастеры, ножницы. Пазлы для контроля знаний. Кроссворд на пройденный материал.

Методы: Беседа, рассказ, объяснение, средства наглядности, метод проблемного обучения, дидактическая игра, практическая работа, самостоятельная работа.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: Индивидуальная, групповая.

План урока

1. Организационная часть

2. Актуализация знаний

- Устный опрос

- Игровой элемент(пазл фартука)

3. Изложение нового материала

- Теоретическая часть

- Практическая работа

4. Изложение нового материала

- Теоретическая часть

- Практическая работа

5. Изложение нового материала

- Теоретическая часть

- Практическая работа

6. Самостоятельная работа

7 . Итоговая часть урока

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих.

II. Сообщение темы и целей урока. (2 мин)

Сообщает тему и цель урока.

Записывают тему в тетрадь

III. Повторение пройденной темы. (5 мин) Актуализация знаний пройденного материала

Предоставляет слово докладчику по теме: «История появления фартука». Задает вопросы на повторение пройденной темы.

Ученик рассказывает о происхождении фартука.

Отвечают на вопросы.

IV. Изучение нового материала. (10 мин.) Работа с новым материалом.

1. Рассказывает о процессе изготовления одежды, знакомит с профессиями: художник-модельер, художник-конструктор, технолог швейного производства.

2.Рассказывает о сочетании цвета, отделки, формы фартука.

3. Показывает на компьютере приемы технического

моделирования фартука

Отвечают на вопросы по теме урока.

V. Физкультминутка. (1 мин.)

Выполняет физкультминутку

Выполняет физкультминутку

VI. Продолжаем изучение материа.

Закрепление нового

Материала.

Показывает на доске принципы моделирования.

Показывает презентацию «Моделирование фартука»

Приглашает группу учащихся и дает поработать у доски с бумажными лекалами деталей фартука

разных форм и цветов.

Слушают, отвечают на вопросы в ходе работы.

Выполняют работу у доски.

Класс помогает если есть затруднения.

V11. Практическая работа

Работа в альбоме с цветной бумагой

Моделируют фартук в альбоме из цветной бумаги.

VI1I. Закрепление материала. (3 мин.)

Задает вопросы на закрепление

Отвечают на вопросы

IX. Подведение итогов урока.(3мин)

Оценивает работу учащихся.

1.все ли тебе удалось сделать?

2.на уроке мне понравилось…

3.мне пригодятся полученные знания….

Говорят о том, чему научились на уроке.

Домашнее задание, уборка класса.

Убирают рабочие места.






Эпиграф к уроку

«Человек по натуре своей - художник.

Он всюду, так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту…

Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду»

М. Горький

Ход урока

1. Организационная часть. Приветствие учителя и учащихся. Проверка присутствующих на уроке.

Актуализация знаний учащихся. Устный опрос:

Напомните мне, пожалуйста, чем мы занимались на прошлом уроке?

Что такое конструирование одежды?

Почему чертеж фартука можно сделать на половину фигуры?

Назовите детали фартука?

Дополнительные вопросы:1Что может входить в комплект рабочей одежды?

2Каково назначение рабочей одежды?

3.Какие мерки обозначаются буквами Ст. и Днч?

4.Какие требования предъявляют к рабочей одежде?

5.Почему мерки длины записывают полностью, а мерки полуобхватов в половинном размере?

6. Какая деталь фартука имеет форму прямоугольника?

7. Какую форму могут иметь карманы?

8.Как снимается мерка Ст?

9.Какую мерку надо снять для определения длины фартука?

10.От какой мерки зависит ширина нижней части фартука?

11.Какими буквами обозначаются точки, расположенные на линии низа фартука?

12.Как обозначается мерка «полуобхват бедер»?

Давайте запишем с вами в какой последовательности идет изготовление фартука. Помогайте мне.

1.Эскиз фартука

2.Снятие мерок

3.Построение выкройки фартука.

4.Моделирование.

5.Раскрой.

6. Пошив фартука

Определите на каком этапе мы находимся?

Правильно- моделирование.

Конструирование одежды тесно связано с моделированием. Моделирование - это процесс создания новой одежды по фасону и отделке.

Работа по моделированию проводится в определенной последовательности:

-

Ознакомление с фасонами изделия;

- Ознакомление со способами изменения выкройки;

- Выполнение элементов моделирования;

- Ознакомление с сочетанием цветов.

1. Ознакомление с фасонами фартуков.

Мы начнем с истории фартука. Данный элемент одежды является неотъемлемой частью национального костюма.

У каких народностей в национальном костюме присутствует фартук? (русские, белорусы, украинцы, поляки, литовцы, немцы, мордва и т. д.).(можно вставить доклад учащигося или продолжить учителю)

Неотъемлемым элементом русского женского крестьянского костюма является передник ( запон, нагрудник, фартук ). Если в повседневном варианте он имел скорее утилитарное назначение - защищал одежду от загрязнения, то в праздничном был частью ее общего художественного решения.

Повседневные передники изготавливали из холста или пестряди. Подол украшали полосами узорного ткачества, ситцем, оборками. Праздничные передники выполнены из фабричных тканей - ситца, сатина, кашемира. Их часто полностью декорировали вышивкой, ткаными узорами, кумачом, гарусом.

В деревне основные праздники были связаны с сельскохозяйственными работами и с семейными событиями, главное из которых - свадьба. Приданое каждая девушка готовила себе в течение нескольких лет, проявляя фантазию, мастерство в ткачестве, вышивке, плетении кружев, умение красиво соединять разные материалы. Одна перед другой девушки старались показать себя искусными рукодельницами. Они сравнивали работы - чьи красивее, учились друг у друга, перенимали навыки у старших. Девушка делала себе красивые сарафаны, рубахи, головные уборы, скатерти, подзоры, полотенца: готовила много нарядных вещей, которые полагались дарить во время свадьбы жениху и его родне. Передники в традиционном и стилизованном виде используются и сегодня. Демонстрируется русский народный костюм (ученицей 8 класса).

Давайте рассмотрим модели фартуков: Демонстрация слайдов из проекта.

Чем отличаются 2 этих фартука?

Какие детали фартуков имеют разную форму?

Какая отделка используется в изделиях?

Приглашаю к доске 2х учениц работать с лекалами

Девочки работают, создавая модель фартука, подбирая нужные детали, используя различные заготовки карманов, грудки и нижней части.

Вопрос:

Как можно создать новую модель при помощи измененных деталей выкройки? (девочки создают модел)

Лекала заготавливаю заранее из цветной бумаги, разных форм и деталей.

Отдельные детали изделия, входящие в один комплект должны сочетаться между собой по форме: если нагрудник имеет верхний срез в виде уголка, то и нижняя часть фартука и карманы должны быть срезаны уголком а не округлены. Если за основу принимается округлая форма: то надо скруглить срезы деталей фартука (карманов, нагрудной и нижней части фартука).

3.Отделка.

Отделкой может служить вышивка, аппликация, отделка тесьмой, кружевом, можно использовать ткань другого цвета.

4. Цвета.

Цвет - одно из самых выразительных средств в костюме. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. При всех индивидуальных особенностях есть научно обоснованные общие закономерности восприятия цветов. Например, красный цвет - это символ Солнца, огня, крови, жизни; но он же означает тревогу, опасность, угрозу для жизни. Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черный цвет с точки зрения физики - пустота, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл - все «ночное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.

Другие цвета тоже несут свою «смысловую нагрузку, но она, конечно, достаточно условна и неоднозначна. В наше время в ряде случаев существуют «цветовые законы» - традиционные сочетания цветов в национальных костюмах; обязательные цвета в форменной и специальной одежде, эмблемах, знаках различия военных, служащих, врачей, спортсменов и т. д.

Существует целое учение о цветах - цветоведение. Кроме семи цветов радуги - спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), в цветовой круг входит, как бы замыкая его пурпурный цвет, расположенный между фиолетовым и красным.

Основными принято считать 4 чистых цвета : красный, зеленый, желтый, синий. Все остальные оттенки получаются путем их смешения и добавления черного и белого - ахроматических, т. е. «нецветных» цветов различные оттенки серого, неяркие коричневато-зеленоватые тона называют нейтральными. Если в состав цвета входит красный или желтый - он воспринимается как теплый, а зеленый и особенно синий придают «холодность».(Демонстрация слайдов на компьютере)

Теперь и вы можете себя попробовать в роли модельеров.

Кто такой модельер?

Каких модельеров знаете вы?

Изготовлением и моделированием одежды занимаются специалисты нескольких профессий, таких как: Художник-модельер - моделирует одежду. Для выполнения такой работы необходимы знания человеческой фигуры, ее пропорций и пластики. Нужно разбираться в технологии швейного дела, а так же в законах построения костюма, линиях кроя и отделки. Художник - конструктор - изготовляет чертежи и выкройки. Технолог швейного производства - разрабатывает последовательность изготовления одежды, согласно чертежам. Швея - выполняет швейные операции.

Моделирование - процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью. Это творческий процесс создания одежды, новой по фасону и отделке. Различают несколько видов моделирования. Художественное моделирование - создание коллекций моделей, учитывая при этом моду и стиль одежды, им занимаются художники - модельеры. Техническое моделирование - создание чертежей и выкроек по эскизам, рисункам, им занимаются модельеры - конструкторы.

Работа любого модельера начинается с формулы: "для кого - для чего - из чего" Конструирование одежды тесно связано с моделированием. Моделирование - процесс создания одежды новой по фасону и отделке. Термин «Моделирование» происходит от слова «Модель», т.е. образец, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами. Моделирование - процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью. (в тетрадь)

Девочка делает небольшое сообщение о модельерах.

Объясняю как выполнить моделирование в альбоме:

При помощи лекала фартука вырезать фартук из цветной бумаги, нанести линии нужного вам фасона, изготовить задуманное лекало. Вырезать его и оформить работу в альбоме , наклев лекало фартука в альбом в соответствии с вашим эскизом.

Закрепление полученных знаний.

1. В чем заключается моделирование?

2.Как можно изменить форму нагрудника фартука?

3.Какую форму могут иметь карманы?

4.Как можно отделать фартук, изготовленный из ткани с рисунком?

5.Что еще используют в моделировании, помимо изменения формы деталей? (отделку)

Кроссворд 5кл. Фартук.

По горизонтали:

2-Художественное оформление фартука,

3-Бумажные детали фартука,

7-Предмет, при помощи которого наносятся линии,

8- Размеры по которым шьётся фартук.

По вертикали:

1-Изменение формы деталей выкройки фартука,

3-Изображение рисунка нитками на ткани,

4- Лента, используемая для украшения фартука,

5- Получается при изменении формы фартука,

6-Инструмент, используемый для определения длины,

9-То из чего шьют фартук,

10-Изображение фартука на бумаге.

Домашнее задание:

Решить кроссворд.

Выписать в рабочую тетрадь новые слова для вас из кроссворда.

Принести ткань и выкройку вашего фартука, что мы с вами построили.


Список использованной литературы

Технология. 5-11 классы: Программы общеобразовательных учреждений/ под ред. Ю.Л.Хотунцева, В.Д.Симоненко - М.: Просвещение, 2010. - 205 с.

Сафина, Л.А. Дизайн костюма/ Л.А.Сафина, Л.М.Тухбатуллина, В.В.Хамматова. - Ростов: Феникс, 2008. -390 с.

Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Г.И.Кругликов. - М.: Академия, 2004. - 480 с.

Симоненко, В.Д. Технология. Обслуживающий труд. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 4-е издание, переработанное. - М.: Вентана - Граф, 2009. - 255 с.

Кудряшова, Н.И. О цвете в одежде / / Школа и производство. 2002. - №5 - С.41

Герасименко, О.В. Проектирование и изготовление фартука в 5 классе //Школа и производство. - 2007. - № 5. - С.27-33



© 2010-2022