Авторская программа дополнительного образования

Разработана авторская программа «Весёлые переплётики», основой которой послужила программа плетение из лозы. но материалом послужил веничный сорго, доступный, экономичный и экологически чистый природный материал. Данная программа рассчитана на один год обучения с общим количеством часов-34 часа. Возраст учащихся 13-15 лет. Для руководителя разработан календарно-тематический план, в котором предусматриваются названия разделов и тем, основные понятия, содержание практической деятельности, методи...
Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторская программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

«Весёлые переплётики»

Автор: Зубова Наталья ПетровнаПлетение из веничного сорго 6-8 класс

2015г

МОУ «Новоигирменская СОШ №2»

П.НОВАЯ ИГИРМА



Авторская программа дополнительного образованияАвторская программа дополнительного образования

Муниципальное образовательное учреждение

«Новоигирменская средняя общеобразовательная школа №2»



Рассмотрено на заседании ШМО

«Согласовано»

«Утверждено»:

Руководитель МО

зам. дир. по УВР

Директор МОУ СОШ № 2


МОУ СОШ № 2


_______ /Сердюкова О.Г./

__________ /Меджус А.И./

_________/Маскаленко М.А./

Протокол №__ от


Приказ № __

«__» __________ 20__ г

«__» __________ 20___ г.

от «__» ___________ 20__ г.





Программа дополнительного образования

«Веселые переплётики»

6-8класс




Составлена учителем технологии I квалификационной категории

Зубовой Натальей Петровной















Программа дополнительного образования " Весёлые переплётики"

Количество часов в год 34, в неделю 1 час.

Программа включена в план внеурочной деятельности МОУ «Новоигирменская СОШ №2».

Организационные условия реализации программы:

  • время проведения в течении года

  • режим проведения - занятия проводятся в рамках внеурочной деятельности по разделам программы с учетом интереса учащихся к данному направлению декоративно-прикладного творчества.

  • место реализации программы - МОУ СОШ №2 п. Новая Игирма.

Пояснительная записка

Программа «Весёлые переплётики» ориентирована на активное приобщение обучающихся к художественному творчеству и носит образовательный характер.

В последние годы уделяется большое внимание изучению и возрождению угасающих видов декоративно-прикладного искусства. В этой связи особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой доступных растительных материалов - веничного сорго, бересты, соломки, камышовых и кукурузных листьев и другого материала. Изучая на занятиях технологию изготовления плетеных изделий из веничного сорго, учащийся способен применить свои умения в оформлении интерьера, флористике, оформлении подарков и др. Данная программа призвана обогатить знания, расширить кругозор школьников в области декоративно- прикладного искусства. В процессе работы у учащихся формируется чувство цвета, ритма, тренируются пальцы рук, глазомер, а также развиваются интеллектуальные способности учащихся, чувство коллективизма.

Природа - замечательная мастерская. Одним из преимуществ работы с природным материалом является то, что он доступен и экологически чистый материал. Исходный материал: веничный сорго и древесина сосны. Для работы с природным материалом не понадобится дорогостоящего оборудования, практически всё найдется у каждого дома.

Научить школьников плести из природного материала - это значит, приобщить их к ремеслу, которое издавна бытовало на территории нашей страны и в наши дни переживает второе рождение, так как появился большой спрос на плетеные изделия для украшения интерьера. Природные дары при грамотном их использовании ежегодно дают материал, из которого можно делать красивые вещи.

Новизна данного опыта заключается в том, что в настоящее время отсутствуют программы в технике плетения из соломы веничного сорго. Особенностью разработки является то, что занятия носят практико-ориентированный характер. Для проведения занятий используются различные виды деятельности. Также в рамках программы идет усвоение элементов художественной культуры и прикладного творчества, создаются благоприятные предпосылки для формирования личности с развитым творческим самосознанием, духовно-нравственными ценностями и устойчивыми гуманистическими стереотипами поведения. На сообщение теоретических сведений, которые связаны с практической работой, отводится не более 20% учебного времени

Продолжительность реализации программы:

Данная программа рассчитана на один год обучения. Объем программы: учебно-тематический план. Общее количество часов-34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность 45 минут. Содержание занятий углубляются и расширяются в соответствии с возрастом детей.

Цель программы - создание условий для творческого развития школьников и их самореализации средствами декоративно- прикладного творчества.

Задачи программы:

  • приобщать учащихся к художественному творчеству;

  • познакомить учащихся с техникой плетения венечного сорго ;

  • способствовать развитию художественного вкуса, трудолюбие, честность, смекалку, коллективизм глазомера, моторики рук и творческой активности при выполнении работ.

Ожидаемые результаты программы

Результат

УУД

Критерии и показатели результативности программы

Результат первого уровня - предметные (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни)

  • расширение знаний школьников о декоративно-прикладном творчестве с использованием природных материалов, правилах заготовки, сортировки и хранения соломы веничного сорго.

  • формирование готовности учащихся познакомится с особенностями техники плетения из природного материала-веничного сорго.

Развитие регулятивных УУД (планирование и организация деятельности; самоконтроль и самооценивание)

100% учащихся расширят свои знания в этой области

Результат второго уровня - личностные (формирование позитивного отношения школьников к художественным ценностям нашего общества )

  • Пробуждение интереса к художественному творчеству связанным с изготовлением декоративных поделок в технике плетения из веничного сорго.

Развитие личностных УУД

(смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения)

100% учащихся оценят свои трудовые навыки с точки зрения соответствия эстетическим требованиям изготовления декоративных изделий в технике плетения.

Результат третьего уровня - метапредметные (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия)

  • развитие творческих способностей, кругозора подростков, их интереса к познавательной деятельности;

  • развитие коммуникативных навыков у подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;

  • овладение специальными трудовыми навыками;

Развитие познавательных УУД;

Развитие коммуникативных УУД.

85 % учащихся смогут качественно, самостоятельно изготовить декоративное плетёное изделие.

Планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • первоначальные представления о нравственном и созидательном значении труда в жизни человека и общества;

  • уважительное отношение к труду людей;

  • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности;

  • осознанный выбор в мире профессий;

  • навыки самообслуживания;

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • планировать технологический процесс в технике плетения из веничного сорго;

  • подбирать материал и технологии с учетом характера объекта;

  • подбирать оборудование, инструменты и приспособления с учётом требований технологий в технике плетения из природного материала;

  • овладеют навыкам ручной обработки природного материала-веничного сорго;

  • получат представление о многообразии природного материала пригодного для плетения, их видах и свойствах;

  • приемам безопасного труда при работе с горячей жидкостью, режущими и колющими предметам;

  • изготавливать несложные конструкции изделий из природного материала по рисунку, простейшему чертежу или эскизу;

  • пользоваться оборудованием, инструментами и приспособлениями необходимыми для плетения из веничного сорго;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

  • осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями;

  • самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в области информационно-коммуникационных технологий, в учебнике и справочной литературе;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи;

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • сотрудничать с партнерами при выполнении заданий в паре или группе;

  • оценивать свою познавательно-трудовую деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

  • распределять обязанности при работе в группе;

  • учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

Программа дополнительного образования «Весёлые переплётики» Основана на единых подходах и принципах:

  • принцип добровольности;

  • принцип от простого к сложному;

  • принцип опоры на интерес;

  • принцип природосообразности;

  • принцип ориентации на достижение успеха;

  • принцип научности;

  • принцип доступности;

  • принцип последовательности;

  • принцип взаимоуважения;


Обучение проводится в двух направлениях:

1. усвоение теоретических знаний;

2. формирование практических навыков( практическая часть включает в себя навыки изготовления изделий в технике плетения из природного материала- веничного сорго);

Для достижения наиболее наилучшего результата работы используют следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный.

Формы обучения:

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • фронтальная.

Типы занятий:

  • вводное;

  • практические;

  • комбинированные;

Формы итогового контроля: выставка творческих работ учащихся.

Для реализации программы «Веселые переплётики» необходима материально -техническая база:

Инструменты и приспособления:

  • измерительный и разметочный инструмент (линейка, карандаш, угольник, циркуль, ластик);

  • монтажный инструмент(ручной или электрический лобзик, дрель-шуруповерт, набор сверил, ножницы, набор наждачной бумаги, электрическая печь ,металлическая емкость для кипячения воды с крышкой, прихватка, булавки, шаблоны;

  • дополнительные материалы(клей «Момент», лак бесцветный по дереву, морилка);

Учебный план

№ п/п

Наименование базовых тем

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Вводное занятие.

1

-

2.

Общие исторические сведения о плетении. Заготовка, сортировка соломы веничного сорго.

2

3

3.

Техника плетения и виды декоративной отделки.

1

4

4.

Разновидности плетёных изделий из веничного сорго

1

10

5.

Самостоятельное изготовление сувениров.

1

10

6.

Итоговое занятие

1

-

Всего часов -34ч

6

28

1.Вводное занятие(1час):

Первое занятие в объединении «Весёлые переплётики» является вводным, на котором формируется детский коллектив. Знакомство с программой обучения. Цели и задачи. Просмотр работ по народному декоративному искусству. Организация рабочего места.

2. Общие теоретические сведения о плетении. Заготовка, сортировка соломы веничного сорго (5 часов):

Теоретические сведения: Знакомство с историческими сведениями о зарождении и развитии художественного плетения из природного материала. Знакомство с культурой - сорго, а также другим природным материалом который используется в плетении. Свойства природного материала. Инструменты и приспособления. Приемы безопасного труда с острыми и горячими жидкостями. Производственная санитария.

Практические работы: Сортировка и пробное кипячение прутьев соломы веничного сорго. Определение ломкости прутьев соломы до и после кипячения.

3. Техника плетения и виды декоративной отделки (5 часов):

Теоретические сведения: Полотняное переплетение. Клеевые материалы. Техника безопасности с клеевыми материалами.

Практические работы: Способы плетения на тренажере. Стыковка прутьев при переплетении клеевым и без клеевым способом. Декоративная оплетка верха корзины и ручек. Изготовление декоративных элементов(бант, спираль, декоративный узел).

4. Разновидности плетеных изделий из соломы веничного сорго(11часов)

Теоретические сведения: Дать понятие о разновидностях корзин, плетеных кашпо, оплетенных стеклянных сосудов. Отличия в технологии плетения. Приемы безопасного труда с аккумуляторной дрелью. Виды лаков и их состав.

Практические работы: Изделия на деревянной основе. Подготовка основания из древесины сосны. Разметка отверстий. Сверление отверстий под углом 300,900. Особенности клеевого соединения несущих конструкций и донышка. Плетение по кругу. Окончательная отделка изделия. Особенности сушки корзин на деревянной основе. Особенности покрытия лаком изделия из веничного сорго. Сушка изделия.

Настенное плетеное кашпо. Подготовка шаблона с разметкой отверстий разного диаметра. Особенности крепления несущих конструкцию стебельков. Технология плетения на съемном шаблоне. Способы изготовления крепёжных петель.

5. Самостоятельное изготовление сувениров (11часов).

Теоретические сведения: Советы и рекомендации по самостоятельному изготовлению творческих работ. Самоанализ ошибок и недочетов.

Практические работы: выполнение эскиза изделия учащимся, самостоятельная подготовка основания с элементами чертежа, подбор необходимых инструментов и приспособлений для выполнения сквозных отверстий, крепление несущих конструкцию стебельков и плетение по выбранной технологии учащимся изделия. Выбор декоративной отделки. Сушка и покрытие лаком изделия из веничного сорго.

6. Итоговое занятие.

Подведение итогов работы обучающихся за год. Анализ работ. Оформление выставки, ее обсуждение. Поощрение в устной форме на общешкольной линейке, грамотами, сертификатами, дипломами и памятными сувенирами. Выставка творческих работ учащихся.

Авторская программа дополнительного образования



© 2010-2022