Рабочая программа курса внеурочной деятельности Декоративно-прикладное искусство

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

г. Магнитогорска













Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Декоративно-прикладное искусство»

Возраст обучающихся: 11-12 лет













Автор-составитель: Агеева О.В.,

учитель технологии МОУ «СОШ №8»







Магнитогорск, 2015

ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

«Декоративно-прикладное искусство»


Направленность программы - художественно-эстетическая.

Старинное искусство вышивки лентами необычайно привлекательно и в наши дни. Ленты - шелковые, атласные, капроновые позволяют не только придать объем рисунку, передать природные сочетания цветов и оттенков, но и выполнить задуманную работу достаточно быстро. Из лент можно собирать отдельные детали - банты, цветы, фрукты, ягоды, придавая им дополнительный объем: такие мотивы можно просто нашивать на ткань.

В вышивке шелковыми лентами можно применять самые разные материалы - нитки, пряжу, бусины, и многое другое. В вышивке можно использовать ленты из различных материалов, разной ширины и плотности. Идеальны для работы ленты из натурального шелка. Самый доступный материал для вышивки - атласные ленты.

Программа рассчитана на одногодичный цикл обучения учащихся для средней школы в возрасте 11-13 лет. Программа является целостным интегрированным курсом, включает основы художественного изображения, учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста. Составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования при сохранении традиций российской школы, в области изобразительного искусства, трудового обучения. Программа разработана с целью выявить, развить способности учащихся, учитывая их интересы и наклонности.

1. Актуальность программы заключается в том, что через нее педагогу предоставляется возможность осуществить индивидуальный подход к каждому воспитаннику, прививать любовь к творчеству развивать чувство красоты, художественно - эстетический вкус. Через развитие творческих способностей осуществлять нравственное воспитание детей, воспитывать чувство к прекрасному, желание сделать кому - либо приятное (подарить свою работу и т. д.).

2. Новизна программы: заключается в необычности выбранного рукотворчества.

3. Цель программы: Способствовать развитию и формированию эстетической культуры личности средствами вышивания шелковыми лентами. Создать психолого-педагогические условия для формирования успеха и самовыражения личности каждого воспитанника.

4. Задачи программы:

1. Учить чувствовать красоту, развивать у ребят художественно - эстетический вкус.

2. Воспитание трудолюбия, уважения к народному искусству.

3. Воспитание чувства взаимопомощи, аккуратности.

4. Научить подбирать материал по цветовой гамме, фактуре, размеру.

5. Обучить выполнению изделий по схеме и собственному замыслу.

5. Основными функциями программы являются:

обучающая:

  • обучение новому виду деятельности; углубить и расширить знания о некоторых видах женского рукоделия;

  • формировать интерес к декоративно - прикладному искусству.

развивающая:

  • развитие творческих способностей ребенка, образного мышления, творческих способностей;

  • эстетический и художественный вкус;

  • содействовать формированию всесторонне развитой личности

воспитательная:

  • привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

  • воспитывать нравственные качества у детей;

  • формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.

просветительская:

  • стимулирование интереса к декоративному творчеству.

коммуникативная:

  • объединение детей в коллектив, установление новых контактов.

досуговая:

  • создание благоприятной атмосферы, организация досуга в соответствии с интересами каждого ребенка.

6. Принципы программы:

а). Принцип самодеятельности: ребята сами выбирают, каким видом деятельности будут заниматься, без специального глубокого обучения, они свободно могут развивать свои творческие способности.

б). Принцип самореализации: участники программы реализуют свои творческие способности.

в). Принцип целенаправленности: воспитанники учатся ставить перед собой реальные цели и стремятся достигать их.

г). Принцип оригинальности: девушки будут выдумывать и фантазировать.

7. Формы реализации программы:

- практикумы

- беседы

- выставки изделий

8. Методы:

- стимуляции и мотивации деятельности:

- общественное мнение

- поощрение

- похвала

9. Условия реализации программы

- программа рассчитана на школьников 11 - 13 лет

- общее количество - 34 часа, 1 раз в неделю.

Для освоения программы воспитанники получают определенный комплекс знаний и приобретают новые умения и навыки:

- комплекс специальных знаний, умений и навыков в декоративно - прикладном творчестве, умение применять их в быту и передавать другим людям;

- получать радость и удовлетворение от своего труда, радовать других своим творчеством;

- умение замечать прекрасное;

- развитие моторных навыков

Обучение проводится в двух направлениях:

  • Усвоение теоретических знаний.

  • Формирование практических навыков.

Во время реализации программы будут использоваться такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, выполнение практических заданий.

Программа способствует:

  • Развитию чувств красоты и художественного вкуса посредством практической деятельности;

  • Приобщению детей к национально - региональным особенностям;

  • Умению находить варианты решения в работе;

  • Оказанию помощи в самоопределении, самовоспитании, самоутверждении в жизни.

Формы контроля:

Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев определения результатов, формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Традиционными стали участие в городских выставках и конкурсах.

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать:

  • роль трудовой деятельности в жизни человека;

  • правила использования инструментов, приспособлений, правила безопасности труда;

  • историю развития культуры России;

  • виды технологической обработки материала;

  • иметь представлении о понятиях: эскиз, рисунок, мотив, орнамент, композиция, основные цвета, гармония, контраст;

  • способы окончательной обработки и оформления готовых изделий;

  • технологию изготовления простых изделий;

  • требования к качеству готового изделия.

Должны уметь:

  • пользоваться инструментами и приспособлениями для обработки материалов;

  • соблюдая правила техники безопасности труда выполнять различные виды ручных работ;

  • создавать банк идей и предложений;

  • выполнять эскизы и рисунок изделия;

  • выбирать оптимальный, лучший вариант;

  • определять и соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделия;

  • организовать рабочее место для индивидуальной и коллективной трудовой деятельности при работе с разными материалами;

  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, собственному замыслу;

  • осуществлять декоративную оформление и отделку изделий;

  • рационально размещать инструменты и приспособления на рабочем месте, наводить порядок на рабочем месте после завершения деятельности;

  • правильно использовать в работе ножницы, иглы, булавки.













Базовый учебный план

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

Введение в программу. ПТБ. История вышивки лентами. Гармония цвета.

1

1


    Материаловедение.

    1

    1


      Стежки и техника вышивки.

      4

      1

      3

        Основные элементы вышивки

        8

        2

        6

          Панно

          10

          1

          9

            Сувениры

            6

            1

            5

              Оформление и посещение выставок работ учащихся

              1

              1

                Экскурсии

                2

                2


                  Итоговое занятие

                  1

                  1

                  Итого

                  34

                  10

                  24

                  Учебно-тематический план

                  № п/п


                  Название темы

                  Кол-во часов

                  Дата

                  По плану

                  Проведено

                  Вводное занятие. ПТБ. Декоративно-прикладное искусство. История вышивки лентами

                  1

                  3.09

                  3.09

                  Материаловедение (1 ч.)

                    Подготовка ткани.

                    1

                    10.09

                    10.09

                    Стежки и техника вышивки (4 ч.)

                      Виды закрепок. Простой узелок

                      1

                      17.09

                      17.09

                        Ленточный стежок, бантик, возвратный стежок

                        1

                        24.09

                        24.09

                          Прямой стежок: простой, обвитый, объемный, перекрученный

                          1

                          1.10

                          1.10

                            Шов «захват» и «полупетля»

                            1

                            8.10

                            8.10

                            Основные элементы вышивки (8 ч.)

                              Строение цветов. Цветок «незабудка»

                              2

                              15.10; 22.10

                              15.10; 22.10

                                «Бутон на стебельке»

                                2

                                29.10; 12.11

                                29.10; 12.11

                                  Роза «Змейка», из закрученной ленты. Роза из узелка и собранной ленты

                                  2

                                  19.11; 26.11

                                  19.11; 26.11

                                    Объемная роза «Паутинка», бутон розы пришивной.

                                    2

                                    3.12; 10.12

                                    3.12; 10.12

                                    Панно (10 ч.)

                                      Незабудки

                                      2

                                      17.12; 24.12

                                      17.12; 24.12

                                        Белая лилия

                                        3



                                          Розы на решётке

                                          3



                                            Цветочная композиция

                                            2



                                            Сувениры (6ч.)

                                              «Цветочная поляна» к празднику 8 марта

                                              3



                                                Топиарий «Цветочное дерево»

                                                3



                                                  Оформление и посещение выставок

                                                  1



                                                    Экскурсии

                                                    2



                                                      Итоговое занятие

                                                      1



                                                      Итого

                                                      34




                                                      Содержание образовательной программы

                                                      1. Введение

                                                      Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Правила поведения и безопасной работы. История вышивки лентами

                                                      Цели: познакомить детей с курсом дополнительной образовательной программы: что нового они узнают, чему научатся за год;

                                                      познакомить с правилами поведения, безопасной работы;

                                                      выявить имеющиеся умения учащихся по вышивке лентами;

                                                      расширять знания детей о декоративно-прикладном искусстве, распространении вышивки на территории России, развивать понимание художественной формы в ис­кусстве, художественный вкус.

                                                      Оборудование: поделки, подушки, настенные панно, картины, сувениры.

                                                      .


                                                      1. Материаловедение.

                                                      Подготовка ткани. Материалы, необходимые для вышивки ленточками

                                                      Цели: Ознакомить ребят с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы; формировать навыки подбора материала в зависимости от выбранного изделия, формировать художественный вкус, воспитывать бережливость. Научить готовить ткань к вышивке.

                                                      Оборудование: Ткани: канва, нитки, шелковые ленты, гобеленовые иглы, пяльцы, карандаши, бумага.

                                                      Материалы, необходимые для вышивки ленточками: ленты(шелковые, сатиновые, текстурные, двухцветные и меланжевые, из синтетических материалов), иглы, пяльцы, ткань для основы.

                                                      Практическая работа: Выполнение рисунков цветов, букетов.

                                                      3. Стежки и техника вышивки

                                                      Цели: Научить выполнять закрепление несколькими способами и простой узелок, вышивать лентами стежки: «Цепочка», «Мушка», «Воздушная петля», Ленточный, Прямой стежок, «Козлик», сетка, «Трилистник» «Веточка» формировать правильные приемы работы; воспитывать аккуратность и усидчивость.

                                                      Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, образцы стежков, инструкционные карты.

                                                      Практическая работа: выполнение стежков: виды закрепок, простой узелок, ленточный стежок, бантик, возвратный стежок, прямой стежок.

                                                      4.Основные элементы вышивки

                                                      Цели: Ознакомить учащихся со строением различных цветов, показать последовательность наложения лент с учетом строения цветка; научить выполнять основные элементы вышивки: ромашки, подснежники, ирис, розы, бутоны, пестики, формировать безопасные и правильные навыки работы; развивать художественный кругозор; воспитывать аккуратность и усидчивость.

                                                      Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, образцы цветов, инструкционные карты.

                                                      Практическая работа: выполнение элементов вышивки: незабудки, веточки вербы, розочка, розы, бутоны.

                                                      5.Панно

                                                      Цели: Ознакомить учащихся с процессом выполнения панно разви­вать творческое воображение, художественный вкус.

                                                      Формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие.

                                                      Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, инструкционные карты выполнения основных элементов, рисунки.

                                                      Практическая работа: Выполнение панно «Незабудки», «Белая лилия», «Розы на решётке», Цветочная композиция».

                                                      6.Оформление выставок. Посещение выставок.

                                                      Цели: Ознакомить учащихся с процессом создания композиции из работ воспитанников; разви­вать творческое воображение, художественный вкус; формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие, сопричастность и толерантность, умение радоваться чужим успехам, как своим.

                                                      Оборудование: работы учащихся, стенды

                                                      7.Экскурсия в ДКГ (на выставку «Вышитые фантазии»)

                                                      8.Итоговое занятие.

                                                      Цели: проверить знания учащихся, формировать устойчивый интерес к вышивке.

                                                      Условия реализации дополнительной образовательной программы

                                                      Для успешной реализации дополнительной образовательной программы «ДПИ» необходимо наличие следующих факторов:

                                                      1. Регулярное посещение занятий всеми участниками творческого объединения.

                                                      2. Помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам и тех­нике безопасности.

                                                      3. Столы для учащихся - 8 шт.

                                                      4. Стулья - 16 шт.

                                                      5. Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования для вышивки - 1 шт.

                                                      6. Материалы: ткань, шелковые ленты, гобеленовые иглы, пяльцы, ножницы, нитки, иглы, краски, карандаши, проволока, бумага.

                                                      7. Оборудование: утюг, швейная машинка, гладильная доска.

                                                      8. Методический материал: таблицы, схемы, иллюстрации, образцы изделий народных промыслов.



                                                      К концу обучения учащиеся получат возможность:

                                                      Личностные

                                                      Метапредметные

                                                      Предметные

                                                      Знать

                                                      - о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

                                                      - правила поведения на занятиях, в игровом творческом процессе.

                                                      - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

                                                      - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.

                                                      - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

                                                      • необходимые сведения о видах изученных народных художественных промыслов особенностях работы с материалами, инструментами .

                                                      Уметь

                                                      - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

                                                      -соблюдать правила игры и дисциплину;

                                                      - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

                                                      - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.

                                                      - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

                                                      - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

                                                      - выбирать вид чтения в зависимости от цели;

                                                      - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

                                                      - формулировать собственное мнение и позицию

                                                      - работать с предлагаемыми материалами, применять полученный опыт работы в своей деятельности

                                                      - импровизировать;

                                                      - работать в группе, в коллективе.



                                                      Применять

                                                      - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;

                                                      -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

                                                      - полученные сведения о многообразии театрального искусства;

                                                      -красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.

                                                      - самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект;

                                                      -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, использовать накопленные знания.

                                                      Литература

                                                      1. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Графф, 2012.

                                                      2. Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. - М.: Мой мир, 2007.

                                                      3. Вышивка лентами/ Пер. с анг. - М.:Издательство «Ниола-Пресс», 2008.

                                                      4. Вышивка лентами. - Минск.: Харвест, 2010

                                                      Методическое обеспечение программы

                                                      Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

                                                      • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

                                                      • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;

                                                      • моральное поощрение инициативы и творчества;

                                                      • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

                                                      • регулирование активности и отдыха (расслабления).

                                                      На занятиях широко применяются:

                                                      • словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);

                                                      • наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами.);

                                                      • работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).







                                                      © 2010-2022