Образовательная программа для дополнительного образования детей Золотые ручки (1-9 классы)

Пояснительная записка Декоративно-прикладное творчество – самое древнее искусство на земле. Его роль велика не только в эстетическом воспитании ребенка, но и в духовно-нравственном становлении. С давних времен вся передача проходит через творчество и искусство. Погружения в мир культуры позволяет ребенку освоить первую степень к построению целостной картины мира. Учебное объединение дополнительного образования «Золотые ручки» по направлению декоративно-прикладное творчество призвано формировать ...
Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательная программа для дополнительного образования детей Золотые ручки (1-9 классы)

Содержание программы:

Пояснительная записка………………………………………………………….3

Цель и задачи………………………………………………………..…………...4

Тип программы…………………………………………………………………..4

Основные разделы программы………………………………………………….5

Учебно-тематический план к рабочей программе объединения «Золотые ручки»………………………………………………………………………………..7

Содержание программы дополнительного образования…….………………10

Знание и умения учащихся………………………………………………….....13

Основные формы и методы работы. Образовательные технологии….……..14

Условие реализации программы…………………………….......................….14

Механизмы оценки получаемых результатов………………………..……….15

Перечень необходимого оборудования для реализации программы………………………………………………………………...………...15

Список литературы……………………………………………………………..16











«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.


Пояснительная записка

Декоративно-прикладное творчество - самое древнее искусство на земле. Его роль велика не только в эстетическом воспитании ребенка, но и в духовно-нравственном становлении. С давних времен вся передача проходит через творчество и искусство. Погружения в мир культуры позволяет ребенку освоить первую степень к построению целостной картины мира.

Учебное объединение дополнительного образования «Золотые ручки» по направлению декоративно-прикладное творчество призвано формировать трудовые навыки учащихся в непрерывной связи с художественной обработки материалов и проектной деятельностью.

Данная программа является модифицированной программой декоративно-прикладной направленности. Составлена программа на основе программы педагога-организатора Булгаковой Т.В., утвержденной научно-методическим советом ТОУГОУ ДОД Дворца творчества детей и молодежи в 1996г.

Отличительные особенности программы: доступность используемых материалов, возможность изменить замысел во время работы, одновременное развитие мелкой моторики, речи, пространственного мышления, уникальность итогового результата.

Новизна программы заключается в том, что она включает в себя не только теоретические и практические занятия по изготовлению поделок из различного материала, но и экскурсии на природу, во время которых дети познают ее самые сокровенные тайны, научатся собирать и хранить природный материал.

Педагогическая целесообразность данного курса в том, что он способствует реализации знаний, полученных детьми в школе, способствует раннему самоопределению, дает возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи.

Актуальность программы обусловлена тем, что она направлена на создание условий для творческого развития ребенка, на развитие мотиваций к познанию и творчеству, профилактику асоциального поведения детей.

Цель программы: развитие творческих способностей, формирование специальных знаний, умений, навыков, необходимых для овладения декоративно-прикладной деятельностью.

Занятие в данной программе направлены на решении следующих задач:

1.Освоить технологии изготовления изделий из предложенных материалов

2.Развить познавательных процессов; коммуникативных навыков

3.Воспитывать эмоционально-целостное отношение к окружающему, способствовать формированию эстетического вкуса

4.Воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, ответственность за результаты своей деятельности.

5.Развитие произвольной ручной моторики

Программа состоит из разделов, темы которых изучаются в определенной последовательности, поэтапного освоения все более сложных технологий.

Тип программы

Данная программа является адаптированной и рассчитана на детей школьного возраста.

По данному курсу обучаются две группы детей в возрасте от 7 до 17 лет. Первая группа подразделяется на 2 подгруппы (7 и 8 человек) и вторая группа - 14 человек. Всего: 29 человек.

Продолжительность обучения 3 года.

В первый год на программу отводится: 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа, 2 раз в неделю по 3 часа, с перерывами 10минут. Продолжительность учебного часа равна 40 мин.);

Во второй год- 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа, 2раз в неделю по 3 часа, с перерывами 10минут. Продолжительность учебного часа равна 40 мин.);

Третий год - 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа, 2раз в неделю по 3 часа, с перерывами 10минут. Продолжительность учебного часа равна 40 мин.).

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников во внеурочное время.

Основные разделы программы

Программа «Золотые ручки» предусматривает работу по следующим направлениям:

Работа с природным материалом. Человек окружен растениями: травами, цветами, кустарниками, деревьями. Маленький ребёнок удивляется первой зелёной травке, восхищается одуванчиком и, как правило, старается сорвать его и подарить близкому человеку маме, папе, бабушке и т.д. Традицию дарить цветы соблюдают практически все. Нет такого человека, который ни разу в жизни не дарил или не получал цветы. Но многие ли умеют правильно их выбирать? Срезать? Продлевать им жизнь? Не говоря уже о том, что только единицы знают, какое смысловое значение несёт в себе тот или иной цветок или цветочная композиция.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближению ребенка с родной природой, воспитание бережливого, заботливого отношения к ней и формирования трудовых навыков.

Работа с нитками. Нитки - один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна, фона можно создать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы. Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.

Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе нитки. Изонить - это искусство конструирования и изготовления изделий с помощью цветных ниток, натянутых в определенном порядке на твердом фоне. Достоинство его в том, что изображение выполняется быстро и аккуратно. Этот вид творчества развивает воображение, дети приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развивают собственный творческий потенциал.

Работа с бумагой. Бумага находит применения практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги - способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготовить из нее различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни. Работа с бумагой увлекательное полезное занятие - развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность.

Работа с бросовым материалом. «Бросовый материал - это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества. Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей с помощью разных инструментов, они учатся обрабатывать и соединять детали из разных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, технических навыков.

Учебно - тематический план к рабочей программе объединения «Золотые ручки»

Тематический план на 3года обучения.

36 недель = 216 часов в год.

Содержание основной программы, сроки ее реализации, отражаются учебно-тематическом плане.

п\п

Название разделов

Количество часов (по 2часа)


1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

всего

теор.

прак.

всего

теор.

прак.

всего

теор.

прак.

1

Работа с природным материалом: экскурсия в осенний лес, сбор природного материала; аппликации с использование сухих листьев и цветов; кожуры бананов, плодов шиповника, птичьих перьев; яичной скорлупы и другого материала.

34

14

20

28

14

14

24

14

14

2

Работа с нитками: техника изонить, заполнение основных, базовых форм и т.д.

58

10

48

48

12

36

62

12

50

3

Работа с бумагой: аппликации из цветной бумаги; оригами, базовые формы модульного оригами; техника папье-маше и другого материала

70

22

48

80

20

60

60

22

38

4

Работа с бросовым материалом: поделки из помпонов; техника аппликация из пряжи; поделки из открыток, фольги и фантиков от конфет и другого материала

54

16

38

60

16

44

70

14

58

Итого

216

62

154

216

62

154

216

62

154


п\п

Название разделов

Количество часов (по 3 часа)


1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

всего

теор.

прак.

всего

теор.

прак.

всего

теор.

прак.

1

Работа с природным материалом: экскурсия в осенний лес, сбор природного материала; аппликации с использование сухих листьев и цветов; кожуры бананов, плодов шиповника, птичьих перьев; яичной скорлупы и другого материала.

57

27

30

27

18

9

30

12

18

2

Работа с нитками: техника изонить, заполнение основных, базовых форм и т.д.

54

21

33

48

18

30

48

18

30

3

Работа с бумагой: аппликации из цветной бумаги; оригами, базовые формы модульного оригами; техника папье-маше и другого материала

66

18

48

81

27

54

75

33

42

4

Работа с бросовым материалом: поделки из помпонов; техника аппликация из пряжи; поделки из открыток, фольги и фантиков от конфет и другого материала

39

21

18

60

24

36

63

18

45

Итого

216

87

129

216

87

129

216

87

129



Содержание программы дополнительного образования

Первый год обучения:

1. Работа с природным материалом. Вводное занятие. Знакомство с каждым ребенком. Общие сведения о творческом объединении, об организации работы, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе объединения на предстоящий учебный год.

Экскурсия в осенний лес. Сбор растений (заготовка растений, цветов и т.д. для композиций). Техника сбора природного материала.

Выполнение аппликации из целых форм растений. Декоративная композиция на квадрате и полосе с использованием сухих листьев и цветов. Декоративные композиции из цветов гортензии. Панно с использованием анютиных глазок и папоротника. Способы изготовления соломенной куклы и скульптуры из сена. Коллективные работы, по замыслу учащихся. Мини-выставка и обсуждение сделанных работ.

2.Работа с нитками. Вводное занятие. История и развития техники изонить. Изображение угла в технике изонить. Выполнение изображение содержащего в себе формы угла (изображение предмета в технике изонить с дорисовкой). Выполнение изображений, состоящих из двух-четырех углов (сравнение углов, знакомство с углами, имеющими одну вершину, общую сторону). Создание предметов и композиций, состоящих из пяти-восьми углов (изображение предмета в технике изонить без дорисовки, создание образа по опорным точкам на изнаночной стороне, путем наложения углов друг на друга). Последовательность выполнения прямых углов. Итоговое занятие. Оформление выставки «Изнить + аппликация»

3.Работа с бумагой. Вводное занятие. История появления бумаги. Обрывная аппликация. Аппликация из ладошек. Панно из мятой бумаги. Коллективная творческая работа в технике «аппликация» по замыслу учащихся. Мини-выставка и обсуждение сделанных работ.

4.Работа с бросовым материалом. Вводное занятие. Помпоны и их назначения. Знакомство с технологией изготовление помпонов из шерстяных ниток. Игрушки из помпонов. Творческие работы из помпонов по желанию учащихся. Мини-выставка и обсуждение сделанных работ.

Второй год обучения:

1.Работа с природным материалом. Вводное занятие. Встреча с группой. Цели и задачи на предстающий учебный год. Правила поведения на занятиях и перерыве. Перечень необходимого и инструмента. Напомнить правила технике безопасности с колющими и режущими инструментами.

Экскурсия в осенний лес. Сбор и хранения природного материала (заготовка шишек, плодов шиповника т.д. для создания композиций).

Изготовление аппликаций птиц и зверей из природных материалов, с использованием перьев птиц, банановой и дынной корки. Поделка из плодов шиповника «Котенок». Мини-выставка, обсуждение сделанных работ.

2. Работа с нитками. Вводное занятие. Повторить последовательность заполнение угла в технике ниточного дизайна «Кленовый лист». Изображение круга в технике изонить (знакомство с геометрическими понятиями: круг, хорда: знакомство с правилами и последовательностью выполнения круга в технике изонить). Выполнение изображения предмета, состоящего из 3 кругов с различной хордой. Панно «Цыпленок на поляне» (объединения угла и окружности). Итоговое занятие «Придумай сам»

3. Работа с бумагой. Вводное занятие. История возникновения оригами. Складывания базовых форм оригами. Изготовления несложных игрушек в технике оригами. Модуль-основа любого изделия. Подготовка бумаги для модуля. Порядок складывания треугольного модуля оригами. Способы соединения модулей. Условные обозначения в технике модульно оригами. Чтение схем. Изготовления многогранников. Выполнения фигур в технике модульного оригами. Мини-выставка, обсуждение сделанных работ.

4.Работа с бросовым материалом. Вводное занятие. Нетрадиционные формы аппликации. Познакомить с техников изготовления аппликации из нитевой крошки. Аппликация с оклеиванием целой нитки по контуру рисунка. Изготовления рамок для фотографий и панно в технике аппликация из нитевой крошки. Мини-выставка, обсуждение сделанных работ.

Третий год обучения:

1. Работа с природными материалами. Вводное занятие. Встреча с группой. Цели и задачи на предстоящий учебный год. Правила поведения на занятиях и перерыве. Перечень необходимого и инструмента.

Экскурсия в осенний лес. Сбор природного материала.

Способы изготовления изделий из скорлупы. Аппликации с использованием яичной скорлупы. Изготовление работ с использованием натурально окрашенных и окрашенных гуашью яиц. Выполнение мозаик на 2-3-4 фоне. Поделка из яичной скорлупы «Цыпленок». Поделка из яичной скорлупы и ниток «Забавный человечек». Поделка из лоскутиков и тканей «Декоративное яйцо». Игрушка на бобине, с применением фольги, яичной скорлупы и цветных шерстяных ниток. Мини-выставка, обсуждение сделанных работ.

2.Работа с нитками. Вводное занятие. Показать особые способы заполнения в технике ниточного дизайна. Неравномерное прошивание. Заполнение стежками, равными диаметру. Заполнение настилом. Заполнение сеткой. Заполнение овалов, спиралей, завитков. Прошивание дуги. Прошивание дуги треугольниками. Неполное прошивание окружности (овала). Выполнения работ веерным способом «Строка, контурное изображение» Создание образов из разных геометрических форм. Работа над проектом, создание сюжетных композиций в технике изонить по желанию учащихся. Итоговое занятие «Что я умею?».

3.Работа с бумагой. Вводное занятие. История появления папье-маше. Познакомить с технологией изготовления предметов из папье-маше. Изготовления изделий по готовой и предварительно изготовленной форме. Объемные изделия из папье-маше. Мини-выставка, обсуждение сделанных работ.

4. Работа с бросовым материалом. Вводное занятие. Знакомство с техникой изготовления поделок из открыток, цветной фольги и фантиков от конфет. Свойства фольги, положительные и отрицательные качества фольги. Аппликации из фантиков. Выполнение овальной закладки для книг из открыток. Игольница. Квадратная, шестиугольная конфетчица из открыток. «Шкатулка-сердечко». Мини-выставка, обсуждение сделанных работ.

Знания и умения учащихся

К концу первого года обучающиеся должны знать и уметь выполнять:

-знать технику безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами;

- основные виды декоративно-прикладного творчества

-терминологию изучаемых видов прикладного творчества

-работать с природным и искусственным материалом, создавая различные несложные композиции

- выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету;

- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

К концу второго года обучающиеся должны:

-уметь объяснять изученный материал;

-выполнять усложненные варианты работ;

- овладеть культурой общения со сверстниками и с взрослыми, культурой речи;

- научиться понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и к учебе;

-принимать участие в проводимых выставках.

За третий год обучения дети должны:

- самостоятельно, без напоминаний применять и развивать профессиональные навыки в области декоративно - прикладного искусства;

-организовывать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

-самостоятельно изготавливать изделия предусмотренные программой (по образцу, эскизу и т.д.);

- освоить сложные способы изготовления изделий;

- выполнять заключительную отделку готовых изделий.

В конце 3-его года обучения деятельность воспитанников носит преимущественно творческий характер по созданию авторских работ по всем разделам программы.

Основные формы и методы работы.

Образовательные технологии.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают педагогические технологии, предложенные В.П. Беспалько (лекционное обучение; обучение с помощью аудивизуальных технических средств; система «консультант»; обучение с помощью учебной книги; система «малых групп»; система «репетитор»; «программное обучение»)

Дополнительная образовательная программа «Золотые ручки» составлена на основе современных образовательных технологий. Сочетание традиционных форм и современных компьютерных технологий(использование всемирной информационной сети-Интернет) дает наиболее высокие результаты освоения образовательной программы.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.


Условия реализации программы

Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

Помещение для проведения занятий соответствует санитарно - гигиеническим требованиям и оборудовано необходимым количеством мест для обучающихся.

До начала занятий и после их окончания осуществляется проветривание помещения.

В наличие имеются разные материалы и инструменты, необходимые для работы.

Механизмы оценки получаемых результатов

Отслеживание результатов работы с детьми позволяет промежуточная и итоговая диагностика результатов освоения программы.

Промежуточная педагогическая диагностика проводится 2 раза в году (сентябрь, май). Итоговая диагностика отслеживания проводится в конце обучения (1раз) и по каждому разделу отдельно.

При проведении итогов реализации дополнительной образовательной программы, используются такие формы как:

-выставки работ;

-участие детей в различных конкурсах

Перечень необходимого оборудования для реализации программы

Природный материал: гербарий разных растений (сухие листья и цветы, плоды шиповника, птичьи перья, шишки, яичная скорлупа и другой материал).

Художественный материал: двухсторонняя писчая бумага, цветной и белый картон, шерстяные нитки, открытки, фантики от конфет, цветная фольга

Демонстрационный материал: образцы готовы работ.

Иллюстрационный материал: изображения по тематике занятия.

Оборудование: компьютер, аудио и видио магнитофон, клей ПВА, салфетки, кисточка для клея, одноразовые тарелки, клеенки, ножницы, нитка и иголка, шило, инвентарь для уборки рабочего места (ведро для мусора, тряпочки).


Список литературы:

Литература, рекомендуемая педагогу:

1.Ангуганова Н.П.Необыкновенные композиции// Школа и производство 1998 №4 с.62

2. Астраханцева С. В., Шушпанова А. В., Рукавица В. Ю. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества. - Ростов н / Д: Феникс, 2006

3.Блейз И. Энциклопедия домашнего умельца. - М.: ОЛМА - ПРЕСС,2000. - 351 с.

4.Гукасова.А.М. «Внеклассная работа по труду», М. Просвещение, 1981г, 174с.

5. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом - М.: Академия, 2007.

6. Мурачева А.В. Технология народных ремесел- Волгоград.: Издательство «Учитель», 2009.

7.Методика обучения учащихся технологии: Книга для учителя / Под ред. В. Д. Симоненко.- Брянск, 2008.

8. Сборник нормативно-методических материалов по технологии /Авт.-сост.: Марченко А.В., Сасова И.А., Гуревич М.И.- М.: Вентана - Граф, 2009.

9.Теплов Б.М. Способности и одаренность/ М., 2002. - 180с.

10. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. - М: Просвещение, 2010.

11.Панасенко С. Аппликация из пряжи / Обруч. 2004. №2.-с.34.

12.Ясинский А.В. Организация кружковых занятий / Пособие для учителей // М.: Просвещение, 1984.- 192с.

Литература, рекомендуемая родителям и детям:

1. Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - С.-П.: Детство-Пресс, 2007.

2.Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала. М., 1999.

3.Дольд Михаэла. Коллажи и картины.- М.: АРТ-Родник, 2007.-30 с

5.Нагибина М.И. Что могут нитка и иголка //Начальная школа. 1998, № 4, с. 65.

Видеотека:

Коллекция «Изонить» Яндекс. Видео

Флористика своими руками. Обучение флористике. Составление букетов http // rusckih.ucoz.ru

Творческий проект по технологии «Флористика» http // ppt4web.ru

Слайды из презентации «Вышивка изонить» к уроку технологии на тему «Вышивка»

Видео-уроки по флористике http //uroki-online. com
























6


© 2010-2022