- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа, кружок Творческая мастерская
Рабочая программа, кружок Творческая мастерская
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Симинская Д.В. |
Дата | 24.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
УЧЕБНО - РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «НАДЕЖДА»
Г. СИМФЕРОПОЛЬ, РЕСПУБЛИКА КРЫМ
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВКР УРЦ «Надежда»
____________А.М.Столярова
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор УРЦ «Надежда»
___________Т.О.Панасышена
Программа кружка
2014-2015 учебный год.
Руководитель:
Симинская Дарина Васильевна
Симферополь
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Творческая мастерская» составлена на основе следующих документов:
-
-
Концепция модернизации российского образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании»
-
-
Авторская программа: Мытник Л.В. Гаврилова Г.Ф. - «Ручное ковроткачество».
-
Авторская программа: Н.А. Цирулик - «Ручное творчество».
В связи со спецификой школы, программа адаптирована для детей с ЗПР.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество - создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Работа в кружке «Творческая мастерская» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по технологии, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по знакомым видам рукоделия, и осваивали новые техники.
Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей, их возрастных особенностей. Программа составлена для специальных коррекционных классов. Дети с задержкой психического развития традиционно определяются как полиморфная группа, характеризующаяся замедленным и неравномерным созреванием высших психических функций, недостаточностью познавательной деятельности, сниженным уровнем трудоспособности, недоразвитием эмоционально-личностной сферы.
Механизм реализации программы.
Программа предусматривает обучение девочек. Режим работы кружка:
-
По четным неделям: 2 занятия в неделю по 1 часу;
-
По нечетным неделям: 3 занятия в неделю по 1 часу.
За год - 86 часов.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определенную роль в их воспитании.
Программа кружка «Страна мастеров» рассчитана на детей от 11 до 16 лет. Практические занятия составляют большую часть программы.
Направленность данной образовательной программы «Творческая мастерская» по содержанию является художественно - эстетической; по функциональному назначению - учебно- познавательной; по форме организации - индивидуально - ориентированной.
Новизна программы состоит в том, что для учащихся впервые будут рассматриваться вопросы об использовании в современном декоре и в своей внешности технику декоративно-прикладного искусства. Перед учащимися стоит задача: овладеть несколькими видами декоративно-прикладного искусства и научиться применять эти знания.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время учащиеся все больше отходят от истоков и мало кто из учащихся не сегодняшний день знает язык декоративно-прикладного искусства. Программа сможет помочь ребятам в овладении образном языком декоративно-прикладного искусства, развитие индивидуального творческого воображения, фантазии и творческих способностей, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, воплощение творческих и художественных идей в реальность, а также воспитание в личности социально значимых качеств.
Цель программы - способствовать повышению художественно - эстетической культуры, овладению и совершенствованию специальных знаний, умений и навыков по изготовлению оригинальных изделий в различной технике декоративно-прикладного искусства, через саморазвитие и самоопределение к творческой деятельности, что является важным фактором социальной адаптации в современном обществе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Образовательные:
-
Создать условия для овладения знаниями и умениями в различной технике декоративно-прикладного искусства.
-
Обеспечить усвоение специальных знаний и умений по изготовлению поделок и изделий.
-
Способствовать художественной активности, помочь ребятам в овладении образном языком декоративно-прикладного искусства;
Развивающие:
-
Развивать индивидуальное творческое воображение и творческие способности.
-
Развивать у учащихся умение выделять главное, анализировать, делать обобщение, выводы.
-
Развивать у учащихся умение применять имеющиеся знания на практике.
-
Содействовать развитию необходимых личностных социально значимых качеств (воли, целеустремленности, аккуратности, ответственности, собранности, настойчивости).
Воспитательные:
-
Духовно-нравственное воспитание путем приобщения воспитанников к традиционной народной культуре;
-
Способствовать эстетическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства;
-
Через систему и последовательность занятий воспитывать трудолюбие, терпение в работе, целеустремленность;
-
Воспитание гражданственности и любви к Родине, формирование чувства патриотизма
-
Через уважительное отношение и терпимость друг к другу воспитывать человеческое достоинство, чувство коллективизма и справедливости;
-
Воспитание бережливости и аккуратности при работе с материалами и инструментами, расходовании природных ресурсов, как важных составляющих экологического воспитания;
-
Экологическое воспитание.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
-
Набор учащихся для занятий проводится исключительно по желанию.
-
Психологическая атмосфера носит неформальный характер и не регламентируются обязательствами и стандартами.
-
Учащимся предоставляется возможность сочетать и менять направление деятельности в пределах предусмотренной программы.
-
Учащиеся могут работать в микрогруппах, объединяясь по интересам.
Сроки реализации образовательной программы: 1 год.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№
РАЗДЕЛЫ
КОЛ-ВО
УЧЕБНЫХ ЧАСОВ
I
II
III
IV
Бисероплетение
-
Ознакомление с искусством бисероплетения…
-
Материалы и приспособления………………….
-
Инструктаж по технике безопасности…………
-
Основы цветоведения. Цветовая гамма……….
-
Основные способы плетения…………………..
-
Цветы из бисера. Основные приемы………….
-
Сочетание бисера и пайеток в работах…….…
-
Миниатюрные деревья из бисера……………..
Батик
-
Вводное занятие. Беседа "История батика"…..
-
Техника безопасности при работе с материалом и инструментами……………………………………....
-
Знакомство с различными видами художественной росписи ткани……………………….
-
Перевод рисунка на ткань……………..………..
-
Работа резервом по контуру……………………
-
Роспись ткани в соответствии с эскизом…………………………………………….……
-
Фон (теплые и холодные тона)………………..
-
Вливание красок…………………………..……
-
Свободная роспись ткани……………….……..
Художественное выжигание по шелку.
(ГИЛЬОШИРОВАНИЕ)
-
Подбор материалов…………………………….
-
Подготовка рисунка……………………………
-
Подготовка лекал……………………………….
-
Вспомогательные приспособления. Работа со вспомогательными элементами………………………..
-
Технология выполнения…………………………
-
Последовательность выполнения изделия…….
-
Виды гильоширования…………………………..
-
Обработка края ………………………………….
-
Закрепление деталей………………………….…
-
Салфетки………………………………………….
-
Платочки…………………………………………..
-
Объемные работы………………………………..
Ковроткачество
-
Ручное короделие. Ковровая вышивка как вид декоративно - прикладного искусства……
-
Основы материаловедения для работ, выполненных в технике «ковровой вышивки»……
-
Основные приемы работы ковровой иглой. Пробные стежки…
-
Приемы заполнения квадрата 6*6 см. ковровой вышивкой. ………………………………………..…….
-
Способы оформления края ковровых изделий…
-
Изготовление мини ковриков, панно………….
-
Изготовление выставочных работ размером 50х50 см. (коллективных или индивидуальных)….........................................................
22 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
4 часа
6 часов
1 час
7 часов
18 часов
1 час
1 час
1 час
3 часа
2 часа
3 часа
1 час
2 часа
4 часа
25 часов
1 час
1 час
1 час
1 час
2 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
5 часов
5 часов
5 часов
22 часа
1 час
1 час
2 часа
3 часа
2 часа
5 часов
8 часов
22 часа
Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами. Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности.
Обучающиеся должны знать: правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера; уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам,
Обучающиеся должны уметь: чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, изготавливать цветы и деревья из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.
Материалы и инструменты
-
Бисер различного размера и качества. Существует несколько видов бисера: круглый, граненый и рубка. Помимо формы и размера бисер различается по способу окраски - он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным изнутри отверстием или с перламутровым блеском
-
Стеклярус разной длины. Это стеклянные или пластмассовые трубочки с отверстием внутри.
-
Бусины, разнообразные материалов: плодов, семян, ракушек.
-
Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре.
-
Нитки или специальная бумага для декорирования стеблей. Нитки понадобятся шелковые или мулине, соответствующие по цвету зелени листьев. Бумагу лучше брать гофрированную или папиросную, но ее придется подкрасить в тон листьев анилиновыми красками. Можно использовать также специальную флористическую ленту.
-
Алебастр для заливки.
-
Клей ПВА для закрепления концов ниток и бумаги.
-
Различные по форме горшочки для цветов, рамочки, плетеные корзинки для создания объемных цветочных композиций или настенных украшений.
Инструменты.
Для выполнения работ из бисера на проволоке необходимы следующие инструменты
-
кусачки для отрезания проволоки;
-
ножницы для бумаги и ниток;
25 часов
Техника выжигания по ткани позволяет научить детей изготавливать множество изделий для украшения одежды и интерьера: платочки, салфетки, аппликации, панно и т. п.
Наиболее интересно использовать технику выжигания в тех случаях, когда ножницы бесполезны, т. е. в случае сложного рисунка, тонких линий и сыпучести ткани. Техника гильоширования развивает у обучающихся творческие способности, образное мышление, познавательную активность.
Обучающихся должны знать: технологию изготовления, инструменты, правила охраны труда.
Обучающихся должны уметь: изготавливать трафареты, выполнять приемы работы с тканью, оформлять задуманное изделие.
Основные сведения о гильошировании.
Основным инструментом в технике гильоширования является выжигатель. Его назначение - обеспечить нужную температуру на конце иглы, которой и производится выжигание.
Выжигатель должен обеспечивать регулировку температуры иглы, т.к. для разных тканей необходима разная температура.
Игла может крепиться к выжигателю пайкой или винтами. Для пайки иглы применяется припой ПОС 61 и кислотный или канифольный флюс. Размер иглы от острия до места крепления её в выжигатель составляет примерно 30 мм.
Игла должна нагреваться до температуры, достаточной для прожигания и оплавления ткани. Регулировка температуры острия иглы осуществляется регулятором выжигателя.
Вспомогательные инструменты
Вспомогательными инструментами являются пинцет, ножницы, кусачки, набор булек (металлические шарики для придания объема лепесткам при изготовлении цветов), резцы и ножи для гофрирования, подушечки из резины, леска толщиной 0,2-0,4 мм, длиной 15- 25 см, или проволока таких же размеров, кисточки, трафареты из картона или фольги.
Материалы
-
Ткань - любые синтетические ткани (ацетатный шелк, нейлон, капрон, трикотин, подкладочная ткань, плащевка и т. п.), однотонные, набивные, с люрексом; проволока (для цветов);
-
картон различной толщины или металлическая фольга для изготовления трафаретов;
-
копировальная бумага; калька;
-
х/б ткань и лезвия для безопасных бритв, которыми снимается окалина с иглы в процессе работы;
-
клей ПВА и «Момент»;
-
Эскизы для выполнения выжигания по ткани.
(22 часа)
Ковроткачество является одним из распространенных видов художественной обработки материалов. Освоение техники позволяет приобрести навыки в ткачестве, а также способствует формированию художественного вкуса.
Учащиеся должны знать: основные сведения о ручном ковроделии, основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости; материалы, инструменты, приспособления, применяемые для изготовления в технике "ковровой вышивки".
Учащиеся должны уметь: выполнять элементарные мотивы орнаментов на изделиях; владеть инструментом для изготовления изделий в технике "ковровой вышивки"; организовывать рабочее место.
Оборудование, оснастка, инструменты:
-
Специальные ковровые иглы;
-
Рамки; Ножницы;
-
Крючки вязальные; Иглы и булавки швейные.
-
Ткань (двунитка, бортовка, мешковина, диагональ и др.);
-
Пряжа (любая)
(18 часов)
Это искусство ручной росписи ткани, возникшее много лет назад на островах Индонезии. Он дал миру расписанные ткани и сари Индии, необыкновенные кимоно Японии. Сейчас это древнее искусство стало современным и востребованным. Батик используют для создания эксклюзивной одежды, платков, шарфов, маек, для украшения интерьера квартир и учреждений.
Роспись и украшение ткани - увлекательное занятие, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Работа с прекрасными материалами: шелком, атласом, красками, кистью - доставляет удовольствие. Ребенок имеет возможность ощутить ни с чем несравнимую радость от реализации самых смелых идей своими руками. Роспись по ткани открывает перед ребенком широкое поле для реализации идей по дизайну одежды или интерьера.
Учащиеся должны знать: особенности батика; инструменты и материалы, используемые в батике; правила работы с инструментами и материалами; правила техники безопасности; последовательность работы в батике (этапы наложения краски и резерва)
Учащиеся должны уметь: делать композицию под батик; использовать необходимые материалы и инструменты; использовать те или иные приемы батика для достижения нужного эффекта или создания художественного образа
Инструменты и приспособления
-
Резерв;
-
Стеклянная трубочка или специальный флакон с длинным носиком;
-
Кисточки и, конечно, краски;
-
Подрамник.
Литература
-
К.Маерова, К.Дубинская "Русское народное прикладное искусство" Москва, "Русский язык" 1990 г.
-
Популярная энциклопедия "Рукоделие" Москва, Научное издательство" Большая Российская Энциклопедия" 1992 г.
-
А.Г.Гусева «Нетканый гобелен», Москва, издательство «Культура и традиции», 2007 г.
-
Г.М.Логвиненко «Декоративная композиция», Москва, издательство «Владос», 2008 г.
-
Н.П.Бесчастнов «Изображение растительных мотивов», Москва, издательство «Владос», 2008 г.
-
Бардина "Изделия народных художественных промыслов и сувениры" Москва, "Высшая школа", 1990 г.;
-
К.Маерова, К.Дубинская "Русское народное прикладное искусство"
-
Научно-исследовательский институт трудового обучения и профессиональной ориентации "Содержание, формы и методы профессиональной подготовки старшеклассников" Методическое пособие, Москва 1989 г.;
-
Популярная энциклопедия "Рукоделие", Москва Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия" 1992 г.;
-
Ярыгина А.А.Этот чудесный батик.- Волгоград, 2007.
-
Корюкин В. П. Батик. Художественное оформление тканей. - Л., 1987.
-
Интернет-ресурсы