Доклад на МО учителей профессионально трудового обучения

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на МО учителей профессионально трудового обучения в МКС(К)ОУ учителя Тудвасева Валерия Валентиновича.

Стимулирование творческой активности учащихся на уроке и во внеурочно е время.

Правильно говорят, что если человек талантлив,

то талант многогранен. Однако он должен еще

суметь развивать в себе эти дарования, отшлифовать

свои способности и правильно воспользоваться ими

с пользой для себя и для людей, но удается это

далеко не всем и уж во всяком случае, не сразу.

Али Апшерон

Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности учащихся. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности. Умения находить решения нестандартные возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешным в различных социальных общностях и экономических системах. Развитие творческих способностей начинается в детстве, а уровень их сформированности выступает гарантом успешности личности в осуществляемой деятельности, ее социальной мобильности. Это качество можно развивать во всех социально и личностно значимых видах деятельности.

Движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов. Стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебной - творческой деятельности. Развивать творческие способности ребенка- это значит развивать его воображение.

Процесс обучения может протекать с различным приложением сил. Познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат- уровень приобретенных знаний, умений и навыков.

В теории и практике обучения вопросу развития творческих способностей учащихся пока не уделено должного внимания, но понятно, что развитие творческих способностей школьников не может быть без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача- это начало, исходное звено познавательного, поискового творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Однако в практике школьного обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие ученика на однозначные ответы, не активизирующие его мыслительной деятельности.

По некоторым данным исследователей лишь 10% задач вызывают сенсорные продуктивные процессы творческого внимания. Самостоятельного наблюдения, обращение внимания, быстроты схватывания. Среди них и те задачи, которые стимулируют познавательную деятельность школьников. Содержат элементы неизвестности. Противоречия. Т.е. задачи творческого уровня.

Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего либо с непривычной стороны - нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому их не учили. Между тем еще немецкий педагог Дистервег (последователь Песталоцци) писал. Что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны.

Разумеется, увидеть что- то по новому, не так, как все, и не так, ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому тоже можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся системой познавательных задач, при решении которых у ребят проявляется интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска.

Как показывают исследования многочисленной группы ученых, одаренных дети составляют приблизительно 20%среди всего количества детей. Однако из-за того, что поддержка данным детям совершенно не оказывается, а талант буквально угнетается либо игнорируется, лишь 2%-5% одаренных детей может похвастаться тем, что они развили свой талант, проявили себя. И здесь неверен подход, который гласит, что человек добьется всего сам даже без поддержки, если он талантлив по- настоящему. Это не соответствует действительности. А это значит, что у одаренных детей, талант которых не развивается, просто нет шансов его проявить.

Безусловно для того, чтобы дети проявили себя творчески и интеллектуально, необходимо выработать индивидуальный план для каждого ребенка, который бы отражал не только его способности, но и черты характера, а так же темперамент.

Для этого больше всего подходит технологии развивающего обучения. Проектная технология как никогда подходит к этому направлению. Ребята получают начальные навыки проектной деятельности. Необходимо развивать у них творческие способности, направленные на решение креативных задач.

Обучение творческого ребенка и выработка у него самостоятельно усваивать сложный материал- это тот первый шаг, который должен сделать педагог со своим подопечным, чтобы привить вкус к серьезной включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя такого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а так же придумывание ребенком своим, качественно новых идей.

Работая над развитием творческой активности детей, заметил, как у них появляется устойчивый интерес к технологическому творчеству, который способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Повысился уровень самостоятельности. Изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей.

Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не сможет существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направить их ход развития.

Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых в школе, так и на городском и районном уровне.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того, чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство. Нужно помнить. Что работа педагога со своими подопечными - это бесконечно тяжелый труд, который не должен прекращаться. Этот труд требует постоянного личностного роста педагога и повышения профессиональных навыков.

Занятость учащихся во внеурочное время.

Кружковая работа в школе.

Сосуд не теряет своего запаха,

дурного или хорошего, которым он

прежде напитался: такого и воспитание детей!

Поэтому необходимо с детства приучать

их к доброму.

Св.Дмитрий Ростовский.

  • Развитие творческих способностей учащихся.

  • Индивидуальный подход к ребёнку.

  • Свободный выбор ребёнком не только вида деятельности, но и темпа и степени участия.

  • Возможность самоопределения и самореализации ребёнка.

  • Построение работы на безоценочной основе (ребёнка сопровождает ситуация успеха)

Воспитание эффективно там, где есть постоянная заинтересованность взрослых о ребёнке. Для педагога личность школьника - главная ценность и основной объект его заботы. Личность ребёнка формируется тогда, когда рядом с ним яркая личность педагога, когда педагог создаёт и сохраняет красоту в делах, в природе, в человеке, в отношениях.

Кружковая работа в школе способствует более интенсивному процессу социальной адаптации личности ребёнка, выработке норм социального общения, навыков коммуникации и ориентации в информационном пространстве, помогает формировать навыки принятия ребёнком самостоятельных решений

Организация кружковой работы в школе даёт свои положительные результаты:

  • Рациональное использование свободного времени учащимися.

  • Выявление и развитие индивидуальных способностей детей.

  • Посещение кружков детьми - чермозянами.

  • Социальная адаптация личности ребёнка, выработка норм социального общения, навыков коммуникации и ориентации в информационном пространстве

  • Формирование навыков принятия ребёнком самостоятельных решений.

Одним из вариантов мотивации в учебное время

- вывоз работ детей домой

- создание ситуации успеха

- участие детей в выставках и ярмарках и признание их достижений посторонними людьми сертификатами и дипломами

- защита проектов в группе и в школе на празднике труда

- постоянный контакт учащихся с частным предприятием «Чермозская лоза»

- совместная работа с взрослыми по заготовке лозы

- конечный результат своей работы

- реализация своих работ, как на празднике труда, так и вне школы

- оформление стен школы, столовой и кабинета своими работами

Трудовое воспитание- это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно.

К числу средств, побуждающих учащихся положительно относиться к труду, следует, прежде всего, отнести сам процесс изготовления полезного предмета и его конечный результат.

Когда работа над изделием доступна учащемуся, происходит правильно, без задержек, срывов, и излишнего перенапряжения работающего, то она приносит ученику моральное удовлетворение.

При этих условиях, даже если выполнение задания требует большой настойчивости и повышенного внимания, но результаты (промежуточный и окончательный) по своему качеству удовлетворительны, большинство учеников работают с желанием, за исключением относительно небольшой группы детей, у которых грубое нарушение норм поведения связано с особенностью и х дефекта.

Чем прочнее и полнее закреплены в памяти учащихся характеристики изделий и план предстоящей работы, чем лучше будут сформированы пооперационные навыки, тем меньше непредвиденных трудностей встречают ученики в своей работе. Здесь, как и во многих других случаях, действует общеизвестная закономерность: хорошо выполняется то дело, которое хорошо подготовлено.

Улучшение организации работы т технической оснащенности мастерской способствует формированию у школьников положительного отношения к труду. Эффективным способом воспитания у учащихся является беседа, которая проводится непосредственно перед началом работы учеников.

В результате вступительной беседы происходит мобилизация и переключение психики учащихся на выполнение трудового задания: у них появляется желание выполнить задание как можно лучше. Они легче преодолевают трудности связанные с работой. У них вырабатывается. Как принято называть. Рабочая установка.

Вступительные беседы должны вызывать у учащихся уверенность в том, что каждый из них может достигнуть высоких результатов работы. Поэтому нельзя останавливаться только на отрицательных результатах работы.

К групповому обсуждению трудовых характеристик учащихся нужно подходить строго индивидуально. Это особенно особенно необходимо учитывать при обсуждении дисциплины и качества работы легко возбудимых учеников, коллективный разбор недостатков иногда может не только улучшить. Аи ухудшить их отношение к труду.

Если ученик что- то сделал неправильно, то нужно, прежде всего, найти причину ошибки. Но при этом не следует повышать голоса в разговоре с учеником.

Ученикам иногда приходится объяснять и показывать одно и тоже много раз, добиваясь более наиболее полного усвоения материала. Среди учащихся есть такая группа детей, которая вообще не в состоянии ничего понять из объяснений учителя, если оно проводится на высоких тонах.

Никогда не следует скрывать своего удовлетворения по поводу хорошей работы или возмущения недобросовестной работой учащегося. Учитель должен отмечать каждое хотя бы и маленькое продвижение ученика в овладении знаниями и навыками в труде.

Ряд положительных приемов на воспитание у учащихся положительного отношения к труду, которые применяются систематически, например6 постоянная выставка изделий детей. Организация соревнования между детьми за лучшую работу в мастерской, оценка учителем каждой работы ученика, проводимая в конце занятия.

Не менее важны и проводимые эпизодически: праздники труда, экскурсии на предприятие, ремонт изделий для школы и детей чермозян.







© 2010-2022