Программа кружка Модульное оригами

Цель реализации данной программы – создание условий для интеллектуального и эстетического развития младших школьников и повышения эффективности их обучения через овладение техникой оригами.Занятия оригами позволяют удовлетворить потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности. Включенный в программу материал может применяться для разных групп учащихся, что достигается обобщенностью включенных в нее заданий, их отбором...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МО «СУДОГОДСКИЙ РАЙОН»

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МБОУ «Андреевская средняя общеобразовательная школа»



Принята на педсовете

МБОУ «Андреевская СОШ»

Протокол № ____

от «__» ___________2014 года

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор школы: __________

Л.В.Воронина

Приказ № ___ от _____________



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

«Бумажные фантазии (модульное оригами)»

Возрастная категория учащихся: 12 - 13 лет

Срок реализации: 1 год


Автор-составитель: Л.Б.Мешулина, педагог дополнительного образования




Андреево

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.



Направленность программы - художественно-эстетическая.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
• быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами.
Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?
В каждой стране на эти вопросы находится свой ответ. Для японцев оригами является частью культуры, традиции, истории, философии жизни. Оригами для британцев - еще один вид клубной деятельности, так же как для американцев. Сами фигурки - только повод для общения. Голландцы с их любовью украшать быт симпатичными безделушками используют оригами как чисто прикладное искусство. Даже несложные модели, сделанные из качественной бумаги, в умелых руках голландских домохозяек превращаются в украшение интерьера.
В России свой путь развития. Большинство взрослых отечественных оригамистов - педагоги, а юные складыватели - их ученики. Можно предположить, что оригами в России в ближайшее время быстрее всего будет распространяться именно в среде преподавателей и будет рассматриваться ими как прием обучения и развития многих навыков у ребят.
Какие навыки и способности развивает оригами у детей?
Оригами :
• развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
• способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
• стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
• активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
• совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
• имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
• Составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков;
• Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу. Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся. Кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей. При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели.

Модульное оригами (складывание фигур из треугольников), и особенно создание тематических композиций, требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущей поделки. При этом его треугольники должны быть такими же аккуратными , как и те, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, поделка выполнена быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание оригинальной поделки-игрушки становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придется выполнять роль статистов. Таким образом, занятия оригами позволяют удовлетворить потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.
И последним аргументом в пользу и значимость занятий оригами служит то факт, что единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества, позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования.
Занятие оригами не требует особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому каждый может складывать оригамные фигурки везде, в любой ситуации. Ведь необходимы лишь руки и лист бумаги. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства, что не менее важно в работе с умственно отсталыми детьми. Немаловажен тот факт, что занятия оригами позволяют организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.
Настоящая программа является адаптированной на основе типовой программы дополнительного образования Воропаевой Н.В., Гришина В.К., Голубевой М.Б. «Художественное конструирование из бумаги», г. Москва, «Просвещение», 1986 г.

Цель реализации данной программы - создание условий для интеллектуального и эстетического развития младших школьников и повышения эффективности их обучения через овладение техникой оригами.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

Обучающие

  • Знакомство с основными геометрическими понятиями и базовыми формами;

  • Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

  • Обучение различным приёмам и способам складывания поделок из бумаги;

  • Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие

  • Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;

  • Развитие мелкой моторики рук и глазомера;

  • Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные

  • Воспитание интереса к искусству оригами;

  • Расширение коммуникативных способностей детей;

  • Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков;

  • Воспитание эстетического вкуса, бережного отношения к продуктам деятельности.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате обучения по данной программе обучающиеся:

  • познакомятся с искусством оригами, овладеют различными приемами работы с бумагой;

  • изучат основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

  • научатся следовать устным инструкциям, читать схемы и создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

  • будут активнее развиваться психические процессы, такие как: внимание, память, мышление, пространственное воображение; а также - мелкая моторика рук, глазомер; художественный вкус, творческие способности, фантазия.

  • овладеют навыками культуры труда, приобретут навыки работы в коллективе.

Должны знать:

- правила пользования материалами и инструментами;

- термины, принятые в оригами (названия геометрических фигур; диагональ, верхняя, нижняя, левая, правая сторона; центр заготовки, «глухой» (нераскрывающийся) угол, «глухая» сторона, раскрывающийся угол, раскрывающаяся сторона).

- условные знаки, принятые в оригами (линия сгиба, «перевернуть заготовку», повернуть поделку, «раскрыть» деталь, «согнуть дважды», «сгибание складкой», «вогнуть внутрь», «выгнуть наружу»).

- основные базовые формы (заготовки): «воздушный змей», «дом», «дверь», «конверт», «двойной треугольник», «двойной квадрат», «катамаран».

Должны уметь:

- аккуратно складывать поделки: точно совмещать углы и стороны, находить центр фигуры, складывая её пополам, по диагонали и т.д.

- находить заданную точку, сторону, угол, (например: левый нижний, правый верхний; центр квадрата, складывая его по диагонали);

- самостоятельно складывать основные базовые формы и получать из них простые поделки;

- читать и зарисовывать схемы изготовления поделок, конструировать заданные поделки по схемам (чертежам);

- слаженно работать в микрогруппах в ходе выполнения коллективных работ.

Формы работы: коллективная, групповая и индивидуальная.

Методы работы: исследовательский и частично-поисковый.

Виды деятельности на занятиях: беседа, практикум, консультация, работа с технологическими картами.

Основной материалы и инструменты для работы.

Бумага ярких цветов и различного качества; ножницы, клей, кисточка, нитки, бисер, бусины, салфетки.

Данный курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

1.

Вводное занятие

1


2

Бумажная мозаика

2


3

Азбука оригами

2


4

Модульное оригами

4


5

Композиция «Лебедь»

5


6

Композиция «Елочка»

4


7.

Композиция «Цветущий кактус»

4


8.

Композиция «Корзинка с цветами»

5


9.

Композиция «Грибная полянка»

5


10.

Оформление выставки работ

2




СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ


Включенный в программу материал может применяться для разных групп учащихся, что достигается обобщенностью включенных в нее заданий, их отбором в соответствии с задачами профильной подготовки.

Тема 1. Вводное занятие (1 час)

Знакомство с понятием «оригами», с целями и задачами курса, демонстрация поделок. История возникновения искусства складывания из бумаги.

Техника безопасности на занятиях оригами.

Тема 2. Бумажная мозаика (2 часа)

Знакомство с понятием аппликация, достоинства и недостатки бумаги.

Практика: вырезание и составление композиции «Открытка учителю»

Тема 3. Азбука оригами (2 час)

Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы. Освоение элементарных навыков складывания через искусство оригами. Практика: изготовление закладок для книг.

Тема 4. Модульное оригами. (4 часа)

Знакомство и изготовление треугольного модуля.

Тема 5. Композиция «Лебедь» (5 часов)

Выполнение из бумаги радужного лебедя.

Тема 6. Композиция «Елочка» (4 часа)

Выполнение из бумаги елки.

Тема 7. Композиция «Цветущий кактус» (4 часа)

Выполнение из бумаги цветущего кактуса.

Тема 8. Композиция «Корзинка с цветами» (5 часов)

Выполнение из бумаги корзинки с цветами.

Тема 9. Композиция «Грибная поляна» (5 часов)

Выполнение из бумаги грибов и растений.

Тема 10. Оформление выставки работ (2 часа)



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Д л я у ч и т е л я:

1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Веселые уроки оригами в школе и дома: Учебник.- СПб.; Издательский дом «Литера», 2001 г. - 208 с.

2. Афонькин С., Афонькина Е. Игрушки из бумаги. - СПб.: Издательский дом «Литера», 1999 г. - 192 с.

3. Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги.- Ярославль: Академия развития, 2006 г. - 144 с.

4. Сержантова Т. Б. 366 моделей оригами. - 4-е изд - М.; Айрис-пресс, 2005 г. - 192 с.

5. Сержантова Т. Б. Оригами для всей семьи. - 2-е изд. - М.; Айрис-пресс, 2003 г. - 192 с.

6. Сержантова Т. Б. Оригами. Лучшие модели. - М.; Айрис-пресс, 2003. - 144 с.

7. Тарабарина Т. И. Оригами для начинающих. Лучшие модели для детского сада. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 112 с.

8. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: ООО «Академия развития», 1996 г. - 224 с.

9. «100 игрушек из бумаги» - Санкт-Петербург «Кристалл», 1997 г. - 168 с.

10. «Оригами - ситуация успеха для детей и взрослых», - «Дошкольная педагогика» № 3, 2001 год.

11. Виктория и Владимир Серовы. Фигурки из бумаги. Модульное оригами. - СПб: Питер, 2014. - 96 с.

12. Татьяна Проснякова .Забавные фигуры. Модульное оригами. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2011. - 104 с.

Д л я у ч а щ и х с я:

1. Тарабарина Т. И. Оригами для начинающих. Лучшие модели для детского сада. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 112 с.

2. Афонькин С., Афонькина Е. Игрушки из бумаги. - СПб.: Издательский дом «Литера», 1999 г. - 192 с.

3. Сержантова Т. Б. 366 моделей оригами. - 4-е изд - М.; Айрис-пресс, 2005. - 192 с.

4. Виктория и Владимир Серовы. Фигурки из бумаги. Модульное оригами. - СПб: Питер, 2014. - 96 с.

5. Татьяна Проснякова .Забавные фигуры. Модульное оригами. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2011. - 104 с.

7


© 2010-2022