- Преподавателю
- Технология
- Статья Профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии
Статья Профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лыкова В.Ф. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Болотских В.И.,
Лыкова В.Ф.
Наша жизнь состоит не из случайных, разрозненных событий. Это цельный процесс, имеющий направление, преемственность, то есть зависимость будущего от прошлого и настоящего. Для человека главным в этом процессе является самосознание, самоопределение. Очень важное место в самоопределении личности занимает выбор профессии.
Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый выпускник без исключения. А вот нашему далекому предку таких задач решать не приходилось. За него все решало государство, которому нужны были люди четырех чинов: освященный (духовенство), служивый (военная и государственная служба), торговый (купцы,) и земледельный (крестьяне). В течение XVII -XIX вв. сословные ограничения были разрушены, на первый план выступили экономические. Они существуют и сейчас, но к ним прибавился целый ряд проблем, связанных с переходом нашего общества к рыночным отношениям, что делает задачу выбора профессии особенно сложной.
Готова ли молодежь жить и работать в изменившихся условиях? Утвердительно ответить на этот вопрос трудно. Некоторые молодые люди быстро включаются в новые экономические отношения, но большинство выпускников школ, решая вопросы дальнейшей учебы, трудоустройства, пребывают в положении неопределенности. Это вызывает настоятельную необходимость в организации профориентационной работы с учащимися с учетом новых социально-экономических реалий [4].
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию учащимся личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства [2]. Профориентация в школе реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Подготовка учащихся к сознательному выбору профессии, их успешная социальная адаптация в условиях рыночной экономики, требующая от каждого работника профессионального отношения к труду, компетентности, непрерывного повышения квалификации, способности быстро приспосабливаться к новым жизненным ситуациям, мобильности и готовности к перемене труда - одна из задач уроков технологии. Свобода профессионального самоопределения предлагает адекватную оценку своих возможностей и ответственный выбор сферы приложения сил и способностей, места в жизни [1].
Помощь учителя технологии в ситуации выбора профессии учащимися предполагает, такую организацию их деятельности на уроках, которая бы включала: получение знаний о себе (образ «я»), получение знаний о профессии, соотношение знаний о себе и знаний о профессии (профессиональная проба).
Наиболее распространенными методами профориентации на уроках технологии, активизирующими позицию учащегося, являются методы профессиональной диагностики, метод диагностической беседы, метод экспертной оценки продуктов учебной и внеучебной деятельности, метод деловых игр, профессиональной пробы, профориентационные лекции, конкурсы, выставки, экскурсии, психологические практикумы, анкетирование учащихся [6].
В наши дни в профессиональной диагностике значительное место занимают специальные компьютерные программы. Их использование вносит определенную новизну, оживляет профориентационную работу, вызывает и удерживает повышенный интерес у большинства учащихся к выбору будущей профессии, придает полученной информации большую объективность. Цель этих исследований - выявить наличие и уровень проявления у учащихся профессиональных интересов.
На уроках технологии имеются условия для систематической, целенаправленной профориентационной работы с учащимися. И эта работа будет более эффективна в том случае, если профориентационный материал тесно связывать с темой урока, если он будет содержать сведения о значении той или иной профессии, её распространенности, о требованиях профессии к человеку, об условиях труда и возможностях профессионального роста. Профориентационный материал, в зависимости от обстоятельств и условий проведения занятия, занимает соответствующее место в теоретической или практической его части.
При проведении практических работ в школьных мастерских учащиеся приобретают специальные умения и навыки и уже непосредственно знакомятся с массовыми профессиями. При этом они расширяют и углубляют свои профессиональные интересы и способности, проверяют свою готовность к выбору той или иной профессии. Хотим отметить, что профориентация: будет намного успешней в том случае, если учащиеся выполняют работы, имеющие общественно полезную значимость, труд их четко спланирован, организован и продуктивен [7].
В соответствии с содержанием программ образовательной области «технология» в содержание календарно-тематического планирования и конспекты уроков наряду с формированием образовательных элементов, технических и специальных знаний, умений учитель включает овладение определенным объемом общетрудовых и профессиональных сведений (названия профессий, условия труда по ряду профессий, описание результатов профессиональной деятельности людей, связанных с обработкой используемых учащимися материалов, инструментами, владение специальными умениями и т.д.)[5].
Сложно вести изучение способностей учащихся. Мир увлечений подростка многообразен, поэтому, применительно к задачам профориентационной диагностики следует выявить и соотнести с будущей профессией те из увлечений, которые непосредственно или косвенно могут быть связаны с его дальнейшим профессиональным обучением [3]. Логика этого соотнесения должна опираться на хорошее знание профессий, на требования, которые профессия предъявляет к человеку.
Выбор профессии… Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, радостная, творческая жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям.
Литература
-
Асперова, И.Б. Профессиональное воспитание в школе. - М.: Знание, 2004. - с.122.
-
Каиров, И.А. Педагогическая энциклопедия. М., 2004г., с.122.
-
Климов, Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение. 2004.
-
Колесников, Н. Ермолаева, О. Профориентация и предпрофильная подготовка // Народное образование. - 2004. №1. - с.97-100.
-
Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования // Директор школы. - 2005. - №4. - с97-114.
-
Лернер, И.Я. Профессионая проба. Выбор профиля образования // Одаренный ребенок. 2004. - №1. - с98-108
-
Онищук, В.А. Урок в современной школе. - М., 2002г., с.58-60.