Программа внеурочной деятельности начальные классы

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познан...
Раздел Технология
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО Зам. директора по НМР Директор НР МОБУ «ПСОШ №2»

протокол № 1 _____________ Бородко Н.В. ______________ Карпеева О.Ю.

от _05.09____2014г. «_12__» ____09_____ 2014г. «______» ____________ 2014г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружка « Умелые руки», возраст учащихся с 7-11 лет

срок реализации программы 3 года.

учителя технологии высшей категории

Конадчиковой Ирины Андреевны


( разработана на основе « программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное - творчество»

Д.В. Григорьев. М., Просвещение, 2012 год).



г.п. Пойковский,

2014- 2015 учебный год



Пояснительная записка

Актуальность

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.

Во время внеурочной работы несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Цель программы:

-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно - прикладного искусства.

-Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

-Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.

Задачи:

-Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.

-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно - прикладным искусством.

-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

  • Приобщать школьников к народному искусству;

-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

-Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Содержание программы «Умелые ручки» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. В программу включены следующие направления декоративно - прикладного творчества: инкрустация соломкой,

бумагопластика, изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях, бисероплетение, лоскутное шитье. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.

Программа способствует:

-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

-формированию понятия о роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни;

-освоению современных видов декоративно - прикладного искусства;

-обучению практическим навыкам художественно - творческой деятельности, пониманию связи художественно - образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

-знакомству с историей лоскута, инкрустирование соломой, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого- педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.

Программа «Умелые ручки» разработана на три года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на 3 учебный год:

  • год обучения 1 час в неделю (35 год)

  • год обучения 2 час в неделю (70 ч.)

  • год обучения 2 часа в неделю ( 70 ч)

В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и

образовательные формы деятельности.

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях

предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально - логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Методы обучения:

методы эмоционального стимулирования художественно-практической деятельности (создание ситуации успеха, поощрение, использование игровых ситуаций с помощью изготовленных детьми кукол);

методы развития познавательного интереса (создание познавательной ситуации: удивительные факты, загадки; создание ситуации творчества);


Учебно - тематическое планирование 1 год обучения



Раздел

Количество часов



В том числе из них

1

Бумагопластика

23



2

Изготовление кукол

10




Содержания занятий.

Бумагопластика 23 часа

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение- не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе.



Изготовление кукол 10 часов.

Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности. Кукла на картонной основе. Кукла - актер. Аппликация. Пальчиковые куклы. Изготовление декораций . Создание мультфильма «Репка» .Презентация мультфильма. Итоговое занятие.

Учебно - тематическое планирование 2 год обучения


Раздел

Количество часов



В том числе из них


Вводное занятие

2




Традиционные народные куклы


10




Художественная соломка

20




Макраме

20




Лоскутная пластика

16



Вводное занятие 2 часа.

Знакомство с планом работы на год. Правила техники безопасности.


Традиционные народные куклы 10 часов

Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству.

Кукла как символ - становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников.

Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла. В игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы.

Тряпичных кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. С большим старанием куклу «рядили», зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве ее хозяйки. Кукле пришивали косу. А вот лицо не делали - она оставалась «безликой». «Безликость» - следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям кукла с «лицом» обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики, брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни.

В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол. Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить: по назначению - на игровые, обереги и обрядовые; по образу - на куклу-крестьянку и куклу-барыню; по способу изготовления - на сшивную и несшивную (закрутку).

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами;

общие сведения о народных ремёслах, обрядах и традициях;

историю русской тряпичной куклы.

Учащиеся должны уметь:

выполнять требования безопасного труда;

подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение;

освоить технологию изготовления тряпичной куклы.

Художественная соломка 20 часов.

Использование соломы злаковых растений для аппликации и плетения различных предметов обихода относится к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. Только с культивированием злаков пшеницы, ячменя, ржи образовался источник сырья - солома, которая нашла многообразное применение в жизни земледельцев. Этот материал не требовал от крестьянина каких - либо дополнительных затрат на заготовку или приобретение. После уборки урожая и обмолота зерна солома всегда была в достатке.

В наше время успешно работают предприятия, которые выпускают так называемый соломит - теплоизоляционный материал, представляющий собой щиты из прессованной и прошитой проволокой соломы.

Художественные работы из соломки близки и понятны широкому кругу зрителей и играют большую роль в эстетическом воспитании младших школьников.

Уметь : обрабатывать соломку, окрашивать ;

изготовлять аппликации по шаблону и индивидуальному эскизу.

Макраме 20 часов

МАКРАМЕ является одним из древнейших направлений декоративно-прикладного искусства. Эта очень старинная техника в наши дни снова вошла в моду. Сегодня это настенные декоративные ковры и коврики, корзинки, детали одежды, аксессуары, игрушки и т.д. Занятия плетением являются благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В сфере общения на занятиях макраме в существенной степени формируется характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и др.
Лоскутная пластика 16 часов

Работа в этой технике имеет много положительных моментов: возможность познакомиться с основами декоративно-прикладного искусства (ДПИ), приобщиться к народному творчеству, возможность самовыразиться.
Привлекает в этой работе относительная дешевизна используемых материалов. В этой технике могут работать дети, не имеющие швейной машинки и с небольшим материальным достатком.

Учебно - тематическое планирование 3 год обучения


Раздел

Количество часов



В том числе из них

1.

Вводное занятие

2



2.

Традиционные народные куклы

10



3.

Художественная вышивка

20



4.

Бисероплетение

20



5.

Лоскутная пластика

18





Итого:

68

часов



Содержание курса

Вводное занятие 2 часа.

Знакомство с планом работы на год. Правила техники безопасности.


Традиционные народные куклы 10 часов

Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству.

Кукла как символ - становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников.

Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла. В игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы.

Тряпичных кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. С большим старанием куклу «рядили», зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве ее хозяйки. Кукле пришивали косу. А вот лицо не делали - она оставалась «безликой». «Безликость» - следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям кукла с «лицом» обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики, брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни.

В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол. Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить: по назначению - на игровые, обереги и обрядовые; по образу - на куклу-крестьянку и куклу-барыню; по способу изготовления - на сшивную и несшивную (закрутку).

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами;

общие сведения о народных ремёслах, обрядах и традициях;

историю русской тряпичной куклы.

Учащиеся должны уметь:

выполнять требования безопасного труда;

подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение;

освоить технологию изготовления тряпичной куклы.

Художественная вышивка 20 часов

Виды вышивки. Изонить. Элементы изонити. Изготовление панно в технике изонить. Оформление панно в раму. Элементы глади. Гладь в вышивке. Выполнение образца узора для панно. Окончательная отделка панно.

Бисероплетение 20 часов

На занятиях бисероплетения учащиеся получают знания, умения и навыки в данной области, красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий выполненных из бисера, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами и проволокой, нитками, иголкой. Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере обучения.

Лоскутная пластика 18 часов

Для объяснения теоретического материала используют таблицы, инструкционные карты, фотографии, готовые изделия, эскизы. Основными в работе с кружковцами становятся словесные методы: беседа, описание, напоминание, направленные на обучение детей анализу, поиску, умению рассуждать, находить причины удачных и неудачных решений.

На практических занятиях кружковцы обучаются технологии обработки лоскутков ткани, подбору по цвету и составлению оригинальных композиций. При проведении практических занятий с педагогом обсуждаются различные варианты выполнения заданий по образцу и замыслу, составлению эскизов, поузловой обработке, пошиве изделия.

а первом этапе кружковцы узнают, где можно использовать лоскутки, учатся соединять их различными способами. Дети под руководством педагога осваивают виды орнаментов, такие как шахматка, мозаика из полос, звезда, спираль, изучают цветовую гармонию. В процессе общения выясняется, что для успешного овладения навыками требуется знание школьной программы по технологии, дополнительного времени, а самое главное, усидчивости. Поэтому на самом первом этапе важно поддержать любые начинания детей, показывать практическое применение даже самого маленького изделия.
По мере усвоения кружковцами приёмов декоративно-прикладного творчества задания усложняются, что ещё более способствует развитию творческих способностей. Постепенно у детей развивается потребность в общении с прекрасным и в жизни и в декоративно-прикладном искусстве. Поиск оригинальных решений создаёт предпосылки для развития зрительно-образной памяти, фантазии, мышления, эстетического восприятия окружающих предметов быта. По окончанию данного этапа кружковцы должны уметь выполнять простейшие чертежи, подбирать ткани в соответствии с цветовой гармонией, выполнять отделочные работы. На данном этапе необходимо, чтобы дети освоили алгоритм работы по выполнению любого изделия.
Планируемые результаты

Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению декоративно - прикладное искусство «Умелые ручки» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, межпредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • учебно - познавательного интерес к декоративно - прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

  • навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

  • ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

  • заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность,

любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

  • устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально - ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Межпредметные результаты Регулятивные

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

  • учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы.

  • пользоваться средствами выразительности языка декоративно - прикладного искусства, художественного конструирования ;

  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации

известного создавать новые образы средствами декоративно - прикладного творчества. v

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

Познавательные

  • различать изученные виды декоративно - прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

  • приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

  • осваивать особенности художественно - выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно - прикладном творчестве.

  • развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

  • художественно - образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

  • развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

  • развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно - прикладного искусства;

Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

  • понимать культурно - историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

  • более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно - творческой деятельности в целом.

Коммуникативные

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

  • формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и

сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Оценка планируемых результатов освоения программы. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий Выставки :

однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; постоянные - проводятся в помещении, где работают дети; тематические - по итогом изучения разделов, тем;

итоговые - в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио - это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала

самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Предметные результаты -уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека; -понимать образную сущность искусства;

-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.

-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного

языка;

-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.

-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.

Учащиеся должны знать:

  • историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги, способы декоративного оформления готовых работ; о технике создания работ с использованием мятой бумаги;

  • виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;

  • понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;

  • солома ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с соломой. Разнообразие техник работ с соломой;

  • жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;

  • особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера;

-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм. Технология создания панно. Перенесение рисунка на прозрачную основу;

-о видах лоскутного шитья

  • основные виды бисерного искусства, история развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме, современные направления бисероплетения;

  • традиционные виды аппликации из пряжи, технология создания силуэтной куклы;

  • историю русского народного костюма;

-игровые и обереговые куклы. Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях;

-сувенир, виды и назначение сувениров;

-Оберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла - как особое направление современного прикладного творчества, виды, жанры кукол и их назначение.

Учащиеся должны уметь:

-передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

-наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;

  • выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

  • выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;

  • выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;

  • выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей;

  • подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;

  • сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работа

  • анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;

  • подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом

  • соблюдать общие требования дизайна изделий;

  • планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль.


Список литературы

Основная литература

1.Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно - методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов - организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.

2.Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004

3.Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. - М.: Айрис - пресс, 2003. - 176с. - (Методика). Дополнительная литература:

4. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно - прикладного творчества: учебно - методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. - Ростов р/Д: Феникс, 2006. - 347 с.: ил. - (Высшее образование).

5.Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 2007.

6.Каргина, 3. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / 3. А. Каргина // Внешкольник. - 2006. - № 5. -С. 11-15.

Список литературы для учителей.

Основная литература:

1.Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек - сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с.: ил.

2.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. 4.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с. - (Стандарты второго поколения).]

3.Панышша, И. Г. Декоративно - прикладное искусство. Мн., 2009. - 112с., ил.

4.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. - М.: Просвещение, 2010.-111с. - (Стандарты второго поколения).

5.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 232 с. - (Стандарты второго поколения).

6.Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. - 2004. - №7. - С. 36-49.

Дополнительная литература:

1.Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. - М.: Высш. шк., 2002. - 159с.

2.Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б.

Фомина // Дополнительное образование. - 2004. - №7. - С.9-14

3.Артамонова Е. В. Соломка, скорлупка, цветочек - подарки для мам и для дочек: Секреты-самоделки - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 64 с.

4.Борисова А.В. Вышивка. Макраме. Филейное вязание: 500 узоров и модных аксессуаров для вашего дома.- М.: РИПОЛ классик, 2005.-320 с.: ил.-(Советы для дома).

5.Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / авт.-сост. О.Я.Воробьева. - Волгоград: Учитель, 2009 - 140 с.: ил.

6.Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 704 с., ил. - (Книга для всей семьи).

7.Кузьмина М.А. Азбука плетения. Второе издание. - М.: Легпромбытиздат, 1992. - 320 с.: ил.

Список литературы для детей

Основная литература:

1.Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 160с., ил.

2.Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова -СПб.: «Паритет», 2006. - 240с.+вкл.

3.Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. - М.: Астрель: ACT, 2006. - 143, [1] с.6 ил. - (Домашняя творческая мастерская).

4.Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 48с. - (Город мастеров).

Дополнительная литература:

1.Базулина, J1. В., Новикова И. В. Бисер / JI. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 2006. - 224с., ил. - (Серия: «Бабушкин сундучок»).

2.Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 157 с.: ил., [8] л. Ил. - (Город Мастеров).

3.Ляукина, М. В. Бисер. - М.: ACT -ПРЕСС, 1999. - 176 с.: ил. - («Основы художественного ремесла»).














Тематическое планирование 1 год обучения

(1 час в неделю) 1 класс

Раздел, тема

По

разделу

По

теме

По плану

Фактически



I

Бумагопластика

23

1

Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». «Волшебные комочки».

1

2

Фрукты

1

3

«Чудо - дерево»

2

4

Птенчики

2

5

«Снегирь»

2

6

Новогодняя игрушка. Символ года

2

7

Открытка к Новому году

2

8

Праздничный салют

2

9.

Базовые формы оригами


2

10.

Изготовление стаканчика из бумаги

2

11.

Изготовление цветочного панно.

2

12.

Изготовление солонки

2

13.

Изготовление объемной открытки

2

2

Изготовление кукол

10

1.

Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности

1

1

2.

Кукла на картонной основе.

2

3.

Кукла - актер. Аппликация. Пальчиковые куклы.

2

4.

Изготовление декораций

2

6.

Создание мультфильма «Репка»

1

7.

Презентация мультфильма. Итоговое занятие.

1


Итого: 33 часов




Тематическое планирование 2год обучения

( 2 час в неделю)

Раздел, тема

Количество

часов

По

разделу

По

теме

план

факт

1.

Вводное занятие

2


Общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.



2

03.09

10.09

03.09

10.09

2.

Традиционные народные куклы

10


2.1 Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы и виды кукол. Изготовление куклы-закрутки.


2

17.09

24.09

17.09

24.09

2.2 Культовые и обрядовые куклы. Изготовление куклы «Акань»


3

01.10

08.10.

15.10

15.10

01.10

08.10

15.10

2.3 Изготовление сувенира «Мешочек счастья»


2

22.10

29.10

22.10

29.10

2.4 Изготовление сувенира «Мешочек счастья»


2

05.11

12.11

05.11

12.11

2.5 Окончательная отделка сувенира «Мешочек счастья»


2

3.

Художественная соломка

14


3.1 Из истории соломенных поделок. Инструменты и материалы. Подготовка соломки к работе.



2

19.11

26.11

19.11

26.11


3.2 Способы окрашивания соломки. Упражнения по окрашиванию соломки.



2

03.12

10.12

03.12

10.12


3.3 Выбор рисунка для панно из соломки. Перевод рисунка на бархатную бумагу. Подготовка соломенных ленточек.



2

17.12

24.12

17.12

24.12


3.4 Изготовление пластин из соломенных ленточек



2

31.12

14.01

31.12

14.01


3.5 Перевод рисунка на пластины из соломки. Наклеивание фрагментов рисунка на фон панно.



2

21.01

28.01

21.01

28.01


3.6 Сборка композиции




2

04.02

11.02

04.02

11.02


3.7 Оформление панно в рамку




2

18.02

25.02

18.02

25.02

4.

Макраме

20





4.1 Азбука макраме. Из истории макраме. Инструменты и приспособления. Материалы для плетения.



3

04.03

11.03

18.03

04.03

11.03

18.03


4.2 Репсовый узел. Выполнение репсовых узлов.



1



25.03



25.03


4.4. Узоры на основе узлов



1

01.04

01.04


4.5. Выполнение плетеного кулона



3

08.04

15.04

22.04

08.04

15.04

22.04


4.6.Офрмление кулона



1



29.04



29.04


4.7.Плетение фенечки



2

06.05

13.05

06.05

13.05

5.

Резервные часы. Выставки. Творческие мероприятия

2


2

20.05

27.05

20.05

27.05


Итого:

38 часов




















Тематическое планирование 3год обучения

( 2 час в неделю)

Раздел, тема

Количество

часов

Дата

По

разделу

По

теме

план

факт

1.

Вводное занятие

2


Общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.


2


01.09


01.09

2.

Традиционные народные куклы

10




2.1 Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы и виды кукол. Изготовление куклы-закрутки.



2

08.09

08.09

2.2 Культовые и обрядовые куклы.


2

15.09

15.09

2.3 Изготовление куклы «Барыня»


4

22.09

29.09

22.09

29.09




2.4. Окончательная отделка сувенира «Мешочек счастья»


2

06.10

06.10

3.

Художественная вышивка

20




3.1 Виды вышивки



2

13.10

13.10

3.2 Изонить


2

20.10

20.10

3.3 Элементы изонити


2

27.10

27.10

3.4 Изготовление панно в технике изонить


2

10.11

10.11

3.5 Оформление панно в раму.


2


17.11


17.11

3.6 Элементы глади


2

24.11

24.11

3.7 Гладь в вышивке


2

01.12

01.12

3.8 Выполнение образца узора для панно.


2

08.12

08.12

3.9 Окончательная отделка панно.


2

15.12

15.12

3.10 Оформление панно в рамку.


2

22.12

22.12

4.

Бисероплетение

22




4.1 Азбука бисера. Изготовление элементов из бисера


2

29.12

29.12

4.2 Техника параллельного плетения


4

12.01

19.01

12.01

19.01

4.3 Заготовка основы для дерева


4

26.02

02.02

26.02

02.02

4.4. Плетение листков для дерева


2

09.02

09.02

4.5. Плетение лепестков для цветов


2

16.02

16.02

4.6. Техника параллельного плетения


2

02.03

02.03

4.7. Заготовка основы для дерева


2


16.03


16.03

4.8. Сборка цветов


2

23.03

23.03

4.7.Оформление дерева


2


30.03


30.03

5.

Лоскутная пластика

18




5.1 Из истории лоскутного шитья. Материалы, инструменты, оборудование. Приемы работы с лоскутами.


2

08.04

5.2 Выбор изделия из лоскутов. Составление эскизов, Подбор лоскутов.


2

13.04

5.3 Сметывание элементов


2

20.04

5.4 Сборка лоскутных элементов на швейной машине. Стачивание элементов.


2

27.04

5.5 Обработка элементов декоративной строчкой


2

04.05

5.6 Соединение панно с подкладкой.



2

11.05

5.7 Сборка изделия из лоскутов машинным способом.


2

18.05

5.8 Окончательная отделка изделия .ВТО готового изделия


2

13.05

14.05

20.05

21.05

25.05

Итого:

70

часов






Терминологический словарь к программе «Декоративное творчество»

Авторская кукла - особое направление современного прикладного творчества, чаще всего выполняется в единственном экземпляре.

Барельеф - вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются над фоном.

Бисер (бусины) - маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку.

Бисероплетение - вид декоративно-прикладного искусства , рукоделия - создание украшений, художественных изделий из бисера , к которой , в отличие от других техник где он применяется ( ткачество с бисером , вязание с бисером , плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений , бисерной мозаики и вышивки бисером ) бисер является не только декоративным элементом , но и конструктивно-технологическим .

Горельеф - вид рельефа, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.

Декоративность - общая художественная выразительность. Красота изделия в целом. Задача - то, что требует исполнения, разрешения. Это работа или часть ее, выполненная определенным способом в определенный период.

Инструкция - содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.

Интерьер - художественно оформленное убранство помещения.

Кукла - предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика. бумаги, дерева и других материалов. Слово «кукла» используется не только в прямом, но и в переносном смысле.

Куклы-актёры - самостоятельный вид средств для изображения или обозначения внешности активно или пассивно действующих персонажей в спектаклях, эстрадных миниатюрах, фильмах, телепрограммах и в других аналогичных произведениях искусства.

Кокошник - от слова «кокош» - курица. Убор замужних женщин, молодух. Носили до рождения первого ребенка.

Композиция - строение, соотношение и взаимное расположение частей.

Мозаика (фр. mosai'que, итал. mosaico от лат, (opus) musivum - (произведение) посвящённое музам) - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Народная игрушка - неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, специальный предмет, использующийся в детских играх.

Обряд - совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются традиции.

Обрядовые куклы - служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роле символа в ритуальных играх и представлениях, а также были средством передачи детям религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.

Рельеф - один из видов скульптуры, в переводе с французского означает «выпуклое изображение на плоскости».

Силуэт - ограниченное контуром отображение чего-либо.

Символ - то, что служит условным знаком какого - либо понятия, явления, идеи. Сувенир (фр. souvenir - воспоминание, память) - предмет, предназначенный напоминать о чём-то.

Сувенирная кукла - относится к куклам-игрушкам, перешедшим в пассивную категорию интерьерных кукол, предназначенных для украшения.

Технология - совокупность приемов, применяемых в каком - либо деле, мастерстве, искусстве.

Традиция- набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Тряпичная кукла - детская кукла - игрушка, выполненная из ткани. Одна из самых распространенных в мире.

Эскиз (фр. esquisse) - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз - быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.






25


© 2010-2022