• Преподавателю
  • Технология
  • Методическое указание по применению инструкционных карт для получения первичных профессиональных навыков по профессии 151902. 03 Станочник (металлообработка)

Методическое указание по применению инструкционных карт для получения первичных профессиональных навыков по профессии 151902. 03 Станочник (металлообработка)

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическое указание по применению инструкционных карт для получения первичных профессиональных навыков по профессии 151902.03 Станочник (металлообработка).

Татьяна Михайловна Авдеева, мастер производственного обучения.

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области Тольяттинский машиностроительный колледж г.о. Тольятти.

В данном методическом указании рассматривается методика применения инструкционных карт на этапе получения первичных профессиональных навыков по профессии «Станочник», способствующие более качественному усвоению обучающимися учебного материала за счет повышения заинтересованности и активности обучающихся на уроках производственного обучения.

Обеспечение потребности базового предприятия в высококвалифицированных рабочих, а также конкуренция среди учебных заведений в подготовке выпускников способных адаптироваться к современному производству порождает изменения в области образования, в содержании, методах и формах подготовки специалистов различного профиля. Влияет и на производственную квалификацию современного рабочего, способствует повышению его культуры и общеобразовательного уровня, расширяет научно-технический кругозор. Необходимость подготовки специалистов широкого профиля в настоящее время достаточно очевидна. Понятие «специалист широкого профиля» означает, что рабочий владеет или может при сравнительно кратковременном дополнительном обучении овладеть несколькими специальностями, обслуживать разнообразные виды оборудования.

В этих условиях возрастают требования к умениям современного рабочего самостоятельно приобретать и рационально использовать знания по своей и смежным специальностям. Формирование у наших выпускников целостной системы научно-технических знаний, умений применять знания на практике немыслимо без установления научно обоснованной взаимосвязи между теорией и практикой, между содержанием теоретического и производственного обучения.

В процессе производственного обучения мастер применяет различные методы обучения:

-устное изложение учебного материала (рассказ-объяснение, беседа);

-демонстрация приёмов работы;

-упражнения в выполнении операций, комплексных работ, учебно-производственных заданий;

Мастер п/о в начальном периоде обучения приходится рассказывать об устройстве и назначении тех или иных частей, узлов и принадлежностей металлорежущих станков, инструмента и приспособлений и объяснить изучаемые приёмы и способы обработки на станках. Эти объяснения необходимы, так как к началу изучения первых тем, обучающиеся не имеют ещё достаточно прочных знаний об устройстве металлорежущих станков, применении инструмента и приспособлений, а без этих знаний не возможно сознательное усвоение приёмов управления станком, его настройки и наладки.

Изложение учебного материала должно быть систематическим и логично выстроенным. Объяснения мастера должны служить предпосылкой к изучению обучающимися трудовых приёмов. В связи с обилием новых технических терминов, с которыми обучающиеся впервые встречаются при изучении металлорежущих станков и инструмента, мастер должен подробно объяснить их. Используя ту или иную техническую терминологию, не следует допускать расхождений с инструкционными картами, которыми будут, пользоваться обучающиеся. Что бы обучающиеся лучше поняли и усвоили сущность трудовых приёмов, следует перед демонстрацией их объяснить и указать, на, что следует обратить особое внимание. Показывать трудовые приёмы нужно так, что бы обучающиеся, внимательно наблюдали за действиями мастера и, слушая его пояснения, быстро усваивали элементы, темп, точность и результативность демонстрируемых движений. Показ приёмов нужно повторить несколько раз, что бы обучающиеся могли лучше запомнить порядок их выполнения.

Упражнения в самостоятельном выполнении учебно-производственных заданий способствуют более быстрому совершенствованию знаний, умений и навыков у обучающихся. При этом развивается уверенность в своих силах, проявляются элементы рабочей смекалки, особенно когда требуется решать вопросы, связанные с установкой, выверкой и закреплением детали, подбором и установкой режущего инструмента, выбором режимов резания. Мастер периодически проверяет правильность приёмов, применяемых обучающимися при обработке деталей на металлорежущих станках. В процессе упражнений, самостоятельном выполнении учебно-производственных заданий мастер использует инструкционные карты, разработанные с целью оказания помощи, как мастеру производственного обучения, так и обучающимся. В инструкционных картах более подробно рассмотрена система упражнений и самостоятельная работа обучающихся.

В подготовке станочников особенно ответственный первый период обучения, когда обучающиеся знакомятся с оборудованием, приспособлениями, инструментом и выполняют первые трудовые движения и приемы. В этот период у них начинают формироваться основные производственные приемы, необходимые в дальнейшем для выполнения операций и комплексных работ. В связи с этим более подробно рассмотрена система упражнений в начальный период обучения (изучение рабочих движений, приемов и их сочетаний), а затем последовательно рассмотрен порядок выполнения отдельных операций.

Инструкционные карты составлены с учетом возрастающей сложности в соответствии с требованиями учебной программы производственного обучения. На первой странице каждой карты указывается тема программы, упражнение, его цель и оснащение рабочего места. Следовательно, обучающиеся, по карте могут определить поставленную цель упражнения и подготовить на рабочем месте все необходимые инструменты, приспособления, материалы и т.д. Материал карты разбит на две колонки. В первой колонке приводится порядок выполнения упражнений и на схеме показывается их выполнение, во второй - приводятся инструкционные указания и контроль выполнения.

Инструкционные карты являются дополнительным инструктирующим материалом, который будет способствовать образованию у обучающихся ясных представлений о выполнении приемов или операций и выработке самостоятельности. Инструкционные карты должны помочь обучающимся правильно и быстро освоить производственные умения и приобрести первичные навыки в выполнении приемов упражнений и операций. Особенно полезны будут карты тем обучающимся, которые пропустили занятия и для которых вводный инструктаж не может быть проведен в достаточно полном объеме, вследствие большой загруженности мастера по обучению группы. Рекомендованные детали и порядок их обработки в зависимости от конкретных условий мастер может заменить одни упражнения другими, заменить детали (заготовки) и т.п. Однако принципы, изложенные в картах, могут найти применение в любых конкретных условиях.



© 2010-2022