- Преподавателю
- Технология
- Использование национального регионального компонента в учебно-воспитательной работе детского объединения «Народная кукла»
Использование национального регионального компонента в учебно-воспитательной работе детского объединения «Народная кукла»
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ребошапко С.Е. |
Дата | 07.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Ребошапко Светлана Евгеньевна
(Республика Хакасия, г. Сорск,
МБОУ ДОД «Дом детского
творчества» города Сорска,
Использование национального регионального компонента в учебно-воспитательной работе детского объединения «Народная кукла»
Использование национального регионального компонента в содержании дополнительного образования в Доме детского творчества города Сорска призвано способствовать формированию личности обучающегося как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций. Гарантирует право на получение нормативных знаний о природе, истории и культуре каждым обучающимся, расширяет комплекс гуманитарных и естественнонаучных методов познания, содействует формированию деятельностной структуры личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической культуры; расширяет, углубляет и конкретизирует знания, предусмотренные федеральным компонентом.
В детском объединении, при ознакомлении детей с родной республикой через обряды, традиции и декоративно-прикладное творчество создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются также задачи эстетического воспитания и детского творчества.
Для приобщения детей к регионально-значимым этнокультурным, общечеловеческим ценностям в своей работе использую народную куклу (обрядовая кукла, кукла-оберег), сувенирную куклу, а также изучение народного костюма.
Народная кукла, ещё в древности, считалась не просто какой нибудь игрушкой. Люди считали, что она оберегает семейное счастье, помогает в продолжение рода. Кукла находилась с человеком с момента его рождения, и до самой его смерти она оберегала детский сон, отгоняла нечистые силы. Зачастую кукол делали совсем без лица, в таких игрушках никак не могла поселиться нечистая сила. В каждом доме кукол мастерили по- своему. Не было даже двух одинаковых кукол на улице. Мастера вкладывали в них всю свою душу и любовь. По сравнению с нашими временами, дети в древности очень бережно относились к куклам и никак не считали её игрушкой. Поэтому используя народную куклу, с обучающимися, стремлюсь восстановить утраченную связь с «прежними поколениями», возродить традиции, обычаи, считавшиеся жизненно важными в этнокультурном своеобразии. Чем младше ребенок, тем образнее, доступнее, эмоциональнее осуществляется подача материала. Формирование базисной культуры, позволяет обучающемуся в будущем успешно овладевать разные виды деятельности моей программы. Именно в том возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образов поведения на основе подражания. Создается первостепенная важность сохранения и передача нравственных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями.
Создание условий для духовно- нравственного, творческого развития и воспитания ребенка в процессе изготовления своими руками национальной одежды и аксессуаров проходит через изготовление в детском объединении сувенирной куклы. Сувенирные куклы по своему происхождению относятся к куклам - игрушкам, перешедшим в «пассивную «категорию интерьерных кукол, предназначенных для украшения. Такая кукла представляет собой «сгусток» национально-этнической информации.
Учитывая, что наша страна является многонациональной, в мою программу дополнительного образования включены темы по изучению одежды других народностей, проживающих на территории Российской Федерации и стран ближнего зарубежья.
Одной из важнейших национальных задач, которые ставит перед нами государство, является развитие творчества, укрепление гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры, т.к. межэтнический мир и согласие являются гарантом успешного развития страны в современных условиях.
Изучение нашего отношения к национальной одежде народов разных стран и одежды русского народа позволяет разгадывать тайны нашей индивидуальности, а при правильном подходе в воспитании позволяет детям освоить и принять национальные ценности и культуру многонационального народа Российской Федерации.
Обучающиеся моего детского объединения участвуют и являются участниками и призерами в конкурсах, выставках, фестивалях различного уровня.
Рис 1. Хакасский шаманПризеры I республиканской выставки-конкурса «Национальный костюм и его аксессуары», приуроченной к 20-летию Республики Хакасия, номинация «Кукла в национальном костюме».
Победители II Регионального конкурса дизайнеров национального костюма и аксессуаров «Костюмы народов Сибири». Авторская кукла в этнографическом костюме - конкурсная работа «Хакасский шаман». Рис.1
Рис.2. Белорусская куклаУчастники II межрегионального фестиваля декоративно-прикладного творчества «Параскева - Пятница». Рис.2.
Обучающиеся моего объединения являются призерами республиканского конкурса авторских моделей и коллекций одежды «Кутюрье ХХI века».
Постоянное сотрудничество с городским музеем им В.В.Андрияшева, дает право ребятам организовывать свои персональные выставки на базе музея.
Ежегодные участники с творческими работами на республиканских праздниках «Тун Пайрам», «Уртун Тойы».
ЛИТЕРАТУРА:
-
Валерий Полежаев. Хакасия, судьбой нам дарованная… - Абакан. 2012г.
-
Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) - Екатеринбург. В.С.Безрукова. 2000.
-
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.,1990