Рабочая программа по предмету Технология профессионального успеха (10-11 класс)

Рабочая программа разработана для учащихся 10-11 классов, с учетом требований и включает следующие разделы: паспорт программы, пояснительную записку, программное содержание курса, список литературы. В программе указаны цели и задачи курса, рекомендуемые формы организации учебного процесса, тематический план, ожидаемые результаты, дидактическое обеспечение, краткое содержание каждой темы. Программа направлена на изучение основ трудовой и профессиональной деятельности старшеклассников, приобретени...
Раздел Технология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углублённым изучением

отдельных предметов» города Бийска




«Рассмотрено ШМО»
Руководитель

_______________________

«___» ___________ 2014 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

__________ Н.А.Иванникова

«____»____________2014 г.

«Утверждено»
Директор МБОУ «СОШ №12»

___________________ Я.Ф. Изаак

«____»____________2014 г.


Рабочая программа

по предмету ««Технология профессионального успеха»»

10 - 11 класс

на 2014-2015 учебный год



Разработчик:

Москвичёва Татьяна Юрьевна,

учитель технологии

высшей квалификационной категории




Принята на

педагогическом совете

Протокол № ___________

от «_____» «_______» 2014 г.


2014 - 2015 учебный год


г. Бийск

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии успеха составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48).

3. Учебного плана МБОУ «СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2014-2015 учебный год.

4. Авторской программы основного общего образования, по элективному курсу «Технология профессионального успеха» автора Т.Ю. Москвичевой, получившей рецензию АКИПКРО 19.10.2010 года.

Рабочая программа адресована учащимся 11В класса МБОУ «СОШ №12 с углублённым изучением отдельных предметов» города Бийска.

Основная концепция программы - состоит в оказании информационной, научно-методической, психолого-педагогической поддержки учащимся 10-11 класса в выборе профиля обучения, определении пути дальнейшего образования и профессионального роста, личностного самопознания и саморазвития. Основная идея курса "Технология профессионального успеха" заключается в реализации личностно-деятельностного подхода, направленного на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении, осмысливании версий своего профессионального будущего и возможных на данном этапе шагов по достижению профессионального успеха.

Рабочая программа представляет собой часть образовательной области технология и предназначена для учащихся 10-11 класса основной школы.

Курс ориентирован на выявление и развитие индивидуальных возможностей личности школьников, чему способствуют развивающие методики диагностики и самодиагностики по основным психологическим сферам личности (мотивационно-потребностная, интеллектуальная, характерологическая, коммуникативная, эмоционально-волевая, психофизиологическая), что позволяет соотнести образ «Я» с образом профессии в ходе выполнения профессиональных проб.

Курс содержит практико-ориентированные творческие задания, упражнения, способствующие выработке собственной позиции в ситуациях социального, профессионального и учебного самоопределения, становлению ответственного, субъектного отношения к собственному содержанию образования. Перед учащимся на фоне широкого спектра проблем социального выбора актуализируются вопросы его самореализации через выбор направления продолжения образования.

Курс призван помочь сориентирваться в сложном мире труда, соотнести свои личностные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия в условиях выполнения профессиональных проб.

Межпредметные связи реализуются за счет применения опорных знаний обучающихся, проведения интегрированных уроков и т.д.


Основные задачи программы:

  • сформировать навыки анализа своих возможностей и преодоления трудностей, навыки противостояния непредвиденным жизненным ситуациям;

  • оказать учащимся помощь в развитии желания работать над собой, постигать себя, видеть свои слабые и сильные стороны;

  • способствовать развитию интереса к самому себе, формированию собственной культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания;

  • ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

  • актуализация профессионального самопознания и самоопределения, изучение мотивационно-ценностной сферы личности школьника;

  • расширение знаний учащихся о своих профессиональных интересах, склонностях и возможностях;

  • формирование адекватной самооценки, составляющей "Образа "Я" и соотнесение его с образом профессии.

В условиях жесткого рынка каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению вида профессиональной деятельности, проявлять экономическую активность; уметь самореализоваться в иной плоскости общественных работ.

Курс ориентирован на выявление и развитие индивидуальных возможностей личности школьников, чему способствуют развивающие методики диагностики и самодиагностики по основным психологическим сферам личности (мотивационно-потребностная, интеллектуальная, характерологическая, коммуникативная, эмоционально-волевая, психофизиологическая), что позволяет соотнести образ «Я» с образом профессии в ходе выполнения профессиональных проб.

Основная идея курса "Твоя профессиональная карьера" заключается в реализации личностно-деятельностного подхода, направленного на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении, осмысливании версий своего профессионального будущего и возможных на данном этапе шагов по достижению профессионального успеха.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные модули:

10 класс

  • Океан профессий. Какие профессии Вас привлекают?

  • Познай себя.

  • Погружение в практику - лучший способ принятия верного решения.

  • Эвристическая контрольная.

11 класс

  • Деловое общение в жизнедеятельности человека.

  • Технология профессиональной деятельности.

  • Профессиональное самоопределение, реализация личности.

  • Творческий проект «Мои жизненные и профессиональные планы».

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса.

Общее количество учебных часов: 70 часов.

Сроки освоения программы: 2 года.

Объем учебного времени: 35 часов в год.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 час в неделю.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Критерии и нормы устного ответа

Оценка «5» ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.


Оценка «3» ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка «1» ставится, если ученик:

Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

Полностью не усвоил материал.







Общая характеристика учебного предмета

Курс включает теоретическую и практическую части.

В ходе изучения теоретической части курса школьники получают представление о богатстве внутреннего психологического мира человека и многообразии мира профессий, что обеспечивает им возможность непосредственно охарактеризовать Образ "Я" и составить личную программу профессионального самосовершенствования. Первый цикл тем, посвященный "секретам" выбора профессии, которые анализируются с точки зрения трех аспектов этого процесса: "хочу" (профессиональные намерения), "могу" (возможности личности), "надо" (социальные проблемы труда), помогающие учащимся познакомиться с требованиями к современному профессионалу в новых социально-экономических условиях.

Второй цикл - представлен темами, характеризующие признаки профессиональной деятельности для ознакомления учащихся с психологическими ресурсами личности (психофизиологические особенности, эмоциональные, волевые, интеллектуальные и коммуникативные качества) применительно к различным типам профессий. Завершает теоретическую часть курса цикл тем, с помощью которых школьники подводятся к осознанию неисчерпаемости человеческих ресурсов, к пониманию идеи самореализации для устройства своей будущей профессиональной карьеры.

Сформированность "Образа "Я" является одним из условий, обеспечивающим школьнику возможность адекватно соотнести себя с требованиями различных профессий и, соответственно, эффективно реализовать свой потенциал в будущей профессиональной деятельности.

Поэтому изучение учащимися собственного "Образа "Я" осуществляется параллельно с анализом мира труда и профессий и выполнением профессиональных проб, моделирующих профессиональную деятельность.

Знание мира профессий, способность школьников к анализу профессиональной деятельности достигается за счет предоставления им широкой информации об экономических, социальных, педагогических основах профессиоведения. Взаимообусловленность общего, особенного и единичного позволяет выделить уровни профессиональной деятельности.

Профессиональные пробы составляют практическую часть учебного курса, проводятся по пяти профессиональным сферам, включающим пять типов профессий: "Человек-природа", "Человек-техника", "Человек-знаковая система", "Человек-художественный образ".

В процессе профессиональных проб учащиеся получают опыт конкретной профессиональной деятельности и пытаются определить, соответствует ли её характер их предпочтениям, способностям и умениям.

Профессиональная проба рассматривается как средство актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьников. Профессиональные пробы осуществляются в следующих формах или их сочетании: серия последовательных имитационных (деловых) игр; творческие задания исследовательского характера (курсовой проект, реферат и др.); лечебно-профилактических, реабилитационных, воспитательных воздействий и многое другое.

Развитие индивидуальных возможностей личности достигается методами и формами преподавания курса - практическими. Это и общие - диалог; творчество (поиск своего варианта в решении производственной задачи); элементы тренинга; деловые игры; самооценка выполненной работы; работа с информационными источниками; защита проекта «Моя профессиональная карьера».

Профессиональный успех - это активное продвижение личности к достижению определенных позиции в обществе, своеобразное соединение жизненных и профессиональных ролей, выполняемых индивидом на различных этапах, циклах жизни. Это определенная модель жизненного успеха, карьеры. В ней отражаются основные ценности, признаваемые в данном обществе и в социальном сознании.


Методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративные (при изучении всех разделов курса).

  • Репродуктивные (при изучении всех разделов курса).

  • Проблемные (при изучении всех разделов курса).

  • Частично-поисковые (при выполнении практических работ).

  • Взаимообмена заданиями, взаимопередачи тем.



Формы обучения:

  • Обще-классные формы:

  • урок;

  • урок-игра;

  • мини-лекции и семинары с элементами дискуссий;

  • создание эвристических ситуаций;

  • практические занятия;

  • демонстрация и проведение методик с их последующим обсуждением;

  • самостоятельное выполнение отдельных заданий, связанных с обработкой литературных источников;

  • предпроектная работа, подготовка к выбору темы проекта и проектной деятельности.

  • зачетный урок.

  • Групповые формы обучения:

  • групповая работа в малых группах;

  • групповые творческие задания;

  • групповая практическая работа.

  • Индивидуальные формы работы в классе и дома:

  • письменные работы;

  • индивидуальные задания;

  • теоретические диктанты.


Описание места учебного предмета в учебном плане


Место предмета в учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение технологии на ступени основного общего образования отводится 70 часов из расчета 1 час в неделю с 10 по 11 класс (35 часа для 10 класса и 35 часа для 11 класса).






Предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

В результате изучения курса учащиеся 10 класса должны

знать:

- методы и способы определения своих творческих и профессиональных способностей;

- способы активной позиции на рынке труда, в процессе профессионального становления и адаптации на будущем рабочем месте.

- уровень развития своих профессиональных качеств;

- понятия о профессиях и профессиональной деятельности, сферы трудовой деятельности;

- правила выбора профессии, карьеры;

- значение правильного самоопределения для личности и общества;

- требования к составлению личного профессионального плана;

- понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

- понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;

- значение творческого потенциала человека, карьеры;

- возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.

уметь:

- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

- осуществлять самоанализ развития своей личности;

- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

- осуществлять самоанализ развития своей личности;

- анализировать информацию о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

- находить выход из всевозможных жизненных ситуаций;

- прогнозировать и оценивать свои и чужие поступки и поведение;

- развивать успешную личность для успешного профессионального роста.









Предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

В результате изучения курса учащиеся 11 класса должны

знать:




- понятия о профессиях и профессиональной деятельности, сферы трудовой деятельности;

- понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

- культуру организации делового общения;

- вербальные и невербальные сигналы общений;

- критерии эффективности имиджирования;

- причины деловых конфликтов и их предупреждение.

уметь:

- выдвигать деловые идеи;

- характеризовать отдельные виды предпринимательской деятельности;

- изучать конъюнктуру рынка.

- повышать эффективность своей деятельности через общение;

- ликвидировать последствия стресса (методом аутогенной тренировки)

- работать над формированием своего имиджа;

- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

- пользовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

- проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями;

- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.










Содержание тем учебного курса

Раздел учебного курса, кол-во часов

Элементы содержания

Формы контроля


10 класс (35 часов)


Общее число часов - 34 час. Резерв учебного времени - 1 час.


Раздел 1.

Океан профессий. Какие профессии Вас привлекают?

- 10 часов



  • Профессия и человек.

  • Профессиональный тип личности.

  • Пути получения профессии. Типы учебных заведений.

  • Профессиональный успех и здоровье.

Практические занятия


Раздел 2.

Познай себя.

- 12 часов



  • Интересы и склонности.

  • Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.

  • Каков Ваш характер?

  • Контроль поведения.

  • Ценности в жизни.

  • Чувства в нашей жизни.

  • Общительны ли Вы? Стиль общения.

Практические занятия


Раздел 3.

Погружение в практику - лучший способ принятия верного решения

- 12 часов



  • Где и как искать работу.

  • Жизненные трудности человека.

  • Самопознание личности.

  • Саморазвитие личности.

  • Примерьте будущую профессию.

  • Проект «Я и мой успех».


Практические занятия


Выполнение проекта


Раздел 4.

Эвристическая контрольная

- 1 час


  • При проведении эвристической контрольной проводиться практико-ориентированные опросы, разные по содержанию и сложности. Учащимся предлагается ответить на вопросы, заинтересовавшие их. Эти вопросы ориентированы на проверку образовательного потенциала школьников и их творческих способностей.



Итоговое занятие


11 класс (35 часов)


Общее число часов - 34 час.

Резерв учебного времени - 1 час.


Раздел учебного курса, кол-во часов

Элементы содержания

Формы контроля

Раздел 1.

Деловое общение в жизнедеятельности человека - 12 часов.

  • Вербальное (речевое) общение, его разновидности, средства организации слушателя.

  • Невербальное общение

  • Имидж и этикет современного человека.

  • Конфликтные ситуации делового общения.

  • Стресс. Последствия стресса

  • Эффективность делового общения.

Семинары

Практические занятия

Раздел 2.

Технология профессиональной деятельности - 10 часов.


  • Ценности профессиональной карьеры. Проблема ценностей и вопрос «кем быть».

  • Профессиональное становление и карьера.

  • Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности.

  • Творчество как процесс создания новых объектов.

  • Алгоритм решения изобретательных задач (АРИЗ).

  • Изобретения. Рационализаторские предложения.

Семинары

Практические занятия

Раздел 3.

Профессиональное самоопределение,

реализация личности

- 12 часов.


  • Духовное развитие личности.

  • Личный профессиональный план.

  • Основы профессионального самоопределения.

  • Оценка способности школьников к выбору профессии.

  • Человек среди людей.

  • Темперамент в профессиональном становлении личности.

  • Проект «Моя профессиональная карьера». Обоснование выбора темы проекта.

  • Человек в новых социально-экономических условиях.

  • Обоснование выбора специальности

  • Профессиональная проба.

  • Мотивы ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении.

  • Обоснование выбора учебного заведения.

  • Профессиональная проба, ее роль в профессиональном самоопределении.

  • Творческий проект «Мои жизненные и профессиональные планы».

Семинары

Практические занятия


Календарно-тематическое планирование в 10-х классах


№ п/п,

урок

Дата

Тема урока.


Элементы содержания

Практич. часть программы

Текущий и промежут. контроль


10Б

1. Раздел «Океан профессий. Какие профессии Вас привлекают?» (10 час)


1.1


1


Профессия и человек.

Профессия и человек.

Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий. Потребности и мотивы как условия активности личности.

Знакомство с дневником выбора профессий.

1.2



2


Мотивы выбора профессии.

Мотивы выбора профессии. Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Виды мотивов. Выявление ведущих мотивов деятельности. Условия их формирования. Классификация мотивов. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении и служебной карьере.

Диагностические процедуры. Анкета мотивов выбора профессии; вопросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности; методика исследования ценностных ориентаций.

1.3

1.4


3

4


Профессиональный тип личности.

Профессиональный тип личности. Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.

Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека.

Общее понятие о профессии, специальности, должности.

Личный профессиональный план.

Ответы на вопросы, какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий).

Заполнение анкеты оптанта

Практическая работа.

1.5

1.6


5

6


Пути получения профессии.

Пути получения профессии. Знакомство со средствами получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.

Цели труда и его результат. Характер труда. Культура труда. Процесс и условия труда. Предметы и средства труда.

Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда.

Практическая работа. Письменная работа на тему «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением.

1.7

1.8


7

8


Типы учебных заведений.

Типы учебных заведений.

Разделение труда. Социальные перемещения. Профессионализация. Специализация. Квалификация.

Использование справочников о ВУЗах на бумажных и электронных носителях и знакомство с официальными сайтами наиболее известных вузов страны. Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».

1.9

1.10


9

10



Профессиональный успех и здоровье.

Профессиональный успех и здоровье. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.

Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.


2. Раздел «Познай себя» (12 часов)


2.1


11


Интересы и склонности.

Интересы и склонности.

Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Интересы: познавательные и профессиональные. Профессиональные намерения.

Индивидуальные интересы.

Диагностические процедуры. Карта интересов. Карта склонностей.

Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.

Методы изучения личности.

2.2-

2.5


12

-15


Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. Способность быть внимательным. Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания.

Способность к запоминанию.

Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти.



Способность оперировать пространственными представлениями. Роль образов в процессе переработки информации. Значение способности строить в уме пространственные представления и оперировать ими для решения определенных профессиональных задач.

Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями. Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Основные типы связей.



Способность изменять способы интеллектуальной деятельности.

Психологическая характеристика ригидности (гибкости) интеллектуальной деятельности.

Познавательные «барьеры» в различных типах профессий, возможности их преодоления. Способность к ломке шаблонных связей как условие оригинальности интеллектуальной деятельности.

Методики «Перепутанные линии», «Отыскание чисел», «Корректурная проба».

Психотехнические игры «Муха», «Хромая обезьяна».

Методики «Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти).

Сравнительный анализ эффективности механического и смыслового запоминания; психотехнические игры «Бег ассоциаций», «Домино».

Диагностические процедуры. Методика «Сложение фигур».

Развивающие процедуры. Выполнение задания «Магическая фигура», методика «Кубики».

Диагностические процедуры. Методики «Выявление сущностных связей между понятиями», «Сложные ассоциации».

Развивающие процедуры. Методики «Способы использования предмета», «Невозможные ситуации», «Путешествие в прошлые и будущие состояния предмета».

Диагностические процедуры. Методика «Решение серии арифметических задач», работа с текстом, имеющим противоречие.

Развивающие процедуры. Решение задачи «9 точек», методика «Разрыв привычных связей».

2.6

2.7


16

17


Каков Ваш характер?

Каков Ваш характер? Сущность концепции «Я». «Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности.

«Хочу» - склонности, желания, интересы личности; «могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» -потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Правила выбора профессий.

Практическая работа. Составление «дерева» психологических качеств личности.

Тест «Творческий потенциал»

Диагностические процедуры. Методика «Кто я?».

2.8


18


Контроль поведения.

Контроль поведения. Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.

Диагностические процедуры. Вопросник «Какая у меня воля?».

Практическая работа. Выполнение упражнений по воспитанию воли.

2.9


19


Ценности в жизни.

Ценности в жизни. Мировоззрение человека и смыслы его деятельности. Частное и общее: от проблемы смысла труда к проблеме смысла жизни. Жизнь ради идеи, жизнь ради людей, жизнь ради себя. Ценности, ценностные отношения и ориентации. Ценностные ориентации подростков и их профессиональное будущее.

Диагностико - развивающие процедуры и самостоятельная работа.

Активизирующая методика «Как поживаешь» (индивидуальные приоритеты различных жизненных ценностей).

2.10


20


Чувства в нашей жизни.

Чувства в нашей жизни. Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).

Диагностические процедуры. Опросник «Беспокойство - тревога», методика «Незаконченные предложения».
Развивающие процедуры. Ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции. Общение.

2.11

2.12



21

22


Общительны ли Вы? Стиль общения

Общительны ли Вы? Стиль общения. Стили отношений с людьми. Формирование благоприятного нравственного климата в коллективе. Основные правила общения в коллективе.

Практическая работа. Деловое общение как форма межличностных отношений.

3. Раздел «Погружение в практику - лучший способ

принятия верного решения» (12 часов)


3.1

3.2


23

24


Где и как искать работу

Где и как искать работу. Понятие профпригодности. Степени профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии.

Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Специальные способности. Выявление и оценка уровня интеллектуального развития.

Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность.

Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование.

Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие предпринимательства.

Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы.

Занятость населения. Безработица.

Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП.

Развивающие процедуры. Деловая игра «Малое предприятие».
Практическая работа. Определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет.

3.3

3.4


25

26


Жизненные трудности человека

Жизненные трудности человека. Роль общения в различных ситуациях. Собеседование. Причины, последствия одиночества. Стресс. Причины стресса.

Практические занятия:

Навыки общения.

Позиция выигрыша.

Аутогенная тренировка «Живу без стресса».

3.5


27


Самопознание личности.

Самопознание личности. Понятие «самопознание». Развитие культуры общения с собеседниками. Умение и желание высказывать свое мнение. Умение слушать других.

Практические занятия:

1. Дневниковые записи и их значение в самопознании.

2. Я познаю себя, я познаю других, я сам (а) изменяюсь.

3. Я в мире людей. Люди, которые рядом.

3.6


27


Саморазвитие личности.

Саморазвитие личности. Необходимость определения жизненных целей и ориентиров. Характер. Сила характера, от чего она зависит? Потенциал личности. Потребности.

Практические занятия:

1. Можно ли научиться управлять собой.

2. Отрицательное и положительное самовнушение.

3.7


28


Самовоспитание личности.

Самовоспитание личности. Сущность и значение самовоспитания в жизни человека. Понятие самооценка, целеполагание, самоубеждение. В ситуации выбора.

Практические занятия:

1. Сущность самовоспитания и его результаты.

2. Самовоспитание и достижение жизненных целей.

3.8


29


Примерьте будущую профессию.

Примерьте будущую профессию. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.

Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.

Развивающие процедуры. Деловые игры «Биржа труда» (защита профессии), «Профконсультация».

Практическая работа. Анализ личного профессионального плана.

3.9

-3.11


30

-33



Проект «Я и мой успех».

Проект «Я и мой успех». Понятие - проект. Критерии и требования. Последовательность выполнения проекта.

Рецензирование проектов прошлых лет. Выбор темы. Защита проектов.

Защита проектов.

3.12


34


Контрольная работа

Контрольная работа. Проводятся практико-ориентированные опросы, разные по содержанию и сложности.

Учащимся предлагается ответить на вопросы, заинтересовавшие их. Эти вопросы ориентированы на проверку образовательного потенциала школьников и их творческих способностей.

Эвристическая контрольная.

Резерв времени

35





Повторение

Итого: 35 часов








Календарно-тематическое планирование в 11-х классах


№ п/п

Дата

Тема урока.


Элементы содержания

Практич. часть программы

Текущий и промежут. контроль


11Б

1. Раздел «Деловое общение в жизнедеятельности человека» (12 часов)


1.1-1.3



1

-3


Вербальное (речевое) и невербальное общение.

Вербальное и невербальное общение. Их разновидности, средства организации слушателя. Цели беседы, ее фазы и средства, позволяющие наиболее эффективно реализовать цель на каждой из ее фаз. Методика проведения переговоров, официальных и неофициальных бесед. Основные заповеди вербального общения. Критерии эффективности ведения деловых переговоров. Функции совещания, его особенности как формы делового общения. Структура публичного выступления и критерии его эффективности.

Эффективность создания обаятельного образа.

1.1.Невербальное общение и его результативность.

1.2.Внешний вид, интонация, жесты.

1.3. Оценка эффективности имиджа в общении.

1.4. Повышение действенности имиджа в общении.

Практические занятия:

1. Упражнения по культуре речи.

2. Составить и произнести поздравительное выступление - деловая игра.

3. Передача информации в невербальном общении - деловая игра.

Семинар 1

1.4

1.5




4

-5


Имидж и этикет современного человека

Имидж и этикет современного человека. Эффективность работы над имиджем руководителя. Критерии эффективности имиджирования. Внешний облик руководителя. Внутреннее содержание делового человека.

Воздействие на благородные мотивы людей в деловом общении. Проявление этикета в деловом общении. Деловая этика: телефонный разговор.

Этика общения и имидж личности.

1.1. Типология людей по их имиджу.

1.2. Социальные и нравственные характеристики, их взаимодействие в личности.

1.3. Язык делового человека. Культура речи.

Практические занятия:

1. Разбор психологических моментов в общении, проблемы выбора ситуации.

2. Уроки по культуре речи.

3. Составить и произнести спич - деловая игра.

4. Публичное выступление - деловая игра.

Семинар 2

1.6

-1.8



6

-8


Конфликтные ситуации делового общения.

Конфликтные ситуации делового общения. Понятие о конфликте. Конфликтные ситуации делового общения, их причины. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Прогнозирование, предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций.

Искусство спора, ведения переговоров и разрешение конфликтов.

1.1 Уровень конфликтности личности.

1.2. Конфликты и пути их преодоления.

1.3. Шесть правил «зоны выигрыша»

Семинар 3

1.9

-1.10


9

-10


Стресс. Последствия стресса

Стресс. Последствия стресса. Преодоление стрессовых последствий конфликта. Аутогенная тренировка.

Практические занятия:

1.Стрессоустойчивость личности - деловая игра, тренинг.

2. Аутогенная тренировка как средство самовоспитания - лечебно-оздоровительная программа.

1.11

1.12


11

-12


Эффективность делового общения.

Эффективность делового общения. Стратегия и тактика эффективного общения. Умение оценивать партнера и осуществлять деловое сотрудничество с ним. Правила эффективного слушания собеседника. Причины и факторы нерезультативного общения. Преодоление барьеров и психологических факторов неэффективного общения. Критерии эффективного делового общения.

Оценка эффективности делового общения.

1.1.Эффективность организации и проведения бесед, деловых переговоров.

1.2. Критерии эффективности публичных выступлений.

1.3. Этика общения как показатель эффективности делового взаимодействия.

Практическое занятие:

Эффективное слушание - деловая игра.

Семинар 4

2. Раздел «Технология профессиональной деятельности» (10 часов)

2.1


13


Ценности профессиональной карьеры.

Ценности профессиональной карьеры. Проблема ценностей и вопрос «кем быть». Жизненная карьера и профессиональная карьера. Профессия, профессиональная востребованность человека, профессиональная компетенция человека как ценность. Человеческие и профессиональные качества как ценность. Карьера как самостоятельная ценность. Увлеченность карьерой. Матричная карьера. Вертикальная и горизонтальная карьера.

Активизирующая методика «Кем быть?»

2.2

2.3


14

15


Профессиональное становление и карьера.

Профессиональное становление и карьера. Карьеризм. Карьера как средство достижения внепрофессиональных целей и стремления к внепрофессиональным ценностям. Позитивные и негативные стороны карьеризма. «Черная психология». Карьерный рост как социально одобряемая и социально неодобряемая ценность. Искусство быть лидером.

Диагностико-развивающие процедуры и самостоятельная работа.

Активизирующая методика, «Каким?»

Семинар 5

2.4


16


Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности.

Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности.

Предпринимательство в экономической структуре общества. Субъекты предпринимательства. Сущность, цели, задачи.

Основные факторы экономического развития. Предпринимательство как один из факторов экономического развития. Предпринимательство как стиль деятельности.

Предпринимательство как вид деятельности. Место и роль предпринимательства в рыночной экономике. История предпринимательства в России. Основные сферы предпринимательской деятельности. Производственное предпринимательство - основа стабильности и благосостояния государства.

Основные сферы предпринимательской деятельности: производство товаров и услуг, торговля, финансы.

Оценка своего потенциала предпринимателя.

2.5

2.6


17

18


Творчество как процесс создания новых объектов.

Творчество как процесс создания новых объектов. Развитие творческих способностей. Методы технического творчества.

Решение творческих задач.

Семинар 6

2.7

2.8


19

20


Алгоритм решения изобретательных задач (АРИЗ).

Алгоритм решения изобретательных задач (АРИЗ). Понятие АРИЗ. Техническое и физическое противоречие. Суть метода АРИЗ. Правила АРИЗ.

Практическое занятие: решение изобретательных задач.

2.9

2.10


21

22


Изобретения. Рационализаторские предложения.

Изобретения. Рационализаторские предложения. Понятие изобретения. Поиск патентной документации. Создание творческого проекта.

Практическое занятие: расчет себестоимости предпринимательского творческого проекта (бизнес - плана)


3. Раздел «Профессиональное самоопределение,

реализация личности» (12 часов)


3.1



23


Духовное развитие личности. Личный профессиональный план.

Духовное развитие личности. Личный профессиональный план. Самосовершенствование личности. Развитие интуици Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.

Проектирование профессионального плана и его коррекция с учетом рынка труда. Занятость и самозанятость.

Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.

Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования или трудоустройства.и. Работа над собой.

Практическая работа. Анализ личного профессионального плана.

Составление резюме.

3.2


24


Основы профессионального самоопределения.

Основы профессионального самоопределения.

Оценка способности школьников к выбору профессии. Общие основы оценки способности личности к выбору профессии.

Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности (профессиональных пробах).

Показатель соответствия выбранной профессии склонностям учащегося.

Практическая работа. Определение способности школьников к выбору профессии.

3.3


25


Человек среди людей.

Человек среди людей. Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений. Толерантность.

Диагностические процедуры. Вопросники «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений», «Эмпатия», «Познай себя».

Развивающие процедуры. Элементы социально-психо­логического тренинга (умение вести диалог, поведение в конф­ликтных ситуациях); разрешение проблемных ситуаций, связанных с вопросами нравственности. Составление деловых запросов и от­ветов, подготовка выступления на заданную тему, ор­ганизация переговоров и презентаций и др.

3.4


26


Темперамент в профессиональном становлении личности.

Темперамент в профессиональном становлении личности. Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.

Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе.

Сюжетно-ролевая игра «Про­явление темперамента в профессиональных ситуациях».

Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных си­туациях.

3.5



27


Проект «Моя профессиональная карьера».

Проект «Моя профессиональная карьера». Обоснование выбора темы проекта.

Значение выбора профессии в жизни человека и общества; актуальность темы; цель проекта; задачи проекта. План подготовки к профессиональной карьере.

Просмотр и обсуждение лучших проектов- презентаций прошлых лет.

3.6



28


Человек в новых социально-экономических условиях.

Человек в новых социально-экономических условиях. Принятие решения о профессиональном выборе и пути его реализации

Экономика: наука и хозяйство. Экономика как наука об ограниченных ресурсах и проблеме выбора. Структурная перестройка экономики. Экономическая среда. Рыночная и смешанная экономика. Экономические ресурсы: природные, производственные, трудовые.

Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление. Разгосударствление экономики. Приватизация. Хозяйственная инициатива. Коммерческий риск. Маркетинг. Менеджмент. Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции.

Сюжетно-ролевая игра «Пресс-конференция».

3.7



29


Обоснование выбора специальности.

Обоснование выбора специальности. Предполагаемая профессия, из истории профессии, ее формула, профессиограмма, психограмма, мотивы выбора профессии. Отрасли общественного производства и роль в экономике общества. Краткая характеристика ведущих отраслей производства. Перспективы изменения производства в связи с НТП и внедрением информационных технологий. Представление о внедрении рыночных отношений в различные отрасли народного хозяйства. Характеристика предприятий местного производства.

Рассмотрение проблемы охраны окружающей среды и пути ее решения с учетом местной производственной, социально-экономической ситуации.

3.8



30



Профессиональная проба.

Профессиональная проба.

Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. Выполнение профессиональной пробы. Подготовительный этап: обоснование выбора пробы, ее содержание, подготовительные материалы;

технологический этап: содержание и последовательность операций; заключительный этап: анализ и оценка пробы.

Практическое занятие: Профконсультация психолога в профессиональном самоопределении с учетом индивидуальных особенностей.

3.9


31


Профессиональная проба, ее роль в профессиональном самоопределении.

Профессиональная проба, ее роль в профессиональном самоопределении. Готовность к профессиональному самоопределению. Окончательное оформление проекта.

Карта самоконтроля готовности к выбору профессии.

Подведение итогов профессиональной пробы.

Семинар 7

3.10


32


Ценностные мотивы ориентации и их роль в профессиональном самоопределении.

Ценностные мотивы ориентации и их роль в профессиональном самоопределении. Жизненные планы, деятельность, карьера. Профессиональная пригодность.

Обоснование выбора учебного заведения.

Рассмотрение вариантов в случае непоступления. Пути получения профессии. Перспектива профессионального роста.

3.11

3.12


33

34


Творческий проект «Мои жизненные и профессиональные планы».

Творческий проект «Мои жизненные и профессиональные планы».

Оценка проекта. Защита творческого проекта.

Защита проекта перед аудиторией.


Резерв времени 1 час

35






Повторение

Итого: 35 часов


Проект-2

Семинаров-7










Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

I. Учебно-методический комплект

10 -11 класс

1. Технология профессионального успеха 10-11 кл. /Под ред. С.Н. Чистяковой - М.:

Просвещение, 2010

2. Технология. Трудовое обучение. 1-4 кл., 9-11 кл. /Под. ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко - М.: Просвещение, 2010.

II. Литература для учителя

Методические материалы и пособия

1. Арефьев И.П.Методические разработки занятий по разделу «Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение» // Школа и производство 1998, №1 с. 94.

2. Бударина А.В. и др. Основы предпринимательской деятельности: Кн. для учителя / А.В. Бударина, И.Б. Соловьева, А.Ф. Степина. - М.: Просвещение, 1998.

3. Зименкова Ф.Н. Технология. Справочное пособие для общеобразовательных школ. Трудовое обучение. - М.: Педагогическое Общество России, 2002.

4. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.

5. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. Поурочное планирование. - М.: Дрофа, 2002

6. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: Кн. Для учителя / С.Н. Чистякова, И.А. Умовская и др. Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И Шалавиной. - М.: Просвещение, 1997.

7. Мир профессий: в 6 т. - М.: Молодая гвардия, 1985 - 1989.

8. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. - Брянск: БГПИ, НМЦ «Технология», 2000

9. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии /Под ред.В.М. Казакевич. - М.: Дрофа, 2000

10. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по технологии /Под ред.В.М. Казакевич. - М.: Дрофа, 2002.

11. Преображенская Е.В. Основы предпринимательства. Домашняя экономика. Методические рекомендации к проведению практических занятий. - Саратов: Лицей, 2002.

12. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб: «Питер», 2000.

13. Сборник нормативно-методических материалов по технологии /Авт.-сост. Марченко А.В., Сасова И.А. и др. - М.: Вентана - Граф, 2002

14. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии (Материалы для специалиста образовательного учреждения). - СПб.: КАРО, 2003

15. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации. Книга для учителя. / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток и др. - М.: Просвещение,1986.

16. Худик В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте. - Киев, 1992.


Дополнительная литература:


1. Арефьев И.П. Профориентация учащихся в «Технологии» //Школа и производство. 2001 №2 с. 76, №3 с. 77.

2. Коломенский Я.Л. Человек: психология. - М.: Просвещение,1996.

3. Липсиц И.В. Экономика без тайн. - М.: Вита-Пресс, 1994.

4. Любимов Л.Л., Липсиц И.В. Основы экономики: Учебное пособие по курсу «Введение в обществознание» для 10 -11 классов. - М.: Просвещение,1994.

5. Махаева О.А. , Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. - М.: УЦ «Перспектива»,2002.

6. Мунтян А.В. Основы экономики и бизнеса. Программа курса. - Ижевск: ВКУиП, 1993.

7. Назимов И. Профессиональная ориентация между прошлым и будущим // Школа и производство. 1997. № 1. С.89.

8. Организация содержания трудовой и профессиональной подготовки старшеклассников на современном этапе. - М.: АПО, 1996.

9. Основы производства. Выбор профессии. В2 ч. Ч. 2. Выбор профессии / Е.А. Климов, С.Н. Чистякова. - М.: Просвещение,1987

10. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов / А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко и др.; Под ред. А.Д. Сазонова. - М.: Просвещение, 1988.

11. Райзберг Б.А. Экономика (начальный курс): региональный учебник для школ, лицеев и гимназий. - М.: АЗЪ, 1994

12. Ретивых М.В. Творческий проект «Моя профессиональная карьера» //Школа и производство 1999 №6 с. 28, 2003 №3 с. 24.

13. Сасова И.А. Экономическое образование в процессе трудовой подготовки. - М.: АПО, 1996.

14. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры. Учебник для учащихся 10-11 кл. - М.: Вентана-Граф,2000

15. Трегубова И.В. Помогаем выпускникам открыть свое дело. //Школа и производство. 1997. №1.С. 85.

16. Целевая программа «Профессиональное самоопределение учащихся в условиях сочинской школы на 2001-2002 гг.» /Сост. А.Ф. Мазник, Г.Н. Горобцова. - Сочи, 2002.

17. Чистякова С.Н. Социально-профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения //Школа и производство 2002г. №2 с. 75.

18. Эксперимент: Новое содержание общего образования: Примерные программы основного общего образования: Технология /Сост. А.А. Карачаев, В.М. Казакевич и др. - М.: Просвещение, 2003.

III. Литература для учащихся


1. Климов Е.А. Как выбирать профессию? - М.: Просвещение, 1991.

2. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. - М.: Дрофа, 2000

3. Мир профессий: в 6 т. - М.: Молодая гвардия, 1985 - 1989.

4. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учебное пособие для старших классов средней школы. - М.: Просвещение,1991.

5. Преображенская Е.В. Основы предпринимательства: Тетрадь с печатной основой. - Саратов: Лицей, 2002.

6. Симоненко В.Д. Технология - 10. Учебник для 10 кл. - М.: Вентана - Граф, 2002

7. Симоненко В.Д. Технология - 11. Учебник для 11 кл. - М.: Вентана - Граф, 2002

8. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-11кл. ОУ / М.С. Михальченко, А.В. Прудило и др.; Под ред. С.Н. Черняковой, Т.И. Шалавиной. - М.: Просвещение, 2003

IV. Технические средства обучения

  • Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  • Колонки (рабочее место учителя).

  • Проектор.


























VI. Лист внесения изменений и дополнений


Класс

Дата

Количество непроведённых уроков

Причина

Коррекция

Согласование с курирующим

завучем




























© 2010-2022