Рекомендации по проведению нестандартных типов уроков

Раздел Технология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н

Проведение уроков в игровой форме с использованием проблемных ситуаций позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому предмету и профессии в целом, выявить внутри и межпредметные связи, и интегрировать их в общие знания, закрепить навыки и умения. Этот метод активного обучения направлен на развитие поведенческих умений, как профессионального, так и социального характера, развития творчества, инициативы, самостоятельности. Способствует углублению, закреплению изучаемого материала, его совершенствованию, формирует практические умения и навыки.


естандартные типы уроков

Урок - деловая игра

Деловая игра как метод обучения - нормативная модель процесса деятельности. Учебная деловая игра - это вариативная игра. Динамично развивающаяся форма организации целенаправленного взаимодействия деятельности и общения всех участников при осуществлении педагогического руководства со стороны преподавателя. Сущность деловой игры во взаимосвязи имитационного моделирования и ролевого поведения участников игры в процессе решения ими типовых профессиональных и учебных задач достаточно высокого уровня проблемности.

Деловая игра раскрывает личностный потенциал обучающегося, свои возможности в отдельности и в совместной деятельности с другими участниками.

Обучающиеся - творцы профессиональных ситуаций и создатели собственно личности. Они решают задачи самоуправления, ищут пути и средства оптимизации профессионального общения, выявляют свои, недостатки и предпринимают меры по их устранению. Преподаватель в этом им помогает. Обучающиеся вживаются в роль специалиста, учатся преодолевать трудности вербального (словесного) и невербального (языка жестов) объединений. Деловая игра - технология групповой психотерапии.

Обучающиеся учатся преодолевать психологические барьеры в общении с различными людьми, совершенствовать качества своей личности: устранять те из них, которые препятствуют эффективному исполнению профессиональных функций, например: замкнутость, несдержанность и пр. Возможность для самоутверждения и саморазвития.

Преподаватель помогает обучающимся стать в игре тем, кем он может стать и показать ему самому его лучшие качества, которые могут раскрыться в динамике общения. Значение успеха в ролевой деятельности. Вера в свои силы и возможности. Деловая игра - динамичная система : «Преподаватель - учащийся», «учащийся- учащийся». Деловая игра - контролируемая система, т.к. процедура - игры готовится и корректируется преподавателем. Деловая игра в прогнозируемом режиме - преподаватель - наблюдатель и оценивает деятельность обучающиеся. Если действия деловой игры выходят за пределы прогнозируемого результата, превышают границы допуска - преподаватель корректирует направление игры. Деловая игра - саморегулируемая система. Общение преподавателя и обучающегося «по вертикали» - отношения в деловой игре складываются по «горизонтали». Преподаватель исключается из числа непосредственных партнеров, он уходит в среду зрителей. Это раскрепощает учащихся, они борются за профессиональное и интеллектуальное призвание в группе. Авторитет преподавателя в деловой игре (контакт с членами труппы).

Преподаватель вызывает доверие у обучающихся своими знаниями, педагогическим мастерством, человеческими качествами). Модульный принцип в организации деловой игры. В, каждом блоке свои задачи, цели и результаты. Деловая игра должна анализироваться преподавателем с различных позиций., чтобы деятельность учащихся не стала непредсказуемой и неуправляемой. Чем больше игровых вариантов, тем более идеальной будет модель.

Подготовительная работа. Прогноз. Проблемные ситуации. Многовариантный анализ хода и результата ролевых действий студентов. Выявление ошибок. Определение приемов, направленных на стабилизации и психологического режима занятия. Установка тенденции и закономерности развития деловой игры с учетом состава участников.

Операции при подготовке деловой игры

  1. Выбор темы и диагностика исходной ситуации. Темой м.б. любой раздел учебного курса. Желательно, чтобы учебный материал имел практический выход на профессиональную деятельность или на специальную учебную дисциплину.

  2. Формирование целей и задач. Учет темы и исходной ситуации. В одной ситуации, но с разными целями можно по-разному построить игру. Расставление акцентов и формулировка целей на каждом этапе или операции.

  3. Определение структуры. Структура определяется с учетом целей, задач,, темы, состава участников.

  4. Диагностика игровых качеств участников деловой игры. Действия преподавателя должны быть обращены к конкретному человеку или глубоко изученной группе людей. Необходима интенсивная работа преподавателя на стадии подготовки к занятию, выбора приёма обучения и их организации.

Анкетирование учащихся перед началом игры. Определение уровня претензий, поиск оптимального партнера и т.д.

5. Диагностика объективных обстоятельств. Где, как, когда, при каких условиях будет проходить игра. Деловая игра как инструмент обучения, «ветвь педагогики», ветвь «имитационного моделирования».

Деловая игра ставит учащегося в мнимую и условную ситуацию, требует выполнения мнимых (игровых) действий

В то же время учащийся остается в ситуации реального учебного процесса, выполняет реальные действия как и в других формах учебного процесса (анализирует, отбирает данные, ставит и решает задачи и т.д.)

Принципы конструирования деловой игры:


  • принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства;

  • принцип моделирования содержания и форм профессиональной деятельности;

  • принцип совместной деятельности;

  • принцип диалогического общения

  • принцип двуплановости;

  • принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развития в игровой деятельности

Игровая модель

Цель игры

Сценарий игры


Рекомендации по проведению нестандартных типов уроковРекомендации по проведению нестандартных типов уроковРекомендации по проведению нестандартных типов уроков

Конспект ролей и функций игроков

ролей и функций игроков

Предмет игрыРекомендации по проведению нестандартных типов уроковРекомендации по проведению нестандартных типов уроков

Содержание противоречия или конфликта

Правила игры

Рекомендации по проведению нестандартных типов уроковРекомендации по проведению нестандартных типов уроков

Система оценивания

Способ генерирования

событий в игре


Рекомендации по проведению нестандартных типов уроков

Рекомендации по проведению нестандартных типов уроков

Графическая модель и последовательность ролевого взаимодействия участников игры

ролей и функций игроков

Характер двухплановости


Рекомендации по проведению нестандартных типов уроковРекомендации по проведению нестандартных типов уроков

Тестовые технологии в оценки знаний обучающихся.

Контроль качества обучения - обязательный компонент учебного процесса. Контроль состоит в выявлении уровня знаний учащихся. На момент окончания обучения в средней школе уровень знаний должен соответствовать государственному стандарту. Один из приоритетных методов контроля - тестовый контроль.

Технология тестового контроля знаний возникла в результате поиска обьяктивных методов контроля и более дифиринцированной оценочной шкалы.

Тест (проба, испытание) - это стандартизованное задание, по результатом которого судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Тестовый контроль способствует рассмотрению достижений обучающихся в процессе продвижения от одного уровня усвоения материала к другому. Преимущества тестового контроля:

  • Объективность оценки, т.к. в тестовом контроле влияние субъективных факторов исключено:

  • Достоверность оценки и информации об объеме усвоенного материала и об уровне его условия:

  • Эффективность - можно одновременно тестировать большое число учащихся, причем проверка результатов производится гораздо легче и быстрее, чем при традиционном контроле:

  • Надежность - тестовая оценка однозначна и воспроизводима:

  • Дифференцирующая способность, т.к. в тестах содержатся задания различного уровня:

  • Индивидуальный подход в обучении - возможна индивидуальная проверка и самопроверка знаний обучающихся

  • Сравнимость результатов тестирования для разных групп обучающихся, обучаемым по разным программам, с использованием различных методов организационных форм обучения.

Уровни тестов.

В процессе усвоение материала обучаемым последовательно достигает четырех уровней, каждый из которых означает приобретение им определенного нового качества. При этом последующий уровень усвоение не может быть достигнут, если обучающийся не освоил предшествующий уровень.

- Первый уровень усвоения означает знакомство обучаемого с тем или иным явлением в
ряду ему подобных, узнавание явлений

- Второй уровень - это такие знания, с помощью которых обучаемый может
воспроизводить учебную информацию по памяти. Он излагает усвоенный материал без
опоры, не видя предмета обсуждения.

  • Третий уровень означает способность ученика решать типовые задачи, используя для этого усвоенные им в процессе обучения способы решения.

Четвертый уровень усвоения - уровень трансформации или уровень творчества. На этом этапе обучаемый способен творчески использовать полученные знания, умения и навыки в новых, нетипичных ситуациях. Разноуровневые тесты позволяют оценить качество усвоения учебного материала.



Модель развития элементов проектной деятельности в процессе работы над проектом

Рекомендации по проведению нестандартных типов уроков








Проектный метод наряду с самостоятельным учением способствует изучению выходящих за рамки профессии (специальности) профессиональных способностей и навыков (ключевые квалификации), необходимых на производстве. Необходимо прежде всего наличие твердо очерченной постановки задачи.

МЕТОД ПРОЕКТОВ.

Суть метода - стимулировать интерес обучаемых к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, в результате чего постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор в России больше не принималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Правда, элементы этого метода в школьной практике. Правда, элементы этого метода (как мы часто говорим) использовались и используется многими педагогами и сейчас, в том числе и учителями нашей школы. Выпуск стенгазет, бюллетеней, подготовка сообщений и рефератов на различные темы и другие виды коллективной или индивидуальной деятельности учащихся - это, по сути дела, тоже проектная деятельность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и

умений самостоятельно конструировать свои знания. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся индивидуальную или групповую.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; исследование влияния химических элементов и их соединений на живые организмы и т.д.)

  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

  3. Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта.

  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

  5. Выявление проблемы, предложение путей ее решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов (использование в ходе совместного исследования «мозгового штурма», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.).

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Тематика проектов может предлагаться как учителем, так и самими учащимися, ориентирующимися на собственные интересы. Тематика проектов может касаться каких-то теоретических вопросов академической программы, требующих углубления на данном этапе обучения, или относиться к какому-то практическому вопросу, требующему привлечения знаний не по одному предмету, а из разных областей, развития их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается интеграция знаний. Результаты выполненных проектов должны быть материальный (видеофильм, презентация, различные виды публикаций: буклеты, информационные бюллетени, газеты, в том числе и в компьютерном варианте, и т.д.).

Обучающимися можно предложить к окончанию периода изучения темы подготовить реферат или доклад, изготовить рекламный плакат, буклет, афишу или альбом с краткими текстами или рисунками, отражающими самое существенное в теме. Защита проекта может служить одной из форм итоговой аттестации. Таким образом, учебная деятельность школьников по предмету в течение всего учебного года нацелена на реализацию проектов.

Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.

Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала обучающихся. Учащиеся большим увлечением выполняют именно ту деятельность, которая выбрана ими самими. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процессе самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников.

ТИПЫ ПРОЕКТОВ

По своему содержанию, структуре, методам исследования, решению поставленных задач проекты могут быть:

- практико-ориентированными;

- литературно-творческим;

- естественно-научными;

- экологическими;

- культурологическими;

- спортивными;

- исследовательскими;

- приключенческими (игровыми);

- творческими;

- информационными.

Большинство из них требует тщательной проработки структуры проекта, определения целей, выявления актуальности, социальной значимости, продуманных методов.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление.

Вступая в эпоху перемен третьего тысячелетия, с обретением государственного суверенитета, постепенно меняются объективные и субъективные позиции общеобразовательной системы, которые требуют инновационных подходов и поисков от педагога. История развития лицея показывает, что изменяющиеся под влиянием требований жизни определяются новые цели и принципы обучения. Система образования в связи с этим должна чётко улавливать изменение требований общества к образованию и воспитанию подрастающего поколения и современно реагировать на них. Основная цель преподавания химии в лицее - развитие личностиобучающихся. Важная цель уроков химии - способствовать социализации вступающего в жизнь человека, т.е. самоопределению его как личности, пониманию им своего места в обществе.

Важная задача - воспитать гражданина страны, активного, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбы страны, патриота родной культуры. Проведение игровых уроков даёт возможность преподавателю применять богатый наглядный и дидактический материал. При нетрадиционном обучении обязательным является применение занимательного дидактического материала: кроссвордов, ребусов, головоломок, сканвордов, загадок, логических и аналитических задач и др., что позволяет привлечь внимание учащихся к уроку, развивать их интерес к предмету и получению знаний. При проведении нетрадиционных уроков стимулируется поисковая деятельность учащихся.

Проблемы образования фактически касаются каждого. Их значимость связана с тем, что именно в них отражена забота настоящего поколения не только о сегодняшнем состоянии, на и о будущем страны. И то, как дальновидно они ставятся и насколько прозорливо решаются сегодня, является показателем нравственной зрелости общества. Тем более что на фоне глобальных социально-экономических перемен в нашем обществе в последние десятилетия особую значимость приобретает задача сохранения и развития интеллектуального потенциала страны.





Нестандартные типы уроков


  • Р

    • урок творчества;

    • математический хоккей;

    • урок фантазирования;

    • урок-спектакль;

    • деловая игра;

    • смотр знаний;

    • урок-игра;

    • пресс-конференция;

    • урок-зачет;

    • урок открытых мыслей;

    • урок-соревнование;

    • пресс-конференция;

    • урок-брифинг;

    • актуальное интервью;

    • имитационно-ролевое

    • моделирование мышления учащихся;

    • урок - лекция:


    олевые игры;

  • исполнение сказочного сюжета;

  • круглый стол или конференция;

  • урок-состязание;

  • урок КВН;

  • урок взаимообучения;

  • викторина;

  • урок-восхождение;

  • следствие ведут знатоки;

  • урок-диалог;

  • аукцион знаний;

  • мозговая атака;

  • урок-диспут;

  • урок-турнир;

  • урок - эврика;

  • имитационно-ролевое моделирование;

  • волшебный конверт;

  • мРекомендации по проведению нестандартных типов уроководелирование мышления учащихся;

  • межпредметный интегрированный урок

  • ролевая деловая игра

  • урок-конкурс;

Рекомендации по проведению нестандартных типов уроков

• проблемная лекция; • лекция-консультация;

• лекция визуальная; • лекция-провокация;

•лекция вдвоем; •лекция-диалог,
•лекция-пресс-конференция;






Рекомендации по проведению нестандартных типов уроков

© 2010-2022