- Преподавателю
- Технология
- Статья Мотивация учебной деятельности учащихся студии моды «Стиль»
Статья Мотивация учебной деятельности учащихся студии моды «Стиль»
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иванова Л.И. |
Дата | 15.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Мотивация учебной деятельности
учащихся студии моды «Стиль»
Автор: Иванова Людмила Ивановна, педагог дополнительного образования. МБОУ ДОД ЦДТ. Республика Хакасия, г. Абакан
Тысячекратно цитируется применительно к образованию древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить учащихся за столы - парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации - освоения знаний не произойдет. Мотивация - это ключ к успеху в учебе. Мотивированный ребенок энергичен, с энтузиазмом учиться и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов.
Одной из важнейших компетенций, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности, является способность педагога превращать учебную задачу в личностно значимую цель для ребенка. Компетентный педагог умеет выявлять ведущие мотивы конкретного ученика и организовать учебный процесс с их учетом.
Для этого необходимо знать интересы, потребности и возможности конкретного ученика и учебные задачи ставить в соответствии с этими возможностями. Для качественной и эффективной педагогической деятельности, для повышения мотивации к учению воспитанников студии моды «Стиль» по авторской программе дополнительного образования детей «От стандарта к индивидуальности» (5-и годичный курс конструирования и моделирования одежды), предусмотрено использование в работе с учащимися старшей группы мотивационного тренинга «Самомаркетинг и самопрезентация». Составляющей этого тренинга является самоанализ, в котором воспитанники описывают себя, свое окружение и отношения, свои слабые и сильные стороны. Самостоятельно формулируют личные цели, связанные с усвоением материала, ставят творческие задачи, требующих применения полученных знаний и определяют средства, которые ведут к достижению целей. Здесь важно соотнести предлагаемый материал с личным опытом ученика. Если получаемая на занятиях информация опирается на имеющийся у ребенка опыт, и в то же время содержит новые, личностно осмысленные и обогащающие знания, то она сама начинает обладать мотивирующим потенциалом. В целом это создает активную установку на позитивное принятие учебной деятельности.
На первых занятиях в младших группах учащееся составляет индивидуальный творческий план ЗСС (задание самому себе), который служит ориентиром действия, как для ученика, так и для педагога.
Весь учебный процесс построен на возможностях и интересах воспитанников, где учебные действия отличаются гибкостью и мобильностью: нет детально разработанных проектов, диктующих воспитанникам жесткие рамки, есть возможность для импровизации и поиска нестандартных способов решения учебных задач. Ощущение свободы выбора, ощущение самостоятельности поиска - является главным источником учебной мотивации.
Личностно - ориентированный подход - это одна из ступеней для создания индивидуальной траектории развития способностей и творческой активности обучающегося, обеспечивающая мотивацию учебной деятельности.
Компетентность педагога заключается в умении:
-
Использовать знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности.
-
Выстраивать деятельность на занятии с учетом уровня развития учебной мотивации.
-
Владеть большим спектром материала и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета.
-
Уметь создать доброжелательную атмосферу на занятии.
Второй компетентностью, обеспечивающей позитивную мотивацию учения, является способность педагога обеспечить успех в деятельности учащихся, развивать стремлению к успеху, всячески поощряя даже самое маленькое достижение, не акцентирую внимание на неудачах. Успех, пришедший в начале выполнения какого-либо дела, несет в себе мотивационный заряд. Ученик, выполняя деятельность, и даже просто посещая образовательное учреждение, должен ожидать успеха. Педагогу важно уметь формировать у учащихся привычки и мысли, ведущие к успеху.
С этой целью в программе предусмотрено использование на занятиях моделирования одежды современных педагогических технологий, разнообразные методы интерактивного обучения: игровые технологии, компьютерные технологии, конкурсы, соревнования, викторины, КТД - коллективное творческое дело, где каждый ученик ощущает себя активным участником учебного процесса, от которого зависит результат. Начало каждого занятия ориентирует учащихся на готовность включиться в учебную деятельность, для чего актуализируются предыдущие достижения, и вызывается мотив на предстоящую деятельность. На завершающей стадии каждого занятия мотивация подкрепляется и усиливается за счет дифиринцированной оценки, с помощью которой необходимо показывать успехи и достижения. Даже самый незначительный успех ребенка компетентным педагогом отмечается как определенная победа и движение вперед. Общаясь с обучающимся, необходимо использовать позитивные утверждения, отказываясь от использования слов с частицей «не». Например, компетентный педагог говорит «хороший результата» или «достойный результат», вместо фраз «неплохой результата».
Учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация, использование однообразных методов и приемов, однообразные способы действий быстро вызывают скуку. Необходима смена видов деятельности и применение разнообразных приемов и методов мотивации, а также форм работы: от индивидуальной и парной, до - групповой и фронтальной.
Особое место в образовательной программе «От стандарта к индивидуальности» занимает метод проектов, без которого в проектировании одежды никак не обойтись. Обучающимися создаются разные творческие проекты: краткосрочные и годовые, индивидуальные и коллективные, и все они дают растущему человеку возможность проявить себя, позволяют поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, пережить ситуацию успеха, обучают и социализируют, дают возможность участия в творческом преобразовании социальной действительности.
Лучшие проекты учащиеся демонстрируют в виде презентаций в творческом коллективе, а так же на конкурсах разного уровня. Демонстрация успеха родителям, одноклассникам и всем окружающим обеспечивает позитивную мотивацию учения, повышает самооценку, происходит самоутверждение и уверенность в себе.
Третья компетентность, способствующая мотивации учебной деятельности - это компетентность в педагогическом оценивании. Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания учащимся своих достижений и недоработок. Чем чаще оценивается работа учащихся, тем больше желание он испытывает к процессу работы. Здесь важна и самооценка, и взаимооценка, и сравнение изделий с образцами, и просто похвала. С целью активизации познавательной деятельности учащихся, в программе заложены нетрадиционные методы диагностики знаний - тематические и диагностические игры, кроссворды, мини - конкурсы и мини - соревнования, а так же ребусы, карточки, тесты, викторины, компьютерные тесты.
В программе разработан механизм оценки творческой деятельности воспитанников. В процессе изучения учебных тем активные и творческие учащиеся получают жетоны и являются участниками конкурса на звание «Юный модельер». По окончании учебного года на итоговом традиционном празднике для учеников и родителей, который называется «Календарь событий и дел», объявляется победитель конкурса (набравший большее количество жетонов) и поощряется. На этом же празднике анализируется и оценивается работа каждого по ЗСС (задание самому себе) и детского коллектива в целом. Отмечаются все плюсы и минусы, намечаются основные этапы творческой работы на следующий учебный год. Учащимся вручаются поощрительные символы за личную творческую тетрадь, за художественно-творческую активность, за эстетическую воспитанность, за фантазию, ответственность, проявленные в творческой мастерской и на конкурсах театров мод.
В формировании мотивов учения значительную роль играют и словесные поощрения ученика: «ты на верном пути», «замечательно», «твои успехи все заметнее», «это интересно», «красивая мысль» и другие.
Нужно также говорить, что у каждого учащегося есть право на ошибку. Человек, который не делает ошибок, обычно вообще ничего не делает. Полезно рассказать о собственных ошибках - дети увидят, что они с педагогом не по разные стороны баррикад, и у них есть много общего.
Заинтересованность и мотивацию учащихся студии моды «Стиль», обеспечивает основная парадигма работы:
-
дать каждому ребенку проявить себя;
-
дать каждому ребенку возможность реализовать свои способности;
-
формировать ситуацию успеха, проживая которую ребенок обретает достоинство, уверенность и удовлетворенность жизнью.
-
создать комфортные условия для каждого ребенка.
Успех в деятельности учащихся обеспечивает концепция сотрудничества педагога и ученика, основанная на взаимодействии, взаимопомощи и взаимной ответственности, где педагогу предстоит «пережить» несколько ролей:
-
роль энтузиаста, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их на правильный путь к достижению цели, (эмоциональная реакция и заинтересованность самого педагога с огромной силой воздействует на ребенка);
-
роль специалиста, который компетентен в нескольких (но, не во всех!) областях;
-
роль консультанта, помощника, который обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь, который может организовать доступ к ресурсам;
-
роль руководителя, который может четко спланировать и реализовать учебный проект;
-
роль эксперта, который дает четкий анализ результатов работы.
При такой организации учебной деятельности происходит мотивация к самостоятельному получению теоретических знаний, которые незатухающим источником энергии переходят в практическую творческую деятельность учащихся. Мотивированные учащиеся ставят перед собой позитивные цели, активно ищут средства, мобилизуют свои ресурсы, испытывают при этом положительные эмоции и достигают успехов.
Список использованной литературы
-
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000
-
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1983
-
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 1986. // Методист, 2007, № 5
Интернет-ресурсы
-
bibliofond.ru›Мотивация учебной деятельности
-
sov.opredelim.com
6