Интегрированный урок-практикум Дизайн в оформлении печатных изданий

На занятиях в Тираспольском учебно-профориентационном центре мы уделяем огромное внимание всей цепочке полиграфического процесса – от разработки дизайна до оригинальной отделки печатного изделия. Каждый вид продукции имеет специфику изготовления, и без совместного труда дизайнеров, печатников и специалистов постпечатной обработки выпустить качественный продукт полиграфии просто невозможно. Поэтому темы по верстке и дизайну целесообразно проводить в виде нескольких интегрированных уроков между сп...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДИЗАЙН В ОФОРМЛЕНИИ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ


ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК-ПРАКТИКУМ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ

(СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОПЕРАТОР ЭВМ», «ПЕРЕПЛЕТЧИК»)

Дизайн - творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств печатных изделий.

Цель урока: формирование умений использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с разными видами графического дизайна полиграфических изданий. Познакомить с основными элементами календаря.

Развивающие: способствовать формированию творческого воображения, развивать познавательный интерес, вкус и чувство композиции.

Воспитательные: формирование эстетического вкуса, воспитание познавательного интереса к искусству дизайна

Межпредметные связи: литература, история, информационные технологии.

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: урок-практикум.

Методы обучения: 1) словесный - инструктаж, объяснение;

2) наглядный - презентация;

3) практический.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Продолжительность мероприятия: 45 мин.

Оснащение: раздаточный дидактический материал, выставка полиграфической продукции, мультимедиапроектор, компьютерный класс.

План урока:

1. Определение и характеристика основных видов полиграфических изданий и основных элементов книги.

2. Показ компьютерной презентации с последующим комментарием.

3. Изготовление календаря по оригинал-макетам, согласно разработанной инструкционно-технологической карте с использованием ИКТ-технологий.

ХОД УРОКА

Преподаватель: С момента своего появления, полиграфия прошла долгий путь развития и совершенствования. В наше время - это целая индустрия по производству печатной продукции. Современные типографии - мощные предприятия, оснащенные современным высокопроизводительным оборудованием и выпускающие самые различные печатные изделия.

Полиграфия в наше время уже не только процесс тиражирования печатных изделий. Развитие современного общества, конкуренция среди предприятий привели к возникновению новой разновидности полиграфии - рекламной полиграфии. Данный вид полиграфии предъявляет высокие требования к дизайну и оформлению печатных изделий. Современные рекламные каталоги, журналы, путеводители, книги, иллюстрированные издания по искусству - это настоящий сплав самых современных полиграфических технологий и творчества.

Нас окружает бескрайнее море полиграфических изданий - книги, журналы, красочные календари, почтовые марки и т.д. На улицах города вокруг нас афиши, вывески. Все это вместе - формы графического дизайна.

На предыдущих занятиях мы частично соприкасались с элементами дизайна при изучении тем «Декор и орнамент в печати», «Классификация и виды шрифтов».

А теперь ответьте на вопрос: Что же такое полиграфический дизайн, его использование и применение?

Учащиеся: Это разновидность графического дизайна, в задачи которого входит разработка материалов под печатную продукцию. Чаще всего готовым продуктом является бумажный носитель. Применение: массовая реклама, рекламная печатная продукция, многостраничная продукция, периодические издания.

Преподаватель: Основу дизайна составляет композиция.

Назовите основы композиции в конструктивных искусствах.

Учащиеся: Основы композиции в конструктивных искусствах формируются по следующим принципам:

1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции.

2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие.

3. Движение и статика.

4. Прямые линии и организация пространства.

5. Цвет - элемент композиционного пространства.

6. Буква - строка- шрифт. Искусство шрифта.

7. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

8. Многообразие форм графического дизайна.

Преподаватель: Все большую роль в производстве печатных изделий играет оригинальный дизайн и отделка печатных изделий. Огромное внимание уделяется качественному воспроизведению фотографий и иллюстраций.

Вы знаете, что на занятиях в МУПК мы уделяем огромное внимание всей цепочке полиграфического процесса - от разработки дизайна до оригинальной отделки печатного изделия. Каждый вид продукции имеет специфику изготовления, и без совместного труда дизайнеров, печатников и специалистов постпечатной обработки выпустить качественный продукт полиграфии просто невозможно.

Поэтому темы по верстке и дизайну целесообразно проводить в виде нескольких интегрированных уроков между специальностями оператор ЭВМ и основы переплетного дела, что позволяет качественно исполнять каждый этап изготовления печатного изделия и выпустить по-настоящему стильное издание полиграфии, которое вызывает желание взять его в руки, пролистать, рассмотреть.

Чтобы выпускать подобную полиграфию, мы стремимся успеть за временем - осваиваем новую технику, полиграфические технологии, компьютерные технологии, повышаем уровень квалификации наших учащихся.

В полиграфическом производстве используются различные виды отделки печатной продукции: тиснение фольгой, ламинирование, лакировка, перфорирование, высечка, биговка, заклепки. Многие их них можно применить при изготовлении различных видов календарей.

Оформление печатных изданий, в частности календаря, всегда индивидуально. Элементы календаря многочисленны, и каждый имеет специальное название.

Дизайн календаря начинается с создания макета.

Учащиеся: Свой замысел мы воплощаем в эскизных рисунках всего издания от обложки до последней страницы с помощью графических редакторов. Макетирование осуществляется в эскизно-обобщенном виде, где прямоугольники обозначают иллюстрации, а линии - текст. В этих эскизах важно достичь композиционного баланса масс. В процессе макетирования происходит поиск стиля.

Грамота макетирования в том, чтобы текст и иллюстрации располагались не «как попало», а в определенном композиционном порядке.

Один и тот же порядок, примененный несколько раз, называется модулем.

Благодаря применению модуля рождается композиционное единство и графический стиль календаря.

Преподаватель: В каких графических редакторах можно смакетировать различные виды календарей?

Учащиеся: Графические редакторы Photoshop, CorelDrow и др.

Преподаватель: Приступаем к практическому заданию.

По готовым оригинал-макетам, согласно разработанной инструкционно-технологической карте, начинаем изготовление карманного, перекидного, настольного и объемного календаря, соблюдая при этом инструкцию по технике безопасности со всеми видами оборудования и инструментами.

Процесс изготовления карманного календаря не очень сложен в исполнении с точки зрения полиграфического процесса

Карманные календари, как правило, делают с ламинацией и скругленными уголками, форматом 7х10 см. Карманный календарь потому так и называют, что он легко помещается в карман. Преимуществом изготовления карманных календарей с фирменной символикой, является то, что он используется в течение года, и будет напоминать Вашему клиенту о Вас.

Календари очень эффективный рекламный продукт, потому как используются целый год и Ваш квартальный, настольный или перекидной календарь, к примеру, в офисе ваших партнеров, могут увидеть многие.

Календарь-пирамидка - замечательный настольный сувенир. Он занимает немного места на столе, поэтому при удачном дизайне и с интересной послепечатной отделкой у такого календаря есть все шансы простоять на столах Ваших клиентов весь год. Замечательно выглядят пирамидки, сделанные из дизайнерского картона, металлизированных бумаг. С лакировкой и фольгированными элементами.

Стоимость дизайна и изготовления календаря-пирамидки рассчитывается индивидуально в зависимости от сложности графической концепции, тиража и сроков.

Замечательное многофункциональное решение для подарка Вашим партнерам и заказчикам. Календарь такого вида выполняет функцию антистресса, его хочется вертеть в руках, складывать и раскладывать. Он традиционно вызывает повышенный интерес.

Календарь на магните отрывной всегда с удовольствием забирают домой и вешают на холодильник. На отрывных листочках можно делать пометки в календарной сетке, поэтому такой календарь является не только симпатичным украшением холодильника, но и полезной вещью. В офисе такой календарь можно повесить на магнитную доску в переговорной.

Календарь настольный ретро представляет собой книгу с перелистывающимися страницами. Страницы скрепляются кольцами. Обложка может быть как из пластика, так и напоминать книгу с обложкой из картона, бархата, кожи. Такой календарь можно сделать очень интересным и полезным. Например, разместить там интересные истории, советы по тематике вашего бизнеса, кулинарные рецепты, отметить особенные для вас даты.

Ведь, безусловно, первое и нередко самое сильное впечатление на читателя производит внешний вид издания, его дизайн. Поэтому мастерство оформления издания имеет большое значение, особенно при наличии изданий, конкурирующих между собой.

Изготовление квартальных календарей производится методом скрепления календарных блоков с рекламными полями и постером металлической или пластиковой пружиной. Постер «квартальника» обычно ламинируется, а вверху, посередине, ставится пикколо, для того чтобы его можно было повесить на стену. Квартальный календарь отображает три месяца, как правило, прошедший, настоящий и будущий, что очень удобно для планирования бизнеса. Дата на квартальном календаре указывается с помощью специального курсора установленного на прозрачной ленте в виде небольшой передвижной рамочки.

Этапы изготовления перекидных календарей

Чтобы изготовить перекидной календарь в соответствии с индивидуальными особенностями компании и вашими личными пожеланиями, нужно тщательно проработать каждую деталь. Вот почему этот процесс осуществляется поэтапно:

1. Разработка оригинал-макета (основной этап изготовления перекидных календарей).

2. Допечатная подготовка (вывод пленок, изготовление матриц…).

3. Печать тиража (чаще всего, мы предлагаем изготовить перекидной календарь цифровым способом: при небольших и средних объемах продукции это наиболее оптимальный вариант).

4. Постпечатные работы (изготовление перекидных календарей - это творческий процесс, возможности которого в полной мере реализуются на заключительном этапе. Обрезка, тиснение, ламинирование, уф-лакирование, навивка пружин - все это придает готовому календарю законченный внешний вид и неповторимую выразительность).

Интегрированный урок-практикум Дизайн в оформлении печатных изданий


Художник-дизайнер компонует текст и иллюстрации по принципам симметрии или динамического равновесия.

В книге текст, в основном, печатается на белом фоне, а в журнале - на цветном, так как цветовая композиция делает их выразительнее. Важно, чтобы фон не был чересчур ярким и «не забивал текст», чтобы дисгармонией цветовых пятен не разрушать целостность разворота.

Практическое задание 1. Дизайн книги в графическом и/или текстовом редакторе.

Для этого необходимо:

1. Выбрать литературное произведение.

2. Выбрать эскизный проект-замысел с заданным стилем и компоновкой книги.

3. Распределить элементы книги по участникам проекта.

4. Выполнить макет обложки книги, титульного листа разворота.

Для выполнения задания выберите программу, в которой вам будет удобней работать.

Практическое задание 2. Дизайн и изготовление календаря.

Учащиеся должны разработать макеты различных видов календарей и изготовить их, используя полиграфическое оборудование учебного кабинета.

Подведение итогов урока.



© 2010-2022