Программа внеурочной деятельности Чудеса из теста

Программа внеурочной деятельности "Чудеса из теста" адресована учащимся 1-4 классов и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа способствует саморазвитию и развитию линости ребенка, его самоопределению, самовоспитанию  и самоутверждению, обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности в изучаемой области (лепка из теста), развитию коммуникативных компетентностей младших школьников в процессе со...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа внеурочной деятельности «Чудеса из теста»

I. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Чудеса из теста» адресована учащимся 1-4 классов и соответствует требованиям:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;

Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при внедрении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

Приказа Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373;

СанПиНа 2.4.2.2821-10. Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;

на основе Устава МБОУ «Калининская СОШ»;

локальных актов ОУ, регламентирующих порядок разработки, утверждения и реализации рабочей программы.

Данная программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской учебной программы «Технология» Куревиной О.А., Лутцевой Е.А.

Актуальность программы

Декоративное творчество, составной частью которого является лепка из соленого теста, относится к общекультурному направлению внеурочной деятельности. Оно наряду с другими видами искусства готовит учащихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, создает условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, что является базовым ориентиром федеральных образовательных стандартов.

Данный курс способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть.

Особую актуальность в такой многонациональной стране как Россия приобретает сбалансированный подход к воспитанию у детей уважения к истории, традициям своего народа и народов, населяющих нашу страну. Знакомство на занятиях курса с народным декоративно-прикладным творчеством России, других народов способствует формированию национального самосознания, взаимопроникновению культур, воспитывает чувство взаимопонимания между народами, формирует этническую толерантность.

Цель:

саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи:

  • формировать целостную картину мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

  • формировать мотивацию успеха и достижений, творческую самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

  • познакомить с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;

  • вооружить детей знаниями в изучаемой области (лепка из теста), выработать необходимые практические умения и навыки работы с соленым тестом;

  • развивать регулятивную структуру деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

  • формировать внутренний план деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

  • развивать коммуникативные компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.

II. Характеристика курса

В кружок принимаются все желающие дети 9-10 лет на основании заявлений родителей.

Количество учащихся в группе составляет 10-12 человек.

Занятия проводятся один раз в неделю (34 часа в год).

Содержание программы реализуется через учебные занятия, основным видом которых являются практические занятия, экскурсии и подготовку и проведение выставок работ учащихся. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально - логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

Методическая основа курса - системно-деятельностный подход, т.е. организация максимально творческой предметной деятельности детей. Репродуктивным остаётся только освоение новых технологических приёмов, конструктивных особенностей через специальные упражнения.

Каждое занятие является звеном системы уроков, связанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы.

Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках.

Логически выстроенная система занятий курса позволяет интегрировать материал с такими предметами, как окружающий мир, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство.

Программа способствует:

  • развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

  • помощи в самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни; формированию понятия о роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни;

  • освоению современного вида декоративно - прикладного творчества (лепка из соленого теста);

  • обучению практическим навыкам художественно - творческой деятельности, пониманию связи художественно - образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

  • созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы.

В курсе «Чудеса из теста» предусмотрены следующие виды работ:

  • простейшие наблюдения и исследования свойств материала (соленое тесто), способов его обработки;

  • моделирование, конструирование (по образцу, модели);

  • решение творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

  • простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей технологии изготовления изделия, подбор инструментов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии.

Уровень результатов работы по программе.

Результаты первого уровня.

В результате изучения курса учащиеся узнают о роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни, освоят практические навыки художественно - творческой деятельности (через теоретические и практические занятия в кружке, экскурсии в музей, на выставки декоративно - прикладного искусства, организацию выставок собственных работ).

Результаты второго уровня.

Формирование позитивного отношения школьников к занятиям декоративно - прикладным творчеством, приобретение опыта взаимодействия с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий (через участие в коллективной творческой работе на занятиях, участие школьных конкурсах и праздниках, организацию выставок собственных работ, участие в районных конкурсах и выставках).

Результаты третьего уровня.

Получение опыта самостоятельного общественного действия по привлечению сверстников к занятиям декоративно-прикладным искусством (через выступления на школьных и районных научно-практических конференциях, работу над проектами, организацию выставок собственных работ).

III. Место курса

Программа внеурочной деятельности «Чудеса из теста» составлена для учащихся 3 класса. На изучение курса отводится 34 ч (1 час в неделю).

Планируемые результаты.

Личностные:

  • объяснять свои чувства и ощущения от наблюдаемых образцов и предметов декоративно-прикладного творчества, объяснять своё отношение к поступкам одноклассников с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их;

  • самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).

Метапредметными результатами изучения курса «Чудеса из теста» является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;

  • учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

  • учиться планировать практическую деятельность на занятии;

  • с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

  • учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий ;

  • работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов, чертёжных инструментов);

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

  • проговаривать последовательность действий на занятии;

  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на рисунки;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на занятии, справочные пособия, научно-познавательную литературу, Интернет;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую - в изделия.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

  • договариваться сообща;

  • учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.

Предметные:

уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека;

понимать образную сущность искусства;

сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям;

выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;

создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.

IV. Основное содержание

Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов учащихся в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с соленым тестом и инструментами, знакомство с историей данного вида декоративно - прикладного искусства, изготовление простейших декоративно - художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.

Основные содержательные линии:

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.

Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов.

Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из различных источников), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).

Элементарная творческая и проектная деятельность (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение, защита проекта). Коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности: изделия, оформление праздников.

Самоконтроль в ходе работы.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материале (соленое тесто); практическое применение в жизни; происхождение материала и его свойства. Способы обработки материала для достижения различных декоративно-художественных эффектов.

Правила рационального и безопасного использования инструментов и приспособлений.

Подготовка материала к работе. Экономное расходование. Использование соответствующих способов обработки.

Инструменты и приспособления для обработки соленого теста (знание названий используемых инструментов), знание и соблюдение правил их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе: назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций, подбор материалов и инструментов; обработка материала с целью получения деталей, сборка, отделка изделия. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по шаблону, трафарету), обработка материала, сборка и соединение деталей, отделка изделия или его деталей (окрашивание, лакировка и т.д.).

Основные понятия:

1. Культурологические: эстетическое, эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.

2. Технико-технологические: однодетальное и многодетальное изделие, материал, инструмент, деталь изделия, шаблон, заготовка, разметка деталей, соединение деталей, отделка.

3. Художественно-изобразительные: изобразительный материал, инструмент, линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика.

Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и различными видами творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами республики Хакасия, другие культурные традиции хакасского народа

V. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Список литературы:

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского.-М.: Просвещение, 2010.-111с. - (Стандарты второго поколения).

  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2010. - 232 с. - (Стандарты второго поколения).

  3. Кискальт И. Солёное тесто. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2002.

  4. «Технология» («Прекрасное рядом с тобой»).2 класс О.А.Куревина, Е.А.Лутцева.-М.: Баласс, 2012.

  5. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. - М.: «Просвещение», 2000.

Технические средства обучения:

  1. компьютер;

  2. мультимедийная установка;

  3. проекционный экран.

Для обеспечения занятий необходимо:

  1. помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, по площади, рассчитанное на группу не менее 10-12 человек;

  2. расходные материалы: мука, соль, глина, краски (гуашь), карандаши, линейки, ластики, калька, рамки, ткань или бархатная бумага для фона панно, природные материалы (шишки, ветки, ракушки, семена растений), проволока, бусины, лак ПФ-283 или нитролаки НЦ, АК, скалка, валик, ситечко, чесноковыжималка, стеки;

  3. демонстрационный материал: альбом выставочных работ, готовые образцы изделий, репродукции картин, образцы рисунков.

Условия реализации программы

  1. Индивидуальное рабочее место, которое может при необходимости перемещаться - трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы.

  2. Простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов лак ПФ-283, скалка, ситечко, чесноковыжималка, формочки для выпечки, зубочистки, расческа, стеки, ножницы, пластмассовые стеки, линейка, дощечка для лепки, гуашь, кисти, подставка для кистей, коробочки для мелочи, ластики.

  3. Материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: мука, соль, калька, картон, ткань или бархатная бумага для фона панно, утилизированные и природные материалы (шишки, ветки, ракушки, семена растений), проволока, бусины.

  4. Специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к занятиям: коробки, укладки, подставки, папки и пр.

VII. Ожидаемые результаты

Личностные результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться:

  • объяснять свои чувства и ощущения от наблюдаемых образцов и предметов декоративно-прикладного творчества, объяснять своё отношение к поступкам одноклассников с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их;

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).


самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;


Предметные

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

  • готовить соленое тесто для изготовления изделий декоративно -прикладного творчества;

  • узнает свойства соленого теста; освоит основные приёмы работы с соленым тестом;

  • применять правила безопасной работы;

  • объяснить функциональное назначение приспособлений и инструментов для работы с соленым тестом;

  • выбирать инструменты и приспособления в соответствии с решаемой практической задачей наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

  • подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;

  • сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях.

  • добывать необходимую информацию из научно-популярной литературы, энциклопедий, Интернета;

  • анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;

  • определять основные конструктивные особенности изделий;

  • подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом;

  • соблюдать общие требования дизайна изделий;

  • планировать предстоящую практическую деятельность, осуществлять самоконтроль.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

  • определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;

  • совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

  • планировать практическую деятельность на занятии;

  • с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.


предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий;

использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций.


Познавательные:

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую - в изделия.

ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения


Коммуникативные:

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:



  • слушать и понимать речь других;

  • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

  • договариваться сообща;

  • учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.


донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста)


Система оценки планируемых результатов

Деятельность учащихся на занятиях курса «Чудеса из теста» двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных приёмов и операций и работы в целом.

Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Выставки могут быть:

однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

тематические - по итогом изучения разделов, тем;

итоговые - в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

В течение года проходят промежуточные выставки детских работ, персональные выставки обучающихся. Дети принимают участие как в классных, школьных, так и в районных выставках декоративно-прикладного творчества. А так же в итоговой выставке на творческом отчёте.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио - это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.







V. Тематическое планирование

2 класс

Сокращения, используемые в таблице: ЛР1-развитие любознательности; ЛР2-развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности; ЛР3-воспитание чувства справедливости, ответственности; ЛР4-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; ЛР5-развитие навыков сотрудничества со сверстниками; ЛР6-развитие наглядно-образного мышления и логики; ЛР7-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение различным явлениям природы; ЛР8- разыгрывать различные роли в соответствиями правила игры; ЛР9-формирование чувства патриотизма; ЛР10-формирование уважительного отношения к иному мнению; ЛР11-формирование нравственных ценностей, толерантности, правильности оценок событий, происходящих в окружающем мире, ЛР12 -принятие и освоение традиций, ценностей социальной и духовной жизни страны.

Тема

Содержание

Характеристика основных видов деятельности

Планируемые результаты

Раздел 1.Вначале была лепешка.

Приемы работы с соленым тестом (8 ч)

1

Вводное занятие. Чему будем учиться на занятиях. Правила техники безопасности.

Материалы и инструменты.

Правила поведения. Организация рабочего места.

План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы с соленым тестом.

Правила безопасного труда.

Историческая справка о соленом тесте. Свойства соленого теста.

Материалы и приспособления, применяемые при работе с соленым тестом.

Приготовление соленого теста из пшеничной и ржаной муки. Окрашивание теста.

Сушка изделий.

Раскрашивание изделий. Лакировка.

Знакомство с приёмами работы Деление на части (откручиваем, отщипываем, разрезаем и надрезаем стекой, формуем с помощью формочек). Создание формы (раскатываем в ладонях и на столе, сплющиваем, вдавливаем, вытягиваем, и т. д.). Соединение деталей изделий из соленого теста.

Элементы цветоведения (7 цветов радуги, холодные, тёплые цвета).

Способы и приемы работы с использованием вырезанной формы (формочки для теста). Способы обработки изделий из теста подручными средствами (с помощью расчески, чайного ситечка, чесноковыжималки).

Приемы создания отпечатков на тесте. Рельефные углубления, выполненные с помощью пуговиц, колосков.

Способы изготовления листьев и цветов из соленого теста.

Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах.

Украшения. Символика украшений. Украшения, выполненные хакасскими мастерами.

Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края.

Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.

Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;

работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми).

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Оценивать результат деятельности:

проверять изделие, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.

Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено.

ЛР1, ЛР2, ЛР5

2

Исторический экскурс. Вначале была лепешка.

ЛР12

3

Приготовление соленого теста. Приемы работы с соленым тестом.

ЛР2, ЛР5

4

Вырезанные формы.

Обработка подручными средствами.

ЛР6, ЛР7, ЛР5

5

Обработка изделий из теста подручными средствами.

ЛР6, ЛР7, ЛР5

6

Отпечатки на тесте.

ЛР6, ЛР7, ЛР5

7

Изготовление листьев и цветов.

ЛР1, ЛР4, ЛР7

8

Изготовление цветов из соленого теста. Розы, каллы.

ЛР1, ЛР4, ЛР7

Раздел 2. Сувениры (11 ч)

9

Изготовление веночка. Лепка деталей.

Сувениры. Символика сувениров.

Сувениры, выполненные хакасскими мастерами.

Знакомство с симметрией.

Понятие симметрия, ассиметрия.

Плоские работы по шаблонам. Необходимые инструменты и приспособления. Порядок выполнения работы с помощью шаблона.

Приёмы лепки из соленого теста, используемые для изготовления изделий. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов изделий. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Украшения, сувениры. Символика украшений, сувениров. Украшения, выполненные хакасскими мастерами.


Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактура, форма и др.), технологические свойства - способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка), приёмы работы приспособлениями и инструментами.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла поставленной задачи.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке

Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (использовать научно-познавательную литературу, информационно-компьютерные технологии).

ЛР 12, ЛР5, ЛР6

10

Изготовление веночка. Отделка изделия. Лакировка.

ЛР 12, ЛР5, ЛР6

11

Изготовление сердечка. Лепка деталей.

ЛР1, ЛР», ЛР6, ЛР10

12

Изготовление сердечка. Раскрашивание. Лакировка изделия.

ЛР1, ЛР», ЛР6, ЛР10

13

Подкова на счастье. Лепка.

ЛР1, ЛР5, ЛР7, ЛР12

14

Подкова на счастье. Раскрашивание. Лакировка изделия.

Р.к. Сувениры хакасских мастеров.

ЛР1, ЛР5, ЛР7, ЛР12

15

Вырезание по шаблону. Птичка. Лепка деталей.

ЛР2,ЛР1, ЛР6,ЛР11

16

Птичка (продолжение). Отделка изделия. Лакировка.

ЛР2,ЛР1, ЛР6,ЛР11

17

Рождественские украшения. Подвеска «Ангел». Лепка.

ЛР1,ЛР11, ЛР12

18

Подвеска «Ангел». Раскрашивание. Покрытие золотой краской.

ЛР6, ЛР7

19

Организация выставки работ учащихся.

Организация выставки работ учащихся.

ЛР3, Лр5

Раздел 3. Рельефное изображение (6 ч).

20

Коллективная работа. Панно «Овечки на лугу». Овечки. Лепка деталей.

Знакомство с жанром ИЗО - пейзаж.

Понятие рельеф, рельефное изображение.

Создание сюжета в полуобъеме.

Панно. Технология создания панно. Выполнение отдельных элементов панно. Сборка изделий. Составление композиции. Подготовка основы декоративного панно. Прикрепление элементов композиции к основе.

Использование работ в интерьере.

Анализ образца. Совместное с учащимися определение последовательности действий для создания панно.

Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

Приёмы лепки из соленого теста, используемые для изготовления изделий. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов изделий. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Формирование композиционных навыков.

Создание композиции из отдельных деталей с использованием имеющихся умений и навыков работы с соленым тестом.

Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт детей. Реализация выразительного, яркого образа.


Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

Исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее

целесообразные способы решения задан прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы.

Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения.

Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.

Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (использовать научно-познавательную литературу, информационно-компьютерные технологии).

Работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми).




ЛР1, Лр5, ЛР6, ЛР7, ЛР10,

21

Коллективная работа. Панно «Овечки на лугу» (продолжение). Деревья. Лепка деталей.

22

Коллективная работа. Панно «Овечки на лугу» (продолжение). Заборчик, трава. Лепка деталей.

23

Коллективная работа. Панно «Овечки на лугу» (окончание). Составление композиции.

24

Коллективная работа. Панно «Овечки на лугу» (окончание). Составление композиции. Лакировка изделия

25

Организация выставки работ учащихся.

Организация выставки работ учащихся.

ЛР3, Лр5

Раздел 4. Объемная композиция (9 ч)

26

Объемная композиция «Булочная». Изготовление деталей: буханки хлеба, батона.

Общие понятия построения объемно-пространственной композиции.

Понятия: ритм, симметрия, ассиметрия.

Анализ образца. Совместное с учащимися определение последовательности действий для создания объемно-пространственной композиции.

Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

Приёмы лепки из соленого теста, используемые для изготовления изделий. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов изделий.

Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Формирование композиционных навыков.

Создание композиции из отдельных деталей с использованием имеющихся умений и навыков работы с соленым тестом.

Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт детей. Реализация выразительного, яркого образа.

Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

Исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее

целесообразные способы решения заданий прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы.

Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения.

Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.

Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (использовать научно-познавательную литературу, информационно-компьютерные технологии).

Работа в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми).




ЛР1, Лр5, ЛР6, ЛР7, ЛР10, ЛР8

27

Объемная композиция «Булочная». Изготовление деталей: кренделя, круассана, батона.

28

Объемная композиция «Булочная». Изготовление деталей интерьера булочной.

29

Объемная композиция «Булочная». Продавец. Лепка деталей.

30

Объемная композиция «Булочная». Продавец. Раскрашивание. Лакировка.

31

Объемная композиция «Булочная». Составление композиции.

32

Организация выставки работ учащихся.

Организация выставки работ учащихся.

ЛР3, Лр5

33

Р.К. Изделия декоративно-прикладного творчества хакасских мастеров.

Знакомство с изделиями декоративно-прикладного творчества хакасских мастеров.

ЛР1, ЛР12, ЛР10

34

Экскурсия на выставку декоративно-прикладного искусства.

ЛР1, ЛР4, ЛР12, ЛР10














































































































































































© 2010-2022